Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рождество, детство и отрочество Спасителя мира



Вифлеем

 

Краткая историческая справка - Вифлеем:

Название Вифлеем означает “дом хлеба”. Впервые сей город упоминается в книге Бытие (35, 19). Иначе он назывался Вифлеем-Ефрафа (Мих. 5, 2). Ефрафа значит “плодоносный”. Это малый и незначительный городок в колене Иудином, который даже не упомянут в общих списках городов Иудиных (например, Неем. 11). В этом городе родился Давид. Городок расположен на возвышенности в около 10 километрах к югу от Иерусалима и занимает одну из живописнейших местностей Палестины.

Здесь погребена была Рахиль (Быт. 35, 16); здесь, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья; здесь родился пророк Давид, почему город и называется иначе городом Давидовым.

После Рожества Спасителя в IV веке святая равноапостольная царица Елена над пещерою Рожества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери.

Чудо Промысла Божия в том, что Вифлеемский храм IV века избежал, в отличие от других, разрушения. Колонны, мозаика на стенах на полу - это все IV век. Персидский царь пощадил храм, узнав, что здесь в Вифлееме, были три персидских мудреца (волхва). Сарацины ворвались однажды в храм, но рой пчел откуда ни возьмись вылетел из колонны и напугал сарацин так, что они бежали из храма, отбиваясь от них. В колонне показывают пять отверстий, из которых вылетели пчелы и стали жалить воинов. Если в эти отверстия вложить все пять перстов руки, то получается сложение их как бы для благословения, какое делает священник.

В храме находятся Православный, католический и коптский пределы. Владеют храмом греки.

Главный, средний алтарь храма возвышается над самим вертепом. Из него, по 15 мраморным ступеням входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Место Рождения Спасителя в полукруглой нише означено серебренною звездою с 14 лучами и рядом серебренных лампад.

В нескольких шагах от места Рожества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус (католический предел). Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором.

В этом храме находятся и еще несколько пещер и алтарей: пещера, где обитал святый праведный Иосиф; пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы; келия и гробница блаженного Иеронима (см. сноску на стр. 1) и другие.

В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской - дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пресвятая Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над которыми стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающие трогательные слова Священного Писания: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет” (Иер. 31, 15; Мф. 2, 18).

Этот город Давидов в наше время уже срастается с Иерусалимом.

 

Лк. 2, 1-7: Повеление Кесаря[388] Августа[389] о переписи. Рождество[390] Господа нашего Иисуса Христа.

 

Пророчества о событиях Рождества:

Ис. 7, 14: “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил [391] ”.

Иер. 31, 22: “Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа”.

 

Пророчество о месте Рождения:

Мих. 5, 2: “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных”.

 

Пророчества о времени Пришествия:

Быт. 49, 10: (предсмертное пророчество патриарха Иакова в Египте) “Не отойдет скипетр [392] от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов”.

Дан. 9, 24- 27: “Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратиться народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин придан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя”.

 

Коран о Рождестве Спасителя:

О рождении Христа упоминает Коран (Сура 19, “Мариам”, стих 20). Когда Мария узнала, что у нее родился сын, она воскликнула: “Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек; и не была я распутницей”. Дух отвечает ей на это: “Так сказал твой Господь: “Это для Меня - легко”. После этого Он “дохнул на нее Своим Духом”.

В Коране Иисуса нередко называют Иса ибн Мариам, т. е. “Иисус, сын Марии”. Как отмечает классический комментатор Корана Абдулла аль Байдави полностью понимающий семитский обычай именования, имя матери употребляется, когда неизвестен отец. “Но и это имя, и объяснение носят здесь положительный смысл, - пишет Стоффер. - В Исламе Иисус рассматривается как Сын Девы Марии, который родился от Слова Божьего”.

 

Декабря 5 г. до Р.Х.

Лк. 2, 8-14: Явление Ангела пастырям Вифлеемским.

Лк. 2, 15-20: Поклонение пастухов[393] новорожденному Богомладенцу.

1 января, 4 г. до Р.Х.:

Лк. 2, 21: Обрезание Господне.

Иерусалим:

 

Краткая историческая справка - Иерусалим:

Название Иерусалим означает “основание”, “жилище мира” или “место наследия мира”. Проследим кратко историческую судьбу Иерусалима.

По общепринятому на Востоке преданию время основания Иерусалима восходит ко времени Авраама. Иерусалим основан был царем и священником Бога Вышняго - Мелхиседеком, и назван первоначально Салимом, что значит “мир”. По тому же преданию, Мелхиседек перенес сюда тело праотца нашего Адама и похоронил на Голгофе, на месте, где впоследствии водружен был животворящий Крест Искупителя падшего Адама, а с ним и всего рода человеческого.

По общему мнению, на этом месте, горе Мориа, Авраам по Божественному повелению готовился принести в жертву сына своего Исаака. В древности он назывался Иевусом (Нав. 18, 28) по имени родоначальника Иевусеев (народ из племен Ханаанских). Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к северо-западу от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом.

Особенно тяжкое опустошение претерпел Иерусалим от Вавилонского царя Навуходоносора: город был разорен до основания, жители уведены в плен или преданы огню и мечу. Святой Пророк Иеремия, видевший разорение Иерусалима, горько рыдал о бедственной участи его и так описывает ее в своем Плаче: “Град, умноженный людьми, бысть яко вдовица. Плача плакася в нощи, и слезы его на ланитах его и несть утешаяй его. Путие Сиони рыдают, яко несть ходящих во них в праздник; вся врата его разорена, жрецы его воздыхают, девицы его ведомы, и сам огорчеваем в себе, младенцы его отидоша пленени. Грехом согреши Иерусалим, того ради в мятеж бысть; нечистота его пред ногами его. Вси людие его воздыхающе ищут хлеба. Далее говорит святой пророк от лица Иерусалима: обратитеся и видите, аще есть болезнь, яко болезнь моя; отъя вся крепкия моя Господь от среды мене, призва на мя время, еже сокрушити избранныя моя. Виждь, Господи, яко скорблю, утроба моя смятеся во мне, и превратится сердце мое, яко горести исполнихся; отвне обезчади мене мечь, аки смерть в дому. Вся красная Иаковля разори Господь яростию Своею, твердыни дщере Иудины изверже на землю, оскверни царя ея, и князи ея; отрине Господь жертвенник Свой, оттрясе святыню Свою; сокруши рукою вражиею стену забралов его. Что ти засвидетельствую? или что уподоблю тебе, дщи Иерусалимля? кто тя спасет, и кто тя утешит, девице дщи Сионя? яко возвеличися чаша сокрушения твоего, кто тя исцелит? Успоша на исходищах отрок и старец: девицы мои и юноши мои отъидоша в плен, мечем и гладом избил еси в день гнева Твоего. Бых в смех всем людем. Насыти мя горести, напои мя желчи; изъя камением зубы моя, напита мя пеплом. Покрыл еси яростию и отгнал еси, убил и непощадил еси: покрылся еси облаком, д не дойдет к Тебе молитва. Прилпе язык ссущаго к гортани его в жажде; младенцы просиша хлеба, и несть им разломляющего. Ядуще сладостная погибоша во исходех, питаемии на багряницах одеяшася в гной. Потемне паче сажи вид их; прильпе кожа их костем их, изсохша, яко древо. Лучше быша язвеннии мечем, нежели погублени гладом: сии бо истлеша от неплодности земли. Сконча Господь ярость Свою, излия ярость гнева своего, и возже огнь в Сионе, и пояде основания его”.

Вот в каких трогательных и ужасных чертах изобразил святой пророк бедственную участь, постигнувшую Иерусалим.

После семидесятилетнего плена Вавилонского, иудеи опять возвратились в отечество, и снова построили Иерусалим и в нем храм Божий.

Город лежит в двенадцати часах пути от Средиземного моря и в восьми часах от Иордана. Он находится на широкой плоской возвышенности, состоящей из нескольких вершин и возвышающейся более чем на 762 метра над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на восток и долиной Гион на юг и запад служат его границею.

Гора Мориа занята мечетью Омара (по мусульманскому поверью здесь вознесся на небо Магомет), которая стоит на прежнем месте храма Соломона. Ни одному из христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти.

Гора Сион находилась на юго-восток от горы Мориа. После 25-векового существования города на горе она была подведена под общий уровень с близ лежащею местностью, и сегодня мы наблюдаем лишь небольшое возвышение к Сиону.

 

Февраля 4 г. по Р.Х.

Лк. 2, 22-38: Сретение[394] Господне. Пророчества Симеона[395] (28-35) и Анны[396] (36-38).

Вифлеем [397]:

Мф. 2, 1-12: Поклонение волхвов[398]. Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым.

 

Пророчества о поклонении язычников:

Пс. 71, 10, 15: “Цари Фарсиса [399] и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы [400] принесут дары”. “И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его”.

 

Г. по Р.Х.

Мф. 2, 13-15: Бегство[401] святого семейства в Египет.

Мф. 2, 16-18: Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом[402].

 

Пророчество об избиении младенцев:

Иер. 31, 15: “Так говорит Господь: голос слышен в Раме [403], вопль и горькое рыдание; Рахиль [404] плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет”.

Краткая историческая справка - предание о смерти Захарии:

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елизавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф. 23, 35).

Египет

Каир

Жизнь[405] святого семейства в Египте.

Палестина

Назарет

Мф. 2, 19-23: Возвращение[406] святого семейства из Египта по смерти[407] Ирода[408] и поселение в Галилейском городе Назарете.

 

Пророчество о пребывании в Египте:

Ос. 11, 1: “На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего”.

 

Лк. 2, 40-41: Отроческая жизнь Иисуса Христа.

Г. от Р.Х.

Иерусалим

Лк. 2, 42-50: Двенадцатилетний отрок Иисус[409] в храме Иерусалимском.

 

Пророчество о благовествовании в Иерусалимском храме:

Ис. 2, 3: “И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима”.

Назарет

Лк. 2, 51-52: О послушании и мудрости отрока Иисуса.

 

Из преданий:

Пресвятая Дева Мария с божественным отроком Иисусом посещала пещеру пророка Илии, когда они жили в Назарете.

Крещение Спасителя

Иудейская пустыня

 

Краткая историческая справка - Иудейская пустыня:

В глубокой древности здесь было очень много монастырей. Условия здесь суровые. Зелень лишь до Пасхи, а в летнее время - нещадное солнце все высушивает в пустыне, температура здесь доходит до +60.

В Иудейской пустыне находятся несколько известных всему миру монастырей.

Так здесь находится монастырь преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке. Первым известным святым там стал преподобный Иоанн Хозевит. В 614 году здесь проживало 14 тысяч монахов, персы их всех замучили.

Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте.

В обители находится пещера, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства “от соотечественников”, и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким.

В храме Божией Матери имеются ковчеги со святыми мощами. Главы преподобных Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита заключены в особом ковчеге, они очень чистые, светло-желтые, как свежий воск.

В часовне монастыря, что рядом с храмом, устроена усыпальница многих насельников монастыря, главы и косточки монахов, замученных персами в VII веке. Отдельно в гробнице из дерева под стеклом - мощи преподобного Иоанна-румына, который в 1930 году бежал из Румынии, когда там перешли на новый стиль. Здесь он подвизался отшельником и умер. Еврейские археологи обнаружили его останки в пещере, из которой шло благоухание. Сейчас его, облаченного в мантию, в епитрахили хорошо видно в гробнице лежащим.

В древности в монастырь вход для женщин был закрыт, но однажды женщина просила игумена пустить ее для исцеления от болезни. Игумен отказал. Тогда был глас Божией Матери к игумену пустить женщину, и она получила исцеление. С тех пор женщин стали пускать. Службы в монастыре идут с 8 вечера до 7 часов утра.

В Иудейской пустыне также расположен знаменитый монастырь преподобного Герасима Иорданского, где в греческой церкви находится пещера. Пещера эта священна. В ней останавливалось Святое Семейство при бегстве в Египет от детоубийцы Ирода.

Обитель расположена в долине ровной, нехолмистой. Только вдали в окружении виднеются затянутые серой дымкой цепи гор.

Преподобный Герасим (V в.), уйдя в пустыню, искал место подвигов, и Господь привел его сюда, в эту пещеру. Однажды преподобный вынул занозу у льва, который стал ручным и не отходил от подвижника, стал обитать в монастыре, охраняя его и особенно осла монастырского. Но однажды шел мимо в Аравию караван, и погонщик, увидел пасущегося осла, забрал его с собой, а льва в этот момент рядом не было. Лев понуро вернулся в монастырь, и все подумали, что он съел осла. Преподобный Герасим в наказание заставил льва выполнять обязанности осла, возить воду на себе. Хотя по природе эти бессловесные существа разные сложением, лев оказал полное послушание и стал на горбу возить мехи с водой, преодолевая все неудобства своей “комплекции”. Так длилось полгода. Караван из Аравии возвращался опять мимо монастыря, и лев увидел своего осла. Он пригнал животное в монастырь, и все убедились в преданности и невинности льва. Вот удивительный пример послушания бессловесного для нас, разумных! Когда скончался преподобный Герасим, по Божьему смотрению льва не было в обители. По возвращении он скорбно рычал, ища хозяина. Его привели к гробнице преподобного, и здесь лев, не вынеся разлуки с ним, тоже сделал свой последний вздох.

На иконах преподобного Герасима изображают со львом.

Во монастыре до сих пор питают любовь к животному миру: множество клеток с поющими птицами, по саду важно расхаживают царственные павлины с изящным хвостом и т. д..

 

Лк. 1, 80: Иоанн Креститель в пустыне[410].

 

Пророчество об Иоанне Крестителе:

Ис. 40, 3-5: “Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть (спасение Божие); ибо уста Божие изрекли это”.

Год по Р.Х.

Иордан

Лк. 3, 1-2: Призвание Божие Иоанна на проповедь[411].

Мф. 3, 1-12: Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане. Крещение Иоанново.

Мк[412]. 1, 1-2: Указание апостола на исполнение пророчества Малахии (3, 1).

Лк. 3, 10-14: Испрашивание крещаемых от Иоанна как следует поступать, чтобы спастись.

Год по Р.Х.

Иордан, близ Галгала [413] и Иерихона

Мф. 3, 13-17: Крещение[414] Иисуса Христа и свидетельство Иоанна.


Домашнее задание

Выписать в тетрадь и выучить наизусть:

Ин. 1, 1-5 - Пролог: Предвечное Слово.

Ин. 1, 9-13 - О первом пришествии Иисуса Христа и Его отвержении.

Лк. 1, 30-35 - Благовещение Деве Марии.

Лк. 1, 46-55 - Гимн Пресвятой Марии.

Лк. 2, 10-15 - Ангельское славословие.

Лк. 2, 29-35 - Пророчество Симеона Богоприимца.

Мф. 3, 13-17 - Крещение Господне.

 

Повторить вопросы:

1. Родословная линия Спасителя у евангелистов Матфея и Луки. Сравнение этих родословных линий. Упоминание в родословии женских имен.

2. Христианское предание о Пресвятой Деве Марии: Ее рождении, введении во храм, пребывании в нем, обручении Ее.

3. Явление ангела Гавриила священнику Захарии с благовестием о рождении от него Иоанна Предтечи.

4. События Благовещения Пресвятой Деве Марии.

5. Посещение Богоматерью праведной Елизаветы. Гимн Марии.

6. Рождение Иоанна Предтечи и его обрезание.

7. Явление ангела Иосифу с благовестием о рождении от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого Эммануила.

8. Повеление о переписи и Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

9. Ангельская песнь и поклонение Спасителю пастырей Вифлеемских. Обрезание Господне.

10. Сретение Господне. Пророчества Симеона и Анны.

11. Поклонение Спасителю волхвов.

12. Бегство святого семейства от Ирода. Избиение Вифлеемских младенцев. Возвращение из Египта.

13. Двенадцатилетний отрок Иисус в храме Иерусалимском.

14. Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане. Крещение Иоанново. Испрашивание крещаемых от Иоанна как следует поступать, чтобы спастись.

15. Крещение Иисуса Христа и свидетельство Иоанна.

 


Контрольные вопросы по первому периоду - от Рождества Спасителя до Его Крещения

1. Наизусть: Ин. 1, 1-5 - Пролог: Предвечное Слово.

2. Наизусть: Ин. 1, 9-13 - О первом пришествии Иисуса Христа и Его отвержении.

3. Описать и дать характеристику родословной линии Спасителя, которую дает нам Евангелист Матфей.

4. Какие женские имена упоминаются в родословной Спасителя и почему? Дать характеристику каждой из женщин.

5. Описать и дать характеристику родословной линии Спасителя, которую дает нам Евангелист Лука.

6. Показать на карте Иудею, Самарию и Галилею.

7. Когда Святая Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы?

8. Как звали родителей Пресвятой Девы Марии?

9. Что говорит христианское предание о рождении Пресвятой Богородицы?

10. Показать на карте Хузив.

11. Что говорит христианское предание о Введении во храм Пресвятой Богородицы?

12. Что говорит христианское предание о жизни Пресвятой Богородицы при храме?

13. Кому была обручена Пресвятая Дева Мария?

14. Как звали родителей Иоанна Предтечи, из какого рода они происходили? Кем был отец Иоанна Предтечи?

15. Где, когда и при каких обстоятельствах произошло явление ангела с благовестием о рождении Иоанна Предтечи?

16. Показать на карте Иерусалим.

17. Где, когда и при каких обстоятельствах происходили события Благовещения Пресвятой Деве Марии?

18. Какого пророка и какие слова читала Пресвятая Богородица в момент Благовещения?

19. Как имя ангела, явившегося с радостным Благовещением ко Пресвятой Деве Марии?

20. Наизусть: Лк. 1, 30-35 - Благовещение Деве Марии.

21. Показать на карте место Благовещения Пресвятой Деве Марии.

22. Какова разница в возрасте между Иоанном Предтечей и Спасителем?

23. В каком городе родился и воспитывался Иоанн Предтеча?

24. Где и в каком году произошла встреча Пресвятой Девы Марии и праведной Елисаветы?

25. Наизусть: Лк. 1, 46-55 - Гимн Пресвятой Марии; при каких обстоятельствах были сказаны эти слова?

26. Показать на карте город, где родился Иоанн Предтеча.

27. Когда Святая Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи?

28. Где, когда и при каких обстоятельствах было явление ангела Иосифу с благовестием о рождении Эммануила?

29. Что значит слово Эммануил?

30. Кто правил Римской империей во времена рождения Спасителя?

31. Где, когда и при каких обстоятельствах произошло Рождество Господа нашего Иисуса Христа?

32. Показать на карте место Рождества Христова.

33. Кто первым поклонился Родившемуся Спасителю?

34. Как пастыри узнали о Родившемся Спасителе?

35. Наизусть: Лк. 2, 10-15 - Ангельское славословие.

36. Почему Вифлеем называется городом Давидовым?

37. Что означает название города Вифлеем, какие нам известны древние упоминания этого города?

38. Когда Святая Церковь празднует Рождество Господа нашего Иисуса Христа?

39. Когда произошло Обрезание Господне?

40. Что значит слово Сретение?

41. Где, когда и при каких обстоятельствах произошло Сретение Господне?

42. Древнее предание о Симеоне Богоприимце?

43. Наизусть: Лк. 2, 29-35 - Пророчество Симеона Богоприимца.

44. Рассказать о пути волхвов к Рожденному Младенцу.

45. На какое пророчество ссылаются книжники, говоря, что Спаситель Родится в Вифлееме?

46. Где происходит поклонение волхвов Спасителю?

47. Какие дары приносят волхвы Рожденному Спасителю?

48. Раскройте прообразовательный смысл даров, принесенных волхвами ко Спасителю мира.

49. При каких обстоятельствах святое семейство отправляется в Египет?

50. Опишите события об избиении Иродом младенцев.

51. Смерть Ирода Великого и разделение царства между тремя его сыновьями.

52. В какой город возвращается святое семейство из Египта?

53. Что Святое Евангелие и святое предание говорит об отроческой жизни Иисуса Христа?

54. В каком возрасте Иисус в первый раз учит в Иерусалимском храме?

55. Опишите обстоятельства пребывания отрока Иисуса в Иерусалимском храме.

56. В каком городе проводит Свое детство и отрочество Иисус Христос?

57. Показать на карте город, в котором прошло детство и отрочество Спасителя.

58. Где спасался и начал свою проповедь Иоанн Предтеча?

59. В каком году начал свою проповедь Иоанн Предтеча?

60. Ответ Иоанна Предтечи крещаемым мытарям и воинам о том как следует поступать, чтобы спастись.

61. В каком году происходило Крещение Господне?

62. В каком месте происходило Крещение Господне?

63. Показать на карте место, где произошло Крещение Господне.

64. В какой день Святая Церковь празднует Крещение Господне?

65. Как по-другому называется день Крещения Господня и почему?

66. Опишите подробно события Крещения Господне?

67. Наизусть: Мф. 3, 13-17 - Крещение Господне.

68. Показать на карте Иордан.

69. Показать на карте пустыню Иудейскую.


Лекция 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.112 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь