Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интерес как потребностное отношение, побуждающее к познавательной деятельности.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА/КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1) Объектом психологии является психика человека, т.е. его душа(в);

2) Задачей психологии является изучение психических явлений и применение психологических знаний на практике

3) Назовите отрасли психологии

4) Психология изучающий характер, индивидуальные различия и способности человека - это психология личности;

5) Назовите методы психологии

6) Разделите указанные психические явления на: А) свойства; Б) процессы; В) состояния.

Психические явления:

ощущение аффект Память эмоции
способности темперамент Мышление внимание
чувства восприятие Характер воля
стресс воображение Настроение фрустрация
мотивы энтузиазм Задатки желание
любовь монолог Запоминание письмо

Свойства– темперамент, характер, способности, задатки;

Процессы– ощущение, память, восприятие, мышление, внимание, воображение, монолог, мотивы, запоминание, письмо;

Состояния- стресс, любовь, аффект, настроение, фрустрация, чувства, воля, эмоции, энтузиазм, желание;

7) Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют … индивидуальностью

8) Сильными уравновешенными типами темперамента являются…(2 ответа) сангвинистический флегматический

9) К специальным способностям относятся …(2 ответа)  математические способности, технические способности

10) Установите соответствие между основными эмоциями и их определениями. 1. Страх 2. Гнев 3. Удивление 4. Стыд

а) отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной и воображаемой опасности
б) отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности
в) не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства
г) отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении
д) отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями объекта чувств

1 - а

2 - б

3 - в

4 - г

Схема потребностей личности по Маслоу

ПОДГОТОВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ «ВКУС»

Понятие «вкус».

РАССУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ

Ценностные ориентации.

Ценности - некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса соци­ального познания.

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих поня­тий, это — социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.

В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общ­ности людей (обществу в целом, социальной группе) или же соб­ственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как прави­ло, вместе — либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставле­нии друг другу. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные об­щественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе со­циализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. пре­вращаются в личностные ценности. Мера и степень совпадения С и Л ценностей будут зависеть от множества «вне­шних» — социальных причин, а также «внутренних» — индивиду­ально-психологических и личностных факторов.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений Личностных и Социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каж­дый из этих видов соотношения личностных и социальных ценно­стей связан с различными вариантами социализации индивида.

1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценност­ного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуаль­ной и общественной ценностных структур и расхождение их пери­ферий).

3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпа­дение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Понятие «ценностная ориентация»используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения, Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности.

Ценностные ориентации (ЦО) - система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положи­тельная эмоциональная окрашенность.

Функции ЦО:

1. регуляция социального поведения личности, проявляется через побуждение к действию, направление и коррекцию процесса целеполагания человека.

2. отображение и защита идеала человека

3. определение цели жизне­деятельности, ведущих принципов жизни.

4. являются критерием выбора из альтерна­тивных способов действий.

5. выступают детерминантой принятия решения

Ценности могут быть рассмотрены и как элементы ког­нитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т.е. ценности выполняют двойную функ­цию, что обусловлено, двойствен­ным характером системы ценностей, определяемым одновременно индивидуальным и социальным опытом. Такое «двойственное» положение и функционирование ценнос­тей может быть объяснено также их смысловой природой. С точки зрения В. Франкла, Г. Олпорта ценности выполняют роль смысла человеческой жизни. В. Франкл утверждает, что смысл не может быть «придуман» человеком — он должен быть «найден». Но смысл не может быть и дан «извне». Таким образом, с одной стороны, именно жизнь определяет цели, кото­рые могут быть осмыслены человеком, а с другой — осмысление конкретной ситуации означает сознательный выбор человека. Сле­довательно, смыслы рождаются в точках пересечения «внутреннего и внешнего». Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкива­ется общество или даже все человечество.

Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом определяется многообразием общественных условий разви­тия и жизнедеятельности личности. Критерии ранжиро­вания ценностных ориентации индивидом неоднозначны — их пред­почтение может быть обусловлено как его представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной акту­альной важностью для самого индивида .

Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А. И. Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их фор­мами:

1)система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2)система частных эталонов по отношению к окружающей действитель­ности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятель­ности — это ценностные ориентации личности;

3)совокупность эталонов, реализующихся в строго однотипных условиях.

В. А. Ядовым разработана Теория иерархической системы дис­позиций.

Низший ее уровень - фиксированные установ­ки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.

Второй уровень представляет система со­циальных установок.

Третий уровень — базовые социальные установки, связанные с общей направленно­стью интересов личности в определенной сфере социальной ак­тивности.

Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминирован­ные общими условиями жизни данного индивида.

В теории М. Рокича отражена сравнительная значимость ценностей для личности, т.е. пред­почтение каждой ценности для индивида. По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех со­циальных феноменах, заслуживающих изучения;

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы2.

Кроме этого, М. Рокич проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценно­стей:

терминальные ценностиубеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или об­щественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;

инструментальные ценностиубеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зре­ния предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межин­дивидуальная вариативность. С помощью ме­тодики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например, люди, которые придают наибольшее зна­чение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди, высоко оценившие «здоровье», ведут, как правило, здоровый образ жизни. Большое число исследований было посвящено изучению приоритетов ценностей в связи с политичес­кими ориентациями респондентов, а также изучению приоритетов национальных ценностей.

Теория Ш. Шварца и У. Билски представляет собой попытку изучения универсальных ценностей в различных культу­рах и обо­снования единой структуры личностных ценностей (мотивационных типов). Этот проект был направлен на изучение трех основных вопро­сов: 1) каким образом на приоритеты ценностей индивидов влияет их социальный опыт; 2) каким образом приоритеты ценностей ин­дивида (личностные ценности) влияют на поведение индивида и те выборы, которые он делает в различных ситуациях; 3) существуют ли межкультурные и межнациональные различия в приоритетах цен­ностей людей сходных социальных групп. К настоящему моменту в проекте задействовано более 46 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и США. Характерные отличия теории:

Ценности рассматриваются как представления о целях, которые слу­жат основными руководящими принципами в жизни человека. Они являют собой некоторые критерии выбора и оценки человеком сво­их действий, а также оценки других людей и событий. Ценности выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоот­ношение). Ценности имеют пять формальныхпризнаков:

• ценности — это понятия или убеждения;

• имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

• превосходящие специфические ситуации;

• управляющие выбором или оценкой поведения и событий;

• упорядоченные по относительной важности.

Содержательный признак: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1)потребностей индивидов как биологических организмов;

2) потребностей в координировании социального взаимодей­ствия;

3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных чело­веческих потребностей 10 основные мотивационные типов, которые образуются определенными ценностями личности. Они и определяют направленность конкретных действий индиви­да и более широко всю его жизнедеятельность. Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.

1.Саморегуляция. Мотивационная цель — независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потреб­ностью индивида быть автономным и независимым.

2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотива­ционная цель — новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3.Гедонизм. Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выве­ден из необходимости удовлетворения биологических потребностей.

4.Достижение. Мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из при­знанных культурных стандартов, тем самым получение социаль­ного одобрения.

5. Власть. Мотивационная цель — достижение социального ста­туса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится кдостижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.

6. Безопасность. Мотивационная цель — стабильность, безопас­ность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытека­ет из основных индивидуальных и групповых потребностей.

1. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих соци­альные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.

8. Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в опреде­ленной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.

9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — под­держание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отноше­ния. Мотивационная цель выводится из потребности позитивного взаимодействия для того, чтобы способствовать благополучию груп­пы, а также из биологических потребностей в аффиляции.

10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, призна­тельность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обес­печивает возможность удовлетворения всех универсальных потреб­ностей.

В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динами­ческие отношения между ценностями. Все мотивационные типы, а следовательно и ценности личности, мо­гут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Эти отношения образуют структуру ценностей личности или группы. Отношения между ценностями определяют некото­рую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. Типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, кон­формность, традиции) противоположны ценностям изменения (сти­мулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Саморегуляция и стимулирование противоречат конформности, традициям и безопасности, поскольку существует некоторая оппо­зиция между сохранением собственных независимых взглядов и дей­ствий индивида и сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества. Универсализм и благосклонность противо­речат власти и достижению, так как принятие других людей как равных и благожелательное отношение к их благосостоянию плохо сочетаются с преследованием собственных целей и доминировани­ем. Гедонизм противоречит конформности и традициям, выражая конфликт между потворствованием себе и сдерживанием собствен­ных потребностей, принятием социальных ограничений.

Непротиворечивые отношения имеют следующие пары:

1.Власть и достижения — оба мотивационных типа обозначают социальный успех и содержат некоторую оценку (оба делают осо­бое ударение на социальное превосходство и уважение).

2.Достижения и гедонизм — связаны с получением удоволь­ствия, с потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям).

3.Гедонизм и стимулирование — связаны с желанием аффек­тивно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к пози­тивному эмоциональному переживанию).

4.Стимулирование (полнота жизненных ощущений) и саморе­гуляция — включают внутреннюю мотивацию творчества и стрем­ление к изменению личности.

5.Саморегуляция и универсальные ценности — выражают воз- можность справедливого и комфортного существования в различ­ных условиях.

6.Универсальные ценности и благосклонность — имеют отноше­ние к удовлетворению потребностей, связанных с существовани­ем во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.

7. Традиции и конформность — подчеркивают самоограничение, покорность и подчинение.

8.Конформность и безопасность — относятся к защите гармо­нических отношений (оба предполагают защиту порядка и гармо­нию отношений).

9.Безопасность и власть — связаны с избеганием или преодо­лением угрозы неопределенности в отношениях и ресурсах (оба ставят акцент на избежание или преодоление опасности, неопре­деленности путем контроля за взаимоотношениями и природны­ми ресурсами).

Вслед за М. Рокичем Ш. Шварц и У. Билски разделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности представляют собой некоторые конечные состоя­ния, конечные цели деятельности индивида, например, такие цен­ности, как «верная дружба», «богатство», «мир на Земле» и т.д. Инструментальные ценности — это принципы действия индиви­да, модели и способы его поведения. Примерами инструменталь­ных ценностей могут служить «готовность прощать», «уважение старших», «самостоятельная постановка цели» и т.д.

И наконец, все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объе­диняются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2)ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы. На рис. 7.1 сектора круга распо­ложены таким образом, что в одной его части собраны ценности, выражающие интересы индивида, а в другой — ценности, направ­ленные на коллективные интересы.

На основе теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварцем была создана опросная методика для изучения различных кросс-культурных проблем, проблем социа­лизации; зависимости ценностей от условий жизни людей, демографических характеристик, религиозной принадлежности, структуры общества, тендерных различий.

Формирование и развитие ЦО. Наиболее ак­тивно становление ценностной структуры личности происходит на этапе подростковой и юношеской социализации. Чем же характери­зуется система ценностей современных российских подростков? Иссле­дованием ценностей старшеклассников, показывает, что наиболее значимыми ценностями для них являются: семейная жизнь, мате­риальное благосостояние, свобода и независимость в поступках, нали­чие хороших и верных друзей (общение с людьми), здоровье, любовь, а также ценности, связанные с достижением собственного благопо­лучия. Наименьшее значение для старшеклассников сейчас имеют такие ценности, как приобщение к культуре, красота природы и ис­кусства, творчество, конформность и традиции, а также власть. Было показано, что существует расхождение в оценках ценностей образования и материального бла­гополучия у подростков из разных социальных групп. Подро­стки из благополучных семей с достаточно высоким уровнем ориентированы на успешную профессиональную деятельность, карье­ру, возможность самореализации. Старшеклассники из неблагопо­лучных семей в большей степени ори­ентированы на материальное благополучие, создание семьи, т.е. как раз на ценности «семейно-бытового» круга. В исследовании О. А. Тихомандрицкой было уста­новлено, что современные старшеклассники признают в большей степени ценности «изменения» (в отличие от консервативных цен­ностей), а также ориентированы на «индивидуалистические» цен­ности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь