Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материально-техническое обеспечение курса.



Наименование и описание средств обучения Вид занятия, в котором используется

Число обеспечиваемых часов

Кол-во экземпляров
1. Музыкальный инструмент (саксофон)

Индивидуальные занятия

Всё время обучения 1
2.   Компакт-диски

Индивидуальные занятия.

Всё время обучения По необходимости
3. Фортепиано

Индивидуальные занятия.

Всё время обучения 1
4. Ноты

Индивидуальные занятия

Всё время обучения 1
         

8. Методические рекомендации преподавателям.

Организация постановки аппарата.

 

(губной аппарат, дыхание, язык)

А.

В процессе игры на саксофоне, как и на других духовых инструментах, наиболее сложные и тонкие действия выполняет губной аппарат исполнителя.

При игре на саксфоне колебания трости регулируются в основном нижней губой, которая находится в непосредственном соприкосновении с тростью. Подвернутая немного на нижние зубы губа создает как бы "подушечку" поддерживает и поджимает трость снизу, исключая ее прямое соприкосновение с нижними зубами и с помощью меняющегося нажима на тонкий конец трости регулирует процесс ее колебания

Верхняя губа охватывает клювообразный срез мундштука для предотвращения возможной утечки выдыхаемого воздуха.

В процессе звукоизвлечения на саксофоне специфическая работа губного аппарата протекает в неразрывном контакте с мундштуком и тростью. Поэтому правильная постановка мундштука на губах, рациональное взаимоположение губ и трости имеют большое практическое значение для исполнителей.

Рассмотрим способ постановки, принятый на вооружение современными саксофонистами. Слегка подвернутая нижняя губа образует пружинистую мускульную подушку, на которой удобно располагается трость, а верхняя плотно прилегает к мундштуку. Верхние зубы лишь слегка опираются на срез мундштука, поэтому при игровом контакте центральных участков нижней губы с тростью последняя не испытывает напряженной хватки губ. Губы играющего ни в коей мере не должны растягиваться в стороны углов рта, произносится как бы буква "О" сохраняя естественное положение. Эта постановка помогает саксофонистам избежать излишнего напряжения и утомления губ в процессе игры.

Б.

Исполнительское дыхание развивается в процессе обучения на духовом инструменте и специальных "дыхательных" упражнений для учащегося не требуется.

Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха приблизительно одинаково, то при исполнительском дыхании вдох делается достаточно быстро, выдох же производится медленно, с разнообразной динамикой, в зависимости от характера исполняемой музыки.

Начинающему надо объяснить процесс исполнительского дыхания, который всегда связан с активной работой диафрагмы.

Во время вдоха плечи не должны подниматься. С началом выдоха грудная клетка должна еще сохранять положение, которое она приняла при вдохе и только постепенно переходить к положению выдоха. Расход воздуха должен быть не более того, который необходим для образования требуемого звука. Пока учащийся не научился делать активный вдох с удержанием грудной клетки в положении вдоха, он постоянно будет испытывать недостаток воздуха для исполнения даже относительно небольшой музыкальной фразы. Необходимо время пока разовьется в нужной степени соответствующая дыхательная мускулатура и позволит молодому исполнителю с достаточной свободой управлять своим дыханием.

 

9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Специальный инструмент» специализации 070214 «Музыкальное искусство эстрады» является важной частью процесса обучения данной дисциплине. Важность самостоятельной работы обуславливает тот факт, что только ежедневные практические занятия способны обеспечить высокие исполнительские достижения. Практика подтверждает, что при наличии даже незначительных музыкальных способностей многие музыканты в результате усердных, регулярных занятий достигали высоких показателей, и наоборот, щедро одаренные ученики при очень пассивной, неорганизованной работе становились всего лишь посредственными музыкантами.

Игра на саксофоне – это сложнейший психофизиологический процесс, представляющий из себя сложную систему рефлекторных надстроек, которые являются основой для приобретения необходимых для музыканта навыков. И очень важно, чтобы эти навыки сразу были правильно сформированы, а затем закреплены – в этом и заключается одно из важнейших назначений самостоятельной работы. Представляется необходимым также отметить значение регулярности этих занятий, умение учащегося подавить в себе иногда появляющееся состояние инертности и возвращения к активным действиям. Не меньшее значение имеет приобретение навыка самоконтроля, умения оценить «со стороны» качество своего исполнения, а также умение найти способ устранения своих недостатков.

Самостоятельная работа по дисциплине «Специальный инструмент» является, по сути, закреплением знаний и умений, полученных в ходе аудиторных занятий и формированием практических навыков, необходимых для профессионального роста учащегося.

Основными видами самостоятельной работы являются работа над техническим и художественным материалом. Работа над техническим материалом включает в себя игру упражнений, гамм и этюдов, а работа над художественным материалом – исполнение музыкальных произведений малой или крупной формы.

Стоит отметить необходимость самостоятельного изучения учащимся некоторых музыкальных произведений в целях стимуляции творческой самостоятельности.

Тема 1. Работа над постановкой исполнительского аппарата, изучение аппликатуры.

 Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног.

Тема 2. Работа над техническим материалом (упражнения, гаммы до двух знаков, арпеджио, трезвучия).

Музыкальные произведения (несложные пьесы) классического и эстрадного репертуара.

 Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе, следить за правильным звукоизвлечением.

Тема 3. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. дальнейшее изучение аппликатуры, расширение диапазона.

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Отрабатывать быстрый вдох и медленный выдох.

Тема 4. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до двух знаков в ключе, этюды.

4-6 музыкальных произведений классического и эстрадного репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе, работать над чистотой интонации, учить нотный текст по фразам.

Тема 5. Работа по развитию исполнительского дыхания, звукоизвлечения, пальцевой техники. Работа над тембром, динамикой, интонацией звука.

 Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 6. Работа над техническим материалом; упражнения, гаммы до трёх знаков, этюды. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадного репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты.

Тема 7. Продолжение работы по развитию исполнительского аппарата. Работа над звуком. Изучение оборотных, целотоновых гамм, ладов народной музыки.

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 8. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до четырёх знаков, в штрихах. Музыкальные произведения (малая и крупная форма) пьесы эстрадно- джазового репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Пьесы учить используя различную динамику.

Тема 9. Развитие исполнительской техники (чёткость артикуляции, разнообразия штрихов, беглости пальцев).

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 10. Работа над техническим материалом упражнения, гаммы до пяти знаков, хроматическая гамма, D7, уменьшенный вводный. Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Пьесы учить используя различную динамику.

Тема11. Совершенствование исполнительской техники, работа над выразительностью исполнения.

   Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 12. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды.

Музыкальные произведения классического и эстрадно-джазового репертуара.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в медленном темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Разучивать пьесы следует максимально используя динамику, рекомендованную автором.

Тема13. Продолжение работы над совершенствованием исполнительской техники.

Рекомендуется заниматься стоя перед зеркалом, следить за положением губного аппарата, ровной осанки, положением рук и ног. Желательно работать с метрономом.

Тема 14. Работа над техническим материалом упражнения, все гаммы, трезвучия, арпеджио D7, уменьшенный вводный, хроматическая гамма, этюды.

Подбор программы на Государственную итоговую аттестацию.

Рекомендуется учить гаммы и нотный материал пьес в быстром темпе. При изучении использовать различные штрихи и акценты. Разучивать пьесы обязательно максимально используя динамику, рекомендованную автором.

Тема 15. Работа над выразительностью исполнения.

Учащийся должен максимально точно исполнять тест рекомендуемых произведений, как нотный. так и динамический.

Тема 16. Подготовка к Государственной итоговой аттестации.

Учащийся должен исполнять программу в на профессиональном уровне, владеть собой на сцене.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь