Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. Исторические периоды взаимоотношений России и США в ХХ - ХХI вв.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Исследовательская работа
Автор – Макеев Василий Олегович обучающийся 9 «А» класса МОУ СОШ № 42 г. Ярославля
Научный руководитель – Ковина Елена Николаевна учитель истории высшей категории МОУ СОШ № 42
Ярославль, 2017
Содержание Введение………………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Исторические периоды взаимоотношений России и США в ХХ-ХХI вв. ……..5 Глава 2. Образы России в американских мультипликационных фильмах …………….....8 Заключение…………………………………………………………………………………….12 Список использованных источников и литературы…………………………………….13 Приложение…………………………………………………………………………………….14 «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней» Йозеф Геббельс Медиакультура сегодня является важнейшим инструментом социализации личности, поскольку использует свои возможности в рамках информирования/дезинформирования людей и влияет на общественное сознание. Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира. Медиа, по мнению исследователей, с самого начала, «стремилось завладеть сознанием потребителя, погружая его в иллюзорный мир грез, такое влияние может иметь серьезные последствия, и в финале медийного развития (будущее развитие электронных средств) возможна полная «ампутация» человеческого сознания. В процессе использования продуктов медиакультуры способности человека выносятся за его пределы, приобретают собственную (далекую от человеческой) логику и навязывают эту логику человеку, хочет он того или нет…» (Герберт Маршалл Маклюэн – канадский ученый и публицист, медиатеоретик) [4; 25]. «Медиакультура - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [4; 8]. Близкие понятия: информационная культура, (information culture), видеокультура (video culture), аудиовизуальная культура (audiovisual culture). Используя особые художественные средства медиакультура создает конкретный медиаобраз. «Медиаобраз – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ. Нередко именно эмоциональные представления об объекте доминируют как в контексте СМИ, так и в массовом сознании, что неминуемо порождает мифы и формирует субъективный образ» [3; 539]. Данная тема заинтересовала меня как «потребителя продуктов медиакультуры» и интересующегося историей России. Я неоднократно задавал себе вопрос о достоверности тех исторических событий, которыми оперируют авторы современных мультфильмов и компьютерных игр. С этой целью нами был проведен опрос среди обучающихся 8-11 классов МОУ СОШ № 42 г. Ярославля. Количество опрошенных 79 человек, возраст 14-17 лет. Школьникам было предложено ответить на вопрос «Можно ли изучать историю по мультипликационным фильмам?». Варианты ответов:
Из диаграммы видно, что 49 человек (63% опрошенных) считают мультипликационные фильмы достоверным источником информации для изучения исторических событий. Как я бы ответил на данный вопрос? Благодаря мультфильмам и серии компьютерных игр «Assassin's creed» (сюжет игр происходит в течение различных исторических периодов – от Крестовых походов до Великой Октябрьской социалистической революции в России) меня заинтересовала мировая история, в частности, через призму современной медиакультуры. Но возникает другой вопрос – насколько верно отражаются в медиакультурных продуктах исторические события, роль политических лидеров, что влияет на формирование образа одной страны в представлениях другой? В зависимости от того, каким образом будут освещаться важнейшие процессы в стране, зависит очень многое. В идеале СМИ должны следовать принципам журналистской этики, объективности и независимости. Но используя арсенал средств информационного оружия, куда входят СМИ, можно формировать «правильные», «нужные» представления о конкретных странах и политиках. Российское государство и США связывают именно такие непростые отношения. «В американском медиапространстве мифы о России и фобии, связанные с ней, были сформированы за долгие годы холодной войны. Стоит вспомнить о том, что Советский Союз олицетворял для американского обывателя «антитезу основных ценностей и привычных политических и религиозных свобод, всего того, что можно назвать «американским образом жизни» [3; 539]. Цель исследования – анализ особенностей политико-социального образа России в современном мире через изучение содержания американской мультипликации. Задачи исследования: 1. Проанализировать содержание американских мультипликационных фильмов, в которых встречаются упоминания об исторических событиях в России и взаимоотношениях с США. 2. Выявить медиаобразы России в американских мультипликационных фильмах. Новизна исследования заключается в изучении российско-американских отношений ХХ – ХХI вв. и образа России через призму медиакультурных продуктов, популярных среди молодежи. Таблица №1. Эволюция взаимоотношений России и США в ХХ - ХХI вв.
Итак, эволюция взаимоотношений России и США в ХХ – ХХI вв. имеет неоднозначный, многослойный характер. Наибольшее сближение с США со стороны России случалось в период российских реформ. В самом деле, США были моделью для российских реформаторов - из США везли в СССР инновации Никита Хрущев и Михаил Горбачев; последняя по времени попытка модернизации в президентство Дмитрия Медведева также характеризовалась сближением с США и началом заимствования «хайтека». В следующей главе рассмотрим, как отразились исторические события в американских мультипликационных фильмах, а именно через медиаобразы (стереотипы) России в представлении американской массовой культуры.
Таблица № 2. Медиаобразы России
Большинство образов России имеют негативную окраску, это проявляется в резких высказываниях в адрес политических лидеров СССР и современной России, их агрессивном и амбициозном изображении. Как правило, авторы медиаобразов используют принцип противопоставления/антитезы, изображая те или иные исторические реалии. Хочется отметить, что типичные стереотипы (русская водка, по улицам городов ходят медведи, все русские носят шапки-ушанки, матрешка, балалайка и т.п.) не утрачивают своей актуальности и не зависят от эволюции исторических событий в двух странах. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод об устоявшейся во времени тенденции изображения и трансляции американской мультипликацией образа России как страны-агрессора, претендующей на безграничную власть во всем мире, увеличивающей и совершенствующей свой военный потенциал для реализации милитаристских целей. Заключение Исторический анализ показывает, что культура, а особенно медиакультура, способна влиять на решение острых социально-экономических и политических проблем развития народа, страны и её граждан. Но история и культура (медиакультура не является исключением) в современном мире активно влияют друг на друга. Во время пресс-конференции 23 декабря 2016 г. президент РФ Владимир Путин обратил особое внимание на взаимоотношения России и США, ответив на вопрос журналиста о глобальной мировой трансформации в связи с выбором нового президента в США. «На своей прощальной конференции Обама сказал, что вам симпатизируют 37 процентов республиканцев. По его словам, Рейган бы в гробу перевернулся, если бы узнал об этом. Как вы себя ощущаете в кресле самого влиятельного человека в мире? … Не знаю, кто бы там перевернулся в гробу, Рейган, думаю, порадовался бы, что представители его партии побеждают везде. И порадовался бы за нового президента. А вот выдающиеся деятели истории из числа демократов перевернулись бы в гробу, Рузвельт точно. В самые тяжелые годы он сплотил нацию, а сегодняшняя администрация разделяет ее. За Трампа не проголосовали два выборщика, а за Клинтон четыре. Они по всем фронтам проигрывают и ищут виноватых на стороне. Нужно уметь проигрывать достойно. Мне бы очень хотелось, чтобы и с будущим президентом, и с лидерами демократической партии у нас выстраивались конструктивные отношения» (цитирование с сайта: https://rg.ru/2016/12/23/onlajn-transliaciia-press-konferencii-vladimira-putina.html) Американская мультипликация долгие годы активно представляла Россию как врага, соперника, которого хочется высмеять и представить в неловком положении. Начинается новый этап взаимоотношений России и США, и хочется надеяться, что появятся новые позитивные медиаобразы России в восприятии американцев.
Приложение Исследовательская работа
Автор – Макеев Василий Олегович обучающийся 9 «А» класса МОУ СОШ № 42 г. Ярославля
Научный руководитель – Ковина Елена Николаевна учитель истории высшей категории МОУ СОШ № 42
Ярославль, 2017
Содержание Введение………………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Исторические периоды взаимоотношений России и США в ХХ-ХХI вв. ……..5 Глава 2. Образы России в американских мультипликационных фильмах …………….....8 Заключение…………………………………………………………………………………….12 Список использованных источников и литературы…………………………………….13 Приложение…………………………………………………………………………………….14 «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней» Йозеф Геббельс Медиакультура сегодня является важнейшим инструментом социализации личности, поскольку использует свои возможности в рамках информирования/дезинформирования людей и влияет на общественное сознание. Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира. Медиа, по мнению исследователей, с самого начала, «стремилось завладеть сознанием потребителя, погружая его в иллюзорный мир грез, такое влияние может иметь серьезные последствия, и в финале медийного развития (будущее развитие электронных средств) возможна полная «ампутация» человеческого сознания. В процессе использования продуктов медиакультуры способности человека выносятся за его пределы, приобретают собственную (далекую от человеческой) логику и навязывают эту логику человеку, хочет он того или нет…» (Герберт Маршалл Маклюэн – канадский ученый и публицист, медиатеоретик) [4; 25]. «Медиакультура - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [4; 8]. Близкие понятия: информационная культура, (information culture), видеокультура (video culture), аудиовизуальная культура (audiovisual culture). Используя особые художественные средства медиакультура создает конкретный медиаобраз. «Медиаобраз – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ. Нередко именно эмоциональные представления об объекте доминируют как в контексте СМИ, так и в массовом сознании, что неминуемо порождает мифы и формирует субъективный образ» [3; 539]. Данная тема заинтересовала меня как «потребителя продуктов медиакультуры» и интересующегося историей России. Я неоднократно задавал себе вопрос о достоверности тех исторических событий, которыми оперируют авторы современных мультфильмов и компьютерных игр. С этой целью нами был проведен опрос среди обучающихся 8-11 классов МОУ СОШ № 42 г. Ярославля. Количество опрошенных 79 человек, возраст 14-17 лет. Школьникам было предложено ответить на вопрос «Можно ли изучать историю по мультипликационным фильмам?». Варианты ответов:
Из диаграммы видно, что 49 человек (63% опрошенных) считают мультипликационные фильмы достоверным источником информации для изучения исторических событий. Как я бы ответил на данный вопрос? Благодаря мультфильмам и серии компьютерных игр «Assassin's creed» (сюжет игр происходит в течение различных исторических периодов – от Крестовых походов до Великой Октябрьской социалистической революции в России) меня заинтересовала мировая история, в частности, через призму современной медиакультуры. Но возникает другой вопрос – насколько верно отражаются в медиакультурных продуктах исторические события, роль политических лидеров, что влияет на формирование образа одной страны в представлениях другой? В зависимости от того, каким образом будут освещаться важнейшие процессы в стране, зависит очень многое. В идеале СМИ должны следовать принципам журналистской этики, объективности и независимости. Но используя арсенал средств информационного оружия, куда входят СМИ, можно формировать «правильные», «нужные» представления о конкретных странах и политиках. Российское государство и США связывают именно такие непростые отношения. «В американском медиапространстве мифы о России и фобии, связанные с ней, были сформированы за долгие годы холодной войны. Стоит вспомнить о том, что Советский Союз олицетворял для американского обывателя «антитезу основных ценностей и привычных политических и религиозных свобод, всего того, что можно назвать «американским образом жизни» [3; 539]. Цель исследования – анализ особенностей политико-социального образа России в современном мире через изучение содержания американской мультипликации. Задачи исследования: 1. Проанализировать содержание американских мультипликационных фильмов, в которых встречаются упоминания об исторических событиях в России и взаимоотношениях с США. 2. Выявить медиаобразы России в американских мультипликационных фильмах. Новизна исследования заключается в изучении российско-американских отношений ХХ – ХХI вв. и образа России через призму медиакультурных продуктов, популярных среди молодежи. Глава 1. Исторические периоды взаимоотношений России и США в ХХ - ХХI вв.
На протяжении всей истории взаимоотношений Россия в глазах американцев меняла свой образ с лучшего союзника в войнах на сильнейшую угрозу во времена мира. «Образ государства складывается из его политических, социальных, экономических, культурных характеристик. Он формируется через деловые связи, путем культурного обмена (театр, музеи, выставки, кино, музыка), но наиболее мощным и действенным фактором формирования общественного мнения о стране, определяющим репутацию, которую она приобретает в сознании мировой общественности, являются средства массовой информации. С их помощью ломаются устоявшиеся и создаются новые стереотипы, формируется имидж того или иного объекта и позиция его одобрения или осуждения» [4; 108]. Проанализировав литературу [1; 2; 3; 5; 6; 7, 8] по проблеме внешней политики России и США, предлагаем краткий анализ исторических этапов этих взаимоотношений (см. Табл. № 1). Таблица №1. Эволюция взаимоотношений России и США в ХХ - ХХI вв.
Итак, эволюция взаимоотношений России и США в ХХ – ХХI вв. имеет неоднозначный, многослойный характер. Наибольшее сближение с США со стороны России случалось в период российских реформ. В самом деле, США были моделью для российских реформаторов - из США везли в СССР инновации Никита Хрущев и Михаил Горбачев; последняя по времени попытка модернизации в президентство Дмитрия Медведева также характеризовалась сближением с США и началом заимствования «хайтека». В следующей главе рассмотрим, как отразились исторические события в американских мультипликационных фильмах, а именно через медиаобразы (стереотипы) России в представлении американской массовой культуры.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы