Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 25 января / 7 февраля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 23 апреля / 6 мая 1910 года в селе Копыри Ростовского уезда Ярославской губернии (ныне Ивановская область) в семье священника Сергия Заварина. Окончил семилетнюю школу. Продолжил обучение в сельскохозяйственном техникуме в г.Любиме. Женился. Супруга – Мария Павловна. Был определен на должность псаломщика в храм с. Копыри. В 1937 году поселился на Расловском-Воскресенском погосте[225] (Грязовецкий район Вологодской области) и служил псаломщиком в Воскресенской церкви. 16 января 1938 года был арестован. В тот же день были допрошены дежурные свидетели: почтальон и учитель школы. Они показали, будто Борис Заварин «агитировал, что нам терпеть насилие со стороны безбожной власти нельзя, надо действовать, при этом высказывал террористическое настроение по адресу партии ВКП(б)... агитировал колхозников, чтобы они не подчинялись установленной трудовой дисциплине и чтобы не выходили на работу, говоря им, что хотя вы и работаете, но ничего не получаете, сидите голодные, разутые, раздетые, нужно уходить из колхозов. Заварин ходил с попом со славой по деревням колхоза, где также агитировал против колхозов, говоря, что они не рентабельны и скоро развалятся». 17 января Борис Сергеевич вместе с тремя священниками, служившими в соседних селах и тоже арестованными, был доставлен в тюрьму в городе Вологде и в тот же день допрошен. Священники оговорили себя, признав себя виновными. – Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Дайте исчерпывающие показания следствию по данному вопросу, – потребовал следователь от Бориса Сергеевича. – Контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным в этом себя не считаю, – ответил псаломщик. 18 января следствие по делу арестованных священников и псаломщика было завершено; в материалах, приготовленных для заседания тройки, начальник Грязовецкого отделения НКВД рекомендовал осудить псаломщика «по 1-й категории» (т.е. к расстрелу). 21 января тройкой УНКВД по Вологодской области был осужден как «активный участник к-р подпольной организации духовенства» и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 7 февраля 1938 года в Вологодской тюрьме. Погребен в общей безвестной могиле. Реабилитирован 14 апреля 1989 года прокуратурой Вологодской области. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 12 марта 2002 года для общецерковного почитания. Литература и архивные материалы
Использованные материалы
События дня. Вечерня и утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь святителя Григория Богослова. Службу совершал о.Александр Меркулов при пении верхнего хора. Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Себя Господь сравнивает с пастухом, а верующих в Него и Ему – с овцами. Если перевести эти слова, то истинный пастырь – лишь тот, кто приходит к пастве через дверь, то есть, через Христа. Но как же определить более точно? Сегодня многие приходят под именем Христовым, однако Господь оставил нам Церковь свою и только пришедший через двери Святой Соборной и Апостольской православной Церкви – есть истинный пастырь. Овцы же Христовы – есть те, кто следуют за Господом, идя путем заповедей Его, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Многие ли могут сказать так о себе? Увы, нет. Говорить о том, что он соблюдает ВСЕ заповеди, может только ослепленный гордостью человек, не видящий своих грехов. Оттого мы, считаясь православными и верными, иной раз бываем похищаемыми волками, прельщаясь на ложь, часто выступающую под видом правды. Истинно же верные сами становятся храмами Божиими и почивающая в них Благодать ведет их путем истинным и их уже никто и ничто не похитит из рук Божиих. Нам с вами до этого далеко, но именно поэтому этот текст для нас с вами и читается…. Литургия. В сам день праздника я также был на литургии в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Александр Меркулов, без диакона (который исполнял обязанности отсутствующего псаломщика) при пении верхнего хора. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? 2Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не про́ сите. 3Про́ сите, и не получаете, потому что про́ сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. 4Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: " до ревности любит дух, живущий в нас"? 6Но тем бо́ льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. 8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. 9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. 10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. 11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. 12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? 13 Теперь послушайте вы, говорящие: " сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; 14вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15 Вместо того, чтобы вам говорить: " если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - 16вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. 17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Глава 5. 1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. 2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. 3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. 4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. 5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. 6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. 7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. 8 Долготерпи́ те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. 9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. Множество мыслей предлагается нам. Одна из них – против осуждения ближних. Другая – против самоуверенности человеческой, когда человек твердо уверен, что сделает завтра то-то и то-то. Но он не может знать, что произойдет завтра. Однако, по безумию своему, он не вверяет свою жизнь Богу, который распоряжается всем, подавая то, что нужно человеку не для жизни временной, но в первую очередь, для спасения, но надеется на себя и свои силы. Увы, такое недоверие Богу более распространены у нас, чем вера. Но апостол призывает не надеяться на себя, но на Бога спасающего. Это не отменяет необходимости труда самого человека, но предусматривает соответствующую расстановку приоритетов. И здесь же помещено обличение против богачей. Речь, разумеется, идет не о богатстве в целом, но о тех богачах, что сделали богатство центром жизни и ради него одного трудятся и живут. Как говорил Господь, человек не может работать на двух господ, так как забота и внимание будет обращено на что-то одно. Так происходит всегда и во всем. Если главным становится богатство, то все остальное носит лишь вспомогательный характер, и им можно пожертвовать. Именно таким богачам и адресовано это обличение. Еще апостол говорит и о том, что такие богачи нередко ради своей жадности нещадно эксплуатируют своих работников, недоплачивая им. Чего-чего, а это часто встречается и сегодня. Можно слышать даже оправдания такого подхода в виде рассуждений о простых людях, как о неких недоразвитых существах (на эту тему сегодня говорится и пишется очень много. причем, это презрение к просты людям обрело форму целой философии, распространенной среди людей богатых). Что уж говорить о временах апостола Иакова, когда в ходу была поговорка, что бывают орудия «железные, мычащие и говорящие». Но и господа и их работники – потомки одного и того же Адама, и за каждого из них Господь пострадал на Кресте. И оба дадут ответ пред Богом за свою земную жизнь. Потому высокомерный богач, относящийся с презрением к работающим на него «человеконогим», и работник, в ответ презирающий этого господина, ответят каждый за свой грех. И об этом призывает помнить апостол. Если апостол Павел лишь призывает и богатых и бедных к братолюбию, то здесь содержится прямое обличения. При этом апостол также напоминает и о том, что именно представители этой самой состоятельной элиты были в числе распинателей Христа. В другом месте он, напоминая об этом, обличает тех из собратьев по вере, кто заискивает перед богатыми, проявляя некое раболепие, в то же время, уничижая своих, более бедных собратьев…. Но да не будет этого с нами… Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. 3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. 4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. 5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? 6Они отвечали им, ка́ к повелел Иисус; и те отпустили их. 7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. 8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. 9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! 10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! 11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. 12На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. 14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его. 15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. 17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. 18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. 19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. 20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. 21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. 22Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. 24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. 25И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. 26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. 27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? 29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. 30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. 31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему? 32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. 33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Первосвященники и фарисеи, видя то, как встречал Христа народ, были озлоблены. Озлобило их и то, что Он разогнал тот рынок, что не без их согласия, был устроен во дворе Иерусалимского храма. Кроме того, в других Евангелиях пишется и о том, что Господь при этом совершал много чудес, многих исцелил. Все это вынудило их обратиться к Нему с претензиями, дескать, по какому праву Он это совершает, почему Он такое себе позволяет. Но Господь сам ставит их в трудное положение, задав вопрос о Крещении Иоанновом. Иоанна Крестителя они не признали, но теперь, перед народом они боятся открыто высказать свое мнение. Они привыкли не столько жить духовной жизнью, сколько демонстрировать свое благочестие народу, привыкли нравиться ему. А теперь они видят Христа, окруженного народом, который верил Ему, а ранее верил и Иоанну. А теперь они пред ним скажут, что Иоанн – просто самозванец (как они полагали, ведь он не отвечал их образу пророка), то этот народ побьет их камнями…. А сказать то, что угодно народу они, конечно, могли, но это означало – попасть в ловушку, ведь тогда Господь мог их упрекнуть – почему же они ему не поверили. И они уклонились от ответа….. Так привычка делать и говорить исключительно то, что нравится толпе, ведет человека ко лжи, а отец лжи – есть диавол…. Какой смысл что-либо говорить таким людям? И Господь ничего им не говорит. И чтения праздника святителя Григория. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. 2Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. 3Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 4Дары различны, но Дух один и тот же; 5и служения различны, а Господь один и тот же; 6и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7 Но каждому дается проявление Духа на пользу. 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. 12Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. 13Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. 14Тело же не из одного члена, но из многих. 15Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19А если бы все были один член, то где было бы тело? 20Но теперь членов много, а тело одно. 21Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27И вы - тело Христово, а порознь - члены. О действии Духа Божия. Дух один, но на каждого человека действует по-разному, соизмеряя его с духовным состоянием человека. Господь выбирает именно тот путь, который полезен человеку, хоть самому человеку он иной раз не нравится и кажется странным. Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам. 3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. И снова о Пастыре и об овцах. Лжеучителя, коих Господь сравнивает с волками, приходя, ведут людей не к Богу, а к себе, венец их деятельности – погибель, как гибельно все, что не Церкви. Пришедший откуда-то еще, кроме Церкви, есть лжец, ведущий в погибель и иного учителя, кроме пастыря Святой православной Церкви, быть не может (если, конечно, не встретится укрывшийся в овечьей шкуре волк, по виду, член Церкви, а по факту – проповедующий нечто свое и ведущий людей не к Богу, а к себе, устраивая в Церкви секту). И далее Господь предъявляет требования к пастырям…. Здесь вспоминаются слова Божии, адресованные пророку Иезекиилю: « Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: " смертью умрешь! ", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою. ». Таково было служение пророков, таково, в немалой степени, также и служение современных священников, пусть сегодня не нужно откровений от Бога – оно уже ниспослано и записано в книгах Священного Писания. Таково пастырское служение, не удивительно, почему многие даже из великих святых избегали священного сана, а святителя Иоанн Златоуст воздыхал, что лишь немногие из пастырей спасаются. Но это – о священстве, нам это нужно, скорей, чтобы меньше судить священников, что многие из нас очень любят делать…… По окончании службы о.Александр говорил на тему нынешнего праздника. Сегодня мы отмечаем святителя Григория Богослова, великого учителя Церкви. Он был не просто иерархом, архиепископом, но Учителем, внесшим большой вклад в выработку учения Церкви, ее догматов, дабы защитить его от ересей, то и дело возникающих. Когда в первые века христианства были гонения, то проблема ересей не стояла. Однако, когда в 325 году император Константин Великий дал свободу вероисповедания, то диавол начал делать попытки разрушить Церковь изнутри. И тогда появились ереси: арианство, несторианство, монофизитство и другие. И в борьбу с ними большой вклад внес святитель Григорий, наряду со святителем Василием Великим и святителем Иоанном Златоустом. Чему нас может научить его житие? Мы тоже можем принести пользу Церкви. Правда, нам не нужно вносить что-то новое в ее догматику, ибо уже прошли семь Вселенских Соборов, которые выработали учение Церкви, к которому уже нет нужды, да и запрещено что-то прибавлять. Однако мы можем принести пользу Церкви проповедью, причем, проповедью не столько словом, сколько делом. Мы должны строить жизнь так, чтобы окружающие видели в нас пример соблюдения заповедей, дабы, как в первые века, говорили: «Это христиане. Вы видите, как они живут? »…. Окружающие должны знать, что христиане живут так, как написано в Евангелии, что они всегда помогут ближним, заботясь прежде о них, а потом уже о себе и так далее. Напоследок он поздравил причастников с приобщением Святых Тайн, а также напомнил расписание служб. Пятница 8 февраля. В этот день торжественных праздников нет, хоть самих по себе дат много (меньше, чем накануне). Особо стоит отметить, что в этот день чтится память перенесения мощей преподобного Феодора Студита, а также память его брата, святителя Иосифа Студита, архиепископа Фессалоник. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы