Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
От полпируэта к пируэту или наоборот ?
Одно из самых больших структурных сообществ — акробатические сальто назад, систематический перечень которых (с учетом технических вариантов исполнения и комбинированных форм построения) исчисляется многими десятками. И поскольку в таких однопрофильных движениях сильнее всего действуют закономерности переноса двигательного навыка, всегда актуальны вопросы о соотношении техники этих элементов, их взаимосвязях, о рациональной очередности разучивания упражнений. Конечно, десятилетия активной творческой работы отечественных гимнастов и акробатов, всегда остававшихся на вершине мировой иерархии спорта, казалось бы, полностью сформировали основы методики освоения этих движений, однако, и теперь не всё здесь абсолютно ясно. И даже вопросы работы над некоторыми несложными (но очень важными) элементами акробатики доныне остаются дискуссионными. Затронем некоторые из них. На рис. 1? < 5показана схема-матрица, в которой ряд наиболее характерных сальто назад систематизирован по двум главенствующим 373 АКРОБАТИКА 153. От полпи рузта к пируэту или наоборот?
признакам: вращению вокруг фронтальной и продольной осей тела (нарастание углового пути «по сальто» дано по четвертям, увеличения вращения «по пируэту» — по «половинкам»). Анализируя это построение, можно удобно проследить пути, по которым спортсмен может продвигаться при последовательном освоении упражнений. Весь вопрос в том — насколько верны эти пути! Вот отдельные примеры. 1. Разучивая и совершенствуя базовый бланш («3»), прыгун может использовать, какучебное упражнение, модельный «отбив» сронда-та («1»), в том числе — и это очень важно — с сохранением вращательной компоненты, с приходом на спину («2»), с полупереворотом на руки тренера («2-а») и т. д. Та же методика постепенного наращивания крутки применяется и при переходе к двойному сальто («4—6»). Однако, это общеизвестно. Пойдем дальше. 2. Очень интересный и принципиальный случай с освоением «пируэта» («9»). Некоторые специалисты, особенно по акробатике, убеждены, что идти в освоении «винтов» нужно строго последовательно, тщательно прорабатывая поворот по полпируэтам (то есть так: «7—9—11» и т. д.). Однако, известно, что механизм поворота вокруг продольной оси эффективно срабатывает только тогда, когда прыгун осваивает полный, завершенный цикл «винтообразующих» действий в поворотах на 360°, после чего весь этот цикл может быть повторен. А заучивание (до уровня прочного двигательного навыка) действий полпируэта («7») разрывает этот цикл действий пополам и может дать отрицательный перенос навыка, что и подтверждается, к сожалению, в гимнастической практике. В этом смысле гораздо грамотнее обучать гимнаста, освоившего базовый бланш («3»), сразу технически правильному пируэту («3—9»), и лишь после этого, если в том есть необходимость, вернуться к полпируэту («9—7»), техника которого полностью охватывается пируэтом. Но чем же объяснить позицию акробатов, идущих в подготовке «по полувинтам»? Дело в том, думается, что учебный материал прыжковой акробатики на порядок меньше, чем в спортивной гимнастике, и весь сосредоточен на освоении относительно узкого круга действий. В этих условиях спортсмен имеет возможность гораздо чаще обращаться к одним и тем же навыкам, добиваясь высокой их пластичности, управляемости, основа которой — осознанная вариативность действий. Гимнасты же не могут, к сожалению, позволить себе такой роскоши и должны действовать более рационально. 3. Принцип возврата от сложного движения к относительно про прыжков. Так, совершенствуя поворот в пируэте, стремясь сделать его более «сухим», быстрым, необходимо пользоваться более усложненными заданиями. Простейший пример — перенос ускоренных действий поворота с двойного пируэта («14») на одинарный («9»), с тройного («17») на двойной («14»). Причем эти задания могут выполняться в условиях двигательного комфорта, прежде всего — на батуте с ямой, поскольку предмет работы не прыжок, а поворот. 4. Яркий образец необходимого обучения «возвратом» — слож Обучение и совершенствование движений посредством обращения к более сложным аналогам вообще наиболее полно воплощается в прыжках с поворотами, «перемещающимися» из одной фазы полета в другую (35, 187). Так, известно, что пируэт можно сделать «ранним темпом» или более поздним. Мастера-акробаты дошли до того, что даже тройной пируэт «размещают» в двойном сальто по-разному: равномерно по всему полету или ближе к его началу или концу, доказывая тем самым, что могли бы освободить местечко и для четвертого винта... Подобное уплотнение действий в полете также может быть достигнуто благодаря тренировке на усложненных учебных упражнениях. Например, чтобы выполнить двойное сальто с двойным винтом в первом (такой вариант может потребоваться из-за недостаточного вращения «по сальто» и необходимости последующей группировки), нужно научиться делать этот поворот в темпе тройного пируэта («17—15»), а чтобы делать одинарный пируэт в одинарном или двойном сальто более компактно, нужно владеть, по крайней мере, техникой двойного «винта» («14—9, 14—10»). 5. Наконец, важный компонент обучения сложным вращениям —
374 375 АКРОБАТИКА 154. Иногда полезно обманывать...
принципиальная модель обучения. Конкретные упражнения могут выглядеть по-разному, и их практическая реализация будет зависеть от излюбленных тренером приемов работы (обкручивать на руках, давать прыжки на горку матов, в яму с поролоном, с применением приходов на живот и проч.). Но принцип должен быть именно таким: наращивая поворот по продольной оси, следует пропорционально со вмещать его с реальным вращением «по сальто»; только тогда в итоге обучения все необходимые структурные компоненты движения правильно «встают на свои места» и оказываются достаточными для исполнения целевого упражнения в полном виде. Читатель скажет: что за абсурд: имея в качестве конечной цели обучения такой суперпрыжок как двойное сальто с поворотом на 1080° («18»), начинать с освоения простого отбива («1»), то есть с самого элементарного упражнения для новичка?! Нет, конечно, речь не об этом, а о том, что названные структурные компоненты, начиная с отбива — суть составные части целевого прыжка, и эти компоненты нужно идеально проработать, даже если они давно известны. В частности, это означает, что «отбив» («упражнение для новичка»), не говоря уж о более сложных компонентах, входящих в обучающую цепочку («1—8—13—17—18»)38, будущий исполнитель двойного сальто с тремя «винтами» должен в тренировке делать так, как это должно выглядеть именно в «двух с тремя»! И в этом смысле даже прыгуну экстракласса не зазорно еще и еще раз отпрыгать в тренировках всю эту самую цепочку, шлифуя тем самым все технические детали будущего трюка, подобно тому, как музыкант-виртуоз вспоминает гаммы, разыгрываясь («разминаясь»! ) перед исполнением сложнейшего концерта... Внимательный читатель, ознакомившись с тезисами, изложенными выше, заметит, что в них есть как бы противоречие: с одной стороны, автор призывает тщательно прорабатывать все элементы методических цепочек, следуя, как обычно, «отлегкого ктрудному», а с другой — приводит целый ряд примеров, когда обучение должно, якобы, строиться по принципу «от трудного к легкому», по принципу «возврата». Получается, что классическое правило постепенного усложнения материала — не всегда верно? 38 На самом деле, при освоении и совершенствовании такого прыжка может использоваться не одна, а ряд обучающих цепочек, в частности — цепочка, ведущая к совершенному двойному сальто и также начинающаяся, если угодно, с «прочистки», уточнения «отбива» (1), профилирующих одинарного (3) и двойного (6) сальто. Нет, так не получается! На самом деле обучение по принципу «возврата» (там, где это уместно) как раз и есть продвижение по пути наименьшего сопротивления. Обучая, например, сначала полному добротному «винту» («9»), после него — хорошему двойному «винту» («14»), и лишь после этого обращаясь, если нужно, к полуторному пируэту («11»), мы не только закладываем наиболее фундаментальный, биомеханически выверенный навык, но и упрощаем и ускоряем обучение, экономим ресурсы! Всякий другой путь здесь будет стоить гораздо дороже. Это продвижение «оттрудного клегкому» на самом деле и есть — наиболее рациональная стратегия обучения и совершенствования. Так что понимать известные классические правила нужно не слишком прямолинейно, не догматически. 154. ИНОГДА ПОЛЕЗНО ОБМАНЫВАТЬ... Мать природа, наделив человека ногами, не могла предвидеть, что он захочет и на руках стоять, ходить и чуть ли не прыгать. Поэтому отталкивания руками даются гимнасту, акробату, конечно, труднее, чем ногами, и в динамике этих действий особенно ярко проявляются некоторые свойства, определяющие их эффективность. Так, если, говоря об отталкивании ногами, некоторые наивные люди отводят маховой работе руками лишь «вспомогательное» значение (не понимая, что любое отталкивание, по крайней мере в спорте, это всегда генерализованное действие вообще всем телом), то об отталкиваниях руками в акробатике этого уж никак не скажешь: легко убедиться, что в этом случае активный толчок руками без очень энергичной и технически выстроенной маховой работы ногами никакие получается. Так, отталкивание руками с вращением тела назад (рис. 138-а нас. 378) это так называемый «курбет», главное в котором не столько действия собственно руками, а — «ударное» сгибание всем телом. Нечто подобное имеет место и при «обратных курбетах», сообщающих телу прыгуна вращение вперед (б). Рассмотрим несколько деталей этих действи й, прол и вающих свет на определенные особенности их техники. На фиг. апоказано обыкновенное отталкивание руками при перевороте назад. В принципе это действие, как известно, должно решать задачу «подпитки» как перемещения, так и вращения назад. Однако, если проанализировать это движение, то можно заметить, что эта задача решается только в определенных условиях, а именно—лишь во второй половине опорной фазы. В самом начале контакта руками с опорой (к. 1) тело расположено так, что все начальные компоненты
376 377 АКРОБАТИКА ___________________________________________________ движения частично «гасятся стопором». Где-то в середине этой стадии (к. 2) тело минует нейтральное положение, когда опорная реакция проходит через ОЦТ и не влияет на перемещение и вращение тела. И лишь с началом «сваливания» назад (к.к. 3—4) у прыгуна появляется возможность активно содействовать продвижению и вращению в нужном направлении. При вращениях вперед (б) действуют те же закономерности. 378 |
Интересно сопоставить ситуации отталкивания руками при движении «в ход» (а, б) и — «с места» (в-д). Новички, осваивающие движение курбета из стойки, часто допускают ошибку: пытаются сделать отталкивание сгибанием в уравновешенной стойке (в). При этом ожидаемого вращения не получается, а вместо него выходит «пустое» сгибание, при котором кисти, стоящие на полу, норовят соскользнуть назад.
154. Иногда полезно обманывать...
Происходит это потому, в описанном положении опорная реакция проходит через ОЦТ тела и не дает должного вращательного момента. Поэтому, прежде, чем делать курбет, гимнасту необходимо начать падение назад, только тогда возникают условия, в которых возможно возникновение активного одноименного вращения «с места» (г). Эта потеря равновесия при курбете с места соответствует переходу тела через нейтральное положение при аналогичном отталкивании во фляке (а).
Занятно выглядит «обратный» курбет «с места» (д). Здесь нужно не только начать умышленное падение вперед из стойки, но и специально подготовить главное рабочее действие, разгибание, своеобразным «арабеском» — изгибом в пояснице со сгибанием в тазобедренных суставах (к.к. 1—2).
Все описанное выглядит, конечно, элементарно, хотя в действительности имеет значение не только для новичков. Многие нюансы акробатической техники, относящиеся, например, к быстрым флякам, модным в последние годы переворотам вперед «с двух на две» и т. п., вытекают именно из этих «простейших» посылок.
Вот еще один нюанс: как координировать действия собственно руками на опоре с работой других свободных звеньев тела при отталкивании? Неопытным гимнастам, а порой и тренерам, кажется, что толчковые усилия, развиваемые в поясе верхних конечностей, надо особым образом «подгадывать» так, чтобы «попадать» ими в самый нужный момент, зависящий от согласования в действиях всех звеньев тела, участвующих в отталкивании. Увы, самое неблагодарное это дело — пытаться «подгадывать», «попадать в точку»! Во-первых, любое отталкивание настолько скоротечно (0, 10—0, 12 с), что точно «поймать» мгновение, когда нужно сконцентрироваться на отталкивании в плечах (а иногда — и с разгибанием в локтях) и «выстрелить», очень трудно, почти всегда возникает разнобой. Во-вторых, и это главное, при такой психологической установке спортсмен будет неизбежно отрывать отталкивание руками от предшествующих фаз действий, будет строить «отдельное» отталкивание руками, а это всегда означает, что оно было биомеханически плохо подготовлено.
На самом деле эффективное отталкивание руками, органически включенное в генерализованную работу всем телом, обеспечивается совсем иначе и, в сущности, гораздо проще: идя на опору руками, прыгундолженподготовитьвесьдвигательный аппарати, особенно, пояс верхних конечностей, сообщив мышцам высокий тонус, так, чтобы тело, наталкивающееся на опору руками, вело себя как жестко-упругая система! Так, при наскоке на переворот вперед гимнаст,
379
АКРОБАТИКА
Спор о махе руками
посылающий прямые руки в «стопорящий» упор, должен за счет напряжения мышц сообщить им повышенную жесткость; плечевые суставы заблаговременно предельно поднимаются (гимнаст активно «тянется вперед»); мышцы, поднимающие лопатку, особенно трапециевидные, сильно напряжены и т. п.
Двигательный аппарат, подготовленный подобным образом, при столкновении с опорой ведет себя как тугая пружина: вначале возникает неизбежная амортизация, тело упруго сжимается, и напряженные мышцы быстро натягиваются, а затем следует их мощное сокращение, то есть собственно отталкивание. При этом все происходит автоматически, но точно так, как и нужно в соответствии с физическими и биомеханическими требованиями (ведь мяч, отпрыгивающий от твердой опоры, ведет себя так же, хотя и «не думает» об этом).
Важно подчеркнуть, что сам гимнаст не должен ощущать кон такт с опорой как две раздельные фазы — амортизацию («подсед») и собственно выталкивание. Единственно верное здесь ощущение, это — непрерывное отталкивание от опоры! Иначе говоря, субъективное восприятие гимнастом этого действия должно отличаться от его объективной картины.
И здесь настоятельный совет тренеру: нужно самому во всем хорошо разобраться, но, пожалуйста, вообще не говорите своему ученику от амортизации, пусть он лучше до поры ничего об этом не знает!
СПОР О МАХЕ РУКАМИ
Мы уже говорили о том, что всякое отталкивание есть согласованное и взаимообусловленное действие опорных и маховых звеньев; без ускоренного взмаха (ускоренного движения) свободными звеньями нельзя не только выполнить хорошее отталкивание, но и вообще — в принципе! — невозможно развить давление на опору.
При исполнении отталкиваний в акробатических прыжках маховая работа руками или свободной ногой играет роль не только усилителя опорной реакции, но и в значительной мере пространственно направляет будущее полетное движение. Рассмотрим в этой связи несколько существенных деталей маховой работы свободными звеньями.
В свое время автор был свидетелем ожесточенных споров между специалистами-акробатами на такую, в частности, тему: как высоко следует взмахивать руками при движении на сальто назад. Столкнулись два основных суждения: первое — махать нужно «до конца»,
380
то есть до положения руки вверх (рис. 139, к. 5). Второе — ничего подобного! Руки нужно останавливать примерно на уровне головы или плеч, и только так (к. 3).
Кто же прав? Все были правы и... никто не прав.
Наблюдая за прыгунами, изучая кинограммы, нетрудно убедиться, что даже среди первоклассных исполнителей встречаются как те, кто относительно рано затормаживает мах руками при отходе на сальто назад, так и те, кто «отпускает» руки до предела или почти до предела вверх. Правда, последних в настоящее время определенно больше, и ниже мы дадим этому объяснение. Но все по порядку.
Одна из важных закономерностей работы мышечного аппарата — взаимосвязь «сила-скорость». Суть ее сводится ктому, что сила, развиваемая мышцами, тем меньше, чем выше достигаемая ихже работой скорость движения звена. Объясняется это довольно просто: ведь чтобы развивать усилия, мышца должна сокращаться быстрее, чем звено движется; если же звено движется уже настолько быстро, что мышца со своей тягой за ним «не поспевает», неизбежно начинается торможение звена, возникающее из-за сил внутреннего трения и нарастающего сопротивления антагонистов. Отсюда вывод: пытаться активно работать «на разгон» имеет смысл лишь до тех пор, пока звено действительно ускоряется, после чего следует сразу же использовать полученное движение, иначе накопленная энергия рассеивается, переходя в тепло, и, соответственно, «лишняя» часть проделанной работы пропадает.
В применении к маховым действиям при отталкивании это означает вот что. Представьте себе, что вы, делая взмах руками за счет работы сгибателей плеча (рис. 139), достигли предельной для вас скорости ихдвижения, например, на уровне плечевой оси (к. 3). Но, несмотря на это, вы все же продолжаете по инерции поднимать руки (уже замедляя движение) и лишь позднее (к.к. 4 или 5) активно их притормаживаете, чтобы передать движение на нижележащие зве-
381
АКРОБАТИКА ________________________________________
нья, как это всегда и бывает при выполнении любых отталкиваний. Это будет означать, что значительная часть кинетической энергии, которая была ранее накоплена, в интервале между к.к.Зи 4 или 4и 5 будет потеряна, и отталкивание получится, в конечном итоге, менее мощным, чем могло бы быть. Иное дело, если ваши скоростно-сило-вые качества позволяют вам все больше и больше разгонять маховое звено — вплоть до максимального его подъема (к. 5). Тогда такой высокий взмах — энергетически! — будет оправданным.
Из сказанного вытекает практически важное заключение: выбор эффективной высоты маха руками зависит от физических, конкретно — отскоростно-силовых возможностей исполнителя. Чем мощнее двигательный аппарат прыгуна (включая плечевой пояс), тем больше у него выбор вариантов эффективного маха руками и тем сильнее и точнее, в конечном итоге, всё отталкивание (кстати, задумывались ли вы, почему у спринтеров-бегунов такие мощные руки и торс? ). Поэтому не удивительно, что разные прыгуны могут иногда по-разному строить мах руками на сальто. Можно понять в этом свете и то, почему в последние годы чаще используется, все же, высокий мах при отходах на сальто: физическая подготовка новых поколений прыгунов, в том числе и гимнастов, стала, конечно, выше!
Впрочем, было бы упрощением считать, что высота маха свободным звеном связана только с описанной закономерностью. Положение, в котором маховое звено должно активно притормаживаться, зависит и от ряда других причин. Одна из них — установление необходимого направления перемещения тела в прыжке. В зависимости оттого, куда прыгун «бросит» наиболее быстро перемещающиеся, маховые звенья, начинает смещаться — по крайней мере в начальной фазе движения — и все тело. Так, руки, направленные при отталкивании вперед («ранний темп»), провоцируют одноименное смещение всего тела; такая схема используется, например, при сальто типа «ауэрбах». Бросок руками точно вверх («нормальный темп») уместен при сальто на месте, при финальных прыжках сальто назад сальто назад в комбинациях. А мах руками, направленный с акцентом назад, «за голову» («поздний темп»), характерен для фляков, темповых сальто и ряда прыжков с аналогичным отходом.
По сходной схеме строятся и действия свободной ногой при маховых переворотах и сальто. Интересно в этой связи сравнить движения в сальто, выполняемом с приходом либо на маховую («ведущую») ногу, либо на толчковую (то есть со сменой ног). В первом случае (рис. 140, к.к. 1—3-а) мах выполняется до высокого, типа вертикального шпагата, положения (к. 3-а) с одновременным сильным
382
наклоном плечами к опорной ноге, то есть, фактически — махом вперед туловищем. Такая техника, включающая во вращение сразу подавляющую часть масс тела, характеризуется, соответственно, интенсивным вращением (здесь — вперед), часто с одноименным смещением, но не дает заметного вылета. А при исполнении сальто со сменой ног остро акцентированный мах свободной ногой делается до относительно невысокого положения типа «ласточки» (к. З-б) при сохранении приподнятого положения плеч. Немедленно после этого происходит переход в безопорное положение и исполнитель, движением типа «ножниц», меняет положение ног, выводя вперед по ходу вращения уже не маховую, а толчковую ногу. Такие движения выглядят весьма своеобразно: вращение вперед здесь менее интенсивное, но зато существенно возрастает высота полета, причем особенно эффектно выглядит момент смены ног: исполнитель резко останавливает движение маховой ноги и как бы опираясь на нее в воздухе39, подбрасывает вверх все тело, оставаясь над зоной отталкивания. Отметим в заключение, что при обоих способах маховое сальто действует закономерность, описанная нами на примере рук: четкое притормаживание маховой ноги должно происходить не раньше и не позже, чем нога достигнет физически доступного исполнителю предела скорости своего движения!
39 Представители некоторых видов спорта, в особенности легкой атлетики, часто используют выражение «опираясь на инерцию звена». В житейском смысле такое выражение понятно и простительно, но с научной точки зрения оно не вполне грамотно.
383
АКРОБАТИКА ________________________________________
ПРЫЖОК В ЗОЛОТОЙ ВЕК
Двойное сальто выпрямившись — одна из современных вершин традиционной акробатики. Можно прыгать тройное сальто согнувшись, можно на особо упругих снарядах и подкидных опорах делать еще более сложные элементы, но на обычной дорожке или помосте настоящее тройное сальто выпрямившись осуществить крайне проблематично; здесь, думается, биомеханические требования к напряжению двигательного аппарата прыгуна вплотную приближаются к положенному природой пределу. Хотя сам факт того, что уже в 1979 году мастер-акробат А. Расолин прыгнул тройное сальто согнувшись заставляет задуматься. Ведь четкой границы между положением согнувшись и выпрямившись не существует...
Тем более нетрудно вспомнить время, когда и двойное прогнувшись (именно прогнувшись) было лишь мечтой. Автор этих строк когда-то был свидетелем процесса медленного, довольно-таки мучительного освоения этого прыжка акробатами, которые, конечно, раньше гимнастов замахнулись на «двойной бланш».
Как обычно и бывает в таких случаях, пионерам этого прыжка явно не хватало, прежде всего, энергетики, мощности движения. С физической точки зрения это означает, что спортсменам, уже освоившим обычное двойное в группировке, в лучшем случае, полугруппировке, нужно было еще прибавить в высоте (времени) полета и (или) вращении. Но сразу такие вещи взять негде. Более того, как правило, упражнения, требующие скачка в энергетике движения, лишь вынашиваются в головах действующего поколения спортсменов и... безуспешно, но поучительно опробываются на практике. Но ихдрагоценный отрицательный опыт рано или поздно отражается, учитывается в базовой подготовке «потомков», принося свои плоды.
Первые опыты прорыва кдвойному прогнувшись делались, естественно, в надежде на хотя бы формальную демонстрацию в полете положения «прогнувшись». Отметим, что, абстрактно говоря, можно, обладая хорошей гибкостью и предельно прогнувшись в полете {рис. 141-а), достигнуть этим почти такого же эффекта ускорения крутки, как при обычной группировке сгибанием. Но в реальности этот путь совершенно тупиковый. Даже гимнастки со своей мягкой спиной не могли бы зафиксировать в полете такую «обратную группировку»; вслед за «броском» в прогиб (как при прыжке «кольцом») неизбежно последовало бы сгибание. Ну, а мужчинам это еще менее доступно. Главное же в том, что такое до абсурда прогнутое сальто — будь оно даже сделанным — осталось бы «вещью в себе» и стало бы
384
Прыжок в золотой век
еще одним, хотя и экстравагантным, но небазовым сальто, нисколько не развивающим весь «профиль» движений этого типа. Это был бы только трюк, и не более того.
Истинная цель двойного сальто прогнувшись заключается в том, чтобы встать на путь движения к двойному выпрямившись.
Но первые опыты не сулили ничего обнадеживающего. Нафиг. б показано, что на первых порах получалось: в расчете на быстрое вращение с возможно более сильным прогибанием применялся относительно поздний отход (к. 1); при выходе на первое сальто прыгун действительно сильно прогибался (к.к. 1—2), но сразу после этого резко натянутые мышцы передней поверхности тела неизбежно срабатывали, и следовало неудержимое сгибание вплоть до явной «складки» (к.к. 2—3), и если даже потом удавалось ненадолго раскрыться, (к.к. 3—4), «двойной бланш» все равно никак не выходил: выходило сальто «прогнувшись-согнувшись», притом невысокое и растянутое по горизонтали.
385
По поводу всего этого было много споров, недоумений, рассуждений о том, что «нужна какая-то более правильная техника». Но дело, конечно, было далеко не только в технике. Дело было, прежде всего, в способности (читай — неспособности) прыгунов делать более мощные прыжки. И позднее такие прыжки стали-таки получаться: вырос уровень подготовки, да и инвентарь в виде все более совершенной «лыжной» дорожки помогал.
АКРОБАТИКА
Больше, чем название
Впрочем, вырабатывалась и более точная техника. Автору довелось дискутировать с некоторыми известными тренерами, внушая им, что нужно шлифовать и технику, используя мощное отталкивание в сочетании с вертикальным отходом на фоне некоторого прогибания тела (158). И позднее практика ярко подтвердила правильность этой установки.
Сейчас двойное прогнувшись и выпрям ившись давно и прочно вошли в обиход мужчин и женщин-гимнастов, акробаты обоего пола освоили тройное в группировке, а мужчины — вариант согнувшись и даже четверной пируэт.
В связи с этими суперпрыжками хочется вспомнить интересный момент их эволюции, мало комментировавшийся специалистами, но важный практически.
Первым в спортивном мире исполнителем тройного сальто стал в 1974 году, как известно, наш отечественный мастер-акробат Вадим Биндлер. Как показали исследования, прыжок его отличался не только отменной высотой вылета, но, соответственно, и великолепным временем полета40 — 1, 21 с. По прошествии нескольких лет тройное сальто стали делать многие мастера; исполнение прыжка стало более уверенным и надежным. За счет чего?
Можно было бы предположить, что последователи В.Биндлера стали прыгать еще выше, мощнее, ведь лишняя высота и, как следствие, время в полете повышают управляемость движения, не говоря уж о его эффектности. Однако, и наблюдения и новые исследования говорили другое: среднее время полета у разных исполнителей тройного сальто стало...меньше — порядка 1, 18с (заметим, что разница в 0, 03 с здесь довольно существенна, но еще важнее сам факт сокращения времени полета! ).
Что же насамомделе происходило?
А произошло то, что в массе прыгуны пришли на основе опыта к более рациональному варианту прыжка, при котором используется несколько более «сваленный» отход (158), дающий чуть меньшее время в полете, но зато ускоряющий вращение тела. Конечно, такой прыжок менее эффектен, но он экономичнее, требует меньшей концентрации усилий, не так напрягает толчковый аппаратног, особенно стопы.
И это не единственный пример подобной эволюции прыжков. С двойным сальто прогнувшись — та же история. «Двойной бланш»,
широко вошедший в практику гимнастов, ныне тоже выполняется более «настильно», чем первые образцы этого прыжка. Это практичнее.
В заключение скажем, что полноценное двойное сальто выпрямившись — не просто высококлассный прыжок современного уровня. Это совершенно особый, знаковый рубеж в освоении сложных прыжков, так как это — профилирующее упражнение высшего уровня, открывающее для прыгунов поистине «золотой век». Значительный энергетический потенциал этого движения (высота и время полета, заданное вращение), позволяют, «танцуя» от прямого положения тела, делать чудеса — идеальные по технике и стилю пируэтные вращения на 1080° и более, тройные сальто в полураскрытом или согнутом положениях, сложные комбинированные вращения в двойных и тройных сальто мортале. Наконец, идеально выстроенное двойное сальто выпрямившись вплотную приближается по энергетике к четверному в группировке...
БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАЗВАНИЕ
В гимнастический обиход давно вошел термин «базовое упражнение», но жизнь показывает, что тренеры не всегда отчетливо представляют себе что это такое, наделяя именем «базовое» едва ли не всякое учебное упражнение, которое им приглянулось. Между тем, понятие «базовых» и, в их числе, «профилирующих» упражнений уже достаточно давно определились на основе исследований и спортивной практики41.
Не пытаясь полностью разворачивать здесь всю проблему базовой технической подготовки гимнаста (это тема для целой книги), напомним, что под базовыми элементами следует понимать учебный материал специальной технической подготовки (СТП), который необходим для воспитания мастерства гимнаста с расчетом на всю перспективу его спортивной карьеры. Притом, что освоение данного материала является, прежде всего, средством, а не целью соревновательной подготовки. Иначе говоря, многое из того, что входит в программу СТП, никогда не будет прямо использоваться на соревнованиях, а нужно для того, чтобы наилучшим образом подготовить гимнаста к освоению и исполнению соревновательных элементов.
40 Среднеарифметический результат. Данные Б. А. Буракова, полученные по результатам исследования 10 прыжков В. Биндлера.
386
41 См., в частности: Ю. К. Гавердовский. «Не только по программе (о специализированной технической подготовке в гимнастике)». М., ФиС. Сб. «Гимнастика», вып.2.— 1978. Стр.18—29.
387
АКРОБАТИКА
Больше, чем название
Таковы многочисленные учебно-тренировочные упражнения типа размахиваний и санжировок на перекладине или брусьях разной высоты (18), кругов ногами на «грибках», хореографических уроков на бревне, упражнений на стоялках и низких брусьях, имитационных прыжков и «обкруток» на батуте и т. п.
Но вместе с тем, в число базовых упражнений входят и элементы, имеющие самостоятельное значение и играющие ключевые роли в формировании соревновательного багажа гимнаста. То есть, это упражнения, нужные не только сами по себе, но и весьма полезные как основа дальнейшего технического совершенствования спортсмена. Особое, принципиально важное место среди них занимают неоднократно упоминавшиеся профилирующие упражнения (25, 28). Это элементы, определяющие целый профиль, структурное семейство родственных упражнений разной сложности, находящихся в достаточно сложной иерархической взаимосвязи. Структурно-технические и параметрические свойства этих движений таковы, что добротный навык их исполнения дает положительный перенос на все другие элементы, входящие в тот же профиль. Поэтому профилирующие упражнения занимают приоритетное место в специальной технической подготовке гимнаста, они должны осваиваться в первую очередь, и очень основательно. Более того, навык всех профилирующих упражнений должен постоянно поддерживаться в свежем, работоспособном состоянии, независимо от сложности этого движения, общего мастерства гимнаста и востребованности данного упражнения в текущей практике. Фундамент здания—это не жилое помещение, но он должен быть постоянно в порядке, так какдержитна себе все строение!
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы