Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Группировка качественных характеристик исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта



Признаки группировки

обобщённые групповые единичные
красота эффективность зрелищность гармоничность художественность яркость техничность выразительность музыкальность хореографичность артистичность культура движений виртуозность школа динамичность легкость ритмичность амплитудность точность пластичность мягкость элегантность четкость темп грациозность изящество плавность законченность слитность целостность свобода чистота согласованность рациональность

Красота – одна из важнейших категорий эстетики, которая служит для определения и оценки отдельных свойств предметов и явлений действительности: совершенства, гармоничности, выразительности, завершённости. Основными разновидностями красоты считается изящность и грация.

В технико-эстетических видах спорта красота исполнения движений определяется их внешними характеристиками: положением тела в пространстве, скоростью перемещений, амплитудой и специфическими свойствами – лёгкостью, выразительностью, пластической чёткостью, геометрической точностью, согласованностью, ритмичностью движений.

Очевидно, что красота как свойство исполнительского мастерства представляет собой комплексную характеристику и состоит из многих компонентов.

1. Зрелищность. Определяется созданием зрительного впечатления. В спорте она определяется оригинальностью, широтой движений, сменой темпа, характера движений, эмоциональных нюансов, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством. Зрелищность во многом зависит от соблюдения требований к основным закономерностям построения композиций, т. е. от содержания упражнения. Однако исполнение композиции, составленной на высоком качественном уровне, может быть недостаточно технически совершенным, что мешает созданию зрелищности.

2. Эффективность. Производит значительное впечатление, эффект. По своему смыслу это понятие близко к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффективность чаще всего характеризует отдельные моменты выступления.

3. Гармоничность. Характеризуется стройным сочетанием, согласованностью, слаженностью, взаимным соответствием разных качеств, предметов, явлений, частей целого. В спорте под гармонией движений понимают особенности двигательного акта, обусловленные наилучшим соотношением, установленным между его составными элементами, и характеризующиеся эстетическим эффектом. Гармония исполнительского мастерства связана с уровнем техничности спортсмена и индивидуальными особенностями личности. Она определяет красоту, художественность исполнения упражнений и является связующим звеном всех компонентов красоты движений.

4. Естественность. Определяется через такие характеристики, как лёгкость, непринуждённость, отсутствие натянутости, непосредственность, простота. В физической культуре естественными называют движения, произвольно реализуемые человеком в повседневной жизни, – ходьба, бег и т. п., которые являются основой, фундаментом для развития более сложных двигательных функций. Естественность исполнения упражнений в художественной гимнастике определяется проявлением истинных черт спортсменки, её индивидуальности, раскрепощённостью в движениях. Отсутствие излишнего напряжения в движениях характеризует естественность исполнения в спортивной гимнастике.

5. Художественность. Художественным является то, что очень искусно, красиво, изящно выполнено в соответствии с требованиями искусства, артистически, эстетически. В спорте под художественными движениями понимается система физических упражнений, преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утончённостью движений, органической связью с музыкой.

6. Яркость. Выделяется среди других по стилю, воздействию и т. п., выдающееся в каком-либо отношении, производящее сильное впечатление своей убедительностью, выразительностью. По своему содержанию данное понятие приближается к таким вышерассмотренным характеристикам исполнительского мастерства, как зрелищность и эффектность. В связи с этим яркость рассматривается как адекватное им понятие.

7. Техничность. Под техничностью как качеством исполнительского мастерства понимается система действий спортсмена, соответствующая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков. Например, в качестве критерия технической подготовленности гимнастов может выступать умение легко и красиво двигаться, поскольку отсутствие эстетичности в реализованной технике упражнения обычно свидетельствует о наличии двигательных ошибок.

8. Выразительность. Это способность выражать мысль, чувство, настроение. Иногда выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений.

Например, в художественной гимнастике выделяют следующие компоненты выразительности исполнения: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения. Основными предпосылками обеспечения эмоциональной выразительности в технико-эстетических видах спорта являются музыкальное сопровождение и его субъективное эмоциональное переживание исполнителем. Последнее связано с двигательной интерпретацией музыки, нюансами движений (торжественно, энергично, плавно, жизнерадостно и т. п.), достигаемыми соответствующей регуляцией движений и дозировкой усилий. Выразительность движений невозможна без высокого уровня техники и культуры движений, а в соответствии с характером аккомпанемента усложняет двигательную задачу спортсмена. Однако технически грамотное выполнение не всегда бывает выразительным.

9. Музыкальность. Определяется как качество исполнения упражнения в технико-эстетических видах спорта, связана с проявлением определённых способностей спортсменов в этой области. Основными признаками музыкальности являются способности к пониманию музыки, переживанию как выражению её содержания. Определяя музыкальность в художественной гимнастике, специалисты выделяют её основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение заданного композитором темпа и ритма произведения.

Важнейшими ориентирами для изменения характера движений служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп).

10. Хореографичность. Представляет собой характеристику исполнительского мастерства, связанную с соответствием движений рук, ног, туловища и осанки принятым внешним нормам. Как известно, в основе вольных упражнений гимнастики лежат движения, базирующиеся на системе классического танца, которые в течение многих лет складывались путём отбора определённых положений и движений, обладающих законченностью, выразительностью и представляющих эстетическую ценность. Занятия хореографией формируют правильную постановку частей тела, учат выразительно работать ими, помогают развить двигательные способности, пластичность, музыкальность, ритмичность и многие другие качества.

11. Артистичность. Это искусство исполнения, художественный вкус. Основными компонентами артистичности считаются внешняя выразительность (тело и голос), заразительность эмоций, чувство такта, «художественное чутьё». Специфика проявления артистичности в технико-эстетических видах спорта имеет свои особенности. Например, в художественной гимнастике артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений и упражнений в целом. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике ошибками в проявлении артистичности являются следующие признаки, оставляющие плохое впечатление: недостаток лёгкости, уверенности, элегантности, неловкие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение.

12. Культура движений. Это понятие является специфическим для технико-эстетических видов спорта. Есть мнение, что компонентами данного понятия являются техника и школа исполнения упражнений, манера держаться, осанка, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменять направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность, лёгкость. Согласно представлениям В. Б. Коренберга, культура движений – комплексная характеристика исполнительского мастерства, отражающаяся на оценке внешнего рисунка движений и взаимосвязанная с техни-ческим мастерством. Культура движений включает в себя характеристики отдельных деталей, целесообразности движений, эстетической стороны выступления, осанку, «чистоту», выразительность и достигается выполнением таких деталей, которые лишь украшают упражнение, не определяя его технического совершенства.

13. Виртуозность. Обычно виртуозом называют исполнителя, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства. В технико-эстетических видах спорта в понятие виртуозности исполнения различные авторы включают разные компоненты. Так, в спортивной гимнастике это совершенная техника, большая амплитуда, лёгкость, изящество, элегантность исполнения, выразительность, динамичность, эмоциональность, артистизм. В соответствии с современными требованиями спортивной гимнастики исполнение не является виртуозным, если при совершенной технике гимнаст не сохраняет хорошую осанку, выступает без лёгкости и изящества. В этом случае оценка выводится из 9,8 балла и только при виртуозном исполнении может быть увеличена на 0,1-0,2 балла. В широком понимании слова виртуозность – это высшая степень мастерства гимнаста, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинации в целом.

14. Школа. В общепринятом понимании – это система определённых правил, способов, приёмов изучения чего-либо, освоение чего-либо, воспитание, обучение в духе каких-либо правил, принципов. С учётом специфики спорта «школа» рассматривается как система организации и руководства процессом двигательного воспитания, сложившаяся система обучения и тренировки для овладения техникой избранного вида. По мнению Д. Д. Донского, «школа» является фундаментом техники и представляет собой выявление основы стандарта, т. е. общих требований, которые могут и должны быть заложены с детства. Например, в гимнастике понятие «школа» включает в себя воспитание начальных навыков, необходимых для дальнейшего процесса освоения технически усложняющихся движений. Применительно к вольным упражнениям спортивной гимнастики, акробатики и упражнениям художественной гимнастики «школа» во многом определяется соответствием формы движений требованиям хореографии.

15. Динамичность. Одна из важных характеристик исполнительского ма-стерства в технико-эстетических видах спорта – показатель динамичности. Она представляет собой уплотнение соединений и каскадов, ритмическую структуру экспрессии. В спортивной гимнастике более динамичным считается упраж-нение, в котором при заданном времени выполняется большее количество элементов, т. е. выше темп исполнения движения. Идеальной, с точки зрения динамичности, будет такая комбинация, в которой отсутствуют остановки.

16. Лёгкость – плавный, парящий, быстрый, подвижный, скорый. Двигаться легко – значит с малым усилием, без излишнего физического напряжения. В хореографии лёгкость развивается на основе гибкости, устойчивости, точности движений, музыкальности. Она выражается в приподнято-стройной пластике, особенно в позах, прыжках, вращениях.

17. Ритмичность. Чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. В спорте ритм характеризует организацию движений во времени, закономерное чередование отдельных элементов (длительность, паузы, акцентирование, чередование). В технико-эстетических видах спорта ритмичность движений тесно связана с ритмом музыкального аккомпанемента, зависит от наличия у спортсмена музыкально-ритмического чувства, заключающегося в соответствии двигательных реакций человека временному ходу музыкального движения. Вместе с тем следует отметить, что полное соответствие движений ритму музыки ещё не определяет качества музыкальности в целом. Кроме того, движения не обязательно должны представлять собой ритмическую копию музыкального произведения.

18. Амплитудность. В широком смысле слова амплитудность означает наибольшее отклонение от нулевого значения величины, колеблющейся по определённому закону. В области спорта под амплитудой движений понимаются размах движений отдельных частей тела по отношению к снаряду, величина передвижения тела или его сегментов, выраженная в градусах или линейных единицах измерения. Этот показатель качества исполнительского мастерства связан с максимальным использованием пространства, в рамках которого про-ходит выступление, и непрерывностью перемещений по площадке.

19. Точность. Это строгое, не приблизительно, с расчетом, безошибочное, правильно ориентированное, рассчитанное выполнение движения. Общим кри-терием точности спортивных движений может служить вероятность попадания в требуемую (заданную) область.

20. Пластичность. Пластичный – значит плавный, изящный, способный принимать любую форму, сохраняя её в дальнейшем. Пластичность понимается как красота движения, характеризующаяся гибкостью, плавностью, вырази-тельностью, гармоничностью движений и жестов. В спорте пластичность дви-жений характеризуется закономерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности и слитности. Угловатость, резкость, дисгармония движений исключены. Пластичность обусловливает красивую постановку и непринуждённую грациозность движений.

21. Мягкость. Двигаться мягко – значит двигаться нежно, легко, тихо, едва слышно, плавно. Мягкость движений достигается путём выполнения следующих требований: двигаться с отставанием частей тела; выполнять движение с последовательным включением участвующих в нём звеньев – волной; добиваться целостного характера движений.

22. Элегантность. Элегантный означает изящный, изысканный. Например, в гимнастике элегантность – это изящество, чувство изящного, сдержанность, внимание к выразительности линии, мягкость, пластичность. Элегантный исполнитель – в меру изысканный, утончённый.

23. Чёткость. Чёткий – отчётливый, отличающийся строгой организацией, точностью выполнения.

24. Темп – это степень быстроты движения, осуществления чего-либо; временная мера их повторности. Он измеряется количеством движений, повто-ряющихся в единицу времени. Темп может служить показателем совершенства техники, поскольку является величиной, обратной длительности исполнения движений.

25. Грациозность. Грация – особый вид красоты, проявляющийся в лёгко-сти, пластичности движений и форм. Фундаментом грации является умение выполнить движения с совершенством и лёгкостью.

26. Изящество. Одно из разновидностей красоты, проявляющейся во внешнем облике предметов и явлений действительности. Характеризуется осо-бой завершённостью, соразмерностью, лёгкостью форм, ловкостью, грациозно-стью движений и несовместимостью с показной красивостью. В спортивной гимнастике изящество исполнения определяется умением двигаться легко, вы-разительно, целесообразно и точно.

27. Плавность. Плавный – совершаемый легко и ровно, без резких и кру-тых изменений, отличающийся равномерными, ритмичными движениями.

28. Законченность. Законченными считаются предметы или явления, ха-рактеризующиеся целостностью, завершённостью. Законченное, целостное впечатление производят упражнения, построенные логически оправданно, без разрыва между отдельными частями. Например, применительно к фигурному катанию можно отметить, что законченные движения не отрывисты в своих ам-плитудах и создают впечатление лёгкости их выполнения.

29. Слитность. Характеризуется как свойство и состояние слитного, не-раздельного, единство чего-либо. Например, в гимнастике слитность – это не-прерывность и единство в движениях частей тела и предмета или умение исполнять элементы в темпе. Слитность движениям придают специфические элементы: волны, взмахи, пружинистые движения и расслабления, выполняе-мые легко, пластично.

30. Целостность. Представляет собой внутреннее единство объекта. Это одна из основных особенностей движений в технико-эстетических видах спор-та, заключается в том, что движения выполняются слитно и плавно, с одновре-менным или последовательным включением всех частей тела. Так, целостность исполнения в художественной гимнастике достигается согласованностью дви-жений рук с основными движениями туловища и предметов, придающих дви-жениям мягкость, закруглённость.

31. Свобода движений. Отличается лёгкостью и плавностью, энергично-стью и уверенностью, без затруднений и излишних напряжений.

32. Чистота движений. Отличается тщательностью, аккуратностью, чёт-костью, ясностью очерченных границ. В гимнастике чисто выполнить движение – значит выполнить его без ошибок.

33. Согласованность движений. Это достижение взаимного согласия, со-ответствия, слаженности всех элементов движения.

34. Рациональность. Основана на требованиях разума, логики; разумный, направленный к наиболее разумному использованию чего-либо, целесообраз-ный. В гимнастике рациональность – характеристика технических действий, которая определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Одним из критериев рациональной техники может служить красота движений, которая является в этом виде спорта основой спортивного мастерства.

Перечисленные выше примеры оценки качественных признаков, конечно, не исчерпывают всего разнообразия способов измерения, которые характерны для многих других видов спорта, принципиально отличающихся своей специфичностью.

Вопросы для контроля:

1. Что понимается под исполнительским мастерством спортсмена?

2. Где отражаются требования к эстетическим показателям соревно­ вательных упражнений?

3. Что необходимо для оценки уровня проявления любого качества?

4. Что понимают под красотой как категорией эстетики?

5. Что относится к групповым показателям спортивно-технического мастерства?


 

Практическое занятие №16

Тема: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В СПОРТЕ

Цель : Научиться применять разнообразные методы измерения физическом воспитании и спорте, которые чаще всего связаны с использованием измерительной аппаратуры.

 

Рассматриваемые вопросы:

1.Средства измерений.

2. Примеры измерительной аппаратуры для

 контроля за физической подготовленностью спортсменов.

Средства измерений

    Средства измерений — это технические устройства для измерения единиц физических величин, имеющие нормированные погрешности. К средствам измерений относятся меры, датчики-преобразователи, измерительные приборы, измерительные системы.

    Мерой называется средство измерения, предназначенное для воспроизведения физических величин заданного размера (линейки, гири, электрические сопротивления и др.).

    Датчиком-преобразователем называется устройство для обнаружения физических свойств и преобразования измерительной информации в форму, удобную для обработки, хранения и передачи (концевые выключатели, переменные сопротивления, фоторезисторы и др.).

    Измерительные приборы — это средства измерений, позволяющие получить измерительную информацию в форме, удобной для восприятия пользователем. Они состоят из преобразовательных элементов, образующих измерительную цепь, и отсчетного устройства. В практике спортивных измерений широко применяются электромеханические и цифровые приборы (амперметры, вольтметры и др.).

    Измерительные системы состоят из функционально объединенных средств измерения и вспомогательных устройств, соединенных каналами связи (система измерения межзвенных углов, усилий и т. п.).

    С учетом применяемых методов средства измерений подразделяются

на контактные и бесконтактные. Контактные средства предполагают непосредственное взаимодействие с телом испытуемого или спортивным снарядом. Бесконтактные средства основаны на светорегистрации. Например, ускорение спортивного снаряда может быть измерено при помощи контактных средств с использованием датчиков-акселерометров или бесконтактных средств с использованием стробосъемки.

    Существуют мощные автоматизированные измерительные системы, такие как система распознавания и оцифровки движений человека MoCap (motion capture — захват движения). Данная система представляет собой набор датчиков, прикрепляемых к телу спортсмена, информация с которых поступает на компьютер и обрабатывается соответствующим программным обеспечением. Координаты каждого датчика пеленгуются специальными детекторами 500 раз в секунду. Система обеспечивает точность измерения пространственных координат с погрешностью не больше 5 мм.

Примеры измерительной аппаратуры для контроля за физической подготовленностью спортсменов

    В физическом воспитании и спорте применяют разнообразные методы измерения, которые чаще всего связаны с использованием измерительной аппаратуры. М. А. Годик, (1988) отмечает, что они бывают визуальные и инструментальные. В первом случае специалисты проводят наблюдения за действиями спортсмена на соревнованиях и тренировочных занятиях основанные на методах квалиметрии. Изучаются качественные характеристики, не имеющие строгой количественной меры.

Работа спортсмена проходит в пространстве и во времени с приложением мышечных усилий. Поэтому задача исследователя физической культуры и спорта (ФКиС) — измерять и анализировать показатели пространства, силы, напряжения мышц спортсмена, времени действий и скорости движений испытуемого. Кроме того, важны показатели, производные от основных из-мерений, а также всевозможные подсчеты, например, выполнений упражнения (раз); повтора элементов, примененных в соревновании; выполнения возможных действий в единицу времени и т.д.

В практике ФКиС эти показатели измеряются с помощью общепризнанных средств измерений.

Показатели пространства — это показатели, определяющие, например, длину дистанции, высоту снаряда, глубину сооружения, объекта и т.д. Эти показатели измеряются в километрах, метрах, сантиметрах и миллиметрах с помощью измерительных средств: сантиметра, линейки, рулетки и т.п.

К показателям пространства относятся также показатели измерения углов.

Прибор для измерения углов называется гониометр (от греч. gonio угол). Известны два вида гониометра — механический и электрический.

Механический гониометр — это транспортир большого размера. Он используется для того, чтобы определить, например, величину угла между бедром и голенью. Для этого одна сторона транспортира с нулевой отметкой прикладывается к бедру, а другая — к голени. Зафиксировав угол между бедром и голенью, можно увидеть его величину на шкале транспортира.

Основу электрического гониометра составляет реостат в форме тора (бублика). Нулевой торец реостата соединяется с неподвижной стороной угла (например, с бедром), а ползунок реостата прикрепляется к подвижной стороне угла (например, к голени). Любой угол между бедром и голенью спортсмена соответствует определенному положению ползунка и определенному сопротивлению реостата. Таким образом, на приборе, к которому подключен реостат, показания сопротивления меняются пропорционально исследуемому углу. Измерительный прибор (как правило, это амперметр или вольтметр) позволяет сразу считывать показания величины исследуемого угла.

Показатели силы спортсмена очень разнообразны. Можно измерять становую силу, силу рук и ног, силу кистей, силу определенных групп мышц и т.д. Приборы, с помощью которых измеряют показатели силы, называются динамометрами (от греч. dynamis — сила). Процесс измерения показателей силы — динамометрия —проводится для фиксации статистического и динамического проявления силы.

При измерении статистического проявления силы определяют силу мышц спортсмена как таковую. В этом случае применяют простейший измерительный прибор — пружинный динамометр. Его основным элементом является специальная пружина, которая перемещается вдоль неподвижных направляющих. При сжатии пружины ее длина уменьшается пропорционально приложенной силе. Оценив уменьшение длины пружины, можно определить мышечную силу спортсмена.

При измерении динамического проявления силы, как правило, пользуются электрическим динамометром, основу которого составляет тензодатчик — небольшой электрический прибор, состоящий из трех основных элементов: пружинки, изменяющей сопротивление под действием силы, измерительного прибора (амперметра) и источника питания. Под действием силы спортсмена пружинка сжимается, вызывая изменения сопротивления в сети. Измерительный прибор (амперметр или вольтметр) показывает эти изменения. Кроме того, неравномерность проявляемой спортсменом силы легко улавливается прибором, в этом случае он показывает различную силу тока.

Таким образом, показания изменения сопротивления в сети меняются в соответствии с приложенным усилием спортсмена. Тензодатчик, имея небольшие размеры, не зависит от сетевого источника питания и может работать от батареек, что весьма удобно для измерения силы спортсмена в любых условиях.

Тензоплатформа также является электрическим динамометром и используется в тех случаях, когда спортсмен занимает большую площадь и прикладывает значительные усилия (например, тяжелоатлет, поднимающий штангу). Она представляет собой прямоугольную площадку, на углах которой размещены четыре тензодатчика. Для того чтобы датчики работали слаженно и одновременно, устанавливают специальное уравновешивающее электроустройство.

Согласно системе СИ единицей измерения силы является ньютон (Н). Вместе с тем пружинные динамометры тарированы в старых единицах системы — килограмм-сила (кгс): 1 кгс — сила, сообщающая массе международного прототипа килограмма ускорение, равное 9,80665 м/с2, в направлении действия силы, кгс = 9,80665 Н.

Показатели времени называются хронометрами (от греч. chronos — время). Простейший хронометр — секундомер, который работает по принципу часового механизма. Он легок, удобен в использовании и доступен в приобретении.

Существуют также приборы для измерения показателей, производных от показателей силы, времени и пространства. К ним вносятся спидограф, акселерометр и миограф.

Прибор для измерения скорости передвижения спортсмена называется спидографом. Простейшим является так называемый спидограф В.М.Абалакова. Принцип его работы заключается в следующем: на пояс спортсмену прикрепляют катушку с нитью. Конец нитки фиксируют на старте. Во время бега нить на катушке разматывается, а вращение самой катушки характеризует скорость бега спортсмена. Измеряя количество оборотов катушки, время забега и дистанцию, соответствующую одному обороту катушки, определяют скорость бега спортсмена.

Для более точного измерения скорости передвижения спортсмена используют спидограф, основанный на эффекте Доплера. Принцип его действия таков: на спортсмена во время бега направляется ультразвуковая волна, параметры которой измеряются. Разности частот этих волн характеризуют скорость бега спортсмена.

Прибор для измерения ускорения называется акселерометром (от лат. accelero — ускорять). Прибор состоит из двух цилиндров: один — внешний большой, а другой — внутренний малый. Первый цилиндр заполнен жидкостью, в которой перемещается второй цилиндр от одного торца до другого. Оба торца внутреннего малого цилиндра подключены к электрической цепи. Малый цилиндр перемещается в гидросреде по инерции. Такое перемещение прямо пропорционально ускорению. Шкала акселерометра имеет градацию, равную ускорению свободного падения тела, т.е. 9,8 м/с2.

Прибор для измерения напряжения мышц — миограф (от лат. myo мышца) — состоит из электродов, электрических проводов, источника питания, усилителя и шкалы. На теле человека имеются небольшие электрические потенциалы, и если к ним подсоединить электрическую цепь со слабым источником питания, усилителем электропотенциалов и показателем тока (амперметром или вольтметром), то на шкале прибора можно увидеть результаты исследований. При этом показатели будут различными, и в зависимости от того, напряжены мышцы или находятся в спокойном состоянии, возможно оценить их работу во время спортивной деятельности определенного характера. С этой целью созданы специальные датчики — электроды в форме пластинок или иголок, которые монтируются в цепь и позволяют измерять напряжение мышц.

Большую роль в практике ФКиС играют фото- и киносъемки. Перемещаясь в пространстве, спортсмен находится в постоянном движении. Различные группы его мышц работают неравномерно и имеют разные временные показатели. Для досконального исследования такой работы существуют средства, пригодные для измерения лишь какого-либо одного показателя. Иногда эти средства громоздки и затрудняют саму работу спортсмена. В связи с этим фото- и киносъемки предоставляют идеальную возможность для наблюдений и экспериментов. Зафиксировав действия спортсмена в кульминационный момент на фотоснимке, исследователь получает результат, который можно тщательно изучать. На таком снимке, как правило, проводятся вертикальные, горизонтальные и осевые линии. Зная параметры спортсмена, можно определить расстояния между отдельными точками на его теле и транспортиром измерить углы. Способ фотосъемки позволяет хорошо изучить технику спортсмена.

Киносъемка имеет еще бóльшие возможности, чем фотосъемка, так как кадр за кадром фиксируются различные положения тела спортсмена, позволяющие детально изучить технику действий. Кадры кинопленок, отпечатанные на бумаге, называются кинограммами. На них, в частности, исследованию подлежат кинематические характеристики движения и траектории движущихся элементов тела.

Циклограмма представляет собой киносъемку траектории точек тела спортсмена на фоне темной стены в темной одежде. К исследуемым точкам тела спортсмена (голове, коленям, плечам и т.д.) прикреплены электролампочки, которые на циклограмме отражаются только в виде траектории точек. Применяются и другие способы съемок — в зависимости от характера спортивной работы и задач исследования.

Отметим две важные особенности работы с приборами и средствами измерений. Первая особенность заключается в том, что описанные выше приборы и устройства не являются единственными в ФВиС. Это в основном относится к медицинским исследованиям, где используются приборы для измерения состава крови, работы сердечной мышцы, дыхательной и выделительной систем, ЧСС и т.д. Кроме спортивных применяются также различные методы, позволяющие надежно оценить кинематические парамет-ры движений, например, подсчет чего-либо, шагомеры и др.

Вторая особенность относится к точности измерений и проведению расчетов в ФВиС. Технические измерения зависят от чистоты поверхности деталей и точности измерительных приборов, работа с которыми проводится по специальным инструкциям, а контроль осуществляется с привлечением специальных служб. В отличие от технических измерений спортивная деятельность предполагает следующие моменты: объектом исследования ФВиС является спортсмен, от индивида к индивиду варьируются антропометрические показатели, параметры функциональных систем, результаты адаптации и т.д. Даже в течение одного дня показатели объекта исследования непостоянны, поэтому исследователей более всего интересуют склонности, возможности, особенности спортсмена и т.д. Точность исследований зависит от точности показаний средств измерения, на которые необходимо ориентироваться.

Вопросы для контроля:

1. Какие технические устройства называются индикаторами?

2. Какие датчики используются в физической культуре и спорте?

3. Какая процедура называется градуировкой шкалы?

4. Какие средства измерений называются измерительными прибо рами?

 


 

Практическое занятие №17

Тема: ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Цель : Научиться применять разнообразные методы измерения физическом воспитании и спорте, которые чаще всего связаны с использованием измерительной аппаратуры.

 

Рассматриваемые вопросы:

1.Инструментальные методы измерений..

2. Доклады студентов


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь