Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МУЧЕНИК ИОАНН ПОПОВ, МОСКОВСКИЙ



Память 26 января / 8 февраля и в Соборах новомучеников и исповедников Радонежских, Соловецких и всей Церкви Русской

Родился 17 / 30 января 1867 года в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы.

Окончил Смоленскую духовную семинарию. 1-й магистрант XLVII курса (1888-1892), оставлен профессорским стипендиатом.

С 1893 года исполнял должность доцента по кафедре Патристики.

В 1897 году удостоен степени магистра богословия за работу «Естественный нравственный закон» (Сергиев Посад, 1897). Утвержден в звании доцента. С 1898 года - профессор, а с 1917 года - ординарный профессор по первой кафедре Патрологии.

В 1901-1902 находился в научной командировке в Германии, стажировался в Берлинском и Мюнхенском университетах. Отличался своими либеральными взглядами. В 1903-1906 редактировал журнал «Богословский вестник».

Одновременно с педагогической деятельностью в МДА преподавал в Московском университете, где с 1907 года был приват-доцентом. Первоначально читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909-1915 годах - курс «Философия средних веков».

В 1917 году стал доктором церковной истории, защитив в Петроградской духовной академии диссертацию: «Личность и учение блаженного Августина»[243].

По данным протопресвитера М. Польского, И. В. Попов написал второй том своего труда о блаженном Августине, оставшийся в рукописи.

В 1917-1918 годах - член Поместного Собора Российской Православной Церкви от МДА.

В 1917 был профессором Высших женских богословско-педагогических курсов.

После прекращения деятельности Московской духовной академии в 1919 году, читал лекции на неофициальных богословских академических курсах в Москве. В 1918-1923 годах продолжал читать лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков).

Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о нем так: " Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича".

В декабре 1924 И. В. Попов был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1925-1927 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где работал учителем в школе грамотности для заключенных-уголовников. Был одним из авторов " Соловецкого послания" (1926).

С 1928 года жил в ссылке в деревне Ситомино Сургутского района на реке Обь, где продолжал работать над исследованием о святителе Григории Нисском.

В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорен к ссылке еще на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию - видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом.

Жил в Подмосковье, в 1935 году вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края.

В 1937 году был арестован в ссылке по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 8 февраля 1938 года.

Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.

Сочинения

  • Естественный нравственный закон. Психологические основы нравственности. Сергиев Посад, 1897.
  • Иоанн Златоустый и его враги. Сергиев Посад, 1908.
  • Идея обожения в древневосточной церкви. М., 1909.
  • Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства. М., 1909.
  • Патрология. Краткий курс. М., 2003.
  • Труды по патрологии. Т. 1. Святые отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004.
  • Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 2005.

Использованные материалы

  • Попов Иван Васильевич, мученик. Краткая биографическая справка на сайте Богослов.RU
    • http: //www.bogoslov.ru/persons/38448/index.html

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из первого Соборного послания первоверховного апостола Петра: 1Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте [244], Галатии [245], Каппадокии [246], Асии [247] и Вифинии [248], избранным, 2по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

6О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, 7дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, 8Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, 9достигая наконец верою вашею спасения душ.

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 11исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

13Посему, (возлюбленные, ) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

14Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 15но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

16Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.

17И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводи́ те время странствования вашего, 18зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

22Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́ те друг друга от чистого сердца, 23как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.

24Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; 25но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.

Глава 2.

1Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2как новорожденные младенцы, возлюби́ те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3ибо вы вкусили, что благ Господь.

4Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

11Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

«Род избранный», «народ святой», «царственное священство» - это все сказано о христианах. Не потому что уверовав, они становятся какими-то особыми, а потому что всем, следующим за Ним, Господь дарует спасение, и вход в обетованное Царство. Особым человек должен еще стать. Разумеется, преображает его Дух Божий, но не без желания и усилий самого человека. Но войдет в число избранных он по смерти, когда войдет в обетованное Царство. А пока для этого стоит потрудиться….

Евангелие (от Марка): 1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь