Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Константы культуры и искусства



Уникальность развития средневекового искусства Руси второй половины XV – XVII вв. определяется активным формированием единой культуры московского государства. В XVII веке художественная культура Руси развивается в контексте общих процессов перехода от Средневековья к Новому времени, который позднее завершится преобразованиями Петра I.

После падения Константинополя (1453 г.) Русь остается единственным православным государством в мире. «Царствующий град Москва», претендующий на столичный статус, подчиняет Тверь, Новгород, Псков, причем и в политическом, и в художественном отношении. Подчинение происходило как относительно мирным, так и насильственным путем, но итоги его были одинаковы – унификация русской культуры в целом и искусства в частности. Московские художественные традиции распространялись на подчиненные территории, а региональные традиции обогащали столичную культуру. Так, например, к экспертизе и строительству построек Московского кремля (Благовещенский собор, 1484-1489 гг.) активно привлекаются псковские мастера, «учившиеся у немец», которые привносят в общерусскую архитектурную традицию местный декор в виде «бегунцов» и «поребрика» на барабане.

Формируется концепция Москвы как Третьего Рима, поскольку новая столица – центр всего православного мира – должна была продемонстрировать легитимность своей власти, узаконить свою «вселенскость», подчеркнув происхождение от прежних мировых столиц (собственно Рима и Константинополя), равенство им по статусу. Причем «сделано это было от нужды и потребности утвердить свое существование, а вовсе не в перспективе безудержной экспансии», поскольку «новейший Рим», претендовавший быть правопреемеником Византии, «находился в окружении дремучих лесов и болот северо-восточной окраины Европы»[6].

Происходит сакрализация царской власти. В искусстве активно разрабатываются царские регалии, подчеркивающие статус правителя и священность его правления – трон, шапка, бармы-оплечья, скипетр, держава – в которых, наряду с влиянием западных художественных традиций, часто проявляются художественные вкусы Востока.

Одним из важнейших вопросов, который решался на Стоглавом Соборе (1551 г.) по инициативе Ивана Грозного – возможно ли писать на иконах «живых сущих», то есть реальных исторических деятелей недавнего прошлого и современности, которые не были канонизированы. Пример воплощения положительного решения заданного царем вопроса – Четырехчастная икона Благовещенского собора (середина XVI века), где на одном из клейм изображен молодой Иван IV, московский митрополит и приближенные. Великокняжеский род прославляет религиозное искусство.

С аналогичными целями происходит перестройка Московского Кремля, который приобретает парадный, более презентабельный, «столичный» вид. Несмотря на относительную «закрытость» культуры Московской Руси (например, известно, что цари выбирали жен для себя и наследников только из русской знати) для воплощения важнейших государственных идей средствами искусства активно приглашались западные специалисты. Так, в XV веке благодаря итальянским архитекторам Московский Кремль становится площадкой художественных экспериментов и инноваций, национальное средневековое зодчество обогащается ренессансными элементами. Художественные эксперименты не прошли бесследно: в XVI веке без непосредственного влияния итальянцев фактически «на пустом месте» появляется значительное количество новых типов храмов (шатровый, столпообразный, бесстолпный, большой пятиглавый и шестиглавый). Данное обстоятельство доказывает, что тенденция к самоизоляции Московской Руси отнюдь не была единственной и исчерпывающей, а привнесенные извне культурные влияния активно переосмысливались и перерабатывались.

Московский Кремль, построенный при активном участии иностранцев, по сути, формируется как сугубо национальный феномен. Если в средневековой Европе замок – жилище феодала, находящееся в полном его владении, то кремли Московской Руси – государственные территории, включавшие в себя не только фортификационные сооружения, но и культовые постройки, дворцы царя и его приближенных, являвшие собой своеобразный «город в городе». За стенами кремля в случае опасности могло укрыться население города, через ворота столичного кремля дороги шли во все важнейшие города в стране, объединяя территории в единый «культурный организм» с центром в Москве.

Подобная организация пространства связана и с тем, что «царственность московских царей … была патриархальной», а все поданные воспринимали себя в качестве их детей[7]. Патриархальность русской культуры, отсутствие четкого и внятного разделения на «высокую», «аристократическую» и «низовую», «крестьянскую» культуру приводит к тому, что даже столичные архитектурные постройки возводятся в стилистике «народного вкуса» (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, 1555-1561 гг., ЦерковьСвятой Живоначальной Троицы в Никитниках, 1626 г.). В архитектурном силуэте сооружений доминирует сложность объемно-пространственной композиции, ее живописность, использование затейливых по очертаниям форм, полихромия, обилие декора.

Период второй половины XV – XVII века отмечен религиозными спорами. В 1470-1480-е гг. распространяется ересь жидовствующих, которая имела опасную для государства социальную подоплеку (например, еретики отрицали церковную иерархию, а отсюда и церковное землевладение). Борьба с ересями велась не только на Церковных соборах, но и с использованием искусства. Активно сотрудничает с московскими великими князьями, расписывая как столичные храмы, так и храмы далеких заволжских монастырей, иконописец Дионисий со своей артелью. Дионисий развивает художественные традиции, заложенные Андреем Рублевым: гармоничные композиции, чистота и яркость красок, невесомые, будто парящие в воздухе фигуры, радостный и торжественный строй живописи – все эти качества можно обнаружить в произведениях талантливого средневекового живописца.

Религиозные споры XVII века породили церковный раскол, формальной стороной которого стали богослужебно-обрядовые нововведения, предложенные патриархом Никоном, а сущностной – вопрос об избрании Русью исторического пути развития, сохранении или коренном преобразовании традиционного уклада жизни.

Нововведений в повседневной жизни действительно становилось все больше: в 1564 г. появляется первая печатная книга «Апостол», культурный кругозор русских людей активно расширяется (пример тому – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина), формируется общегосударственный рынок (следствием чего является активное развитие декоративно-прикладного искусства – холмогорской резной кости, усольских эмалей, великоустюжского чернения по серебру и т.д.), на государственную службу приглашаются иностранцы, в том числе и художники (голландцы Д. Вухтерс, Г. Детерсон, немец П. Энгельс, поляки, греки, работавшие в Оружейной палате), познакомившие русских мастеров с технологией масляной живописи.

Чем более тесными становились контакты Руси со странами западного мира, тем интенсивней происходил процесс секуляризации (обмирщения) культуры.

Для периода второй половины XV – XVI вв. ключевыми вопросами, решавшимися средствами художественной культуры были следующие:

· Какие образы, идеи, смыслы, отношения должны были стать основой содержания единой культуры Московской Руси? Какими качествами должен обладать государь, правящий централизованным государством, и его поданные?

·  Какими художественными средствами можно подчеркнуть царственность Москвы как «третьего Рима» и Московской Руси как преемницы Византийской империи?

· Какой исторический путь должна избрать Русь: самобытности, византизма, опоры на греческое и древнерусское наследие или активного диалога с западным миром и модернизации?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь