Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОДЪЕМ «В ПРОТЯЖКУ» И «В СКЛАДКУ»



Вернемся к поучительному случаю с подъемом махом вперед (69). Как и всякий элемент, это упражнение может исполняться с разны­ми оттенками. Например, иарис. 65-6, к.к. 9—10, показано два спосо­ба окончания этого подъема, каждый из которых хорош по-своему. Подъем, выполняемый «в протяжку» (к. 10, сплошная линия) очень активен и даже при небольшой высоте выхода в упор дает превосход­ные условия для мощных действий на махе назад в упоре. Это — подъем, хорошо поддающийся усложнениям и призванный также обслуживать последующие элементы.

Другие варианты (к. 10, пунктир) носят более «декоративный» характер и могут быть интересными сами по себе: гимнаст выходит в упор с сильным сгибанием тела и затем должен непременно быстро, вовремя раскрыться (ср. с к.к. 13—15нарис. 59). Мастера, сознатель­но использующие такую технику и стилистику подъема, должны превосходно чувствовать движение и обладать высокой активной подвижностью в плечевых и тазобедренных суставах. Заметим, что и структура этого подъема в целом отличается оттого, что есть в основ­ном варианте на рис. 65-6: такой выход в упор провоцируется относи­тельно сильным исходным махом и соответственно ослабленным «контртемпом». Но неумелое использование такой техники (или простое неумение делать подъем с сильного маха, см. предыдущий сюжет) приводит к плачевному результату (рис. 65-а): гимнаста либо опрокидывает назад (к.к. 8—10), либо он довольствуется выходом в положение плохого «высокого угла» с низко расположенным тазом (к. 8, пунктир). Сделать отсюда полноценный мах назад в упоре практически невозможно.

КАК ДЕЛАТЬ ПОВОРОТ?

Начнем разбор с обсуждения практического опыта и зададимся вопросом: каким образом в подъеме махом вперед из упора на руках делается поворот? Если вы спросите об этом гимнаста, то, скорее все­го, услышите что-то такое: «делаю бросок, притормаживаю ноги, толкаюсь, выхожу в упор и, примерно как в обычном «оберучном», поворачиваюсь». Если быть снисходительным, то надо признать, что


 


174


175


БРУСЬЯ


Как делать поворот?


 


такое описание действий — вполне приличное для исполнителя (бывает гораздо хуже).

Однако мы уже знаем (69), что в действительности структура подъема достаточно сложна, и «во главе угла» этого движения стоит вовсе не мах ногами вперед, а всё тот же «контртемп». При этом действия чередуются так (рис. 65-6): сгибание тела при махе вперед (к.к. 4—6) — притормаживание ноге разгибанием тела и отталкива­нием плечами от опоры (к.к. 6— 7) еще одно сгибание с выходом плечами в упор (к.к. 7—9) и — финальное разгибание в упоре сзади, подготавливающее мах назад в упоре (к.к. 9—10).

На какое же действие или действия наслаивается здесь поворот?

Тут мнения практиков расходятся. Одни говорят, что, мол, муд­рить не надо, и поворот делается «просто», как в обычном махе впе­ред: «бросил» ноги и — поворачивайся! Другие утверждают, что пово­рот делается во время разгибания, но когда выясняется, что таких разгибаний, да еще в очередь со сгибаниями, целых два, не знают, что сказать... Третьи считают, что, несмотря ни на что, поворот дол­жен носить сквозной характер: подъем — подъемом, а поворот — по­воротом.

Однако, каков же верный ответ?

В общем виде он вытекает из анализа общих закономерностей по­строения гимнастических движений. В частности, отметим, что в движениях гимнастического типа (а точнее — во всех ациклических спортивных движениях! ) действует довольно жесткий закон «лока­лизации усложняющих действий». Говоря упрощенно, он сводится к тому, что до тех пор, пока полностью не решена задача действий ос­новной стадии упражнения, то есть действий, обеспечивающих вы­полнение принципиальной программы всего упражнения, — подъе­ма, оборота, сальто, никаких добавочных, в том числе усложняющих, действий производить нельзя. Образно говоря — не следует пытаться возводить стены и крышу, пока не подготовлен фундамент.

Повороте подъеме — это, как раз, добавочное, усложняющее дви­жение. Сам же подъем махом вперед может состояться лишь после того, как выполнены действия, дающие возможность плечевому поясу гимнаста, рукам и туловищу, вращаясь вперед, выйти в упор (рис. 65-6, к.к. 7—9). Последним действием этого рода является, как мы видим, сгибание в тазобедренных суставах.

Вот только после этого — уже на втором разгибании\ — и может делаться поворот!

Рассматривая кинограмму движения, а тем более исследуя ее (автор этим много занимался), можно убедиться, что поворот в


подъеме махом вперед на брусьях выполняется исключительно в фазе второго, финального разгибания. Исключений из этого прави­ла не замечено! Тем самым лишний раз иллюстрируется закономер­ность исполнения усложняющих движений только после полного прохождения наиболее мощных, энергообеспечивающих действий.

Казалось бы, после этого нужно сделать глубокомысленное пре­дупреждение в том смысле, что нельзя, дескать, бросаться на поворот раньше положенного. Но, к счастью, подъем махом вперед на брусь­ях «устроен» таким образом, что иначе поворот никак и не получится, даже если очень хочется! Тогда, скажет иной читатель, зачем все это анализировать?.. Ответ здесь очевидный: только детально зная эти и подобные вещи, можно наиболее эффективно работать над освоени­ем движения и, в особенности, при устранении ошибок. Ведь если поворот может быть выстроен только там, где ему положено быть, это еще не означает, что он получится сам собой!

И еще нюанс. Если простой подъем можно делать с разными степенями сгибания при выходе в упор (рис. 65-6, к. 10, сплошная линия и пунктир), то для подъема с поворотом нужен подъем, выпол­няемый с расчетом на выход в упор с достаточно прямым положени­ем, только при этом условии поворот может быть успешным. Это означает, в частности, что второе сгибание в подъеме (к.к. 7—9) не должно быть сильным. Что касается экзотических подъемов с плотной «складкой» (6, к. 10), то тут поворот практически исклю­чается.

Описанные закономерности четко действуют и при других дви­жениях, таких, как подъемы разгибом и движения дугой. «Гладкое», непрерывное разгибание, которым могут выполняться эти движе­ния, на самом деле имеет сложную внутреннюю структуру. Начина­ясь ускоренным «броском» ног (рис. 58-6, к.к. 1—3), оно затем при­тормаживается (к. 3), передавая механический импульс на туловище и руки (к.к. 3—4) и давая нем самым возможность выполнить про­граммное движение, например — подъем (к.к. 4—6). При этом воз­можный здесь поворот будет выполняться не раньше, чем сработает основной механизм всего движения, обеспечивающий подъем. То есть, на «остаточной» части разгибания, после того, как притормажи­вание ног уже даст свой эффект (к.к. 4—6).

Впрочем, все сказанное о времени поворота в движениях на бру­сьях в равной мере относится вообще ко всем усложняющим дей­ствиям во всех гимнастических упражнениях, о чем говорится, на­пример, в связи с поворотами в соскоках сальто (33) или прыжках (150). Закон есть закон!


 


176


177


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

ЭТО ПОДЪЕМ ИЛИ КУВЫРОК?

Хорошие «брусисты» способны делать подъем махом впередс по­воротом в стойку на руках. Движение начинается мощным, свобод­ным спадом из стойки на руках, включает в себя сильный, высоко направленный бросок ногами и завершается поворотом в стойку, со­вершенно сходным с классическим «оберучным».

Теперь представим себе, что гимнаст задумал освоить кувырок на­ зад с поворотом в стойку на руках...

Собственно кувырок назад хорошо известен (рис. 64) и относится к очевидным движениям с однонаправленным вращением. По прин­ципиальной структуре он подобен большому обороту назад на пере­кладине или кольцах. Между тем, подъемы махом вперед, как было показано выше (69—71), имеют более сложную структуру, так как включают в себя «контровые» действия.

Если так, то естествен вопрос: чем же, конкретно, различаются «кувырок» и «подъем», если и тот, и другой имеют одинаковые ис­ходное (стойка на руках), рабочее (упор на руках) и конечное (вновь стойка) положения, выполняются махом одного и того же направле­ния и оба включают идентичные повороты?

Ответ: ничем. Это, действительно, одно и то же упражнение, даже если один гимнаст будет осваивать его «через» подъем махом вперед, а другой — «через» кувырок назад!

Этот ответ может вызвать недоумение, поскольку как бы противоречит сделанным раньше определениям «кувырка» и «подъема».

Однако противоречия никакого нет. Сравнивая движения, нуж­но иметь в виду не их формальные названия, номиналы, а реальную структуру и технику. Сопоставляя традиционный подъем в упор {рис. 65- 6) с одноименным подъемом в стойку на руках, нетрудно ус­тановить, что вращение тела в том и другом движениях существенно различается, в первую очередь вращением туловища и рук. Но разная программа движения требует и разных технических действий: в подъеме с поворотом, выполняемом в стойку (то есть без вращения туловища и рук вперед, как это имеет место в обычном подъеме) опре­деляющим будет уже не «контртемп», а вращение исходного направле­ ния, задаваемое спадом и очень активным (а не ограниченным, как в обычном варианте) бросковым движением ногами. То есть «центр тяжести» в действиях явно переносится с «контртемпа» на бросок. Впрочем, и в движениях этого типа есть некоторые признаки конт-рового действия, довольно характерные для кувырков в стойку

178


(рис. 64, к.к. 8—11), но роль их в этом случае, скорее, регуляторная, подстроечная, а не определяющая, как в подъемах, и объясняется не­обходимостью остановиться точно в стойке на руках.

Ставя точки над «Ь>, предлагаем читателю представить себе «типо­логический ряд» движений махом вперед из упора на руках, конеч­ные положения которых постепенно перестраиваются в зависимости от вращательной структуры движения (рис. 66). Традиционный подъем махом вперед располагается на левом краю такого ряда, среди движений с контрвращением (а-в), тогда как кувырки и подъемы в стойку на руках — в его центре (д). Правое же крыло такого структур­ного ряда будут занимать наиболее «прокрученные» кувырки назад, в которых гимнаст, имея ускоренное вращение исходного направле­ния, попадает в более или менее высокий упор, но «проскакивает» стойку на руках (е-ж). Особое место в данном ряду занимают гипоте­тические подъемы в предельно высокие упоры сзади, в «стойку в упоре сзади» (г), которые в принципе возможны, но для исполнения на брусьях труднодоступны.

179


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

АСИММЕТРИЧНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ

При осмыслении техники гимнастических упражнений очень по­лезным оказывается сравнение по аналогии. Очевидные примеры: бросковые обороты или сальто назад и вперед с перекладины испол­няются махами разных направлений и, соответственно, «обслужива­ются» разными суставными действиями. Там, где на махе вперед сги­бание тела, на махе назад — разгибание, и наоборот. Соответственно различаются и необходимые в этом случае навыки. Вместе с тем, био­механический смысл действий-движений в том и другом случаях — совершенно одинаковый. И если вы хорошо знаете как, скажем, сле­дует подготавливать бросок одного направления, то вам должно быть вполне понятно, что и как делать на махе в другую сторону. Точно так же соотносятся технические признаки у разноименных акробатичес­ких сальто, переворотов и т. п.

По этой логике должны, казалось бы, аналогичным образом стро­иться и другие «симметричные» движения, например — подъемы ма­хом вперед и назад на брусьях. Так, действительно, и рассуждают иногда отдельные тренеры и гимнасты. И заблуждаются.

Выше (69) мы уже видели, что подъем махом вперед построен до­вольно прихотливо и включает в себя «контртемп», без которого это движение не исполнимо. А между тем, в подъеме махом назад (рис. 67-а) никаких усложненных контровых действий нет: после подготовленного на спаде (к.к. 1—3) броскового движения с проги­банием тела (к.к. 3—7) следует спокойное притормаживание ног (практически непроизвольное, вследствие ограничения подвижнос­ти в позвоночнике при разгибании, к.к. 7— 8), и гимнаста «вытаски­вает» вверх вслед за ногами — при участии рук, «подхватывающих» это движение (к.к. 8—10).

Но откуда такая разница между подъемами двух разных направле­ний? И как в таком случае относиться к утверждению о сходстве в принципиальной технике «симметричных» движений? Надежен ли тогда, верен ли вообще такой способ анализа движений?

Однако оснований для сомнений в правильности сопоставления движений по принципу структурной аналогии у нас возникать не должно.

Все дело в так называемой функциональной асимметрии тела. На­помним, что тело человека морфологически и функционально сим­метрично относительно своей передне-задней плоскости; его левая и правая части тождественны друг другу. Но относительно своей фрон­тальной плоскости наше тело несимметрично: лицо отличается от за-

180


_______________ 73. Асимметричные неожиданности

тылка, грудь вовсе не подобна спине, а суставные движения явно не одинаковы при сгибаниях и разгибаниях. Последнее интересует нас больше всего, и мы знаем, что, например, максимальная амплитуда сгибания в тазобедренных суставах (от прямого положения) чуть ли не в десять раз больше, чем при разгибании! Соответственно легче даются и все движения на сгибание. Точно так же размах движений на сгибание плеча (из положения руки вниз) примерно вчетверо больше, чем при его разгибании.

Эта морфологическая особенность двигательного аппарата чело­века и называется функциональной асимметрией. Она определяет конкретную технику целого ряда упражнений, выполняемых дви­жением в сагиттальной плоскости.


181


Вернемся к подъемам на брусьях. Если при махе вперед из упора на руках подъем в упор естественным образом строится с использованием контрдвижения рук и туловища, то аналогичный подъем другого на­правления делается по принципу вполне обыкновенного броскового


БРУСЬЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь