Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шрила Бхактиракшак Шридхар Махарадж



 

Рагхунатха дас родился в семье каястх. Его отец выплачивал мусульманскому правительству 1 млн 200 000 рупий, что по тем временам сумма астрономическая.

Рагхунатха узнал о Махапрабху, когда тот уже принял санньясу. После церемонии санньясы Махапрабху ненадолго оставил Навадвипу, а вернувшись, направился домой к Адвайте Ачарье. Там и состоялась их первая встреча с Рагхунатхой, куда тот приехал с отцом и дядей. Хиранья и Говардхан ежегодно жертвовали средства санскритским школам и их учителям, в это число входила знаменитая тола (школа) Адвайты Ачарьи.

Личность Махапрабху и Его учение произвели на Рагхунатху такое сильное впечатление, что он решил не возвращаться домой, порвать с прошлой жизнью и навсегда остаться с преданными, но Господь, видя, что твориться в его сердце, поспешил остудить его пыл: «Не переусердствуй. Не давай волю чувствам (эмоциям). Пусть любовь, которую ты питаешь к Шри Кришне живёт глубоко в твоём сердце. Не выставляй её на всеобщее обозрение. Пусть о ней не знают другие. Придёт час и Кришна подскажет тебе, что делать. А пока ступай домой. И главное не делай из преданности спектакля. Успокойся – будь благоразумен. Душа не сразу достигает берега материального океана».

Позднее Рагхунатха познакомился в Панихати с Нитьянандой Прабху. Нитьянанда попросил его устроить пир для преданных: «Ты сын богатого человека. Закати такой пир, чтобы ни один бхакта не вышел отсюда без посторонней помощи».

Рагхунатха сделал так, как его просили. Были приготовлены и, главное, съедены горы еды. Нитьянанда сиял от счастья.

– Теперь Я доволен тобой. Очень скоро наступит твой день. Ждать осталось недолго.

Затем Он обратился к преданным:

– Посмотрите на этого юношу. У него столько богатств, сколько нам не снилось. Мирские удовольствия сами плывут к нему в руки, но он к ним полностью равнодушен. Милостью Кришны он порвал связи с этим миром, и ждёт не дождётся, когда покинет отчий дом, где утопает в роскоши, и будет просить милостыню на улице. Его идеал – преданность, что может быть выше? Любовь к Шри Кришне сводит его с ума. Она его настоящее богатство. А к мирским благам он питает отвращение.

Однажды Хиранья и домочадцы заметили, что Рагхунатха почти не появляется во внутренних покоях дворца и подолгу сидит в домике прислуги, поближе к воротам. Почувствовав неладное, отец распорядился не спускать с него глаз.

Под предлогом служения своему семейному гуру Рагхунатха сбежал из дома. Раньше он тоже делал попытки сбежать, но его всегда ловили. Тотчас снарядили погоню из десяти всадников и выставили дозоры на главной дороге. Через два дня преследователи вернулись с пустыми руками. На этот раз Рагхунатха перехитрил всех.

После того, как он достиг стоп Махапрабху, он поселился в доме, но жил на подаяния. Два последующих года он приглашал в этот дом Махапрабху с преданными и устраивал пир из прасада. Но однажды он подумал, что делает это из желания прославиться среди преданных, и что Господь вряд ли доволен таким прасадом. С этого дня пиры прекратились.

Заботу о духовной жизни Рагхунатха Махапрабху поручил Сварупе Дамодаре, Своему ближайшему спутнику и тонкому знатоку писаний. Рагхунатха дас Госвами великолепно освоил философию и труды вайшнавских ачарьев. Он подарил миру замечательные стихотворные произведения на санскрите.

Однажды Рагхунатха пришёл к Махапрабху угрюмый:

– Господь, из-за Тебя я бросил отчий дом и живу как нищий, но не знаю зачем. В чём смысл такой жизни? Научи меня, успокой сердце.

Махапрабху ответил:

– Я передал тебя в заботливые руки Сварупы Дамодара. Он более опытный и знающий учитель, чем Я. Всё же если ты хочешь, слушай Мой совет:

грамйа-катха на сунибе грамйа-варта на кахибе

бхала на кхаибе ара бхала на парибе

амани манада ханйа кришна-нама сада ла’бе

врадже радха-кришна сева манасе карибе

«Не веди мирских разговоров. Не слушай, как о мирском говорят другие. Не встревай в мирские дела. Не ешь изысканную пищу, не ищи телесных удобств, принимай то, что приходит к тебе само собой. Не носи роскошные одежды. Всегда служи святому имени Шри Кришны, оказывая почтение другим и не ожидая почтения к себе. Будь скромен, не ищи почёта и уважения. Мыслями старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване».

Он взял Рагхунатха за руку: «Но добиться этого на деле тебя научит Сварупа Дамодар. Я целиком поручаю тебя его опеке. Он – лучший духовный учитель».

Рагхунатха жил в Пури шестнадцать лет, пока Махапрабху не оставил этот мир. Узнав об уходе Махапрабху, Рагхунатха немедленно отправился во Вриндаван. «Судьба подарила мне то, о чём даже нельзя мечтать – шестнадцать лет жизни возле Махапрабху! Теперь осталось взглянуть на Враджа-дхаму и покончить с собой, бросившись с Говардхана». С этими мыслями он пришёл во Вриндаван, где встретил Санатану и Рупу Госвами, и неожиданно для себя обнаружил, что Махапрабху не покинул этот мир, а живёт в этих двух святых.

Уходя, Махапрабху передал поток бхакти в руки Рупы и Санатаны и просил их сохранить и представить следующим поколениям в новом свете. Он сказал им: «Кришна – Абсолют, бхагаван-сваям. Докажите это всеми возможными способами… ссылаясь на писания, исторические свидетельства и с помощью логики. Он – Высшая Личность Абсолюта, а вриндавана-лила – высшее достижение души». «Гита» (15.15) гласит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо, что в переводе означает: «Цель всех священных писаний – показать Меня как Высший Центр, Абсолют». Я учил вас этому, теперь вы должны научить этому других. Таким образом, делом жизни Рупы и Санатаны было показать, что учение Махапрабху – суть и смысл всех писаний. Увидев, что их устами говорит Шри Чайтаньядев, Рагхунатха отказался от идеи самоубийства и попросил их принять его в ученики.

Рагхунатха был столь непритязательным к внешним условиям, что долгое время не имел даже хижины отшельника. Его пренебрежение бытовыми условиями, вайрагья, не укладывается в сознание. Насколько отрешёнными были Санатана, Рупа и другие Госвами, но он в отречении превосходил их всех. Ещё живя в Пури, Рагхунатха поначалу просил милостыню у ворот храма Джаганнатхи, затем, чтобы как он думал не смущать умы паломников, перебрался к чхаттре, где богатые горожане раздавали прасад нищим. Затем ушёл и оттуда: «Я не вправе претендовать на то, что другим положено по карме».

Не проданный и протухший прасад отдавали коровам. Прасад, который протухал настолько, что к нему не притрагивались даже коровы, доставался Шри Рагхунатху. Его дневной порцией была промытая в воде подсолённая пригоршня протухшего прасада.

Однажды во время трапезы к нему в гости пришёл Махапрабху:

– Рагхунатх, Я слышал, ты по-прежнему пируешь, но теперь в одиночку. Не угостишь?

Уходя, Махапрабху сказал:

– За Свою жизнь Я отведал немало прасада Джаганнатхи, но такого вкусного ещё не пробовал!

Какого же вкуса был тот прасад? Очевидно одно, этот вкус – не от мира сего. Сколько же должно было быть веры у Шри Рагхунатхи в прасад Господа, чтобы питаться гнилым рисом с солью, который не то что люди не могли есть, а даже коровы. Это всё при том, что он был сыном одного из богатейших людей Индии. Последние годы во Вриндаване его дневным рационом была чашка гхола (подсоленной простокваши) в день. Для человека из плоти и крови это невозможно. Такие души, как Госвами, приходят из другого мира, поэтому им под силу подобный идеал отречения. Обычный человек, если попытается вести такой образ жизни, умрёт от истощения.

Между тем, Шрила Рагхунатха дас Госвами изучал труды своего учителя Рупы Госвами, сформировавшие науку о расах, эмоциях в преданном служении, высшей из которых является мадхура-раса. Шрила Рагхунатха дас Госвами раскрывает высшую точку служения Всевышнему – радха-дасью, служение Шри Радхике. Поэтому его называют прайоджана-ачарьей, учителем, указавшим на идеал. Шрила Санатана Госвами и Рупа Госвами относятся к другим категориям учителей – самбандха-гьяна-ачарья и абхидея-ачарья. Самбандха буквально означает «что есть что» или «каково моё положение в духовной иерархии».

В своём знаменитом четверостишии он пишет:

асабхараир амрита-синдхумайаих катханчит

кало майатигамитах кила сампратам хи

тван чет крипам майи видхасйаси наива ким ме

пранаир врадже на ча варору бакаринапи

Здесь обозначена высшая цель, вершина достижений последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Обращаясь к Шримати Радхарани, Рагхунатха дас Госвами подытоживает учение Махапрабху: «О Госпожа моего сердца, я так долго и терпеливо ждал Твоей милости, пленительной и сладостной, что не могу больше молчать. Моя душа измучена, сердце в объятиях Твоего очарования разрывается на части. Умоляю, разреши быть рядом с Тобой на положении безропотного раба. Я проделал такой долгий путь, и так долго ждал, но моё терпение кончилось. Сжалься надо мной, Ты моя последняя надежда. Я не в силах больше терпеть. Мне нет смысла жить дальше. Отныне Вриндаван для меня пустое слово! Я не хочу больше здесь жить. Мне здесь всё тягостно. Я не могу смотреть на Вриндаван, хотя здесь каждая пылинка связана с играми Кришны. Что Вриндаван, если даже Сам Кришна мне безразличен, если Тебя нет рядом с Ним. Без Тебя Кришна – никто в моих глазах. Мне опостылели собственная жизнь, Вриндаван Кришны и Сам Кришна – появись Он рядом и предложи милость, я пройду мимо. Без Тебя, без служения Тебе, Он мне не нужен. Будь милосердна ко мне, покорному рабу. Кроме Тебя, у меня никого нет! Без Тебя сознание Кришны – не сознание Кришны. Я не могу не приклоняться перед Твоей значимостью. Вокруг Тебя сосредоточены все игры Кришны. Без Тебя жизнь теряет смысл. Я целиком принадлежу Тебе, моя Госпожа» («Проповеди Хранителя Преданности», Глава 20).

«Существует некая полная система, включающая в себя Господа Кришну и Его спутников различных типов, и мы желаем установить нашу связь как с шакти (энергией, олицетворяемой Радхой), так и с Шактиманом (Обладателем этой энергии). Мы никогда не должны жертвовать Кем-либо из Них, и, в первую очередь, шакти. Например, когда Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит: „Я не хочу быть с Кришной, если с Ним нет Радхарани; но, скорее, я хочу быть с Радхарани“, то тогда кем же является Радхарани? Кто Она? Её сердце наполнено Господом Кришной в величайшей степени, и именно поэтому Дас Госвами говорит: „Я хочу быть с Радхарани“. Кришна находится здесь, и в разных относительных положениях Он приходит к каждой конкретной личности в качестве чего-то сладкого, более сладкого и сладчайшего. И именно таким образом мы обнаруживаем подобную относительность» («Золотая лестница», Глава 2).

«Вайшнавы не беспокоятся о себе, но их волнует судьба других (пара-духкха духкхи). В своей молитве Санатане Госвами Шрила Рагхунатха дас Госвами пишет, что всегда был несчастен, видя несчастье других. В уме вайшнава не возникает беспокойств о самом себе, но он опечален, видя боль других» («Шри гуру и его милость», Глава 2).

«Шрила Рагхунатха дас Госвами молит: „Я жажду только одного. Я лелею надежду, что однажды меня приветливо встретят в том мире, где, исполненные славы, сидят и играют Радхика и Мадхава“. Такими должны быть наши цели. Это из молитвы Шри Рагхунатхи даса Госвами своему гуру. Он пишет («Шри Мукта-чарита»): „Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он дал мне так много. Он дал мне высшую концепцию святого имени Кришны, высшую форму звука, которая содержит высшую форму мысли, стремления, идеала, всего. И затем он дал мне мантру. Он дал мне служение этому великому спасителю, сыну матери Шачи, Шри Чайтанье Махапрабху, который подобен золотой горе, указывающей путь к кришна-лиле. Гурудев поместил меня к лотосным стопам самого любимого личного помощника Махапрабху, Сварупы Дамодары, который является воплощением Лалиты дэви, любимой подруги Радхики. Затем он представил меня Шри Рупе, получившему указание распространять высочайшие виды любовной преданности, расу. Затем, по его милости, я обрёл общение со Шрилой Санатаной Госвами, который определяет наше положение по отношению к рагануга-бхакти. Он объясняет путь ваидхи-бхакти и даёт самбандха-гьяну. Гурудев дал мне Матхура-мандалу, где проходят игры Радхи и Говинды, где лес, холмы, каждый росток, куст, каждая песчинка, – всё знакомо с лилой Радхи и Кришны, и, куда бы я ни бросил свой взгляд, всё будет способствовать моему памятованию о Радхе и Говинде.

Вриндаван – место, где построили свою деревню пастухи и пасущиеся там коровы. Я познакомился с ними и узнал их природу и их чувство любви к Кришне. Все это я получил от моего Гурудева, по его милости я узнал о Радха-кунде, излюбленном месте игр Радхи и Говинды, и об этом великом Говардхане. И, наконец, он дал мне надежду, что однажды я смогу обрести служение Шри Шри Радхике и Мадхаве. Во всём этом заверил меня мой Гурудев, поэтому со всем почтением я склоняю свою голову к его лотосным стопам“.

Итак, если мы сознаем все эти духовные предметы, то можно полагать, что мы правильно относимся к своему Гурудеву. Кто такой наш гуру? Какова его миссия? Она полна именно этих сокровищ. Если это не так, то что у нас за мотивы? («Золотая лестница», Глава 4).

«Гаудия-вайшнавов интересует только Радхарани. Они не хотят знать ничего, кроме Её интересов, Её обязанностей и Её потребностей. Гаудия-вайшнавы готовы служить Ей во всех отношениях и даже думать не могут о служении, не связанном с Ней. Такова их высшая цель. В этом особенность ближайшего окружения Махапрабху, и Рагхунатха дас Госвами в своей „Вилапа-кусуманджали“ (102) выразил это настроение в таких словах:

аша-бхараир амрита-синдху-майаих катханчит

кало майати-гамитах кила сампратам хи

твам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме

пранаир враджена ча варору бакаринапи?

Этот стих – молитва, обращённая прямо к Радхарани. Она выражает особую надежду, настолько сладостную и животворную, что её можно сравнить с океаном нектара. Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада начинал объяснять этот стих, он весь преображался. Его переполняли эмоции, и лицо становилось совершенно неземным. В этом стихе Рагхунатха дас Госвами на свой страх и риск говорит: „О Радха, если я не обрету Твою благосклонность, мне не нужно будет ничего другого. Я стремлюсь к Тебе и только к Тебе. Для меня невозможны отношения с кем бы то ни было, если они не связаны с Тобой. Мне важна прежде всего Ты, потом – все остальные. Без Тебя я и думать не могу об отношениях с Кришной“. Бхактиведанта Свами Махарадж писал, что Кришна без Радарани не красив.

Я написал в своей санскритской поэме, посвящённой Бхактивиноду Тхакуру:

шри-гаурануматам сварупа-видитам рупаграджендритам

рупадйаих паривешитам рагху-ганаир-асвадитам севитам

„То, что, явившись на землю, провозгласил Шри Чайтанья Махапрабху, глубоко знал только Шри Сварупа Дамодар Госвами. Его почитал Санатана Госвами, а Рупа Госвами и его последователи служили ему. Рагхунатха дас Госвами сполна изведал вкус той чудесной истины и пополнил его опытом собственных откровений“» («Любовный поиск потерянного слуги»).

«Шрила Рагхунатха дас Госвами, величайший выразитель идеи служения Шримати Радхарани, радха-дасья, говорит: „Меня не прельщает служение Ему как другу, сакхья. Лучше я буду вечно пребывать в более низком положении слуги, дасья. Я не считаю себя приближённой особой, моё место ниже. Также правда в том, что Он может призвать меня перейти к иному, более высокому служению. Если Он решит, что на этом уровне мне нечего больше делать и попросит меня служить среди близких слуг, я подчинюсь. Но боюсь, что я не подхожу для столь близкого личного служения. О мой Господь, почему Ты не призовёшь более возвышенных личностей? Я же послужу Тебе как-нибудь поскромнее…“

Внизу безопаснее. Наше дело скромно служить, – а Он Сам призовёт нас наверх, если сочтёт нужным. Если Он решит, что нам настало время служить наверху, Он даст об этом знать, и мы должны будем принять Его волю. Слуга должен стремиться занять положение поскромнее. Поэтому дас Госвами говорит: дасйайа те мама расо’сту – „Я хочу быть слугой, а не другом“. Быть слугой – естественное стремление преданного. Положение слуги самое безопасное. Даже в том мире не следует претендовать на нечто, кроме роли слуги, слуги, слуги... Так говорят сами преданные и писания» («Проповеди Хранителя Преданности»).

«Рагхунатха дас Госвами Прабху в самом начале, в детстве, оказал служение Харидасу Тхакуру. Все они нитья-сиддхи, вечные спутники Махапрабху, но и они показывают, как важна милость садху и гуру. Не будет такой милости, и принять сад-гуру будет невозможно» («Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»).

Когда Шрилу Шридхара Махараджа спросили, каким должно быть видение ИСККОН, он ответил, объяснив молитву Рагхунатхи даса Госвами: «Нама шрештхам манум апи шачи-путрам атра сварупам».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь