Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ



На подготовительном этапе внеклассного чтения рекомсн дация книги и непосредственное чтение ее проходят на алия тии. Работа с книгой в известной степени предполагает использование тех же приемов обучения, которые характерны для уроков классного чтения.

Структура занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе:

рассматривание обложки книги и коллективное чтение на­звания, фамилии писателя;

самостоятельное и коллективное чтение подписей под кар­тинками;

работа над осмыслением содержания прочитанного (показ на картинке названных предметов и действий, более детальное рассмотрение незнакомых предметов и словарная работа, по­вторное чтение);

ответы на вопросы по фактическому содержанию, на выяс­нение отношения детей к воспринятому произведению.

С 3 класса в формировании самостоятельной читательской деятельности школьников большую роль играют специально проводимые уроки.

Уроки внеклассного чтения

По целенаправленности эти уроки делятся на несколько ти­пов: уроки рекомендации нового произведения и знакомства с ним; уроки проверки и углубления понимания прочитанного; уроки обобщения прочитанного и пропаганды литературы.

В системе работы с книгой из уроков первого типа следует выделить уроки знакомства с книгой (газетой, журналом) как объектом познания и источником информации. В практических действиях с книгой (газетой, журналом) учащиеся осваивают ее элементы и учатся ориентироваться по ним в содержании произведения.

Уроки знакомства с книгой ( газетой ). Работа с книгой начинается с сообщения о книге и авторе. Далее рас­сматриваются и называются отдельные элементы книги. Вна­чале рассматривается обложка, устанавливается, из чего она сделана и что на ней написано и нарисовано.

Потом внимание останавливается на первом листе книги, и учащиеся читают, что на нем написано. Вводится понятие «ти­тульный лист», учащиеся находят титульный лист в других книгах. Предлагается перелистать книгу, закрепляются поня­тия: «страницы», «иллюстрации» («картинки»).

Рассматривается последний лист (в книге несколько расска­зов), устанавливается, что здесь написано, какие рассказы есть в данной книге, на какой странице они начинаются. Вводится термин «содержание». Учащиеся находят по содержанию рассказ, который предстоит читать («Найдите рассказ... На какой странице находится рассказ? »). Текст учащиеся читают в ин­тернате самостоятельно под наблюдением воспитателя в специ­ально отведенное для этого время.

Знакомство с газетой, издаваемой для детей, начинается с выяснения понимания названия и назначения газеты: «Кому предназначена газета? » — «Школьникам. Чтобы они могли уз­нать события, новости в нашей стране и за рубежом». Далее рас­сматривается структура газеты, называются первая, вторая, третья и четвертая страницы. Затем по заголовкам определяет­ся основное содержание полос: на первой полосе — самые ос­новные события в стране, на второй — вести из других стран мира, далее — рассказы, стихотворения..., в конце — объявле­ния, информация.

Заголовки заметок на страницах газеты учащиеся прочиты­вают вслух, учитель проводит словарную работу, дает коммен­тарии по содержанию материала, подводит к пониманию того, о чем идет речь в данной газете.

Обобщающая беседа — о том, почему газета так называется, как она построена, о чем узнали из газеты; есть ли дома газеты, какие, кто читает.

На уроках названного типа после соответствующей рекомен­дации (введения в тему), как правило, проходит чтение, и оно продолжается дальше во внеклассное время. Небольшие, но разнообразные задания учителя стимулируют восприятие и ос­мысление читаемого, помогают конкретизировать и усвоить фактическое содержание. Это подготовка ответов на 2—3 вопро­са, зарисовка, подбор картинок, лепка фигурок действующих лиц, предметов обстановки действия, подготовка пересказа (все­го текста или части его), характеристика героев и т. д.

Учитель осуществляет контроль за ходом самостоятельного чтения, побуждает учащихся спрашивать о непонятном. В ин­тернате в этой работе участвует воспитатель. Он оказывает по­мощь в осмыслении слов, предложений, описанных фактов, событий, следит за тем, чтобы читали все школьники, побуж­дает наиболее слабых учеников к воспроизведению прочитан­ного («О чем прочитал? » «Что узнал о герое? » и т.д.), привлекает сильных к работе со слабыми.

По прочитанной книге проводятся уроки внеклассного чте­ния второго типа — проверки и углубления понимания прочи­танного.

Уроки проверки и углубления понимания прочитанного. Для такого урока характерен следующий ход работы.

В начале урока выясняются непосредственные впечатления школьников о книге («Понравилась или нет? » «Кто и что понравилось? » «Почему? » «Чем? »). Далее воспроизводится сю­жет, выявляются причинно-следственные связи, обсуждается характер героев, главная мысль произведения.

Для проверки качества чтения и степени понимания текста используются разные приемы.

1. Работа с иллюстрацией и макетом (во всех классах). «По­смотрите, к какому рассказу этот рисунок». Учащиеся расска­зывают о том, что изображено, находят соответствующее место
в тексте. Им предлагается восстановить последующее или пре­дыдущее содержание, сопровождая его показом развития дей­ствия на макете.

2. Работа с рисунками детей, изготовленными при самосто­ятельном чтении, или с готовой серией картинок. Рисунки рас­полагаются в логической последовательности, по ним
воспроизводится и анализируется содержание прочитанного. Рисунки можно использовать по-другому: «Покажите рисунок, где Маша разговаривает с яблонькой. Найдите, прочитайте раз­
говор. Почему яблонька не помогла Маше? » (сказка «Гуси-ле­беди»).

3. Краткий пересказ и составление плана. Учащимся пред­лагается, опираясь на текст, сказать, о чем говорится вначале, и придумать заглавие; о чем говорится потом, и придумать сно­ва заглавие и т.д. Таким образом прослеживается развитие дей­ствий и составляется план (3—4 классы). По нему пересказывается текст устно или письменно.

4. Ответы на вопросы учителя. Школьникам предлагается система вопросов аналитического и обобщающего характера (« О ком рассказ или сказка? » «Что случилось? » «Что сделали...? »
«Что было потом? » «Как поступил...? »).

5. Ответы учащихся на вопросы друг друга. Учащиеся, как правило, ставят вопросы больше по конкретному содержанию текста и далеко не всегда в логической последовательности.
Учитель должен быть готов включиться в беседу с уточняющи­ми, дополнительными вопросами, которые помогут учащимся понять главную мысль (идею) произведения.

Составление краткого пересказа (устного и письменного), а затем и аннотации к прочитанной книге. Вначале предлагает­ся текст с пропущенными словами и словосочетаниями. Надо
вставить недостающие слова, чтобы получился сжатый пере­сказ, например: «Мы прочитали рассказ кого? »— «Льва Нико­лаевича Толстого».— «Как он называется? » — «Котенок». «Это
рассказ о... Ребята... котенка и... за ним. Однажды на дороге на котенка... Они хотели... его. Вася... к котенку и... Охотник... собак. Ребята... и... домой».

Для аннотации достаточно указать выходные данные книги и ответить на вопрос: «О чем рассказ? » — «О том, как дети спас­ли котенка от злых собак».

7. Придумывание своего конца рассказа, дальнейшей судь­бы героя («Что будет дальше? »).

Перечисленные приемы применяются на уроке в различных сочетаниях, но таким образом, чтобы занятие было интересным, побуждало учеников к активной самостоятельной работе с кни­гой, к свободной, расширенной речевой практике. Необязатель­но на уроке воспроизводить содержание в деталях, достаточно восстановить основные эпизоды, выяснить последовательность событий, причинно-следственные связи, подвести учащихся к выражению своего отношения к прочитанному.

На таких уроках работа завершается краткой записью све­дений о книге на карточке или в читательский дневник (автор, заглавие книги, о чем она, издательство и год издания).

По мере того как учащиеся прочитывают несколько произ­ведений одного автора, или одного жанра (например сказки), или произведения по одной теме (например о животных, о куль­туре поведения и др.), проводятся обобщающие уроки и уроки пропаганды литературы.

Обобщающие уроки и уроки пропаганды литературы. Их задача подвести итоги чтения («Какие произведения написаны данным автором? » «О чем произведе­ния? »), стимулировать самостоятельность учащихся в оценке произведений, вызвать интерес к новым книгам, авторам, темам.

К этим урокам ведется серьезная подготовка, в которой при­нимают участие школьники. Они готовят иллюстрации к про­изведениям, прочитанным коллективно и индивидуально, по собственной инициативе; по заданию учителя подбирают мате­риал к монтажу или тематической газете; готовят словесные и наглядные рекомендации книг для индивидуального чтения.

На обобщающих уроках широко применяются игровые при­емы: отгадывание произведений на основе рассматривания кар­тинки и беседы по ней («Кто нарисован? » «Что делает? » «Как называется рассказ, сказка? »);

определение произведения по отрывку из него (хоровое чте­ние отрывка и ответы на вопросы: «Кто это сказал? » «Из како­го произведения? » «Кто написал? »);

определение названия произведения по иллюстрации («Из какого рассказа? » «Кто написал? » «Как можно подписать кар­тинку? »);

 

отгадывание названия произведения по одному из эпизодов, рассказанных учителем (или учеником—с предварительной подготовкой).

Учитель начинает рассказ, ученик демонстрирует ход дей­ствия на макете, определяется название текста и его автор.

На указанных уроках используются и другие приемы:

отыскивание в стопке книг самостоятельно прочитанного произведения, показ его товарищам по классу, краткий рассказ содержания (возможен диалог, когда учащиеся расспрашива­ют о книге того, кто ее прочитал);

пересказ содержания понравившейся книги по картинкам, изготовленным самим учеником;

рассматривание новых книг с выставки, определение их со­держания по внешним показателям—иллюстрациям, названию («Подумайте, о чем книга»), чтение аннотации к книге;

письменные ответы на вопросы («Какие произведения по данной теме прочитали и каких авторов? » «Какие произведе­ния данного автора прочитали? » (с указанием издательства и года издания).

В ходе урока все правильные ответы учитываются, за каж­дый из них ученики получают по карточке. В конце урока под­считывается, кто больше получил карточек, определяется лучший читатель класса, ему присваивается звание « книголюб ».

После урока школьники рассматривают выставку книг (к каждой из них прилагается краткая аннотация). Ученики, не читавшие книг, о которых говорили их товарищи, с интересом берут эти книги в руки, у них появляется желание прочитать их.

Рассмотрим обобщающий урок на тему «Аркадий Петрович Гайдар и его книги» (5-6 классы), посвященный обобщению знаний о творчестве писателя, расширению представлений о нем, а также пропаганде новых для учеников произведений.

Вначале предлагается рассмотреть портрет писателя и выс­казать свое суждение о нем («Какой он? » — «Умный, добрый, внимательный»). Далее идет краткое сообщение учителя по био­графии писателя в подтверждение и расширение данной харак­теристики.

Проводится викторина по прочитанным произведениям: за­читываются цитаты, показываются рисунки и к ним ставятся вопросы на определение названия произведения, героев, основ­ных событий. Например, к рассказу «Горячий камень»: «Про­читайте эти слова. В каком рассказе встречаются? Кто герои рассказа? Зачем Ивашка вытащил камень из болота и отнес на гору? Почему старик не захотел начинать жизнь сначала? » (Он прожил честную, полезную и интересную жизнь.)

Школьники, прочитавшие самостоятельно рассказы «В поход» и «Совесть», показывают свои картинки к ним и со­общают товарищам названия рассказов, говорят, чем понрави­лись, советуют их прочитать.

Обобщающая беседа («Какие книги Гайдара знаете? О ком эти книги? Чему учат? »).

В конце урока внимание привлекается к выставке книг. Учитель выявляет умение учащихся ориентироваться в них («Какие книги выставлены здесь? » «О чем они расскажут, если их прочитать? »). Просмотр выставленных книг позволяет по­знакомить школьников с новой темой чтения, с новыми авто­рами. Предположения учащихся о теме предстоящего чтения проверяются чтением аннотации к книге (книгам).

Учет внеклассного чтения. Для развития чита­тельской активности важное значение имеет систематически организованный учет читаемого детьми. Прежде всего речь идет о наглядном учете, который предусматривает в классах создание уголков внеклассного чтения. Оформленные под разными заго­ловками («Мы читаем в школе и дома», «Книгу прочитаешь — многое узнаешь» и др.), они показывают, что рекомендовано для коллективного, индивидуального чтения, отражают состояние читательской практики каждого ученика. На стендах имеются плакаты с кармашками для карточек с указанием прочитанных произведений.

В классах выпускаются монтажи, тематические газеты, по­священные одному автору, теме или жанру. По мере продвиже­ния в чтении появляется информация: в монтаже—картинки с подписями из прочитанных книг; в газете, кроме рисунков, — тексты (краткие сведения о писателе, заметки и отзывы о про­читанных произведениях). Определенную рекламу чтению со­здают выставки книг. Привлекают внимание к тем или иным произведениям не только иллюстрации, но и аннотации с при­зывом их прочитать.

Внеклассное чтение учитывается и с помощью читательско­го дневника, который на первых порах составляется как обще­классный дневник. Он заполняется после коллективного ознакомления с книгой. В нем записываются следующие дан­ные: фамилия писателя, название книги, ее герои, новые сло­ва, иллюстрации. С 4 класса учащиеся ведут индивидуальные читательские дневники. Записи в них усложняются: требуется указать основное содержание книги (о чем? ), отношение к геро­ям (кто понравился? ). В дневнике помещаются портреты писа­телей, записывается словарь, делаются зарисовки. Постепенно записи приближаются к отзывам о прочитанном. В дневниках может отражаться и ход ознакомления учащихся с газетными и журнальными материалами — вклеиваются интересные пуб­ликации, делаются записи о прочитанных заметках (название, где прочитана, о чем). Задача учителя—проверять аккуратность ведения дневников, речевое оформление записей, организовы­вать взаимопроверку их.

Закреплению знаний о писателях и произведениях, пропа­ганде литературы служат групповые и массовые внеклассные мероприятия. Это утренники в связи с датами красного календаря, с изменениями времен года и труда людей, юбилеями детских писателей; вечера сказок, показ ди­афильмов по произведениям, сборы, инсценировки, экскурсии. Во внеклассных условиях в большей степени, чем в классе, не­обходимо учитывать особенность восприятия учащимися выс­туплений детей и взрослых. Зрительный анализатор играет здесь ведущую роль. Чтобы обеспечить правильность восприя­тия информации, нужны наглядные средства: пантомима, же­сты, плакаты, декорации. При подготовке к внеклассному мероприятию предусматриваются постановка «живых» сценок из прочитанных книг, изготовление костюмов героев книг, написание таблиц с цитатами, создание рисунков, подбор диа­фильмов по прочитанным и новым произведениям, оборудова­ние выставки книг и работ учащихся, разработка викторины. В подготовке внеклассного мероприятия участвуют все школь­ники класса в меру своих способностей.

Приведем пример программы утренника, подготовленного в 3-4 классах по теме «Мы любим сказки».

I. Слово ведущего. Он говорит о театре, куда ходят взрослые и дети. Обращается к аудитории с вопросами: «Какие знаете детские театры? Какие сказки видели в театре? » Сообщается о том, что сегодня сказки будут показывать дети. Все должны быть внимательными и угадывать, какие это сказки.

П. Показ сценок.

Из сказки «Колобок». Вопросы: «Из какой сказки? С каки­ми животными встретился колобок? Что случилось с колобком в конце сказки? »

Из «Сказки о Мальчише-Кибальчише». Определение назва­ния и автора сказки, характеристика героя.

Из сказки «Лиса и заяц». Ребята называют сказку. Учащи­еся делятся на 3 команды, в каждой выделяется по 3 лучших художника. Им предлагается нарисовать зайчика (первая ко­манда), лису (вторая команда-), петушка (третья команда). Кол­лективно решается вопрос о том, кто и что быстрее и лучше нарисовал, насколько рисунок соответствует образу персонажа («Какой зайчик? », «Какая лиса? », «Какой петушок? »).

Просмотр части диафильма по сказке «Золушка». Ответы на вопросы: «Кто помог Золушке попасть на бал? », «Что произош­ло на балу? », «Чем кончается сказка? »

III. Подведение итогов. Выделяются наиболее активные классы и школьники.

Большой интерес у учащихся вызывают инсценировки по прочитанным книгам. Например, в сценарии по русской народ­ной сказке «Лиса и заяц» (3 класс) предусматриваются действия и реплики разных действующих лиц: автора, зайчика, лисич­ки, волка, медведя, петушка, причем устное высказывание уча­щиеся сопровождают жестовой речью. Авторские слова говорит сурдопедагог, используя также две формы речи.

Итак, подготовку глухого школьника к самостоятельной читательской деятельности организует сурдопедагог через сис­тему работы с книгой. Подбор и рекомендация книг, проведе­ние занятий и уроков по внеклассному чтению, систематический учет и пропаганда литературы проводятся с целью заинтересо­вать детей книгой, привить им любовь к чтению.

Задания и вопросы к разделу IV

1. Охарактеризуйте особенности овладения глухими учащимися техни­кой чтения и пониманием читаемого. Какие практические выводы из этого следуют?

2. Раскройте сущность аналитико-синтетического подхода к обучению глухих чтению и пути совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках чтения.

3. Выберите по одному тексту из книг для чтения 1 и 6 классов. Составь­те развернутый план работы над текстами. Изготовьте наглядное пособие и определите, где и как его использовать при работе над текстом.

4. Подберите два текста из книги для чтения в школе глухих, которые могут быть прочитаны в классе одновременно двумя группами детей. Спла­нируйте урок по чтению этих рассказов. Обоснуйте целесообразность такой организации чтения текстов.

4. Определите по программе круг знаний, умений и навыков по внекласс­ному чтению, формируемый у учащихся в предлитературный период в каж­дом классе.

5. Из чего складывается руководство сурдопедагога внеклассным чте­нием? Обоснуйте значимость каждого слагаемого системы чтения.

Охарактеризуйте задачи и структурные компоненты уроков внекласс­ного чтения. Пронаблюдайте работу учителей по внеклассному чтению. Что, по Вашему мнению, создает у детей интерес к книге?

8. Подберите произведения для внеклассного чтения на подготовитель­ном, начальном и основном этапах. Обоснуйте свой выбор и спланируйте ра­боту с этими произведениями.

литература

Горбунова Е.А., Хотпеева Э.Н. О руководстве внеклассным чтением глухих школьников//Дефектология. — 1972. — № 3.

Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.

Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения//Дефектология. — 1988. — № 5.

Корсунская Б.Д. Читаю сам: Книга для чтения для глухих дошкольников. — М., 1985.

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светпловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1987.

Нестперович Т.В. Обучение чтению в условиях использования

предметно-практической деятельности//Вопросы обучения и воспитания глухих детей. — Свердловск, 1975.

Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих детей. — М., 1978. — С. 77 — 82.

Никитина М.И., Матыня Э. Организация учебного процесса на уроках чтения в школе глухих//Пути интенсификации изуче­ния, обучения и воспитания детей с недостатками слуха. — М., 1986.

Обучение учащихся подготовительного, 1-4 классов школы глухих: Пособие для учителя/Сост. А. Г. Зикеев. — М., 1984.

Светпловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. — М., 1977.


 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ IV

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЧТЕНИЮ

Предложенные конспекты построены в соответствии с тре­бованиями, предъявляемыми к урокам чтения произведений различных жанров. Речевой материал для развития слухового восприятия выделяется сурдопедагогом в каждом конкретном случае в соответствии со своим планом и возможностями уча­щихся. ЗАДАНИЯ К УРОКАМ ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Объясните целесообразность использования сопряженного первичного чтения стихотворения и определите назначение и место выразительного чтения учителя при'работе над стихот­ворением.

Определите специфику методики чтения стихотворений по

сравнению с прозаическими произведениями.

Тема: стихотворение " Скучная картина " А. Плещеева

(3 класс)

Урок

Цели. Познакомить со стихотворением; учить понимать и чувствовать заложенное в нем настроение; развивать умение соотносить строки стиха с музыкой; развивать технику чтения (правильность, беглость, выразительность).

Оборудование. Картинки осенней природы, веточки, листья с экскурсии, пластинка или пленка с музыкой П.И. Чайковского.

Ход урока

I. Предварительная беседа. Примерные вопросы.

Какое время года наступило? Что мы видим вокруг? Привлекаются кар­тинки, которые отражают те или иные явления природы, близкие к тем, о чем

будут читать.

Словарь: пасмурная, серая погода; голые деревья; влажный воздух; моросит, капает дождь; грустная, неприятная, скучная, серая картина.

II. Чтение темы урока с доски хором.

Обращается внимание учащихся на правильное произнесение фамилии автора: Пле-ще-ев. Учитель просит запомнить эту фамилию, так как ученики будут встречаться с его стихами.

Скучная картина

Скучная картина! Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Что ты рано, осень, В гости к нам пришла? Еще просит сердце

Света и тепла.

А. Плещеев

III. Чтение стихотворения вместе с учителем.

Проводится словарная работа: «Скучная картина! »

— Как по-другому? (Грустная, неприятная, серая картина.) «Тучи без
конца».

— Что это значит? Что вы представляете? (Темные, дождевые тучи пол­
зут и ползут по небу...)

IV. Чтение учащимися стихотворения про себя.

Подготовка ответов на вопросы: «Что описывает Плещеев? Что он на­зывает «скучной» картиной? Как вы представляете себе скучную картину? »

V. Прослушивание двух разной тональности отрывков из
музыкальных произведений.

Следует определить, какой отрывок соответствует содержанию (настро­ению) стихотворения и почему. Какое чувство выражает поэт в стихотворе­нии? (Грусть по ушедшему лету, печальное настроение от дождливой, холод­ной осени...)

VI. Выразительное чтение стихотворения учителем
под музыку.

Обращается внимание учащихся на соблюдение логических пауз, воп­росительной интонации, чувства сожаления.

VII. Чтение текста отдельными учениками.

Учащиеся класса оценивают выразительность чтения каждого ученика.

VIII. Домашнее задание.

Нарисовать картинку к стихотворению, выучить стихотворение наизусть. Урок 2

Цели. Закреплять знания текста и лиричности содержания; соотно­сить текст с рисунками; отрабатывать навык выразительного чтения наизусть. План урока.

• *

I. Вводная беседа.

II. Проверка знания текста.

На доске учащимся дается текст с пропущенными словами:

... картина!

Тучи.......

... так и льется,

... у крыльца.

Что ты рано,...,

..... к нам...?

Еще... сердце

Света и тепла.

Ученики коллективно восстанавливают стихотворение и читают его. Вопросы: «О чем стихотворение? Какое выражает чувство? »

III. Рассматривание рисунков учащихся, их обсуждение и
оценка с точки зрения более точного соответствия
содержанию текста.

IV. Чтение стихотворения учащимися наизусть.

V. Итог урока.

Тема: стихотворение " Медведь проснулся "

Г. Ладонщикова (3 класс ).

Урок 1

Цели. Познакомить с содержанием стихотворения; учить отражать содержание с помощью подвижных фигурок; учить детей читать с выражени­ем под музыку; расширять словарный запас; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование. Картинка с изображением леса, берлоги; под­вижные фигурки (медведь с закрывающимися глазами и движущейся лапой, снежинки); таблички с речевым материалом; перфокарты для индивидуаль­ной (самостоятельной) работы учащихся; пластинка с произведением П.И. Чай­ковского «Времена года».

Медведь проснулся

Без забот и без тревоги Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму, до весны, И, наверно, видел сны. Вдруг проснулся косолапый: Слышит — каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой И вскочил: кругом вода! Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна. Вылез он и видит: лужи, Тает снег, пришла весна!

Г. Ладонщиков

Ход урока I. Речевая зарядка.

1. Работа над произношением (материал по усмотрению учителя).

2. Выяснение темы урока.

Учащиеся спрашивают учителя: «Что будем делать на уроке? » Говорят вслед за учителем: «Сегодня мы начнем читать стихотворение «Медведь про­снулся»» (обращается внимание на произношение слова «стихотворение»).

Учащиеся спрашивают: «Как называется стихотворение? »

Учитель отвечает: «Откройте книги. Кто автор? »

II. Чтение стихотворения учениками вслух.

Подготовка ответов на вопросы письменно (даются перфокарты). Воп­росы: «О ком стихотворение? О чем стихотворение? »

В процессе чтения ведется индивидуальная работа над техникой чтения отдельных учащихся на основе слухового восприятия.

III. Проверка выполнения задания.

Учащиеся задают вопросы друг другу на слух: «О ком, о чем стихотво­рение? » Учитель следит за общением, правильностью постановки вопросов и ответами учащихся.

После письменной и устной работы над поставленными вопросами учи­тель дает правильный ответ на слух и открывает таблички на доске.

О ком...? —  Стихотворение о медведе.

О чем...? —  О том, что пришла весна.

—  О том, что медведь проснулся и вылез из берлоги.

IV. Сопряженное чтение ответов.
Запись ответов в тетради.

V. Чтение первого четверостишия; словарная работа,
разбор содержания.

Беседа: «Без забот и без тревоги...» — как сказать по-другому?

Что делал медведь всю зиму? (Спал в своей берлоге, видел сны).

«Берлога» — что это?

На вопрос «Что делал медведь всю зиму? » надо дать полный ответ («Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге...»).

Показ на картинке с подвижными фигурками (как медведь спал в бер­логе, сосал лапу).

VI. Прослушивание музыкального отрывка.

Вопросы: «Какая это музыка (громкая, тихая, веселая или грустная)? » Подходит ли она к строчкам стихотворения? Почему? Учащиеся отме­чают, что музыка подходит, потому что она тихая, спокойная, плавная: «мед­ведь спал».

VI. Хоровое чтение учащимися строфы стихотворения

Обращается внимание на соблюдение орфоэпических требований и тем­па чтения (тихо, спокойно, потому что медведь спал).

VIII. Итог урока.

Домашнее задание.

Читать все стихотворение, отвечать на вопросы: «О чем говорится в пер­вом четверостишии? Как его озаглавить? »

Урок 2

Цели. Тренировать в технике чтения; выделять части стихотворения и озаглавливать их; конкретизировать содержание каждой части на конст­руктивной картинке.

Ход урока.

I. Речевая зарядка.

Можно построить на материале темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

1) Чтение первого четверостишия.

2) Ответы на вопросы: «О чем говорится в первой части стихотворения?
Как можно его озаглавить? »

III. Сопряженное чтение второго четверостишия
и словарная работа

«Каплет» — как сказать по-другому? Покажи: «пошарил лапой», как это?

IV. Беседа по содержанию второй строфы (показ на
картинке).

О чем говорится во второй части? Почему медведь проснулся? (Каплет, сыро, кругом вода.) Как медведь понял, что кругом вода? (Учащиеся показы­вают действия медведя в берлоге.) Какое у медведя настроение? Как вы ду­маете, подойдет ли музыка из первой строфы к этой строфе? (Музыка долж­на быть другой.) Какой должна быть музыка? (Более бодрая, более живая, потому что медведь проснулся). Как озаглавить эту строфу?

V. Коллективное хоровое чтение последнего четверости­
шия, словарная работа.

«Заспешил наружу» — куда это? «Заливает [вода]» — что это значит?

VI. Ответы на вопросы по третьей строфе (показ на
картинке).

Что увидел медведь, когда вылез из берлоги? Почему тает снег? (Стало тепло, солнце греет.) Как назвать эту часть?

Прикрепляется картинка «Солнце над лесом».

VII. На доске записывается план.

1. Медведь спал в берлоге до весны.

2. Медведь почувствовал воду и проснулся.

3. Медведь вылез из берлоги.

План записывается учащимися в тетради.

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

Читать и пересказывать стихотворение по плану.

ЗАДАНИЕ К УРОКАМ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ

Скажите, какие жанровые особенности сказки учитывают­ся при работе над ней на уроках чтения и как.

Тема: сказка " Лиса и Журавль " (3 класс ).

Урок 1

Цели. Познакомить с содержанием сказки; развивать умение отра­жать содержание прочитанного с помощью наглядных материалов; разви­вать творческое воображение; работать над правильностью чтения и соблю­дением интонации; развивать речь.

Оборудование.2 аппликации (жилище Лисы и жилище Журавля), вырезанные фигурки Лисы и Журавля, картинки с предметами интерьера, таб­лички со словами.

Ход урока.

I. Речевая (фонетическая) зарядка (по плану учителя).

II. Упражнения на развитие слухового восприятия и
произносительных навыков.

Задание: «Спросите меня, что мы будем делать на уроке чтения». Про-говаривание вместе с учителем: «На уроке будем читать сказку «Лиса и Жу­равль»» (тема на доске).

III. Предварительная беседа.

Кто видел лису? (Показывается картинка той лисы, которая будет в сказ­ке). Учитель обращает внимание учащихся на внешний вид лисы, на ее повад­ки; предлагает вспомнить, что знают учащиеся о ней. (Хитрая.) Потом рас­сматривают журавля; привлекается внимание к длинному носу, ногам; пояс­няется, почему он такой.

Фигурки прикрепляются к листу бумаги.

IV. Рассказ-чтение начала сказки учителем и демонстра­
ция на фигурках,                      у

Примерный рассказ: «Лиса и Журавль подружились. (Как по-другому? — Стали друзьями). Стали приглашать друг друга в гости. Лиса позвала в гости Журавля и пообещала...» (текст рассказа можно расширить).

Привлекается аппликация и ученикам предлагают украсить жилище Лисы. Учащиеся используют картинки с изображением предметов интерьера, назы­вают их и прикрепляют к аппликации. Учитель комментирует ход действия. Лиса-хозяйка ждет Журавля-гостя, и что же она готовит для угощения? (Как сказать по-другому? ) Журавль пришел... Читайте, что же было дальше.

V. Чтение учащимися продолжения сказки.

Словарная работа: разбирается значение слов: «потчевала», «куманек», «в рот не попало».

VI. Аналитическая беседа.

Вопросы: «Чем угощала Лиса Журавля? Удалось ли Журавлю попро­бовать угощение Лисы? Почему? (Ответ на этот вопрос проговаривается со­пряженно с учителем: «Журавль не попробовал угощение, потому что своим длинным клювом он не мог есть манную кашу с тарелки».) Как поступила Лиса? Какой она оказалась? (Хитрая обманщица — говорила одно, сделала дру­гое.) Что она говорила об угощении, а что же оказалось? Какое настроение было у Журавля после обеда у Лисы? »

VII. Рассказ учителем сказки дальше.

«Пригласил Журавль в гости Лису...» (Учащимся дается задание офор­мить жилище Журавля. Учитель комментирует приготовления.)

VIII. Чтение учащимися сценки «в гостях у Журавля».
Словарная работа: «окрошка», «кувшин».

IX. Ответы на вопросы по содержанию.

Чем решил он угостить Лису? В чем была окрошка? Как вы думаете, зачем он так сделал? (Проучить Лису.) Как прошла встреча? Чем заканчива­ется сказка?

X. Итог урока.

XI. Домашнее задание.
Читать и пересказывать сказку.

Урок 2

Цели. Закрепить содержание сказки; раскрыть ее главную мысль; упражнять в технике чтения, развивать речь; обратить внимание учащихся на жанровый признак сказки (вымысел).

Ход урока. I. Проверка домашнего задания.

Пересказ сказки (по открытой книге); можно смотреть, но говорить сво­ими словами, обязательно читать слова Лисы и Журавля по книге. (По ходу рассказа показывать на аппликации.)

II. Обобщающая беседа.

Вопросы: «О ком сказка? Зачем Лиса пригласила Журавля к себе? Дей­ствительно ли она хотела угостить Журавля? Смог ли Журавль попробовать угощение у Лисы? Почему? Что можно сказать о Лисе, какая она? Почему Журавль все-таки пригласил Лису в гости? Чем угощал? Попробовала ли Лиса угощение? Что можно сказать о Журавле? Остались ли Лиса и Журавль дру­зьями? Была ли дружба у Лисы и Журавля? Что значит дружить, быть друзь­ями? »

«Почему текст «Лиса и Журавль» — сказка? » Учитель объясняет уча­щимся, что Лиса и Журавль в гости друг к другу не ходят — это придумано. (Термин «вымысел» в младших классах не используется.)

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание.

Уметь пересказывать две части сказки близко к тексту, используя апп­ликацию и картинки.

ЗАДАНИЕ К УРОКАМ ЧТЕНИЯ БАСНИ.

Обоснуйте своеобразие методики работы над басней, учиты­вая ее жанровые особенности (наличие аллегории и морали).

Тема: басня " Ворона и Лисица И. А. Крылова (5 класс ).

Урок?

Цели. Познакомить с содержанием басни; разобрать непонятные сло­ва и выражения, конкретизировать ее содержание и нравоучительный смысл; подготовить к выразительному чтению.

Оборудование. Макет (лесная местность, высокая ель), вылеп­ленные фигурки вороны и лисицы, таблички.

Ход урока.

I. Предварительная беседа для знакомства с персонажа­ми басни.

Выяснение знаний учащихся о лисице (как выглядит, как двигается, ка­кая она в своем поведении); уточняются представления о вороне, во внешнем виде обращается внимание на клюв (какой он, как раскрывается), на отсут­ствие умения петь, своеобразие пения: «кар-кар»; делается вывод, что воро­ну нельзя назвать красавицей и певуньей. Предлагается узнать, что случи­лось однажды.

И. Чтение темы урока с доски. III. Рассказ учителя об авторе.

Когда жил, почему писал басни. (Хотел показать недостатки людей и учил бороться с ними.)

IV. Пересказ учителем начала басни близко к тексту с
комментариями словарно-фразеологического характера.

Например, «Вороне где-то бог послал кусочек сыру...» (ворона где-то нашла кусочек сыру —показ фигурки вороны); «На ель ворона взгромозди­лась» (показ, работа над произношением слова: взгро-моз-ди-лась, взгро-моз-дилась, взгромоздилась); «Собралась позавтракать» (решила съесть свое лакомство (повторение хором); «Но призадумалась...». Что было дальше — читайте сами.

V. Чтение басни учениками до конца про себя.

VI. Беседа по конкретному содержанию и словарю басни,
выборочное чтение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.158 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь