Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому
Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /вселенную просвети: /несребролюбия мирови сокровища сниска, /высоту нам смиренномудрия показа, /но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /моли Слова Христа Бога спастися душам нашим. События дня. Вечерня и утреня. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь святителя Иоанна Златоуста. служил о.Александр Меркулов при пении верхнего хора. Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. И нам читаются снова традиционные для праздников в честь святителей слова о пастыре и овцах. Разумеется, под Пастырем здесь Господь разумеет Себя, под дверью же – Писания, которые предрекали Его приход. Господь пришел так, как о Нем было написано, дабы спасти человека. В то же время, Он называет Себя и дверью, говоря о том, что всякий проповедник, приходящий к пастве не через Христа – есть вор и разбойник, пришедший проповедовать самого себя. Таких много приходит и ныне лжехристов и лжеучителей, возвещающих самих себя. Как же должен прийти проповедник, чтобы все знали, что он вошел в дверь, а не влез в окно? Только через Церковь, поставленный законным образом и посланный на дело свое. Впрочем, и среди таких пастырей возникают волки в овечьей шкуре, приводящие паству не к Богу, а к себе, о чем часто звучат предупреждения священноначалия. Но вор и разбойник, а тем более, волк, не могут созидать. Они лишь крадут и разоряют. Их плоды – нестроения, распри, расколы, ереси. Идущие за ними – идут в погибель. И лишь идущий законным путем, через Церковь, по пути, возвещенном Христом, может идти ко спасению. А кто же есть овца Христова? Ниже Господь дает четкое определение: « Овцы Мои слушаются голоса Моего, я знаю их и они идут за Мной. » Если тогда Господь сам говорил людям в своих проповедях, то теперь Он вещает нам через Евангелие. Все заповеди и повеления Божии отражены в Священном Писании, которое и является ныне гласом Господним, возвещаемым через Церковь. То есть, овца Христова – это человек, соблюдающий заповеди Господни, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Возжелав спасения, он следует за Христом, искореняя в себе греховные навыки, а также насаждая добрые. А если это происходит, то по мере очищения, Дух Божий поселяется в нем. Такой человек, подлинно, ведом Богу в том смысле, что тот предал себя в руки Божии, доверяя себя Ему. Обычно пастуху приходится прилагать большие усилия, чтобы овцы не разбрелись и не убежали куда-нибудь. С большинством из нас так и происходит. Но истинная овца Христова сознательно следует за Пастырем, гнушаясь иными путями. А если так, то такую овцу от Христа уже ничто не отлучит…. Таковы приметы этой самой овцы Господней. Как же мы с вами далеки от этого образа! Каноны читались Божией Матери (канон Успения Божией Матери) и святителю Иоанну златоусту (по два тропаря). Стихиры пелись всего по две-три. Литургия. В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Александр Меркулов при пении бокового хора. Чтения литургии. Сначала – чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус. 23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. 26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Глава 8. 1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Традиционное для праздника святителей чтение. Апостол, объясняя соплеменникам суть Крестных страданий Христа, уподобляет Его первосвященнику, приводя, впрочем, известные слова из псалма, при этом сравнивая Крестную смерть Христа с жертвоприношением, что очень хорошо объясняет иудеям суть этих страданий… Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам. 3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. В который раз мы слышим эти слова, простые и… страшные, потому что Господь не просто сравнивает Себя с пастухом, но говорит о том, каковы они овцы Его. А овцы Христовы есть те, кто неуклонно следуют за своим Пастырем, не уклоняясь ни вправо, ни влево, избегая посторонних соблазнов и влечений в стороны, где их могут поджидать волки. И душа, искореняющая в себе греховные влечения и наветы духов злобы, последующая же заповедям Господним, делается истинно знающей Бога, и Бог знает ее и обитает в ней. И такого человека уже ничто не отлучит от любви Божией, никакой лживый проповедник, коих Господь сравнивает с волками, с ворами и разбойниками, не обольстит его, не прельстит его и злобный навет волков мысленных - бесов. Как это далеко от нас с вами! Но именно поэтому этот текст нам и читается…. И рядовые чтения. Отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. 3Ибо, когда будут говорить: " мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. 4Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 5Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. 6Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. 7Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. 8Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, 9потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, 10умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. 11Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. 12Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. 14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. 15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. 16 Всегда радуйтесь. 17 Непрестанно молитесь. 18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. 19 Духа не угашайте. 20 Пророчества не уничижайте. 21 Все испытывайте, хорошего держитесь. 22 Удерживайтесь от всякого рода зла. 23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. 24Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие. 25Братия! молитесь о нас. 26Приветствуйте всех братьев лобзанием святым. 27Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям. 28Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь. Апостол заканчивает послание разнообразными призывами. Сначала – призывы к стяжанию незлобия и братолюбия. А еще – всегда радуйтесь. Разумеется, апостол пишет о том, что имеет сам, а речь идет о радости духовной, ниспосылаемой от Бога. Это те радость и мир, о которых он же писал в послании к Галатам. Они не имеют ничего общего с радостями земными, которые скоро сменяются печалью. Радость и мир, ниспосылаемые от Бога, таковы, что их неспособны поколебать никакие скорби века сего. Поэтому апостол к стяжанию этих даров Духа Божия призывает и свою паству. Мы по состоянию нашему далеки от этого, однако именно поэтому нам этот отрывок и читается. Евангелие (от Луки): 1Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. 3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему. 5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. 7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? 8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? 9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. 10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать. Слова о вере. Не о вере просто в присутствие Божие, а вере Богу, как Тому, кто заботится о нас и желает нам добра. Если же мы просим доброе, то обязательно получим, разумеется, тогда и в такой мере, в какой это нам полезно. Нельзя сказать, что все будет именно так, как сказано, ибо Бог слушает нас в такой мере, в какой мы можем воспринять ответ, хоть многие люди, в которых обитал Дух Божий, действительно совершали нечто подобное. Однако этого человек достигает не иначе, как в результате многих трудов, стоящих пота и крови, многих слез. Тогда, водим Духом Божиим, а не плотью и демонами, человек и творит дела Божии, то есть, дела любви, а молитвы такого и Бог слушает. А если нас Бог не слушает, то значит и просьбы наши и дела наши таковы… По окончании службы о.Александр говорил проповедь на тему первых слов из праздничного Евангелия: « Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет ». Это значит, что дабы спастись, мы должны последовать за Христом. На практике же, даже в скорбях и испытаниях подчас Бог стоит у нас далеко не на первом месте. Приходят иной раз на венчание и спрашиваешь у них. А они говорят, что они уже 10 лет в браке и вот, решили венчаться. Спрашиваешь: «Зачем тогда венчаться пришли? » И они говорят, дескать, детей нет, семейная жизнь не ладится. Чтобы наладить жизнь свою, перепробовали все, и когда ничего не помогло, тогда решили венчаться. И получается, что у людей Бог стоит на последнем месте. Они перепробовали врачей и все прочее, и лишь тогда обратились к Богу. А следовало бы обратиться к Богу в первую очередь, ведь в Таинстве венчания в молитвах испрашивается благословение Божие на строительство семейной жизни, на чадородие и прочее. А эти люди обратились к Богу лишь, когда все остальное не помогло. Разумеется, к врачам можно и нужно обращаться, но прежде следовало бы попросить помощи у Бога. Тут вспоминаются слова из псалма: « не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения …». Речь не о том, что люди ненадежны, как помощники, но о том, что они беспомощны. Воля человека мало что может сделать, так как человек немощен. Идти же через указанную Христом дверь можно посредством Таинств Церкви, к примеру, того же венчания. А еще есть Таинство причащения Тела и Крови Христовых важнейшее из Таинств – первое и последнее. В нем мы соединяемся со Христом. В целом же через Таинства мы получаем Божественную Благодать, укрепляющую и очищающую нас. В этот день мы празднуем память святителя Иоанна Златоуста, одного из величайших учителей Церкви. Он, однако, был не только систематизатор догматики и учения Церкви. К примеру, он составил чин литургии, который совершается почти ежедневно. Литургия святителя Василия Великого совершается всего около 10 раз в году, да еще Великим постом совершается литургия Преждеосвященных Даров. Некогда он был обычным ребенком, как все. Как все, он бегал, играл. Но потом Христос позвал его и он последовал за ним. К тому призываемся и мы. Начиная же дела, подобает прежде просить помощи не у людей, но у Бога (здесь он сказал про молебен, который будет после литургии). После этого он поздравил всех причастников с приобщением Святых Тайн. * * * В этот день городская газета «Новороссийский рабочий» написала про роспись храма Блаженной Ксении Петербургской в поселке Абрау-Дюрсо, упомянув иконописца Татьяну Мороз, занимающуюся этим делом. Алтарь в храме был расписан еще несколько лет назад. Тогда настоятель храма, о.Сергий Кулаков, говорил, что из-за сырости возможности расписать весь храм нет. Но теперь расписывается уже весь храм, так как в храме устроена гидроизоляция. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы