Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 12. Философские взгляды Л. Фейербаха



 

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха и его значение для развития философской мысли.

2. Гносеологические идеи Фейербаха.

3. Этика Л. Фейербаха.

 

Методические рекомендации к выполнению

Плеяду немецких классических философов завершает выдающийся материалист XIX века - Людвиг Фейербах. Исследуя творчество немецкого мыслителя, следует раскрыть сущность антропологического материа­лизма Л. Фейербаха как принципиально нового подхода к проблеме человека, подчеркнув при этом его ограниченность и противоречивость, выраженную в недооценке как диалектического метода Г. Гегеля, так и социальных факторов в развитии человеческой личности. Важно при этом отметить огромное влияние на развитие атеистического мировоззрения его книги " Сущность христианства", где он не только анализирует причины возникновения религии, но четко определяет сущность понятия «бог». Бог, по Фейербаху, это совокупность лучших человеческих качеств, возведенных в абсолют, это идеальная абстракция, к которой стремится человек, что дало право Л. Фейербаху утверждать, что не бог создал человека, а человек создал бога по образу и подобию своему. 

При рассмотрении второго вопроса, следует подчеркнуть, что в основе  этических воззрений Л. Фейербаха находится любовь. Объект познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, поэтому первый объект для человека – это другой человек - «Ты», «Я» и «Ты» неразделимые составляющие человеческого бытия и познания. «Я и Ты» - основа нравственно-этической концепции Л. Фейербаха, при помощи которой он попытался обосновать «новую религию», « новую философию».

В завершении данной темы необходимо сделать вывод о том, что, несмотря на огромный вклад немецкой классической философии в реше­ние первостепенных философских проблем - онтологических, гносеологи­ческих, аксиологических - в целом она носила непоследовательный, про­тиворечивый характер и не смогла окончательно преодолеть свою идеалистическую направленность, о чем свидетельствует и творчество Л.Фейербаха.

 

Основные понятия

Антропологический материализм Фейербаха – квинтэссенция материалистической концепции Л. Фейербаха, согласно которой человек представляет собой высшее создание природы, возникшее без участия божественной сущности.

 

Источники

Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955. – Т.1, 2.

Фейербах, Л. История философии: Собрание произведений: пер. с нем. В 3 т. Т. 1 / Л. Фейербах. - М.: Мысль, 1967. - 544 с. - (Философское наследие).

 

Дополнительная литература

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс]: Учебники — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М.: Издательство " Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

История философии. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск: " Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/74620

Личность в хронотопе: кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск: изд-во МГТУ, 2015. – 278с.

Васильев, В.А. Л. Фейербах о благе и добродетели / В.А. Васильев //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 2. – С.173-188.

Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.: ил. - (Библиотека истории и культуры).

Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ- начала Х1Х века / В.Н. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.

Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. –М., 1990. 

Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. Т. 2.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фи­лософии // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21.

 

ТЕМА 13. Возникновение и развитие марксиской философии

 

1. Формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса: диалектический и исторический материализм.

2. Социально-политическая доктрина марксизма.

3. Вклад марксизма в развитие теории познания

Методические рекомендации к выполнению

Марксизм представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, которая вобрала в себя все передовые идеи своею времени, создав на их основе своеобразный синтез философско-экономических и социально-политических учений. В данной теме необходимо рассмотреть социально-политические и естественно-научные предпосылки возникновения марксизма, подчеркнуть яркую диалектико-материалистическую направленность их мировоззрения.

 Изучив три составляющих блока марксизма - философское учение, экономическую теорию и социально-политическую доктрину необходимо отметить их ярко выраженную социальную направленность, не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Особо следует осветить вклад Ф. Энгельса в разработку основного вопроса философии, в изучение диалектики природы, в формирование фи­лософской картины мира, а также его активную позицию против догматизации и вульгаризации марксизма. Особо следует подчеркнуть гносеологический оптимизм марксистской философии, ее вклад в решение гносеологических проблем, в определении абсолютной и относительной истины, проблемы соотношения бытия и сознания, в осмысление сознания как высшей формы отражения высокоразвитой материи. В работе необходимо подчеркнуть сущность диалектического и исторического материализма, разработанного в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, указав на принципиальное отличие от предыдущих видов материалистических учений. 

При рассмотрении второго вопроса, следует проанализировать учение К. Маркса о способе производства, как основополагающем факторе развития общества. Философия истории марксизма базируется на учении об общественно-экономических формациях, поэтому Вам надлежит четко разобраться в таких понятиях как базис, надстройка, формации.

 Социально-экономическое развитие общества логично переросло в теорию классов и классовой борьбы, причиной которой являются острые социальные противоречия. При этом необходимо подчеркнуть важность проблемы о роли народных масс и личности в истории и указать на то, что именно марксизм впервые выработал тезис об определяющей роли народных масс в истории. В завершении работы следует отметить слабые стороны марксизма, осветить противоречивый характер его социально-политической доктрины.

 

Основные понятия

Базис и надстройка – основные элементы общественно-экономической формации, где базис является совокупностью господствующих экономических отношений, определяет экономическую структуру, экономический строй общества; надстройка включает в себя социально-политические, идеологические, правовые институты и учреждения, господствующие в обществе.                                                                              

Диалектический материализм – философское учение марксизма, утверждающее внутреннее единство материализма и диалектики, рассматривающее мир как закономерное развитие материи, которая первична, несотворима и неуничтожима; сознание есть высшая форма высокоразвитой материи.

Исторический материализм – социально-политическое учение марксизма, в котором впервые метод материалистической диалектики был применен к трактовке общественного развития, к объективному пониманию истории, которая представляет собой естественно-исторический процесс, развивающийся по объективным законам.

Марксизм – это сложная мировоззренческая система, которая вобрала в себя передовые идеи своего времени, создав своеобразный синтез философско-экономических и социально-политических учений.

Общественно-экономическая формация – одна из ключевых категорий материалистического понимания истории, используемая для обозначения конкретно исторических типов общества, фундаментом которых является способ производства материальных благ, основанный на диалектическом единстве производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки. 

 

Источники

Маркс, К. Социология: сборник / К. Маркс; пер. с нем.; Ин-т социологии РАН, Моск. высш. шк. социальных и экономических наук; Центр фундаментальной социологии. - М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. - 432 с. -Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека

 

Дополнительная литература

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс]: Учебники — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М.: Издательство " Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

История философии. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск: " Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/74620

Личность в хронотопе: кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск: изд-во МГТУ, 2015. – 278с.

Алексеев, П.В. Философия и власть. Из истории марксизма / П.В. Алексеев // Философские науки. – 2011. - № 8. – С. 86-105.

 Горский, Д.П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ): Пособие для преподавателей вузов. / Д.П. Горский. — М.: Наука, 1994.

 Марксизм и современность // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 1.

 Марксизм: PRO I CONTRA. - М.: Республика, 1992.

Семенов, В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке / В.С. Семенов // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 33-46.

 Ойзерман, Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм / Т.И. Ойзерман // Вопр. философии. – 2002. - № 3.

 Сирота, А.М. Неомарксизм: попытка реформации / А.М. Сирота // Вопр. философии. – 1998. - № 8.

 Степун, Ф.А. Ленин / Ф.А. Степун // Вопр. философии.- 2002. - № 8.

 Стоянович, С. От марксизма к постмарксизму. / С. Стоянович. - М., 1989.

 Хайек, А.Ф. Дорога к рабству: Пер. с анл. / Ф.А. Хайек, - М.: Экономика, 1992.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь