Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 19 января / 1 февраля
В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария (казначея) Софийского собора[62] в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование. Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон[63]. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии. В 1437 году он был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Эфеса[64]. Назначение это было титулярным: Эфес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Эфесский традиционно считался одной из ключевых фигур. Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Византия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами. Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне. Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.
Богословские прения на соборе не увенчались успехом - Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: " Мы ничего не сделали". Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение. Недолго пробыв в Константинополе, Марк 15 / 28 мая 1440 года уезжает в свою митрополию в Эфес. Оттуда он направлял многочисленные послания против унии, которые настроили против него императора Мануила. Также святитель начал восстанавливать церковную жизнь города, находившегося под властью турок. Жизнь в Эфесе для Марка не была спокойной, и он решил покинуть город. Согласно синаксарю Иоанна Евгеника, когда корабль, на котором плыл Марк, пристал к острову Лемносу, митрополит был арестован по указанию императора и заточён в местную крепость Мундрос, в которой провёл два года. В этот период не перестал вести переписку, в которой по-прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться православия. В августе (или октябре) 1442 года Марк был освобождён из крепости и вернулся в Константинополь, где продолжил свою борьбу с унией. Григорий III Мамма, бывший в последние годы жизни Марка константинопольским патриархом, придерживался унии и был противником Марка. Несмотря на это, по свидетельству великого ритора Мануила, «…он подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного царя…». О перемене взглядов императора пишет и сам Марк: «Император… открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает вину на покорившихся и подписавших Унию». Вскоре святитель стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию. На смертном одре Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами. Скончался в 1457 (ряд источников приводят 1444 год – 23 июня / 6 июля) году. Тропарь Православия наставниче, новшеств противоборниче, / степень веры, Церкве светильниче, / учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре, / писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим. Труды На русском языке издано:
" Странник", 1872, № 3: http: //tvorenia.russportal.ru/index.php? id=saeculum.xi_xv.m_05_0009
Литература с переизданием трудов:
Доступно на интернете:
o http: //aleteia.narod.ru/mark/izlozh.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 314-319. · О Воскресении: o http: //aleteia.narod.ru/mark/resur.htm – опубл. по Православная мысль: Труды Православного Богословского Института в Париже, Париж, 1951, вып. 8, 147-154. · Слово папе Евгению IV: o http: //aleteia.narod.ru/mark/eug-iv.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
o http: //aleteia.narod.ru/mark/euchar.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168. o http: //lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/15.html - опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин) · Латинянин, или О прибавлении в Символе: o http: //aleteia.narod.ru/mark/latin.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168. · Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции: o http: //aleteia.narod.ru/mark/confess.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 314-319. o http: //lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/14.html – опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
o http: //aleteia.narod.ru/mark/enc.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168. o http: //lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/16.html – опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
o http: //aleteia.narod.ru/mark/10arg.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
o http: //aleteia.narod.ru/mark/energ.htm – опубл. по Лосев, А.Ф., Имя: Сочинения и переводы, СПб.: Алетейя, 1997, 472-482. o http: //lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/17.html – О сущности энергии, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин) o http: //lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/18.html – О Божественном Свете, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин) o http: //lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/19.html – О дарах благодати, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин) · Послания (http: //aleteia.narod.ru/mark/epist.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168): o К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами. o К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви. o К Константинопольскому патриарху Митрофану. o К настоятелю Ватопедского монастыря. o К иеромонаху Феофану на Евбейском острове. o К иеромонаху Феофану на Имврийском острове. o Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу. Иные труды
Литература
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы