Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иррационалистическая программа западной философии второй половины 19 – начала 20 века. Философия жизни и психоаналитическая философия.
Философия конца XIX – ХХ в. включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ, концепций. В ней представлены как образы классического типа философии, так и неклассического. Классическая западная философия была ориентирована на познание природы и общества с целью их разумного преобразования. Ей был присущ культ разума, выражающийся в обосновании разумности мира и несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума в достижении высочайшего уровня развития человека, установления справедливого общественного устройства. Однако социокультурные процессы конца XIX – нач. ХХ в. (гражданская война, террор, революционные события) выявили глубокие противоречия в идеях классической философии. Общество, основанное на «принципах разума», на практике оказалось неразумным и нечеловечным. Философы обращают свой взгляд к сфере иррационального. Иррациональное – это лежащее за пределами постигаемого разумом, не доступное постижению в рамках логического мышления. Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) противопоставили противоположный – мир неразумен, человеком управляет не разум, а сильная воля, инстинкт страха и отчаяния, история иррациональна. В ХХ в. выдвигается целый ряд новых идей, концепций, смело конкурирующих с основными установками классической философской традиции. Это и идея уникальности отдельного человека, способного переделать не только природу и общество, но и самого себя; связи рациональных и иррациональных факторов детерминации поведения человека. В социальной философии формулируются идеи «технотронного», «постиндустриального» общества. С середины 50-х гг. в связи с бурным развитием науки и техники актуализируются проблемы дальнейшей перспективы развития человечества, разрешения катастрофического противоречия между природой и обществом. Для того чтобы разобраться в калейдоскопе систем и учений, мы выделим для изучения три основные тенденции: 1. Сциентистская тенденция связана со стремлением превратить философию в специальную науку и освободиться от вопросов мировоззренческого порядка. Представлена различными формами аналитической философии, позитивистской и постпозитивистской, технократическими концепциями. 2. Иррационалистическая или антисциентистская тенденция (исходит из того, что наука подавляет иные, вненаучные формы сознания и познания, игнорируя негативные социальные и природные процессы). Представленная философией жизни, экзистенциальной, психоаналитической философией. 3. Умозрительно-метафизическая тенденция связана с представлениями о философии как «абсолютной науке», выявляющей глубинные основания бытия и познания. Считается, что философия развертывает свое содержание независимо от фактов и законов специальных наук. (Неотомизм, персонализм, неопротестантизм). В ХХ веке иррационализм превратился в доминирующую тенденцию западной философии. Предметом внимания становятся нерациональные формы духовного опыта, элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения). Особенно ярко иррационалистические тенденции проявились в «философии жизни», экзистенциальной философии и психоаналитической философии. Теоретическим источником «философии жизни» является философская концепция А. Шопенгауэра (1788 – 1860 гг.). Книга «Мир как воля и представления». В основе мирового процесса, по его мнению, лежит феномен воли. Утверждается примат воли по отношению к разуму. Воля, т. е. мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность, результаты разумного познания. По Шопенгауэру воля независима от контроля со стороны разума, это абсолютное хотение, которое не имеет ни причин, ни основания. Воля – первоначало и абсолют. Ф. Ницше (1844 – 1900) («По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»), испытывавший сильное увлечение идеями Шопенгауэра, также в центр своей философии помещает волю – «волю к власти». «Жизнь» - у Ницше - вечное движение, становление, постоянное течение. У становления по Ницше нет цели, единства, его нельзя оценивать, как истинное или ложное, доброе или злое. Все процессы как физической, так и духовной жизни предстают как различные модификации воли к власти, могуществу. Воля к власти не только определяющий стимул деятельности человека, у Ницше это суть жизни как таковой. «Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом? » - спрашивает Ницше и отвечает: «Из-за власти! ». В этике Ницше выступает как нигилист, как критик христианской морали, поскольку виновницей искажения нравственных ценностей является христианская мораль. Именно христианство, считал Ницше, породило сознание раба – это сознание, подчиненное долгу, традиции, морали. Выступая противником христианства, Ницше назвал свое учение антихристианским, а себя – Антихристом. Любая мораль играет разлагающую роль, поскольку она основана на послушании. Ницше отвергает коллективистские принципы устройства общества. В социалистических идеях Ницше видел угрозу индивидуальности человека и предсказывал гибель, истребление и падение человека. Ницше развивает элитарную концепцию высшей касты – власть немногих людей над большинством – «посредственностью». Отсюда и его известный образ «сверхчеловека» – это образ сильной личности, одержимой волей к власти. Это образ человека, преодолевшего нынешний мир, человека вне всяких моральных норм. Сверхчеловек – человек будущего. Сверхчеловек, по сути дела, занимает у Ницше место Бога. « Бог умер, мы его убили » – возвещает Ницше устами Заратустры. Человечество в целом должно быть призвано служить средством реализации целей великих личностей. В культурно-историческом процессе царствует один закон: закон борьбы за существование, за выживание. В жизни побеждает сильный. Восставать против закона естественного отбора – нарушать корень жизни. Идеи Ницше оказали влияние на последующее развитие всей европейской философии. Несомненная заслуга в исследовании различных форм психики принадлежит З. Фрейду и всей его школе (психоанализ). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.) – австрийский психолог, невропатолог, основатель психоанализа. Психоанализ опирается на гипотезу о существовании бессознательного, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но, тем не менее, реальнозначимая и отличающаяся от процессов сферы сознания. Фрейд в своей знаменитой работе «Я и ОНО» (1923) развертывает структурную концепцию психики, выводящую психическую динамику из взаимодействия трех начал – Я, ОНО, СВЕРХ-Я». Бессознательное ОНО – это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов» – здесь происходят скрытые душевные движения, безотчетные влечения человека. Сознательное Я – посредник между ОНО и внешним миром. Задачей сознательного Я является удовлетворение импульсов ОНО, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит сверх-Я. Сверх-Я может выступать в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге Я оказывается в тисках многообразных противоречий, подвержено угрозе: со стороны внешнего мира, вожделений ОНО и строгости сверх-Я. И, как говорит Фрейд «несчастное Я » не является господином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Человек руководствуется в жизни двумя принципами: 1. «принцип удовольствия» (это когда бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия). 2. «принцип реальности» (корректирующий ход протекания психических процессов в соответствии с требованиями окружения). Разрешение внутренних конфликтов должно достигаться путем сознательного овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией. Бессознательное подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность разумного Я – принципу реальности. Взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, психологию, первой половины ХХ века. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы