Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кисти какого иконописца принадлежат фресковые росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря?



· Дионисий

· Даниил Черный

· Феофан Грек

· Андрей Рублев

· Симон Ушаков

 

2. Охарактеризуйте памятник древнерусской литературы XVI в. – «Домострой». Как вы полагаете, почему в современной культуре это слово чаще всего связывают с домашним угнетением, засилием бытовых необходимостей, подавлением самостоятельности женщины? Соответствует ли это содержанию текста произведения, его основной идее? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Соотнесите названия древнерусских литературных памятников и краткие характеристики их особенностей.

Великие Минеи-Четьи Первая книга в России, датированная и напечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. Предполагают, что было напечатано около 2000 экземпляров этой книги. Издание напечатано на французской проклеенной бумаге в лист малого формата, состоит из 267 листов. В нем присутствует гравированный фронтиспис, гравюры и заставки, оформленные буквицы, рамки.
Стоглав Царь-книга; летописный свод событий мировой и русской истории, созданный в единственном экземпляре в 1560-70-е гг. специально для царской библиотеки. Состоит из десяти томов, общим объемом около 10 тыс. листов, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр.
Апостол Название одного из типов памятников древнерусской литературы, представлявших попытку систематизации исторических сведений. Появляются со вт. пол. XV в. От летописей хронографы отличали повествовательность изложения (которое не всегда было правдоподобно) и тенденции к нравоучительности.
Хронограф Сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с 8 сентября, который включал в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. Был составлен под руководством новгородского архиепископа Макария. Материалом для него стали уже переведённые к этому времени с греческого оригиналы текстов.
Лицевой свод Сборник решений собора 1551 г., состоящий из 100 глав. Текст документа содержит соборное, царское и святительское уложения; их решения касаются религиозно-церковных и государственно-экономических вопросов, а также разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Рассмотрите представленные изображения икон, и отметьте, которые из них написаны в стиле т.н. «фряжского письма». Свое мнение обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите автора образа Спаса Нерукотворного, представленного на иллюстрации.

· Дионисий

· Даниил Черный

· Феофан Грек

· Андрей Рублев

· Симон Ушаков

Сформулируйте основные художественно-стилистические особенности «нарышкинского барокко». Как вы полагаете, почему исследователи характеризуют его как первый этап в развитии русского барокко? Свое мнение обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сопоставьте художественную манеру иконописца вт. пол. XV в. Дионисия и XVII в. Симона Ушакова. Как вы можете охарактеризовать изменения, которые произошли в иконописи? Каким образом в иконописи нашел отражение «дух эпохи» соответствующих столетий?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дайте трактовку следующим понятиям:

Смутное время _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стоглавый собор ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскол Русской церкви ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Старообрядчество ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Библия Пискатора ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализируйте стилистические особенности парсуны с изображением князя М.В. Скопина-Шуйского. Назовите черты, которые роднят ее с иконой; портретом.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Какой из храмов Московского Кремля возвел итальянский архитектор Аристотель Фиорованти? В чем в данном памятнике проявилось влияние итальянских вкусов, а что принадлежит русской традиции? Свое мнение обоснуйте.

· Архангельский собор

· Успенский собор

· Благовещенский собор

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к итоговой аттестации

4. Московский Кремль – архитектурный комплекс, формирование которого происходило в XV–XVI вв. Проанализируйте конструктивные и декоративные особенности этого ансамбля. Каким образом в его облике произошло взаимодействие традиций русской и западноевропейской архитектуры? Свое мнение аргументируйте анализом конкретных памятников.

5. Дионисий – ведущий московский иконописец конца XV – начала XVI вв., считающийся продолжателем традиций Андрея Рублева. Как вы полагаете, в чем это проявилось? Что нового привнес Дионисий в искусство фресковой живописи и иконописи? Свой ответ обоснуйте.

6. Охарактеризуйте общие тенденции развития искусства XVII века – столетия, являющегося связующим звеном древнерусского искусства и искусства Российской империи, ориентированного на западноевропейские традиции. Подтвердите свой ответ конкретными памятниками.

7. Какие особенности русской архитектуры конца XVII в. позволяют охарактеризовать ее как начальный этап развития русского барокко? В каких конструктивных и декоративных особенностях памятников это выразилось? Обоснуйте свое мнение.

8. Симон Ушаков – иконописец, завершающий плеяду выдающихся мастеров древнерусской живописи. Дайте общую характеристику его творчеству: что традиционного он сохранил в своих произведениях? Что привнес нового?


Литература

 

1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. – СПб.: Азбука-классика, 2007, 400 с., ил.

2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. – СПб.: Азбука-классика, 2007, 464 с., илл.

3. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие / Н.А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др. / Под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.: ил.

4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство, 1993. – 255 с.

5. Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. – М.: Искусство, 2002. – 496 с.

6. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин; пер. А. А. Франковского. – М.: Юрайт, 2017. – 326 с. – (Серия: Антология мысли).

7. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.: Наука, 1972. – 269 с.: ил.

8. Деменова В.В. Доисламское искусство Индии: учебное пособие для вузов / В.В. Деменова. – М.: Юрайт, 2017. – 115 с. – (Серия: Университеты России).

9. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы. От античности до наших дней: учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина, М.С. Фомина. –7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 330 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).

10. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина, М.С. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 501 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).

11. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник / под ред. А.П. Чубовой. – 5-е изд., перераб. – М.: Сварог и К, 2008. – 376 с.: ил.

12. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. Учебник / Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Академия художеств Российской Федерации. Под ред. Ц.Г. Нессельштарус. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Сварог и К», 2003. – 672 с., ил.

13. Каган М. С. Морфология искусства. – М.: Искусство, 1972. – 440 с.

14. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 320 с., ил.

15. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 528 с., ил.

16. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. – 600 с., ил.

17. Колпинский Ю.Д. Искусство этрусков и Древнего Рима. – М.: Искусство, 1982. – 112 с.: ил.

18. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. – М.: Юрайт, 2017. – 430 с. – (Серия: Антология мысли).

19. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М.: В. Шевчук, 2010. – 672 с.: ил.

20. Моран А. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней: С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне / А. де Моран, Ж. Гассио-Талабо (ст. о дизайне), Г.А. Есипова (примечания и библиография к русскому изданию) – М.: Издательство В. Шевчук, 2011. – 578 с.: ил.

21. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000. – 383 с.: ил.

22. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., доп. – СПб.: Союз, 2003. – 560 с.

23. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 752 с.: ил.

24. Семенов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 592 с.: ил.

25. Трубецкой Е.Н. Этюды по русской иконописи / Е. Н. Трубецкой. – М.: Юрайт, 2017. – 148 с. – (Серия: Антология мысли).

26. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. – М.: В. Шевчук, 2011. – 420 с.: ил.

 

 


[1] Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / Александр Эткинд; авториз. пер. с англ. В. Макарова. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – С. 12.

[2] Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция 2. URL: http: //www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec02.htm (дата обращения – 28.05.2017).

[3] Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – С.7.

[4] Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры – XIII век нашей эры. – М.: Искусство, 1977. – С. 362, 377, 381.

[5] Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Том 1. – М.: Искусство, 1967. URL: http: //artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st011.shtml (дата обращения 24.12.2017).

[6]Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., доп. – СПб.: Союз, 2003. С. 503.

[7] Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., доп. – СПб.: Союз, 2003. С. 503.

[8] Цит. по: Загадочная Московия. Россия глазами иностранцев / авт.-сост. З. Ножникова. – М.: ACT: Астрель, 2010. – С. 221-224.

[9] Витсен Н. Путешествие в Московию. 1664-1665. – URL: http: //www.vostlit.info/Texts/rus5/Vitsen/frametext4.htm (дата обращения - 12.01.2018).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь