Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зенон из Китиона (336–264 до н. э.)
Зенон из Китиона — родоначальник стоической философии. Стоики — оппоненты эпикурейцев. Если эпикурейцы радуются всем радостям жизни, то стоики настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер). Проблемы морали они разрабатывали в русле этики долга (впоследствии это направление этической мысли назвали деонтологизмом). Слова “стоицизм”, “стоический характер” благодаря стоикам вошли в плоть и кровь жизненной философии человечества.
Сенека, Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) Сенека — самый известный философ-стоик, живший в Риме в 1-м веке н. э. Его сочинение “Нравственные письма к Луцилию” до сих пор читают миллионы людей как своего рода энциклопедию житейской мудрости. Вот некоторые из его высказываний: “Трудно привести к добру нравоучением, легко примером” “Без борьбы и доблесть увядает” " Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным" " Все, что кем-нибудь хорошо сказано, я считаю и своим" " Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе" " Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть." " Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены" " Разумный человек наказывает виновного не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался вновь" " Пьянство есть добровольное сумасшествие" " Пьянство не создает пороков, а только выставляет их напоказ. У спесивого растет чванство, у жестокого — свирепость. У завистливого — злость; всякий порок выходит на свободу."
Конфуций (551-479 до н. э.) Конфуций (Кун-цзы — учитель Кун) — самый знаменитый китайский мыслитель. До сих пор многие китайцы живут по его заповедям. Возникла даже религия – конфуцианство, в которой на первом месте стоит почитание предков. Сам Конфуций – учитель мудрости, учил как вести себя в обществе, государстве. Разъясняя смысл человечности он говорил “Не делай другому того, чего себе не желаешь”. Это одно из первых упоминаний золотого правила поведения. * * * “Быть в состоянии смотреть на других как на самого себя — вот что можно назвать искусством гуманизма”. “Чего не желаешь себе, не делай и другим”.
Гипатия (ок. 370–415, Александрия) Гипатия(Hypatia) — античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-ученых. Дочь математика Теона Младшего (Александрийского), преподававшего в высшей школе при Александрийской библиотеке. Много путешествовала, вела переписку с просвещенными людьми Средиземноморья. Преподавала в Александрии, стала признанным лидером философской школы неоплатоников. Письма, адресованные в Александрию просто “философу”, вручались именно Гипатии. Гипатии приписывают слова: “Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще. Самое страшное – это преподносить суеверие как истину”. По словам В. С. Соловьева “ее красота, добродетель, красноречие и ученость доставили ей всеобщую любовь и уважение; ее учениками были не только язычники, но и много христиан”. Тем не менее, она в 415 г. была зверски убита фанатичной толпой христиан, по подстрекательству епископа Кирилла. Вскоре после этого многие из ее учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.
Абеляр, Пьер (1079-1142) — одна из чарующих фигур XII века. Его называли “иным склоном Средневековья”. Выше Абеляр изображен рядом с Элоизой, напоминание об истории их любви, самозабвенной и полной страданий. Элоиза по завещанию была похоронена в могиле Абеляра. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении " История моих бедствий". С малых лет он почувствовал тягу к знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих родственников. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в монастырь. Основные произведения Абеляра: " Да и нет", " Познай самого себя", " Диалог между философом, иудеем и христианином", " Христианская теология". В книге “Да и нет” Абеляр “выдвигает диалектические аргументы в пользу и против огромного множества тезисов, часто даже не пытаясь прийти к какому-либо заключению; ясно чувствуется, что он влюблен в самый процесс диспута и считает его полезным средством развития ума” (Б.Рассел. История западной философии). Тезису Августина, повторенному Ансельмом Кентерберийским: “верю, чтобы понимать” (“Credo ut intelligam”), Абеляр противопоставил тезис: “понимаю, чтобы верить”. Ансельм требовал, чтобы разум формировался на основе веры. У Абеляра же разум — предварительное условие веры или должен удостоверить ее.
Оккам, Уильям (1280–1349) Оккам выступал против всех существовавших в то время основных схоластических направлений, что расчищало дорогу развитию новой философии. Этому также способствовала и знаменитая " бритва Оккама", означающая, что не следует умножать сущностей без необходимости. Этот принцип Оккама был направлен против чрезмерного распространения всевозможных обобщений, против схоластических умозрительных спекуляций. “Бритва Оккама” расчищала дорогу эмпирическому развитию нового естествознания. По мнению Бенера смысл знаменитой " бритвы Оккама" выявляется из его различных работ. Чаще всего она дана в такой формулировке: " Без необходимости не следует утверждать многое" (PIuralitas non est ponenda sine necessitate). Реже она выражена в словах: " То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего" (frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). Обычно приводимая историками формулировка " сущностей не следует умножать без необходимости" (Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается.
Николай Кузанский (1401-1464) Одно из первых проявлений свободомыслия в христианской Европе — отказ от христианского теизма и переход к пантеизму – философской концепции, согласно которой Всё есть Бог, а Бог есть Всё (Бог есть Природа, а Природа есть Бог). Пантеизм растворяет Бога в Природе. Согласно христианским представлениям Бог – высшее существо, которое существует над миром и управляет им. Пантеисты отвергают такую концепцию; они считают, что нет такого существа, которое всем управляет. Законы природы – божественные законы. Наиболее представительные фигуры этой формы свободомыслия — Николай Кузанский и Джордано Бруно. Николай Кузанский выдвинул идею совпадения противоположностей. Если взять многоугольник и увеличивать количество сторон, то в бесконечности этот многоугольник совпадет с кругом. Противоположности в бесконечности совпадают.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы