Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЕЩЕ РАЗ ФЛЯК И РАЗНЫЕ РАЗНОСТИ
Будучи важным базовым элементом, фляк требует настойчивого совершенствования, шлифовки. Это в особенности относится к навыку переменного переворота назад, то есть фляка, исполняемого на разной скорости и, как следствие, со всеми прочими «скользящими» показателями — степенью прогибания в первой и сгибания во второй частях, особенностями «съема» курбета, дальностью передвижения в каждом полном цикле переворота и т. д. В процессе такого совершенствования фляка становятся важными многие детали движения, «мелочи». Рассмотрим некоторые из них. Работа головой. Этот вопрос, обычно кажущийся элементарным новичку или неопытному тренеру, в действительности очень не прост. Только на первый взгляд кажется, что в перевороте назад голова с очевидностью должна наклоняться назад. На самом деле здесь целый ряд тонкостей и даже проблем. Обычно в начале фляка (особенно, если он делается с места) все периферические звенья движутся, как ни странно, с разной скоростью. Первыми «отваливаются» назад плечи, голова несколько отстает от них, и лишь когда ее догоняют резко ускоряющиеся руки, они как бы «захватывают» голову с собой, удерживая ее между плечами (автор этих строк обычно говорил своим ученикам: «представьте себе, что из ушей у тебя торчит палка, и руки, дойдя до нее и получив упор, дальше двигаются вместе с головой»). Только с этого момента угловая скорость всех маховых звеньев уравнивается. Но можно заметить, что описанное положение головы (уши между рук) это не максимально разогнутое ее положение. Почему? Разве не нужно было наклонить голову назад до предела, ведь это должно, в силу действия шейного тонического рефлекса, стимулировать нужное здесь прогибание тела? Так-то оно так, но дело в том, что сильное, явно лидирующее дви -жение головой назад не только способствует прогибанию тела, но и одновременно будет провоцировать вообще всякое разгибание, в том числе разгибание плеча, то есть... мешать рукам в выполнении маха назад-вниз (рис. 150-бкг. с. 402), поскольку функционально это — сгибаниеплеча. И напротив: явное удержание головы на груди поможет рукам сделать мах назад, «за голову», но ограничит прогибание тела (а). Как быть? Увы, идеального выхода из положения здесь нет, и приходится довольствоваться чем-то средним, компромиссом, и это как раз та техника «захвата» головы руками, о которой говорилось выше.
400 401
Есть и еще оттенки. Если прыгун все-таки стимулировал прогибание тела приподнятой головой (в), то при переходе к активной части курбета целесообразно все-таки «убрать» ее, помогая этим сгибанию тела. Но это означает, что в каждом цикле переворота назад голова гимнаста должна все время менять свое положение, «дергаться»^ а это большинству исполнителей не нравится, и быть может поэтому они обычно предпочитают стабильную, усредненную установку головы в перевороте назад. И еще. Напомним, что при изменении скорости фляка меняется и степень прогибания тела (160). Чем быстрее движение «в ход», тем прямее тело и тем меньше потребность в наклоне головы назад. Вот почему мастера-прыгуны делают фляки «закрывшись». Установка кистей и локтей. Сделав первый полупереворот, прыгун ставит на опору кисти. Как их надо ставить? Обычно считается, что — «просто», пальцами вперед. Но и это требует уточнения. Анатомически наиболее удобно положение на.рис. 151-а: кисти немного развернуты наружу, так, чтобы указательные пальцы растопыренных кистей располагались параллельно друг другу. Но это правильное, «школьное» положение, которое не всегда доступно, да и не всегда удобно. Так, новички, часто «не докручивающие» в первом прыжке, обычно либо супинируют кисти (б), либо вообще ставят на опору кулаки... Но это, разумеется, грубые ошибки. Интереснее картина работы кистями у мастеров, которые нередко пронируют кисти (в). Формально говоря, это также технический изъян, так как условия отталкивания в курбете при этом несколько ухудшаются. Но дело в том, что чаще всего такая постановка кистей встречается при исполнении особенно быстрых низких фляков, со- 402 ________________ 161. Еще раз фл я к и разные разности провожающихся значительными ударными нагрузками на руки и, как следствие (еще одна «мелочь») — сгибанием руки в локтях. Если руки ставить «правильно» (а), а, тем более (и не дай бог! ) супиниро-вать их (б), то локтевые суставы совершенно «выключаются» (58), и удар по рукам и плечевому поясу резко и опасно усиливается. Так что некоторое подгибание рук в локтях простительно, оно играет в этом случае роль необходимого амортизатора и проще всего достигается при умеренно пронированных, «косолапо» поставленных кистях; в этом положении локтевые суставы не «закрыты», и некоторое подгибание рук происходит естественным образом. Пользуясь оказией, обсудим еще одну особенность переворотов назад. 403 |
Среди немногочисленных «трюков», выполняемых на базе переворотов назад, один из наиболее интересных и сложных — переворот назад с поворотом на 360° полувинтами. Это упражнение, конечно, только условно может именоваться «фляком», так как оно лишь начинается и заканчивается подобно перевороту назад, тогда как средняя его часть (на стыке двух полупереворотов), скорее, — переворот
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы