Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫМ И ИГРОВЫМ НАВЫКАМ



Если вы испытываете внутреннее нежелание посвя­щать существенную часть учебного времени попыткам развить у ребёнка игровые и социальные навыки, знайте: вы не одиноки! Большинство родителей не считают их приоритетными и подвергают сомнению их важность. Мы часто слышим такие замечания:

«Для меня важнее прямо сейчас научить его разгова­ривать».

ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Подкрепление подробно рассматривалось в разделе «Неприемлемые формы поведения».

 

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Одна из задач обучения игровым навыкам — научить ребёнка играть без постоянного контроля и присмотра. На первых порах, однако, нужны индивидуализированные инструкции, в основе которых лежит обучение методом отдельных блоков. Как только ребёнок освоит навык, не­обходимо как можно скорее убрать контроль со стороны взрослых. Это нужно сделать постепенно в несколько эта­пов.

Постепенное сокращение вашего присутствия начи­нается с таких простых вещей, как отсутствие разговора и зрительного контакта с ребёнком во время его игры. Поэтому мы советуем использовать вербальные подкре­пления только в конце игровой деятельности. Поскольку подкрепления даются в самом конце, продолжительность игры на первых порах должна быть очень небольшой. Увеличивайте длительность только в том случае, если ребёнок толерантен к задержкам в предоставлении под­крепителей. Кроме того, нужно постепенно ослаблять и степень вашего присутствия. Сначала находитесь рядом с ним, потом — на расстоянии нескольких шагов, затем — где-то в пределах комнаты, потом уходите из комнаты на несколько секунд, постепенно увеличивая продолжитель­ность отсутствия.

Для развития навыков самостоятельной игры могут быть необычайно полезны разные МЕСТА, ОБОРУДОВАН­НЫЕ ДЛЯ ИГРЫ. Сначала вы можете организовать одно та­кое место, где находятся игрушки. Позже можете добавить ещё одно. Дайте ребёнку понять, что когда он закончит играть в одном месте, то сможет перейти на следующее. Постепенно количество мест, оборудованных для игры, можно увеличивать. Полезно, чтобы игра с игрушкой име­ла чёткие начало и конец. Когда ребёнок закончит играть, это послужит сигналом, что можно перейти к следующей игре. Для игр с неопределённым временем окончания используйте таймер, чтобы ребёнок мог начинать новую игру самостоятельно.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ

При подготовке совместных занятий со сверстника­ми нужно определить соответствующие игровые навыки и отработать их на индивидуальных (один на один) сес­сиях обучения отдельными блоками. Когда ваш ребёнок усвоит несколько игровых навыков, переходите к взаи­модействию со сверстниками в рамках коротких сессий. Например, пусть сверстник зайдёт на 30 минут. Первая пара занятий должна быть посвящена деятельности, име­ющей сильное стимулирующее значение и для ученика, и для сверстника. Это означает, что не следует переходить к формальному обучению, пока оба ребёнка не привыкнут друг к другу, занимаясь чем-то весёлым (например, вме­сте будут печь шоколадное печенье, делать газировку из порошка, играть с интересными игрушками ("например, в лего или железную дорогу — Примеч.ред.), плавать в бассейне). Словом, сверстник должен предвкушать удоволь­ствие от следующего посещения вашего дома.

Такие встречи для совместных игр представляют собой замечательную возможность определить, какие игровые и социальные навыки ваш ребёнок должен освоить в рам­ках формальной терапии. Вы не только сумеете выявить недостающие навыки своего ребёнка, но и взять игровые, социальные и речевые навыки сверстника за основу. А в рамках терапии нужно сосредоточиться на формировании наиболее значимых социальных навыков, чтобы общение в дальнейшем было плодотворным и весёлым.

Когда сверстник начнёт с удовольствием посещать ваш дом, а ваш ребёнок усвоит некоторые из необходимых базовых навыков, наступит время понемногу и постепен­но попытаться перейти к обучению. Обучение происхо­дит в рамках примерно трёх блоков продолжительностью не более трёх минут каждый. Каждый блок должен быть посвящен разным видам деятельности. Выбирайте инте­рактивные занятия, интересные обоим детям. Учебные блоки должны быть незаметными для детей. В частности, сверстник не должен осознавать, что вы занимаетесь те­рапией. Взрослые в этом случае играют как можно более неформальную роль. Не следует избыточно структури­ровать занятия, но имейте запасной сценарий, если игра остановится или пойдёт в неверном направлении. Сцена­рий — это руководство для учителя, который в случае не­обходимости должен дать подсказку.

Каждая деятельность должна быть уже знакома уче­нику из прежнего обучения. Для каждого вида деятель­ности нужно определить конкретные цели для различных форм целевого поведения. Возможные примеры включа­ют определённые обороты речи, визуальный контакт, дей­ствия по очереди, где быть и что делать. Естественно, что учителя должны понимать язык и поведение детей в со­ответствии с их возрастным развитием, чтобы иметь воз­можность стимулировать и развивать взаимодействие, ко­торое поможет ребёнку с РАС включиться в игру с детьми своего возраста. Иногда мы, взрослые, смотрим на игро­вой процесс с точки зрения взрослых и ведём себя в игре соответственно.

Обязательно подкрепляйте сверстника за сотрудниче­ство. Если необходимо, подскажите ему как можно более ненавязчиво, чтобы он задавал вашему ребёнку вопросы и давал какие-нибудь указания. Убедитесь, что ваш ребёнок реагирует на сверстника. Не позволяйте сверстнику выпол­нять задания за своего ребёнка. Если ваш ребёнок отбирает у сверстника игрушку, сделайте так, чтобы он отдал её назад. Если сверстник задаёт вопрос взрослому, вместо того чтобы задать его ребёнку, попросите его спросить об этом ребёнка. Взрослый не должен становиться центром взаимодействия сверстников. Ваша цель — быть как можно незаметнее.

Проявляйте гибкость в отношении временных рамок. Возможно, их придётся очень быстро изменять. Всегда следует отдавать предпочтение проявлениям спонтанно­го поведения над прописанным по сценарию. Если проис­ходит что-то положительное, никогда не мешайте. Не спе­шите с указаниями или подсказками, чтобы обеспечить простор для спонтанного поведения.

Постепенно увеличивайте продолжительность учебных блоков и общего времени, отведённого для игровых сессий. Когда оба ребёнка лучше ознакомятся с принятым порядком, можно начать учить их выбирать занятия по очереди. Это не обязательно должна быть игра, которую оба очень любят. Кроме того, вы должны будете приглашать для игры других сверстников, чтобы ваш ребёнок учился приспосабливаться к стилю игры разных детей. Сначала нужно отдавать пред­почтение парным играм (играм для двоих). Позднее можно организовывать совместные игры с двумя и более сверстни­ками одновременно. Имейте в виду, что межличностная ди­намика гораздо сложнее в группах из трёх и более участни­ков, а это поставит перед вашим ребёнком новые задачи.

 

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ И/ИЛИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Цели обучения, которые можно достигнуть в рамках приведённых примеров, могут относиться к программам «Наименование»; «Развитие речи»; «Описание»; «Прось­ба»; «Действия по очереди»; «Помогая друг другу».

(Курсивом выделены игры добавленные редактора­ми в русское издание).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь