Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРЕМАХ И МЕЛКИЕ НЕПРИЯТНОСТИ



Что такое перемах ноги врозь для опытного гимнаста? Так, ме­лочь. Но как же досадно бывает видеть явные огрехи в этом «пустя­ковом» движении! Ведь достаточно при перемахе в упор углом упус­тить ноги под жерди или нечетко зафиксировать конечное положе­ние, как впечатление от всей комбинации падает, так как «угол» — один из стилевых «маркеров» гимнаста! Особенно вероятны такие ошибки при исполнении высоких подлетов с перемахами.

Как предотвратить наиболее характерную ошибку — падение ног под жерди после высокого перемахадюгами?

Нарис. 70-впоказана ситуаций', показательная для современного окончания подъема махом назад с перемахом ноги врозь в упор уг­лом. Гимнаст подходит к жердям с выраженной «складкой» в тазо­бедренных суставах (к. /). В этот момент тазобедренный угол гораздо меньше того, что нужен в упоре. Тело «ссутулено», а ноги возможно выше подтянуты к плечам, в то время как кисти уже внизу и стремят­ся пораньше встретить опору. Описанное положение рационально, оно позволяет увеличить тормозной путь, который тело должно пройти, прежде чем остановится в упоре углом; и чем больше будет этот путь, чем больший «пробег» будут иметь массы тела (особенно ног) при движении к конечному положению «угла», тем лучше. Это так называемая «фаза амортизации».

Что же происходит дальше? Как только выпрямленные руки на­талкиваются на опору, начинается вынужденное резкое торможение движения тела книзу. И если кисти останавливаются на жердях сразу же, то до полной остановки туловища и ног еще далеко. Как бы ни происходило движение в фазе амортизации, звенья тела, вследствие инерционного напора и под действием силы тяжести неизбежно бу­дут некоторое время двигаться вниз до полной остановки движения.

Как построить эту фазу движения, чтобы не было ошибок?

Представим себе, что гимнаст решил сразу, «железно» зафиксиро­вать упор углом. Ничего не получится! Как бы мы ни напрягались, ноги в момент, следующий после прихода кистей на опору, обяза­тельно опустятся и, скорее всего, не так, как нужно. Значит, нужно разрешить им опуститься, но так, чтобы это не стало ошибкой!


Такое движение как раз показано нарис. 70-в. Приходя на опору в «подобранном» положении (к. 1), гимнаст оставляет резерв для амор­тизационного пробега звеньев книзу. Видно, что ноги имеют воз­можность еще некоторое время перемещаться вниз параллельно са­мим себе или с некоторым опусканием стоп, если последние были заблаговременно приподняты (к. 1, пунктир). Одновременно с опус­канием ног меняется положение и других звеньев: нижний отдел ту­ловища и таз опускаются, сближаясь с руками, голова приподнима­ется, меняется осанка. Переходя из положения на к. 7в положение на к. 2нужно, несмотря на неизбежное изменение позы, сохранять рав­новесие: ноги опускаются, таз выходит вперед, а плечи (туловище) становясь как бы противовесом ногам, характерным образом отходят назад. Отметим, что столь открытого «угла» в статических положени­ях обычно не бывает, это — особенность упора углом, завершающего динамические движения.

И еще один нюанс: «клевок» стопами книзу нередко бывает так силен, что приходится дополнительно подстраховываться, применяя против него следующий прием: при дохвате руками за жерди кисти ставятся так, чтобы ОЦТ тела располагался несколько позади от ли­нии рук (к. 1). Тогда при ударном возвращении на опору возникает опрокидывающий момент «Рг», несколько «заваливающий» все тело гимнаста назад и как бы «задирающий» носки ног кверху; это и по­могает в дальнейшем избежать их опускания. А в следующий мо­мент, когда основная энергия удара о жерди уже погашена, и четкий «угол» обеспечен, таз дополнительно посылается вперед, и статичес­кое равновесие восстанавливается.

Приведенный разбор показывает, что даже самые, на первый взгляд, незамысловатые движения при более внимательном рассмот­рении предстают как сложно организованные действия, представля­ющие собой для гимнаста не такую уж простую задачу.

СПИЧАГ - ТЕСТ НА КУЛЬТУРУ ГИМНАСТА

Названный вариант силового выхода в стойку давно стал стандар­том. Само по себе это упражнение нетрудно, но по-настоящему тех­нично и «стильно» его мало кто делает. (Наиболее грамотно спичаг выполняют гимнастки: дефицит силы, компенсируемый хорошей гибкостью, привел их к самому правильному техническому реше­нию).

Нарис. 71-анас. 190 —обычное, вполне благополучное исполне­ние этого элемента. Однако до совершенства ему далеко. Для сравне-


 


188


189


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

ния рассмотрим другое, более изысканное исполнение (б). В чем раз­личия?

Первая фаза «артистического» исполнения стойки согнувшись — подтягивание ног и таза вверх до плотной «складки» (к.к. 1—2). Координационно это действие элементарно, но требует от исполни­теля очень хорошей активной гибкости и соответствующих силовых качеств.


190


Вторая фаза жима — переворот вперед до положения стойки со­гнувшись (к.к. 2—4). Это часть движения не только внешне эффект­на, но — в такой форме — и физически наиболее рациональна, так как требует меньших усилий, чем в варианте а. Правда, при этом гимнасту нужно все время активно поддерживать предельное сгиба­ние в тазобедренных суставах. Сам переворот выполняется равно­мерным, подчеркнуто плавным движением — до полного выпрямле­ния тела в плечах. Приход в позу на к. ^предъявляет дополнительные требования и к подвижности в плечах, которая позволила бы свобод­но выйти в такое положение и далее удерживать его. Заметим, что не каждый способен легко решать эту задачу. Например, у одного из самых знаменитых наших чемпионов это не получалось...


____________ 77. Сличат - тест на культуру гимнаста

Третья и последняя фаза силового подъема в стойку должна де­латься исключительно за счет движений ногами. Наиболее грамот­ная и эффектная форма движения ногами — через стороны, с макси­мально возможным их разведением (к. 5). Если ноги удается провес­ти точно во фронтальной плоскости (через поперечный шпагат! ), то такое движение оказывается не только красивым, но и надежным, так как только в этом случае не происходит неприятных возмущений в системе, опасных возможным нарушением равновесия в момент окончания подъема и фиксации стойки.

Нарушения равновесия при окончании жимов, особенно быст­ром, связаны с целым рядом причин. Одна из них — в необходимос­ти переключения мышц с тягового режима на режим фиксации. Другая — в необходимости компенсации вращательного движения звеньев, особенно ног, с выходом в статическое положение.

Чтобы понять в чем здесь дело, нужно учесть, что быстрое разги­бание при выходе в стойку по своему физическому действию подоб­но «антикурбету» (154) и, значит, способно сообщать телу ненужное здесь вращение вперед; чем быстрее, резче гимнаст завершает разги­бание, перемещая ноги как на рис. 71-а, тем больше опасность «сбро­са» тела вперед. В этом случае спасает лишь своевременное движение плечами назад, но возникающие при таких операциях рывки, коле­бания в стойке никому не нужны.

Сравнивая, в заключение, оба способа выполнения «спичага», от­метим, что в обычном жиме (а) присутствуют все действия, характер­ные для виртуозного способа (б), но они каждый раз оказываются не «дотянутыми» до совершенства. Конечно, можно делать стойку и так, судьи вас не накажут, но... и не наградят!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь