Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ



В настоящее время в белорусском обществе накопилось достаточное количество практического опыта в области проведения массовых мероприятий, сложились определенные культурные традиции, сформировались основные структурные формы и приемы проведения мероприятий.

Существует крупномасштабные и маломасштабные культурно-  массовые мероприятия.

К крупномасштабным мероприятиям относятся: праздник, массовое зрелище, орнаментально–декоративное зрелище, сюжетно–образные и театрализованные представления.

К маломасштабным мероприятиям относятся церемониальные и ритуальные шествия.  

Чаще всегда встречаются мероприятия, имеющие особую праздничную атмосферу, являющиеся праздником.

Праздничная культура общества всегда была важной составляющей государственной идеологической политики. Использование богатейших традиций праздничной культуры оказывает непосредственное влияние на общественное мнение, определяет новые направления развития социума, преобразовывает духовное пространство страны.

Праздник (культовая игра по поводу определенного события) предполагает инициативу и импровизацию (участие зрителей).

Массовый праздник – это многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные ценности народа, способствующие духовному развитию человека, формированию его как личности.

Праздник подразумевает присутствие и участие группы людей, способных на коллективное сотворчество. Праздник возникает там, где существуют духовные связи между людьми, основанные на общих культурологических интересах.

В празднике отражаются как вещественные, так и духовные достижения общества, уровень общественного сознания, мировоззрения, морали, эстетических вкусов и т.п.

Таким образом, праздник–это социально–художественное явление, отражающее жизнь человека, его общественное событие.

Праздники бывают: художественные, спортивные, массово– политические, развлекательно–игровые и состязательные. В зависимости от форм проведения, праздники оказывают воздействие на участников в нравственно–эстетической сфере и повышают их социальную активность.

Существует разнообразное количество типов праздников, сочетающих в себе традиционные обрядово–ритуальные, игровые элементы, современные потребности социально–трудовой жизни населения, художественный вкус и процессы общения.

Создание настоящего праздника–это искусство, и, в первую очередь организационное искусство. Массовые шествия, включающие в себя пластические композиции, гимнастические маневры, танцы, хоровое пение, движение огромных конструкций с великолепным оформлением и спецэффектами–все это превращает праздничное действо в художественно–организационное произведение.

Для создания праздничной ситуации необходимо событие, на основе которого выстраивается идеологический базис праздника, желание народных масс откликнуться на это событие, а также талантливые организаторы, способные внедриться в массы и руководить ими так, чтобы естественный порыв масс, с одной стороны, и замысел руководителей, с другой, сливались между собой.

Схематично праздник можно представить, как движение от малых периферийных очагов к символическому центру, где произойдет кульминирующее событие, с последующим волнообразным оттоком действия от центра к периферии.

В схеме праздника может быть более одного кульминационного, или основного события. Основные события проводятся на локальных площадках и имеют в своем максимуме форму «массового зрелища», а в минимуме—«театрализованного представления».

Массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку. В массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредоточивает внимание зрителей на заданном объекте и имеет заранее предопределенный лимит времени.

Зрелища могут быть разножанровыми (цирковыми, эстрадными), не связанными сюжетом и темой. Зрелище разделяется на зрителей и актеров, участвующих в нем.

Массовые зрелища могут проходить на открытых сценах, сценических площадках, лестницах, парковых каскадах, вокруг фонтанов. Иногда сценической площадкой служит плавающая платформа. При проведении зрелища под открытым небом декорациями являться сама природа.

Все массовые театрализованные представления на открытом воздухе делятся на две группы:

· Орнаментально–декоративные зрелища.

Им характерны яркие краски, богатые костюмы, сложные фигурные перестановки больших масс участников, которые создают калейдоскоп цветных орнаментов, фейерверк, множество светоэффектов. Эти развлекательные зрелища, построенные на чистоте линий, четкости перестановок, синхронности движений, гармонии цвета, света и звука. Акцентируют торжественность момента, пробуждают у зрителя светлое оптимистическое мироощущение, воодушевляют и впечатляют его 

· Сюжетно–образные зрелища.

Суть их заключается в том, чтобы средствами массового театра создать публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе. К таким театрализованным представлениям относятся и мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов. В них кульминационной частью является обязательное ритуальное действо, как носитель основной идеи самого зрелища. Например, проведение сюжетно–образных представлений, посвященных годовщине Дня города. День города–это серия мероприятий различных форм, включающих крупные представления и зрелища, проводимые на центральных городских площадках, в которых предполагаются не только спортивные состязания, но и эстрадно-концертные, ритуально-обрядовые действа. Используя выразительные средства спорта и искусства, в действиях могут участвовать реальные герои прошлого и настоящего, разворачиваться конкретные исторические события. Зрелища, включающие спортивно-художественные представления, способны более тонко и глубоко решать тематические задачи всего праздника, раскрывать суть события, создавать художественный образ города-юбиляра.

Таким образом, массовые праздники и зрелища в своей структуре  содержат представления, ритуалы, обряды, спектакли, состязания, парады, шествия, которые, вне зрелища могут существовать как самостоятельные жанровые единицы.

 Театрализованное представление — самая крупная форма современного массового зрелища. Оно проходит как сценический спектакль, стадионное спортивно-художественное и театрализованное представление на открытом воздухе.

Театрализованное представление («шоу») создается на основе сценария и имеет свою четкую идейно-тематическую основу. В представлении путем театрализации воплощается и преподносится в художественной форме та или иная идея. В связи с чем, получило название—драматургия театрализованных представлений.

Слово «театрализация» означает привнесение в реальное жизненное пространство каких-либо художественных элементов, для более сильного воздействия на публику.  

Театрализованные представления делятся на виды: агитационно– художественное представление, литературно–музыкальная композиция, тематический вечер.

· Агитационно–художественное представление –это театрализованное представление, проводимое театрально- художественными средствами  в виде агитации и пропаганды.

· Литературно–музыкальная композиция– это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются литературно–художественные и музыкальные элементы для целенаправленного и наиболее продуктивного воздействия на ум и чувство зрителя.

· Тематический вечер (программа) – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями.

Театрализованное представление в настоящее время большая редкость, так как требует больших постановочных затрат и организационных усилий. В форме театрализованных представлений проходят крупномасштабные новогодние мероприятия для детей во дворцах культуры разных регионов страны.

Тематический вечер, тоже в последнее время видоизменился и принял черты тематического концерта, где основную тему раскрывает подборка определённых концертных номеров. Но в отличие от тематического вечера, тематический концерт не обладает сюжетной линией, и тематика часто раскрывается весьма условно.

Маломасштабные мероприятия могут существовать самостоятельно или быть структурной частью крупномасштабных мероприятий. Одной совершенно самостоятельной формой маломасштабных мероприятий является театрализованное тематическое «обрядовое действо», основным событием которого является ритуал.

Ритуал (или символический акт)–это церемониальные действия, символического характера, использующие священные объекты, которые совершаются с целью определённого воздействия на действительность. В случае, если речь идет о магическом ритуале, его участники должны поверить, что ритуал сам по себе способен вызвать определенные результаты—изменения внешней среды. Однако, в отличие от церемонии, имеющей социальный характер, ритуал религиозен. Он может быть коллективным или индивидуальным действием.

Ритуалы классифицируются на: кризисные, календарные, родственные, тендерные и пр. Но главной особенностью любого ритуального действа остается его символический характер.

Символ —это своеобразный пароль культуры. С древних времен культ и обряд изображались с помощью ритуальных действий, характеризующих игру. В течение многих веков массовые народные игры, превращались в ритуал и являлись центральной частью народного праздника. Ни одно описание исторического ритуального действа не обходилось без упоминания игры или игрового состязания. Поэтому ритуалом является символическое игровое действие, сохранившее свое место в культуре.

В отличие от ритуала, игра не имеет жесткой ситуативной привязки, что дает ей возможность выбора (играть или не играть) и импровизации. Она имеет прагматическую направленность (не внешние, а внутренние цели, где процесс игры, может быть интересен внешним наблюдателям, зрителям).

К ритуалу не применима двойная реальность игры. Здесь мир воспринимается одновременно и как реальный, и как условный. Существует лишь одна, специфическая ритуальная действительность.

В современных условиях жизни ритуал— это традиционное, общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей, художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов. Он может быть частью большого обрядового действия или выполнять самостоятельную функцию официального акта (посвящение,  торжественные приемы, встречи, вручение наград, присвоение звания, регистрация актов гражданского состояния и т.п.)

Сегодня уделяется большое внимание фольклорным обрядовым действам, которые превратились в своеобразные представления. В фольклорных представлениях наблюдается переход обряда в игру. Например, семейные ритуалы, новогодние, масленичные, купальские, свадебные обряды и др.  Первоначально они были представлениями, имевшими определённый сценарий, включавший большое количество поэтических произведений и выполнявших не только магическую, но и игровую, развлекательную функции. В дальнейшем обряды воспринимались как увеселение, являясь частью веселого праздничного гулянья.

Вся человеческая культура построена на принципе состязательности. Необходимо заметить, что мощным стимулом для участников мероприятий является желание стать первыми и лучшими. Состязательность, соревнование–это смысл одной из древнейших форм мероприятий–игры.

Игра же немыслима без выигрыша, то есть превосходства над противником, пользы, выгоды. Однако получение преимущества сопряжено с подключением фактора количественной или качественной оценки: больше, меньше, дальше. А оценочность—это свойство ритуала. Следовательно, соревнование—явление, по сути, не игровое и может быть принадлежностью, как игры, так и ритуала.

Можно утверждать, что игра—это своеобразный культурный механизм, способствующий переходу одних ритуальных форм в другие. Игра успокаивает, расслабляет, отвлекает от жизни, заставляет забывать об опасностях и заботах.

Игра проводится в фойе или зале, а так же может переносятся на сцену, принимая новую форму игрового представления. К таким игровым представлениям относятся игровые конкурсы, имеющие развитую сценарно–литературную основу и предполагающие большую работу постановщиков и организаторов. Некоторые задания конкурсов участники выполняют не импровизационно, а с предварительной подготовкой или репетициями.

По своему содержанию игровые конкурсы—сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, спортивных, бытовых и художественных состязаний.

Игровые конкурсы носят комплексный характер. Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественных способностей, физической ловкости, изобретательности. В них отсутствует шаблонность в использовании заданий и в содержании развивающегося действия.

Одним из наиболее популярных видов игрового конкурса является конкурс веселых и находчивых (КВН), характерной чертой которого содержательно-организационная комплексность. В данный конкурс включаются элементы викторины, театральной миниатюры, спортивного состязания, пластической композиции, музыкальной пародии и т.д. Они отличаются яркой театрализацией и особенно выигрышны в зрелищном отношении.  Юмор, находчивость, эрудиция—вот основные принципы, на которых строятся КВН.

Театрализованные конкурсы можно проводить двумя способами. В одном случае в розыгрыше участвует несколько команд, представляющих предприятия или учебные коллективы, в другом–две команды, созданные в импровизационном порядке. В первом случае команды встречаются в заранее установленные часы и дни (каждую неделю, декаду, месяц). В течение игрового вечера проводится один или два поединка.

Во втором случае команды формируются на обычном вечере отдыха, массовом гулянии и между ними проводится блицтурнир. Время встречи непродолжительное, задания простые.

Непосредственными распорядителями конкурса выступают ведущие, обычно их двое. Ведущие служат связующим звеном между жюри, командами и публикой. В итоге любого конкурса должен быть выявлен победитель. Эта задача возлагается на жюри, которое должно быть объективным, понимающим суть заданий, эрудированным, обладать эстетическим вкуслом, чувством юмора. При оценивании судьи должны принимать во внимание не только знания, остроумие, находчивость, изобретательность членов команды, но и общий стиль их поведения.

Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимают состязания под названием «А ну-ка, девушки! », «А ну-ка, парни! », «Алло, мы ищем таланты! » и др. Эти мероприятия могут иметь разное содержание в соответствии с физическими, профессиональными и прочими возможностями и особенностями участников.

В конкурсе для девушек основной акцент делается на задания, выявляющие знания в различных областях искусства, педагогическую подготовленность, умение красиво одеваться, проявлять бытовую находчивость и т.д.

В конкурсе для мужчин главное место занимают состязания в технической подготовке, знании автодела, в силе, ловкости, владении спортивным оружием и т.д. Позднее, эти конкурсы способствовали появлению конкурсов красоты, грации и обаяния. Главным критерием оценки в них стала физическая привлекательность, умение двигаться, демонстрировать одежду и таланты в различных жанрах искусства и т.д.

Как и все, что связано с молодежным любительским творчеством, игровые конкурсы беспрерывно видаизменяются и совершенствуются. Одним из них стал карнавал.

Карнавал - это праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Он рассматривается, как вид массового народного гулянья с уличными, театрализованными играми, происходящими под открытым небом.

На карнавале все считаются равными. На карнавальной площади господствует особая форма вольного фамильярного контакта между людьми, разделенными в обычной жизни непреодолимыми барьерами сословного, имущественного, служебного, семейного и возрастного положения. Карнавал требует от своих участников таланта, изобретательности и остроумия. Попав на карнавал, необходимо придумать себе маску и действовать от её имени.

Маска – символ, позволяющий приобщиться к мировой совокупности за счет утраты индивидуальности, личностных устремлений. Человек, надев маску, становится свободен от себя и других.

Сегодня у современной молодежи появилась новая форма мероприятий–это «Ролевые игры».

«Ролевая игра» - игра развернутого назначения, вид драматического действия, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей. Они, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, совместно создают сюжет и следуют ему, сюжеты могут быть связаны с определённой эпохой или историческим событием. Ролевые игры способствуют временному уходу участников от действительности, перемещение их в другую реальность, через элементы театрализации (создание декораций, костюмов, предметов быта). Ролевые игры дают возможность участникам почувствовать себя персонажами Средневековья на королевских балах, торжественных и ритуальных церемониях, рыцарских боях и турнирах.

Ролевая игра в отличие от карнавала имеет более сложный сюжет.

Составляющей частью многих массовых мероприятий выступает шествие.

Шествие – это всеобщее действие, связанное с движением массы народа, воодушевленной одной идеей, направленной на реализацию поставленной цели.

Во время шествия участники являются увлекательным зрелищем для зрителей на тротуарах. Территория, по которой проходит шествие, улицы, скверы – все это становится праздничной средой, благодаря соответствующему оформлению и декорированию.

Одна из разновидностей шествия является парад, который широко используется в современных массовых мероприятиях.

Парад — это высокоорганизованное шествие, построенное по четкой схеме и обладающее особенностями (темп, синхронность движения, форма построения и т.д.)

В Беларуси парады и шествия очень популярны. Они— неотъемлемая часть празднования Дня Независимости и Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Современная молодёжь вносит в традиционные формы массовых мероприятий свои новшества. Так, появились автопробеги и велопробеги, проводимые во время праздников и фестивалей. Авто-  или вело колонна, движущаяся по улицам города, представляет яркое зрелище. Шум и рёв мототехники, эпатажная одежда, снаряжение участников, флаги-все это впечатляет не только зрителей, но и самих участников.

В зависимости от организаторов, можно получить новые, современные мероприятия, состоящие из отдельных видов или отдельных комплектующих частей.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

Массовое мероприятие представляет собой особый творческий продукт.

Одной из причин возникновения массового мероприятия может быть значимое событие или явление в жизни общества, социальной группы, коллектива. Чем значительней событие, тем масштабнее форма мероприятия.

Мероприятие должно иметь:

· адресат, для кого оно проводится;

· заказчика, который представляет интересы адресата;

· исполнителя (организатора), владеющего технологией и методикой проведения мероприятия.

Организатор воплощает интересы адресата, идеи и задумки заказчика в реальную плоскость, создает культурно–массовое мероприятие.

Организация массового мероприятия состоит из трех этапов.

На первом этапе заказчик и организатор планируют ход организационного процесса подготовки мероприятия, определяют последовательность и сроки, обеспечивающие их исполнение и контроль. На втором этапе (планирование) мероприятие из состояния идеи переходит в состояние четкого замысла его проведения.

Для этого на первом собрании представители заказчика и исполнитель формируют организационный комитет, который является своеобразным центром, аккумулирующим всю информацию по мероприятию. На время подготовки и проведения мероприятия организационный комитет становится его главной управленческой структурой.

В организационный комитет входят:

· глава учреждения или организации (заказчик)-председатель оргкомитета;

· заместители главы;

· главный бухгалтер;

· руководители подразделений, ответственные за исполнение отдельных направлений деятельности по подготовке мероприятия;

· режиссер–постановщик;

· сценарист;

· художник–постановщик;

· специалисты, привлеченные к производству мероприятия (звукорежиссер, светохудожник, техники, хореограф–постановщик, помощники режиссера и т.д.).  

На заседаниях оргкомитета обсуждаются и решаются позиции, определяющие концепцию будущего проекта мероприятия.

Первые основополагающие вопросы, которые решает оргкомитет– определение даты, времени, места и формы проведения будущего мероприятия. Решения, вынесенные по этим позициям, должны соответствовать идее, основному замыслу и задачам мероприятия.

Впоследствии, эти позиции не подлежат изменению, так как это может повлечь за собой искажение всего мероприятия. Например, мероприятие ко Дню Независимости Беларуси невозможно перенести с июля на апрель, или военный парад в честь праздника Победы нельзя проводить в виде танцевально-развлекательной программы, или перенести его с центрального проспекта столицы на кольцевую дорогу.

Определив дату, время, место и форму проведения мероприятия, организационный комитет коллегиально разрабатывает рабочий (организационный) план, который создаётся в произвольной форме.

                                                                 

 Рабочий план может быть составлен в виде таблицы:

№ п/п Описание работы Срок и сполнения Исполнитель Ответственный

Он отражает все вопросы, которые требуют решения в процессе подготовки мероприятия, со сроками, исполнителями и ответственными, осуществляющими контроль над их исполнением.

Рабочий план отражает задачи, относящиеся:

а) к организационно-административной работе;

б) к организационно-постановочной работе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 5508; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь