Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Перед Вами изображения знаковых архитектурных сооружений домонгольского периода Древней Руси. Определите их название и регион.Стр 1 из 3Следующая ⇒
_________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________ ______________________________
4. Перед вами изображение Дмитриевского собора во Владимире (1194-1197). Проанализируйте его художественно-стилистические черты и укажите, какие традиции архитектуры владимиро-суздальской школы нашли в них воплощение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А.С. Пушкин писал: «Мы взяли из Византии Евангелие и традицию». Каким образом вы можете прокомментировать это высказывание? В чем это проявилось? Свое мнение аргументируйте. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. В традиционном русском храмовом зодчестве количество глав могло варьироваться от 1 до 33. Вспомните или предположите, что могло символизировать в христианской традиции определенное количество глав: 1, 2, 3, 5, 7, 9, 13, 24, 25, 33. Приведите конкретные примеры храмов с аналогичным количеством куполов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы к итоговой аттестации 1. Охарактеризуйте стилистические черты архитектуры домонгольской Руси. В чем заключается художественное своеобразие зодчества Киева, Владимиро-Суздальского княжества, северо-восточных земель этого периода? Свою позицию подкрепите примерами конкретных памятников. 2. Проанализируйте один из видов народного искусства домонгольской Руси ((ювелирное искусство, керамика, резьба по кости и др.). Какие традиции мастеров прошлого находят воплощение в произведениях прикладного искусства современных художников? Свою позицию обоснуйте искусствоведческим анализом конкретных произведений. 3. Дайте характеристику основным особенностям иконописи и монументальной живописи домонгольского периода. Приведите примеры конкретных произведений. Тема 2. Искусство Руси периода татаро-монгольского нашествия и начала Объединения русских земель ( XIII – первая половина XV вв.) Константы культуры и искусства Феодальная раздробленность на Руси завершается мощной волной монголо-татарского нашествия в 1230-1240-х гг. Неблагоприятная военно-политическая обстановка привела к тому, что на полвека прекращается строительство каменных сооружений, наблюдается упадок ремесленного производства и торговли. Усугублял ситуацию и разрыв связей с Византией. К концу XIII в. экономическая ситуация улучшается, оживают торговые связи, Русь оправляется от разрушительного нашествия. Активизируются фортификационные работы, возобновляется строительство из камня, формируются новые политические центры – Тверь и Москва. Художественная жизнь на Руси даже в период завоевания не прекращалась, вероятно, как своеобразная форма сопротивления захватчикам. Характерный вид искусства для XIII века – не архитектура, а живопись (икона). В этот период русское искусство предоставлено само себе (вне византийского влияния), происходит его «провинциализация». Русь озабочена сохранением самобытности и самостоятельности: отсюда – ориентация в искусстве на памятники предыдущих эпох. В живописи появляются героические образы, образы святых, сосредоточенных и предельно сконцентрированных в духовном плане, нотки патетики. В XIV веке происходит «новая встреча» Руси с Византией: художники-византийцы (Исайя Гречин, Феофан Грек и др.) приглашаются для работы в Новгород и Москву. Осмысление византийского искусства осуществляется более последовательно и происходит в двух направлениях: экспрессивном и классическом, ориентированном на общевизантийскую художественную традицию. Но русская живопись не утрачивает уникальности, сохраняя присущие только ей качества (массивность форм, яркость цвета, душевную открытость, внутреннюю напряженность). На рубеже XIV – XV вв. формируются новые художественные особенности: искусство Руси тяготеет к гармонии, упорядоченности, длительному созерцанию и размышлению. Ключевые вопросы, решавшиеся в этот период в искусстве: · Какими средствами возможно достижение личного общения с Богом? Только ли душа, или же еще и тело вовлечено в молитву? · Что является эстетическим и художественным приоритетом: экспрессия и индивидуализированная манера или спокойная задумчивость, располагающая к тихой беседе, «умному деланию»? · Отдельный вопрос, решавшийся в культуре в целом: ограничено ли взаимодействие Руси с кочевниками только военными столкновениями и разрушениями, или имел место быть более глубокий диалог, не уступающий по важности контактам с Византией? |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы