Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889)



Н. Г. Чернышевский — философ-материалист. Его роман “Что делать? ” сыграл видную роль в становлении демократического движения в России. Он был одним из крупнейших представителей утопического социализма в России.

Чернышевский — сын священника, учился в духовной семинарии в Саратове, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Его взгляды формировались под воздействием идей французских материалистов XVIII в., воззрений Гегеля, Сен-Симона, Фурье, Фейербаха.

С ранних пор он стал проявлять критическое отношение к существующим порядкам, выступал за свержение монархии. Эта революционная деятельность привела Чернышевского к аресту и ссылке на каторгу в 1862 г.

Основные произведения Чернышевского по философии следующие: " Эстетическое отношение искусства к действительности" (1855), " Очерки гоголевского периода русской литературы" (1855-1856), " Критика философских предубеждений против общинного владения" (1858), " Антропологический принцип в философии" (1860), " Характер человеческого знания" (1855).

Всю существующую действительность Чернышевский называет природой, которая независима от сознания. Он полагал, что на природу следует смотреть так, как " велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей, в ней есть разнородная материя с разнородными качествами, они сталкиваются — начинается жизнь природы" [Полн. собр. соч. Т. II. С. 154].

Основной источник знания для Чернышевского — опыт, ощущения. " Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых тут есть внешний предмет, производящий ощущения, во-вторых существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение, чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние, а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет" [Там же. Т VII. С. 280].

На определенной стадии формирования жизни ощущение перерастает в сознание. Чувственное и рациональное познание вместе взятое дает согласно Чернышевскому, верное представление о мире.

Чернышевский считал, что практика должна решить вопрос об истинности теоретических положений. " Практика, — писал он, — этот непреложный пробный камень всякой теории, должна быть руководительницей нашей и здесь" [Там же. С. 102].

Чернышевский высоко ценил диалектический метод Гегеля и в своих произведениях по-своему формулировал диалектические положения. Жизнь для него проявлялась " поляризацией, раздвоением сил, и это раздвоение выступает источником движения и развития".

Социально-философское учение Чернышевского основывается на антропологическом принципе. Он писал, что " основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни... должны служить понятия о натуре человека, находящихся в них побуждениях к деятельности и ее потребностях" [Там же. Т. IX. С. 829].

Чернышевский исходит из того, что индивид — первичная реальность, которая обладает всеми свойствами человеческого, а общество выступает совокупностью множества людей, которые взаимодействуют между собой.

Чернышевский сознательно проводит принцип антропологизма в своих теориях, считая, что этот критерий дает возможность соединить требования теории с требованиями человеческой природы, с интересами человека вообще без всяких различий. То, что человек принадлежит к области природы, определяет и сущность человека. Особенностью человеческой природы является стремление к удовольствию. Поэтому, согласно Чернышевскому, человек руководствуется своей собственной выгодой и эта установка порождает волю к действию: человек " поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказаться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия" [Там же. Т. VII. С. 285].

С антропологических позиций Чернышевский подходит и к истолкованию исторического процесса, полагая, что принцип интереса и расчета лежит в основе всех действий людей. Широко известны слова Чернышевского, что " исторический путь — не тротуар Невского проспекта, он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри" [Т. VII. С. 923].

Он придавал большое значение материальным условиям жизни, которые, по его словам, играют " едва ли не первую роль в жизни", составляя " коренную причину почти всех явлений и в других сферах жизни" [Т. Ш. С. 357].

Чернышевский стремился создать концепцию морали, основанную на принципах разумного эгоизма. Он полагал, что разнообразные мотивы человеческих действий заставляют человека поступать согласно узкому эгоизму, но человек, чтобы остаться цивилизованным существом, должен понимать, что его естественное стремление к счастью может осуществиться лишь в том случае, если он будет выступать против всего, что мешает общечеловеческому счастью.

Этические воззрения Чернышевского выражены в романе " Что делать? " Герой романа Лопухов, совершая жертвы ради других, говорит: " Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто их не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь".

Большое место в трудах Чернышевского занимает разработка эстетических воззрений. Здесь он стоял на позициях, что " прекрасное есть сама жизнь". " Реальная красота", по мнению Чернышевского, выше " формальной красоты искусства". В эстетике Чернышевский также стоял на позициях антропологизма: для человека прекрасным становится именно то, " что служит намеком на прекрасное в человеке и его жизни" [Т.II. С. 13].

Искусство не может превзойти реальную действительность, искусство — это лишь копия подлинника — реальности.

Работы Чернышевского имели резко критическую окраску, а потому И С. Тургенев называл движение, связанное с Чернышевским, нигилизмом.

* * *

" Исторический путь — не тротуар Невского проспекта, он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри". [Т. VII. С. 923].

" Прекрасное есть жизнь".

" Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей".

" Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека".

" Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви".

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь