Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СПАД , СОТВОРИВШИЙ РЕВОЛЮЦИЮ
В этой книге мы часто упоминаем об исключительно важной роли так называемых подготовительных действий всякого динамического движения. Это действия, изначально организующие наилучшие условия для выполнения следующей стадии упражнения — стадии основных действий. От того насколько эффективными были подготовительные действия данного упражнения самым существенным образом зависит качество исполнения всего движения. Эволюция техники гимнастических упражнений, взятая в масштабе многих десятилетий, это прежде всего, процесс совершенствования именно подготовительной стадии гимнастических упражнений. Один из лучших примеров, иллюстрирующих этот процесс — история видоизменения и совершенствования спадов в вис согнувшись на брусьях. " Заметим, что при переразгибе упомянутые моменты сил действуют, еще больше разгибая локоть и, тем самым, дополнительно повышая надежность упора при перегрузках.
148 149 БРУСЬЯ ___________________________________________________________ 150 |
На протяжении многих лет гимнасты не знали иного способа перехода из упора в вис согнувшись, как спад, показанный трис. 55-а. Назовем его «простым». Это, так сказать, наиболее мирный, спокойный и именно этим удобный прием соединения махов в упоре и висе
____________________ 59. Спад, сотворивший революцию
согнувшись. Но за эти удобства приходится, увы, платить низкой скоростью маха вперед в висе согнувшись и общей вялостью движения, включая подготовительное сгибание тела. Подобное движение вполне удовлетворит мало продвинутого гимнаста, но для мастера оно явно слабовато.
Но вот в 60-х годах ведущие гимнасты мира нащупали иную технику спада. Было замечено, что если после наскока на концы жердей (это был наиболее естественный подход к такому движению), еще до прохождения телом вертикального упора (рис. 55-в) начать форсированное движение на спад, то работа резко активизируется, и становится возможным исполнение гораздо более сложных и эффектных упражнений.
Спад стали называть «ранним». Его появление произвело форменную революцию в освоении движений под жердями: упражнения, ранее казавшиеся трудными (например, подъем дугой в упор), сразу отошли в разряд расхожих движений и вышли из моды. Впрочем, все это уже давно известно.
Но небесполезно и теперь, по прошествии десятков лет, вдуматься: в чем же причина эффективности «раннего» перехода в вис согнувшись? Отметим наиболее характерные моменты:
1. В отличие от «простого» спада (рис. 55-а), в «раннем» тело начинает движение вниз из явно менее уравновешенного положения, когда его быстро опрокидывает вниз-назад силой тяжести (ср.с началом оборота «не касаясь», 51, 185). При этом ОЦТтела, в отличие от движения в «простом» спаде, нарочито удален, «оттянут» назад от оси вращения (рис. 55-в, к.к. 1—4);
2. Тело гимнаста сохраняет выпрямленное положение настолько долго, насколько это только возможно (/с./с. 1—3), «припасая» подготовительное сгибание на тот критический момент, когда не согнуться уже нельзя, иначе сорвет вниз, и гимнаст попросту встанет ногами на пол. В результате сгибание приобретает резко форсированный, «экстренный» характер и, следовательно, прекрасно подготавливает мышцы-разгибатели к последующей работе в основной стадии движения (к.к. 4—6)\
3. Характерно время полной «складки» в тазобедренных суставах (к. 6): гимнаст «ударяет себя по носу» ногами прежде, чем достигает вертикали, а в нижнем крайнем положении уже начинается стремительное движение стопами вперед-вверх или вверх — в зависимости оттого, что именно делаетсядальше (/с./с. 6—7). Более позднее сгибание (у самой нижней вертикали), которое здесь кажется вполне естественным, встречается редко, так как ускоряет и без того интенсив-
151
БРУСЬЯ
60. «Поздний» спад: тема с вариациями
ное вращение тела назад и провоцирует быстрые, но низкие приходы в упор (61, 62).
«Ранний» спад—замечательное изобретение гимнастов, но — при всей его ценности — не абсолютно универсальное. У него есть и недочеты. Например — подчеркнуто форсированное вращение тела назад, с которым нужно уметь управиться, и это иногда создает проблемы; быстрая «езда» увлекательна, но — смотри в оба!
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы