Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОДЪЕМ РАЗГИБОМ - ТОЖЕ ОБОРОТ
Любой оборот, как известно, это соединение спада с соответству-
ющим подъемом. Например, большой оборот назад это сумма спада назад из стойки на руках в вис и подъема переворотом назад в ту же стойку на руках, а оборот вперед из упора сзади это спад вперед в вис согнувшись сзади и — подъем вперед в упор или вис сзади и т. д. А частью какого оборота является обычный подъем разгибом? В широком обиходе мы такого оборота как бы и не знаем, хотя он, конечно, существует и иногда исполняется на практике. Техника этого оборота, однако, своеобразна, и порой его можно спутать с обычным оборотом вперед из упора продольно. И не случайно, так как четкой границы между названным оборотом и соединением «переворот вперед в вис согнувшись — подъем разгибом» просто нет! В самом деле: если гимнаст идет в спад заведомо согнувшись (рис. 51-ана.с. 140), то во второй части движения будет несомненный подъем разгибом; если же в исходном положении гриф располагается ближе к коленям (б), то уже трудно сказать, что именно гимнаст де- 139
лает — спад и подъем разгибом или что-то вроде оборота вперед. Наконец, если движение начинается явно из обычного упора продольно (в), то это и есть несомненный оборот... То есть, постепенно меняя исходные условия, гимнаст перестраивает не только технику движения и его структуру, но и его механизмы, о которых мы говорили в предыдущем сюжете. На.рис. 52— еще одна форма, к которой мы уже обращались, и о которой трудно сказать, что это такое. С одной стороны, это тот самый «подъем разгибом» без разгиба. Но выполняется он не с маха вперед из виса, а спадом-переворотом вперед из стойки на руках и, таким образом, является оборотовым движением (кстати, сравните его с оборотом назад «не касаясь» из стойки в стойку). 140 |
Читатель спросит: как же вообще отличать — что есть подъем, а что — оборот? Думается, что самый правильный ответ здесь такой: а никак. Никак, поскольку вообще всякий маховый (т. е. выполняв-
Хип - хап» — старая задачка
мый не «с места») подъем это всегда оборотовая форма, это вращение вокруг опоры, всегда включающее в себя и спад, и собственно подъем. От соответствующего оборота подъемы отличаются только амплитудой движения и тем, соответственно, что исходное положение в них не совпадает с конечным. С точки зрения терминологической это, быть может, имеет некоторое значение, но с позиций техники — практически никакого. И это, наверное, важнее.
ХИП - ХАП» - СТАРАЯ ЗАДАЧКА
Подъем разгибом — упражнение-индивидуалист. По причине скудности так называемой «стадии реализации» (то есть части упражнения, в которую — в основном благодаря инерционному движению тела — можно вводить усложнения) оно почти не поддается усложнениям и потому относится к разряду самых расхожих служебных элементов. В сущности, мы знаем лишь одно более или менее ходовое усложнение подъема разгибом — подъем с перехватом в хват снизу или, как шутят гимнасты, «хип-хап».
Казалось бы, что это такое для опытного гимнаста, тем более мастера? — Так, пустяковина. Но загвоздка, однако, в том, что почти все испытывают с этим движением затруднения: то руки согнутся в упоре, то темп теряется, то полноценного отмаха назад из упора не выходит, то гимнаст уляжется животом на гриф, чтобы сделать отмах в стойку... И это как раз те досадные «мелочи», на которых гимнасты теряют и настроение, и доли баллов.
На самом деле, «хип-хап» вовсе не пустяк. Это движение тонкое. Его очень нетрудно сделать кое-как, но совсем нелегко выполнить по-настоящему, мастерски.
Прежде всего отметим, что существуют, по крайней мере, три технических способа выполнения соединения «подъем разгибом — перехват — отмах в стойку на руках». Условно назовем их — по времени исполнения перехвата — «ранним», «средним» и «поздним» темпами.
Исторически самый ранний и технически наиболее интересный темп — ранний {рис. 49): гимнаст идет в подъем из виса согнувшись (к. 2), вплотную (без малейшего «зазора»! ) проводит ноги от голеней (к. 2) ктазу (к.к. 2—4) и, поднявшись плечами над опорой (но задолго до выхода в надежный упор), делает быстрый перехват (к. 5). Л ишь после этого несколько сгибается, посылает плечи вперед (к.к. 5— 7) и делает отмах (к. 7ид.). Описанный перехват становится возможным потому, что выполняется в фазе самого быстрого, «острого» разгибания, когда бедра гимнаст сильно упираются, как бы ударяют в гриф и
141
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
тем самым дают гимнасту дополнительную связь с опорой. Вот почему при этом способе исполнения обязателен изначально тесный контакт между ногами и грифом. Надо признать, что данный технический вариант подъема довольно сложен. Он требует большой точности, тонкой акцентировки действий. Однако, у него есть и явные достоинства: он динамичен, не требует точного совмещения тазобедренного сгиба с грифом, носит эффектный, виртуозный характер.
Трудности «раннего» темпа заставили гимнастов искать обходные пути. И появился «средний» темп (рис. 49). Это, конечно, самое простое, лобовое решение задачи: гимнаст делает подъем разгибом с выраженным сгибанием в конце и с сильным движением плечами вперед (к.к. 5— 7), ложится на перекладину тазобедренным сгибом и, опираясь таким образом о снаряд, перехватывает кистями гриф (к.к. 6—8). Обычно такой подъем выглядит тяжеловато и нередко сопровождается ошибками. Особенно часто здесь сгибаются руки, так как не все гимнасты владеют приемом работы с «проваленными плечами», позволяющим, не работая в локтях, совмещать тазобедренный сгиб с грифом. Особенно трудно приходится гимнастам, у которых руки относительно длинные.
Наконец, есть еще «поздний» темп, который, строго говоря, уже и не имеет прямого отношения к подъему разгибом (рис. 49): гимнаст выполняет подъем (к.к. 2— 7), делает бросковый отмах назад из упора (к.к. 7—10) и, притормаживая ноги, подбрасывает тело вверх, освобождая тем самым кисти для перехвата (к.к. 10—11). Таким образом, это не подъем разгибом с перехватом, а — отмах с перехватом, то есть совсем другой элемент. Курьез заключается в том, что в те времена, когда в обязательных программах фигурировал (по записи) именно подъем с перехватом, многие мастера использовали вместо него «поздний темп», и судьи на это никак не реагировали...
Итак, что же лучше? Какой способ перехвата «настоящий»?
Ясно, что если говорить о подъеме разгибом, то нужно выбирать между «ранним» и «средним» темпами. Выбор здесь простой: если гимнаст отлично владеет одним из них, у него и нет проблемы — пусть делает как хочет! Но все же ранний перехват предпочтительнее как форма более виртуозная и универсальная.
БРУСЬЯ
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы