Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯТИТЕЛЬ АРСЕНИЙ КЕРКИРСКИЙ



Память 19 января / 1 февраля

Святитель Арсений Керкирский

Родился в Палестине в царствование императора Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать - из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился Арсений, решили посвятить его на служение Богу. Арсения отдали в монастырь, где он был обучен иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг.

Затем он отправился в Селевкию (Сирия)[65], где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на котором Арсений возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию.

Поклонившись святым местам, Арсений отправился в Константинополь. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» (ἐ ν ε π ι σ τ ε ύ θ η τ ὴ ν φ ρ ο ν τ ί δ α τ ῶ ν ̓ Ε κ κ λ η σ ι ῶ ν ), возможно, Арсений получил должность эконома.

При патриархе Феофилакте, около 933 года, за свои добродетели он был избран епископом Керкирским. Он стал первым из иерархов острова Керкира (Корфу) (близ северо-западного Адриатического побережья нынешней Греции) в сане архиепископа. Во время набега «скифов[66]» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения святителя.

Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в Константинополь ходатайствовать за свою паству, которой угрожал неправедный гнев императора Константина VII Багрянородного. Возвращаясь из Константинополя, Арсений в пути заболел и скончался в Коринфе[67] около 953 года.

Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились многими чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В настоящее время мощи святителя Арсения находятся в епископской часовне Керкирской митрополии. Митрополит Керкирский Тимофей (Тривизас) в 1986 году пожертвовал для мощей святителя драгоценную раку[68].

Свт. Арсения ошибочно отождествляют с монахом Арсением, который состоял в переписке с патриархом Фотием, и поэтому неправильно относят время жизни святителя к VIII в.

Сохранилось житие свт. Арсения[69], включенное в синаксарь не позднее второй половине XVII в., и ода, написанная в честь святителя Арсения Иоанном Крассом[70]. Пространное житие находится в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца. Память Арсения Керкирского внесена в русские календари в XVII в., начиная с печатных Святцев 1656 г.

Известно богослужебное последование святителю Арсению, впервые изданное в 1694 г.[71]. В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, это последование не вошло.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в.[72], в разделе «Песнотворцы» об облике свт. Арсения сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы...».

Труды

Свтятитель Арсений известен как гимнограф и писатель. Ему принадлежат похвальные слова апостолу Андрею[73], великомученице Варваре[74], мученику Ферину Эпирскому[75], им написаны анакреонтические стихи на Христово Воскресение[76]; ему обычно атрибутируется составление канона Елеосвящения 4-го гласа с акростихом «̓ Ε υ χ ῆ ς ἐ λ α ί ο υ ψ α λ μ ὸ ς ἐ ξ ̓ Α ρ σ ε ν ί ο υ » (Молитва елеа, пение Арсениево)[77], а также канона священномученику Тимофею Прусскому[78].

Публикации

  • Тропари из канона на елеосвящение // Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.292.

Литература

  • Память святаго Арсения, архиепископа Керкирского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 16–31.
  • Арсений // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
  • Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.81.
  • Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 31.
  • Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 458.
  • Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.290–292.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь