Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как схватиться за соломинку 168. КАК СХВАТИТЬСЯ ЗА СОЛОМИНКУ
Работать на бревне без падений еще никому не удавалось, а огрехи в устойчивости случаются то и дело. Вспомним здесь несколько характерных способов борьбы с относительно небольшими нарушениями равновесия, когда еще остается возможность восстановить устойчивое равновесие тела в стойке на ногах, не прибегая к наиболее грубым приемам. Если не считать явных сбоев, с которыми уже ничего не поделаешь, самое неприятное — это внезапное возникновение критических ситуаций, грозящих падением или схождением с места (например, сразу после прыжка), но еще поправимые, если быстро и точно на них среагировать. Как? Самый эффективный, хотя и не самый изящный способ «спастись», это движения типа экстренного сгибания илиразгибаниятела, в зависимости от характера нарушения равновесия. На рис. 160-а — случай, когда гимнастка падает вперед. В этой ситуации требуется довольно резкое сгибание с наклоном вперед и, конечно, с последующим выпрямлением тела (но гораздо более спокойным! ). Почему такое движение останавливает падение? Дело в том, что при подобном изменении позы ноги гимнастки, стоящие на опоре, толкают ее, опору, по горизонтали в направлении падения тела с си- 423 |
лой Р, а тело, соответственно, получает ответную опорную реакцию 14, направленную в противоположную сторону. Иначе говоря, быстро сгибаясь, гимнастка отталкивается ногами назад и тем самым останавливает сваливание тела вперед. Парадоксально, но факт: падая вперед, вы можете спастись, быстро наклонившись туловищем с руками и головой в ту же сторону! Принципиально то же самое можно сделать и при падении назад {рис. 161 на с. 424). Но здесь уже потребуется быстрое и довольно сильное прогибание тела с движением животом вперед {б). По анатомическим причинам дается
это труднее, чем сгибание, и поэтому шансов на восстановление устойчивости здесь поменьше.
Более элегантный, но более сложный по координации и, увы, менее эффективный, способ коррекции равновесия показан на рис. 162. Он строится на том же механизме отталкивания от опоры ногами, но срабатывает этот механизм не сразу, как в предыдущем способе (где действует как бы всего два звена, то есть одна кинематическая пара — ноги и туловище с руками и головой), а постепенно, последовательно. Так, при падении назад, вначале экстренно посылаются вперед колени (к.к. 1—2), затем вперед выходит таз (к. к. 2—3)*& в финале к опорной вертикали под-
тягиваются и самые верхние звенья (к.к. 3—5). То есть получается волна\ Эта механическая волна пробегает от опоры к периферии тела и постепенно смещает все его массы дальше от опорной зоны. К сожалению, волна удается, в основном, лишь при падениях именно назад, поскольку, ноги сгибаются только коленями вперед... Поэтому при
424
опасном смещении тела вперед гимнастке придется, скорее всего, действовать как на рис. 160-а, применяя технику быстрого наклона (которой, как правило, и не нужно учиться, все происходит как бы инстинктивно). Еще один способ предотвращения нежелательного смещения вперед проиллюстрирован на рис. 163: если гимнастка стояла на всей стопе, и ее тянуло вперед, может немного помочь энергичный подъем на полу пальцы. Здесь происходит следующее: сгибание стопы с жестким упором пальцами о бревно заставляет все тело гимнастки смещаться назад, так как стопа и остальные звенья тела (взятые как одно целое звено) вращаются здесь в разные стороны. Некоторую роль играет и еще один фактор: чем выше поднимается тело на носках, тем больше становится
его, так называемый, момент инерции (мера сопротивления вращению) относительно оси, проходящей через стопы, и поэтому движение относительно этой оси замедляется. По той же причине в данной ситуации выгодно предельно вытягиваться вверх, поднимая руки надголовой.
Все предыдущие способы «спасения утопающих» основывались наэнергичном взаимодействии с опорой, «шли снизу». Ноестьспо-соб, позволяющий оказать помощь гимнастке, теряющей равновесие, воздействуя сразу на периферию, верхние звенья тела. Способ этот хорошо известен, так как непроизвольно применяется всеми, кто теряет равновесие. Это круги руками {рис. 164нг с. 426). Эффект этого, в общем-то грубого, приема основывается на законе реактивного движения: если вы будете достаточно быстро вращать руки в плоскости падения тела в одну сторону, то смежное с ними звено, туловище, а за ним и другие звенья будут стремиться вращаться в противоположном направлении. Поскольку масса рук (точнее — их момент инерции относительно плечевой оси) во много раз меньше, чем у остальных звеньев, вместе взятых, то и скорости вращения будут соответственно разными — обратно пропорциональными
425
массам. Не случайно спасительные круги руками всегда носят быстрый, лихорадочный характер, тогда как тело восстанавливать равновесие не торопится...
Наконец, отметим, что почти все описанные способы экстренного восстановления равновесия тела связаны друг с другом и часто используются одновременно. Так, падая вперед, можно, после быстрого одноименного наклона (рис. 160), выпрямляясь, подняться на носки (рис. 163). «Волну», можно сочетать с круговыми движениями руками (рис. 162) и т. д.
Однако понятно, что мастерство гимнастки во всех этих слу-
чаях будет тем выше, чем лучше она научится скрадывать эту технику, чем меньше будет ее обнаруживать, вуалируя, по возможности, * декоративными движениями.
169. «ОНА ПО ПРОВОЛОКЕ ХОДИЛА... »
Уже упоминалось что так называемое «статическое равновесие» при удержании «неподвижных» поз или в движениях, соответствующих этим условиям (56, 116), есть, по сути дела, равновесие динамическое. То есть оно не может обеспечиваться одним лишь подходящим расположением ОЦТтела над опорной площадью, каку стула, стоящего на полу, так как это не просто статическое положение и соответствующее ему состояние, а. управляемый процесс, в ходе которого гимнаст, гимнастка непрерывно отслеживают ситуацию равновесия, противопоставляя сбивающим воздействиям свои контрдействия, восстанавливающие устойчивость — балансируют. То есть и на бревне двигательный аппарат гимнастки, включая как его воспринимающие органы (суставные, мышечные, кожные рецепторы, глаза, вестибулярный аппарат), так и органы исполнительные — мышцы и управляющие ими центрально-нервные механизмы, находятся в постоянной работе.
Балансировочные действия гимнастки, их необходимый характер, зависят от многих конкретных факторов — рациональности
426
_____________________ 169. «Она по проволоке ходи л а... »
осанки, распределения мышечного тонуса, характера попадания на опору после предыдущего упражнения и связанных с этим рабочих положений (включая высоту ОЦТ тела над опорой), способа опоры и др. Характерное место в этом перечне факторов занимает и сам снаряд, его опорные свойства.
Считается, что бревно — снаряд жесткий. Так оно, в общем, и есть, если не считать того, что в центральной своей части оно способно несколько амортизировать, проявляя определенные упругие свойства47. Это означает, что в идеале гимнастка должна учитывать эти свойства снаряда, несколько по-разному отталкиваясь, приземляясь и балансируя в середине бревна и, например, над опорными стойками, где жесткость опоры наибольшая.
В этой связи возникает вопрос об особенностях сохранения равновесия на неподвижной и подвижной опорах.
Мы уже приводили пример с цирковыми артистками (167), которые практически с одинаковым успехом действовали как на свободной проволоке, так и на туго натянутом тросе или бревне. Означает ли это, что механизм балансирования там и там одинаков?
В самом общем смысле это, действительно, так. Ведь любое балансирование это возвратно-колебательные движения около положения наилучшего равновесия, выполняемые в системе, включающей в себя подвижные и фиксированные, опорные элементы. Только при работе на бревне или жестком тросе все уравновешивающие, компенсаторные движения совершают исключительно звенья тела гимнастки, а при балансировании на опоре типа свободной проволоки эти колебания вместе с гимнасткой совершают и подвижные элементы снаряда, тогда как жесткая опора начинается «дальше», в точках крепления троса48. Иначе говоря, в последнем случае к системе подвижных звеньев лишь добавляется еще одно звено. С точки зрения общефизической, разницы никакой, но в смысле координации действий гимнастки здесь есть очень существенное различие. Ни много, ни мало — меняется весь навык балансирования!
На бревне гимнастка стоит «со связанными ногами» и вынуждена для сохранения равновесия совершать компенсаторные действия вышерасположенными, более свободными звеньями, действуя соответ-
47 Если бы не соображения экономического порядка, давно следовало бы отка
заться от жестких конструкций бревна. Придание вообще всем гимнастическим
снарядам оптимально рассчитанных упругих свойств, в том числе управляемых
и индивидуально перестраиваемых, несомненно, генеральное направление раз
вития мировой снарядовой гимнастики.
48 Ср. с балансированием на кольцах.
427
БРЕВНО
170. Трудный синтез статики и динамики
ствующими группами мышц и рецепторов. При этом необходимый для уравновешивания механический импульс должен дойти по кинематической цепи тела до опоры (часто буквально — от рук до ног), чтобы это повлияло на состояние равновесия (168). А при балансировании на свободной опоре ноги имеют возможность непрерывно двигаться, быстро реагируя при этом на «события» в вышерасположенных отделах системы. Упрощая, можно сказать так: на бревне балансируют больше руками и туловищем, а на свободной проволоке — ногами, стопами.
Здесь, казалось бы, дорожки цирковой и спортивной гимнастики расходятся.
Действительно, есть мнения, что сочетание в подготовке упражнений на параллельное освоение обоих типов балансирования может принести вред, так как необходимые здесь навыки как раз настолько близки, но и настолько различны, что могут дать интерференцию — отрицательный перенос навыка.
Но не все так однозначно. Мастерство цирковых гимнастов убеждает не только в том, что непримиримой вражды между этими навыками не только нет, но и в том, что при должной подготовке они дополняют друг друга. Конечно, для работы на бревне доминирую» щим видом тренировки должны быть упражнения на неподвижной опоре, с ними связан генеральный навык балансирования на этом снаряде. Но в качестве вспомогательных упражнений, не дающих стойкого навыка (! ), но поддерживающих способность гимнастки более тонко чувствовать снаряд и свое тело, быстро реагировать на возникающие изменения, варьировать свои действия в нестандартных ситуациях, вполне возможно и даже нужно использовать упражнения на подвижной опоре. Это не обязательно свободная проволока (постановка стопы в этом случае, характер опоры пальцами ноги и прочие действия слишком специфичны). Это может быть отрезок бревна, укрепленный на пружинных стойках (с люфтом по горизонтали), подвешенный на опорах и т. п. В сочетании с работой по принципу «перешагивания через стандарты» (167) такая тренировка, особенно в стадии углубленной подготовки гимнасток, может быть весьма полезной.
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы