Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Музыкально-исполнительская деятельность



Рабочая программа

 

 

Принята на заседании предметной

(цикловой) комиссии

Протокол № _______ от ____________

 

 

Председатель предметной (цикловой) комиссии Разработали
Васильев И.Н. Ярыш Н.И.
(подпись)                                         (расшифровка подписи) (подпись)                                         (расшифровка подписи)
                                                

 

 

«___» _______________201___ г. «___»_____________ 201___ г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 53.02.02.  " Музыкальное искусство эстрады" повышенного уровня.

 

Заместитель директора

по учебной и

организационно-методической работе:

 

  Петров И.П.
(подпись) (расшифровка подписи)

                              

                                                                      «___» ____________________ 201___ г.

 

            1.Введение.

Рабочая программа «специальный инструмент» (саксофон) является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.02. «Музыкальное искусство эстрады» углублённой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности

 1.артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива готовится к следующим видам:

 2. Музыкально-исполнительская деятельность (в качестве артиста оркестра, ансамбля, солиста концертных организаций).

3. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение процесса обучения в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

Организационно-управленческая деятельность (организация репетиционной работы и концертной деятельности в качестве дирижера коллектива исполнителей).

Учебно-методический комплекс «саксофон» может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

Музыкальное исполнительство, музыкальное образование в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, руководство творческим коллективом.

МДК Специальный инструмент относится к Профессиональному модулю ПМ. 01 Музыкально-исполнительская деятельность.

Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать общими компетенциями,  включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Требования к уровню освоения содержания курса.

   В результате освоения курса студент должен:

иметь практический опыт:

    -концертно-исполнительской работы в качестве солиста;

    -чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

    -использования репертуарной и научно-исследовательской литературы;

      уметь:

играть на избранном инструменте, имея в репертуаре произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы, в том числе произведения концертно-виртуозного плана;

читать с листа несложную музыкальную литературу, а также оркестровые партии;     подготовить к исполнению сольную программу в сопровождении фортепиано, инструментального ансамбля;      

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

знать:

исполнительский репертуар средней сложности;

сольный репертуар, включающий произведения крупных классических форм (соната, вариации), полифонических жанров, виртуозных пьес, инструментальных миниатюр, сольных джазовых произведений;

    оркестровые сложности для своего инструмента;

художественно-исполнительские возможности инструмента;

профессиональную терминологию.

             4. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.

Обязательная учебная нагрузка студента – 393 часов, время изучения – 1-8 семестры. Форма итогового контроля - Государственная Итоговая аттестация: выпускная квалификационная работа «Исполнение сольной программы».

                                          ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Специальность: 53.02.02. "Музыкальное искусство эстрады"

Форма обучения: очная

 

№ п/п Наименование разделов и тем Максим. учебная нагрузка Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студента
1. I семестр Тема 1. Работа над постановкой исполнительского аппарата, изучение аппликатуры. Тема 2. Работа над техническим материалом (упражнения, гаммы до двух знаков, арпеджио, трезвучия). Музыкальные произведения (несложные пьесы) классического и эстрадного репертуара. 60 ч.   60ч.   40ч.   40ч.   20ч.   20ч.
  Всего за семестр 120ч. 80ч. 40ч.
2. II семестр Тема 3. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. дальнейшее изучение аппликатуры, расширение диапазона. Тема 4. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы, этюды. 4-6 музыкальных произведений классического и эстрадного репертуара.   75ч.   75ч.   50 ч.   50ч.   25ч.   25ч.
  Всего за семестр 150ч. 100ч. 50ч.
3. III семестр Тема 5. Работа по развитию исполнительского дыхания, звукоизвлечения, пальцевой техники. Работа над тембром, динамикой, интонацией звука. Тема 6. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до трёх знаков, этюды. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадного репертуара.   36ч.     36ч.     24ч.     24ч.   12ч.     12ч.
  Всего за семестр 72ч. 48ч. 24ч.
4. IV семестр Тема 7. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. Работа над звуком. Изучение оборотных, целотоновых гамм, ладов народной музыки. Тема 8. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до четырёх знаков, в штрихах. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадно- джазового репертуара.   45ч.     45ч.   30ч.     30ч.   15ч.     15ч.
  Всего за семестр 90ч. 60ч. 30ч.
5. V семестр Тема 9. Развитие исполнительской техники (чёткость артикуляции, разнообразия штрихов, беглости пальцев). Тема 10. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до пяти знаков, хроматическая гамма, D7, Уменьшенный вводный. Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.   36ч.     36ч.     24ч.     24ч.   12ч.     12ч.
  Всего за семестр 72ч. 48ч. 24ч.
6. VI семестр Тема11. Совершенствование исполнительской техники, работа над выразительностью исполнения. Тема 12. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды. Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара     75ч.   75ч.   50 ч.   50ч.   25ч.   25ч.
  Всего за семестр 150ч. 100ч. 50ч.
7. VII семестр Тема13. Продолжение работы над совершенствованием исполнительской техники. Тема 14. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды. Подбор программы на Государственную итоговую аттестацию. 60 ч.   60ч.   40ч.   40ч.   20ч.   20ч.
  Всего за семестр 120ч. 80ч. 40ч.
8. VIII семестр Тема 15. Работа над выразительностью исполнения. Тема 16. Подготовка к Государственной итоговой аттестации.     75ч.   75ч.   50 ч.   50ч.   25ч.   25ч.
  Всего за семестр 150ч. 100ч. 50ч.
  ИТОГО 916,5ч. 611ч. 305,5ч.

Содержание дисциплины.

Предмет "Специальный инструмент – «саксофон» является одним из звеньев подготовки специалистов, будущих артистов оркестров и руководителей самодеятельных коллективов. Предмет способствует расширению кругозора учащихся. Изучение лучших образцов мирового и российского джаза приведет к улучшению музыкального вкуса учащихся.

Эстрадная музыка является самым популярным жанром искусства. Поэтому воспитание молодых и грамотных специалистов стоит перед музыкальными училищами и училищами искусств. Эта задача и стоит перед преподавателем по предмету "Специальный инструмент – саксофон:

Научить навыкам игры на музыкальном инструменте саксофон.

Ознакомить с лучшими исполнителями.

Ознакомить с исполнением классических и джазовых штрихов.

Научить учащегося самостоятельно разбирать музыкальные произведения.

Научить разбираться в стилистике музыкальных произведений.

Изучить ритмы, характерные для определенных стилей.

Развить исполнительские навыки исполнительского мастерства.

Научить пониманию: какую роль играют другие инструменты в общем звучании оркестра и ансамбля.

 

 

Обучение производится несколькими этапами или разделами:

 

Тема 1. Работа над постановкой исполнительского аппарата, изучение аппликатуры.

Требования к знаниям: рациональная постановка при игре на инструменте. Правильное расположение корпуса, ног, рук, головы учащегося, отсутствие мышечной напряженности.

Требования к умениям: при правильной постановке учащийся должен извлекать звук, знать аппликатуру инструмента.

Тема 2. Работа над техническим материалом (упражнения, гаммы до двух знаков, арпеджио, трезвучия).

Музыкальные произведения (несложные пьесы) классического и эстрадного репертуара.

Требования к знаниям: учащийся должен знать аппликатуру гамм до двух знаков в ключе, и знать музыкальный текст разученных пьес.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы в медленном темпе с атакой языка а также legato , исполнять музыкальный текст заданных пьес.

Тема 3. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. дальнейшее изучение аппликатуры, расширение диапазона.

Требования к знаниям: учащийся должен знать основную и вспомогательную аппликатуру, как и для чего аппликатура применяется.

Требования к умениям: учащийся должен владеть диапазоном инструмента, играть гаммы в среднем темпе.

Тема 4. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до двух знаков в ключе, этюды.

4-6 музыкальных произведений классического и эстрадного репертуара.

Требования к знаниям: учащийся должен знать гаммы до двух знаков в ключе, нотный текст этюдов, музыкальный текст 4-6 произведений.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы до двух знаков в ключе в среднем темпе, четвертями. Играть этюды и пьесы без ошибок с соблюдением нужного темпа и динамики.

Тема 5. Работа по развитию исполнительского дыхания, звукоизвлечения, пальцевой техники. Работа над тембром, динамикой, интонацией звука.

Требования к знаниям: учащийся должен знать специфику исполнительского дыхания, звукоизвлечения, пальцевой техники.

Требования к умениям: учащийся должен владеть исполнительским дыханием, правильно исполнять атаку звука, правильно исполнять штрихи (маркато, деташе, стаккато, легато)

Тема 6. Работа над техническим материалом; упражнения, гаммы до трёх знаков, этюды. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадного репертуара.

Требования к знаниям: учащийся должен знать гаммы до трёх знаков, текст этюдов и музыкальных произведений. Разбираться в строении крупной формы.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы до трёх знаков в среднем темпе, восьмыми длительностями. Исполнять произведения малой и крупной формы соблюдая динамику и штриховую палитру.

Тема 7. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. Работа над звуком. Изучение оборотных, целотоновых гамм, ладов народной музыки.

Требования к знаниям: учащийся должен знать оборотные, целотоновые гаммы, лады народной музыки.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы (мажорные, минорные оборотные, целотоновые лады народной музыки) в среднем темпе восьмыми, применяя различные штрихи и акценты.

Тема 8. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до четырёх знаков, в штрихах. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадно- джазового репертуара.

Требования к знаниям: учащийся должен знать гаммы до четырёх знаков в ключе, текст этюдов и музыкальных произведений.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы до четырёх знаков в ключе, в среднем темпе восьмыми, применяя различные штрихи и акценты, Исполнять произведения, малой и крупной формы, соблюдая динамику и штриховую палитру.

Тема 9. Развитие исполнительской техники (чёткость артикуляции, разнообразия штрихов, беглости пальцев).

Требования к знаниям: учащийся должен знать как работать над развитием исполнительской техники, правильно артикулировать звуки.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы в среднем темпе шестнадцатыми, применяя различные штрихи и акценты,

Тема 10. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до пяти знаков, хроматическая гамма, D7, уменьшенный вводный. Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.

Требования к знаниям: учащийся должен знать гаммы до пяти знаков в ключе, строить D7, уменьшенный вводный септаккорд.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы в среднем темпе шестнадцатыми, триолями. Играть D7, уменьшенный вводный септаккорд,

 

применяя различные штрихи и акценты. Играть музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.

Тема11. Совершенствование исполнительской техники, работа над выразительностью исполнения.

Требования к знаниям: учащийся должен знать как работать над развитием исполнительской техники и как использовать основные средства музыкальной выразительности.

Требования к умениям: учащийся должен уметь правильно распределять дыхание, пользоваться вибрато, уметь выбрать правильный темп произведения.

Тема 12. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды.

Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара

Требования к знаниям: учащийся должен знать гаммы до пяти знаков в ключе, строить D7, уменьшенный вводный септаккорд.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы в среднем темпе шестнадцатыми, триолями, секстолями. Играть D7, уменьшенный вводный септаккорд, применяя различные штрихи и акценты. Играть музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.

Тема13. Продолжение работы над совершенствованием исполнительской техники.

Требования к знаниям: учащийся должен знать как работать над развитием исполнительской техники, правильно артикулировать звуки. Играть технический материал в любом темпе.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы в среднем темпе шестнадцатыми, применяя различные штрихи и акценты, Играть технический материал в любом темпе.

Тема 14. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды.

Подбор программы на Государственную итоговую аттестацию.

Требования к знаниям: учащийся должен знать все гаммы, строить D7, уменьшенный вводный септаккорд. совместно с преподавателем подобрать программу на Итоговую государственную аттестацию.

Требования к умениям: учащийся должен играть гаммы в среднем темпе шестнадцатыми, триолями, секстолями. Играть D7, уменьшенный вводный септаккорд, применяя различные штрихи и акценты, исполнять программу Итоговой государственной аттестации в черновом варианте.

Тема 15. Работа над выразительностью исполнения.

Требования к знаниям: учащийся должен знать методы и способы работы над технической и динамической выразительностью исполнения программы.

Требования к умениям: учащийся должен исполнить программу Итоговой государственной аттестации на нескольких прослушиваниях при комиссии состоящей из преподавателей отделения.

Тема 16. Подготовка к Государственной итоговой аттестации.

Требования к знаниям: учащийся должен знать, как настроиться на ответственные выступления.

Требования к умениям: учащийся должен выступать с концертами, как сольными, так и сборными на различных концертных площадках. Как итог, должен исполнить программу на Итоговой государственной аттестации.

 

Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля

Контроль знаний и умений по предмету «Специальный инструмент» является важнейший элементом учебного процесса, при котором не только оценивается динамика усвоения материала, но и устанавливается связь между педагогом и студентом, что позволяет педагогу оценить качество и внести коррективы в процессе обучения, а студенту – лучше познать себя, свои возможности, увидеть пути своего развития. Таким образом, контроль знаний и умений выполняет развивающую, воспитательную и диагностическую функции.

Изучение раздела «Специальный инструмент» начинается с I курса и продолжается до окончания студентом колледжа. Всего объем 393 часа.

Контроль охватывает весь объем учебной дисциплины «Специальный инструмент» и осуществляется один раз в семестр в форме итогового академического концерта или экзамена. Кроме основных видов контроля осуществляется промежуточные – технические зачеты во II, III, IV, V, VI, VII семестрах. Технический зачет включает исполнение двух гамм (мажор, минор) и этюда по выбору комиссии.

Содержание и степень сложности контрольных форм соответствует требованиям программы.

 

Формы контроля

1.Текущий контроль охватывает весь объем учебной дисциплины «Специальный инструмент» и осуществляется один раз в семестр в форме итогового академического концерта или экзамена.

2. Промежуточный контроль в виде технических зачетов во II, III, IV, V, VI, VII семестрах.

3.Итоговый контроль (ГИА) в виде исполнения сольной концертной программы.

Виды контроля

1.Контрольная работа проходит в форме академического концерта.

2.Зачет проходит в форме академического концерта.

3.Технический зачет включает исполнение двух гамм (мажор, минор) и этюда по выбору комиссии.

4. Экзамен проходит в форме академического концерта.

Критерии оценки

Отлично «5» Учащийся исполнил программу музыкально, технически и стилистически безупречно, без ошибок.
Хорошо «4» Учащийся исполнил программу музыкально и технически грамотно, но допустил некоторые ошибки.
Удовлетворительно «3» Исполнение учащимся программы в целом удовлетворяет требованиям, но содержало технические ошибки и художественные недоработки.
Неудовлетворительно «2» Исполнение произведений не удовлетворяло требованиям программы.
курс семестр Вид контроля Тип предложенный заданий Обоснование степени сложности

I

I Контрольная работа Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.
II Экзамен Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.

II

III Контрольная работа Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.
IV Экзамен Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.

III

V Контрольная работа Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.
  VI Экзамен Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.

 

 

VII зачет Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.
VIII Контрольная работа Исполнение двух разнохарактерных пьес (одна классическая, одна эстрадно-джазовая). Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.
  Итоговый контроль ГИА Исполнение произведения крупной формы и двух эстрадных пьес. Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы.

 

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.

 

Карта учебно-методического обеспечения дисциплины «специальный инструмент» (саксофон)

 

 

1. форма обучения – очная, всего часов 589,5 часа, из них уроки 393 часа.

Специальность – код 070214 «Музыкальное искусство эстрады» (саксофон).

 

Библиографическое

описание

издания

Вид занятия,

в котором используется

Число обеспечи-ваемых часов

Кол-во экземпляров

Учебный кабинет Библиотека колледжа
1."Джазовая книга",ООО "Синкопа 2000",составление2002г. Индивид. занятия, самостоятельная работа студента   Индивидуальные занятия самостоятельная работа 40    1    1
2. А. Ривчун «Школа игры на саксофоне» в 2 частях. издательство «Музыка» Москва 1967,1969г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа   32 1 4
3. М. Шапошникова «Хрестоматия для саксофона альта» издательство «Музыка» Москва издательство «Музыка» Москва  1984г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 25 1 6
4. В. Иванов «Основы индивидуальной техники саксофониста» издательство «Музыка» Москва 1993г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 10 1 4
5. Л. Михайлов «Школа игры на саксофоне» издательство «Музыка» Москва  1975г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 15 1 2
6. Ч. Джеральд «Джазовые импровизации для саксофона»  Новый Орлеан 2008 г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 15 1 1
7. Ю. Воронцов «Основы джазовой импровизации» издательство «Музыка» Москва 2001г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 72 1 2
8. О. Нельсон «Импровизации и школа игры на саксофоне» Чикаго 2007г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 75       1 5
9. В. Симочко «Мелодии джаза» издательство 4. Киев «Музыкальная Украина. 1984г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа   40        1       1
10. М. Армстронг «Классический свинг для тенора саксофона.  Чикаго 2004г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 30   1   1

 

Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками)

Библиографическое описание издания

Вид занятия, в котором используется

Число обеспечиваемых часов

Кол-во экземпляров

Учебный кабинет Библиотека колледжа
1.А. Осейчук  Школа джазовой игры на саксофоне издательство «Музыка» Москва 1972 г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 15 1 2
2. Б. Прорвич Хрестоматия для саксофона альта издательство «Музыка» Москва 1978 г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 15 1 1
3. Б. Диков Сборник пьес в переложении для саксофона и фортепиано издательство ФВД при МГК им. Чайковского. 1972г. Индивидуальные занятия самостоятельная работа 24 1 2
4.Б. Ломании Три миниатюры для саксофона и фортепиано Варшава Польское Гос. издательство 1964 г. Индивид. занятия, самостоятельная работа   24       1 5
5. С. Киза Пьесы для саксофона Краков 1965 г. Индивид. занятия, самостоятельная работа 15 1 1
6. М. Девьен    Шесть дуэтов для саксофона      Будапешт 1974 г. Индивид. занятия, самостоятельная работа 15 1 1
7. Э. Мариенталь «Видео школа игры на саксофоне альт»   Индивид. занятия, самостоятельная работа 24 1 1
8. С. Дуглас «Видео школа игры на саксофоне тенор» Индивид. занятия, самостоятельная работа 24 1 1

 

 

А.

В процессе игры на саксофоне, как и на других духовых инструментах, наиболее сложные и тонкие действия выполняет губной аппарат исполнителя.

При игре на саксфоне колебания трости регулируются в основном нижней губой, которая находится в непосредственном соприкосновении с тростью. Подвернутая немного на нижние зубы губа создает как бы "подушечку" поддерживает и поджимает трость снизу, исключая ее прямое соприкосновение с нижними зубами и с помощью меняющегося нажима на тонкий конец трости регулирует процесс ее колебания

Верхняя губа охватывает клювообразный срез мундштука для предотвращения возможной утечки выдыхаемого воздуха.

В процессе звукоизвлечения на саксофоне специфическая работа губного аппарата протекает в неразрывном контакте с мундштуком и тростью. Поэтому правильная постановка мундштука на губах, рациональное взаимоположение губ и трости имеют большое практическое значение для исполнителей.

Рассмотрим способ постановки, принятый на вооружение современными саксофонистами. Слегка подвернутая нижняя губа образует пружинистую мускульную подушку, на которой удобно располагается трость, а верхняя плотно прилегает к мундштуку. Верхние зубы лишь слегка опираются на срез мундштука, поэтому при игровом контакте центральных участков нижней губы с тростью последняя не испытывает напряженной хватки губ. Губы играющего ни в коей мере не должны растягиваться в стороны углов рта, произносится как бы буква "О" сохраняя естественное положение. Эта постановка помогает саксофонистам избежать излишнего напряжения и утомления губ в процессе игры.

Б.

Исполнительское дыхание развивается в процессе обучения на духовом инструменте и специальных "дыхательных" упражнений для учащегося не требуется.

Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха приблизительно одинаково, то при исполнительском дыхании вдох делается достаточно быстро, выдох же производится медленно, с разнообразной динамикой, в зависимости от характера исполняемой музыки.

Начинающему надо объяснить процесс исполнительского дыхания, который всегда связан с активной работой диафрагмы.

Во время вдоха плечи не должны подниматься. С началом выдоха грудная клетка должна еще сохранять положение, которое она приняла при вдохе и только постепенно переходить к положению выдоха. Расход воздуха должен быть не более того, который необходим для образования требуемого звука. Пока учащийся не научился делать активный вдох с удержанием грудной клетки в положении вдоха, он постоянно будет испытывать недостаток воздуха для исполнения даже относительно небольшой музыкальной фразы. Необходимо время пока разовьется в нужной степени соответствующая дыхательная мускулатура и позволит молодому исполнителю с достаточной свободой управлять своим дыханием.

 

9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Специальный инструмент» специализации 070214 «Музыкальное искусство эстрады» является важной частью процесса обучения данной дисциплине. Важность самостоятельной работы обуславливает тот факт, что только ежедневные практические занятия способны обеспечить высокие исполнительские достижения. Практика подтверждает, что при наличии даже незначительных музыкальных способностей многие музыканты в результате усердных, регулярных занятий достигали высоких показателей, и наоборот, щедро одаренные ученики при очень пассивной, неорганизованной работе становились всего лишь посредственными музыкантами.

Игра на саксофоне – это сложнейший психофизиологический процесс, представляющий из себя сложную систему рефлекторных надстроек, которые являются основой для приобретения необходимых для музыканта навыков. И очень важно, чтобы эти навыки сразу были правильно сформированы, а затем закреплены – в этом и заключается одно из важнейших назначений самостоятельной работы. Представляется необходимым также отметить значение регулярности этих занятий, умение учащегося подавить в себе иногда появляющееся состояние инертности и возвращения к активным действиям. Не меньшее значение имеет приобретение навыка самоконтроля, умения оценить «со стороны» качество своего исполнения, а также умение найти способ устранения своих недостатков.

Самостоятельная работа по дисциплине «Специальный инструмент» является, по сути, закреплением знаний и умений, полученных в ходе аудиторных занятий и формированием практических навыков, необходимых для профессионального роста учащегося.

Основными видами самостоятельной работы являются работа над техническим и художественным материалом. Работа над техническим материалом включает в себя игру упражнений, гамм и этюдов, а работа над художественным материалом – исполнение музыкальных произведений малой или крупной формы.

Стоит отметить необходимость самостоятельного изучения учащимся некоторых музыкальных произведений в целях стимуляции творческой самостоятельности.

Тема 1. Работа над постановкой исполнительского аппарата, изучение аппликатуры.

 Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног.

Тема 2. Работа над техническим материалом (упражнения, гаммы до двух знаков, арпеджио, трезвучия).

Музыкальные произведения (несложные пьесы) классического и эстрадного репертуара.

 Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе, следить за правильным звукоизвлечением.

Тема 3. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. дальнейшее изучение аппликатуры, расширение диапазона.

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Отрабатывать быстрый вдох и медленный выдох.

Тема 4. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до двух знаков в ключе, этюды.

4-6 музыкальных произведений классического и эстрадного репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе, работать над чистотой интонации, учить нотный текст по фразам.

Тема 5. Работа по развитию исполнительского дыхания, звукоизвлечения, пальцевой техники. Работа над тембром, динамикой, интонацией звука.

 Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 6. Работа над техническим материалом; упражнения, гаммы до трёх знаков, этюды. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадного репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты.

Тема 7. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. Работа над звуком. Изучение оборотных, целотоновых гамм, ладов народной музыки.

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 8. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до четырёх знаков, в штрихах. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадно- джазового репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Пьесы учить используя различную динамику.

Тема 9. Развитие исполнительской техники (чёткость артикуляции, разнообразия штрихов, беглости пальцев).

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 10. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до пяти знаков, хроматическая гамма, D7, уменьшенный вводный. Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Пьесы учить используя различную динамику.

Тема11. Совершенствование исполнительской техники, работа над выразительностью исполнения.

   Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 12. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды.

Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Разучивать пьесы следует максимально используя динамику, рекомендованную автором.

Тема13. Продолжение работы над совершенствованием исполнительской техники.

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 14. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды.

Подбор программы на Государственную итоговую аттестацию.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в быстром темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Разучивать пьесы обязательно максимально используя динамику, рекомендованную автором.

Тема 15. Работа над выразительностью исполнения.

Учащийся должен максимально точно исполнять тест рекомендуемых произведений, как нотный. так и динамический.

Тема 16. Подготовка к Государственной итоговой аттестации.

Учащийся должен исполнять программу в на профессиональном уровне, владеть собой на сцене.

 

Рабочая программа

 

 

Принята на заседании предметной

(цикловой) комиссии

Протокол № _______ от ____________

 

 

Председатель предметной (цикловой) комиссии Разработали
Васильев И.Н. Ярыш Н.И.
(подпись)                                         (расшифровка подписи) (подпись)                                         (расшифровка подписи)
                                                

 

 

«___» _______________201___ г. «___»_____________ 201___ г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 53.02.02.  " Музыкальное искусство эстрады" повышенного уровня.

 

Заместитель директора

по учебной и

организационно-методической работе:

 

  Петров И.П.
(подпись) (расшифровка подписи)

                              

                                                                      «___» ____________________ 201___ г.

 

            1.Введение.

Рабочая программа «специальный инструмент» (саксофон) является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.02. «Музыкальное искусство эстрады» углублённой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности

 1.артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива готовится к следующим видам:

 2. Музыкально-исполнительская деятельность (в качестве артиста оркестра, ансамбля, солиста концертных организаций).

3. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение процесса обучения в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

Организационно-управленческая деятельность (организация репетиционной работы и концертной деятельности в качестве дирижера коллектива исполнителей).

Учебно-методический комплекс «саксофон» может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

Музыкальное исполнительство, музыкальное образование в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, руководство творческим коллективом.

МДК Специальный инструмент относится к Профессиональному модулю ПМ. 01 Музыкально-исполнительская деятельность.

Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать общими компетенциями,  включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Музыкально-исполнительская деятельность

ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.2. Осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях театрально-концертных организаций.

ПК 1.3. Демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации.

ПК 1.4. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый и оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.7. Овладевать культурой устной и письменной речи, профессиональ­ной терминологией.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.169 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь