Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава первая МИРЯНИН РАДУЕТСЯ О СУЩНОСТНОМ ЕДИНЕНИИ С БОГОМ ВО ХРИСТЕ, А ПРОПОВЕДНИК ОСУЖДАЕТ ЭТО КАК ЗАБЛУЖДЕНИЕ



Мирянин. Ах, какую любовь явил нам Бог Отец! Мы, люди, телесно[197] соединяемся с Ним чрез Сына Его, Иисуса Христа! Он в нас и мы в Нём во веки веков!

Проповедник. Поистине, это великая любовь, что превечный Бог любит нас, людей, в Возлюбленном Сыне Своём! Даётся это всем нам благодатью чрез веру, как говорит Апостол: благодатью вы спасены, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8-9).

Мирянин. Чем больше я размышляю об этом чудесном единении, тем больше радуюсь ему в глубине своего сердца с великим изумлением!

Проповедник. Да! всякой радости и удивления достойно, что Сын Божий принял на Себя нашу плоть и ради нас стал Сыном Человеческим, дабы мы чрез Него стали детьми Божиими!

Мирянин. Но разве может превечный Бог принять на Себя плоть Адама? Ведь Он зачат Святым Духом от чистой и целомудренной Девы Марии, как поём мы в церковной песне: «не от плоти, не от крови, но только от Святого Духа Слово Божье стало человеком»[198].

Проповедник. Христос от семени Давидова по плоти (Рим. 1, 3), как говорит Апостол - от нашей плоти и крови; Сын Божий подуху и семя Давидово по плоти. Поэтому Он есть истинный Бог по духу и истинный человек по плоти от Адама.

Мирянин. Ваше Преподобие да простит меня, я говорю с Вами как со своим духовником. Ведь от того, как правильно понимать рождение Христа от Девы, зависит всё. Ибо как Он был зачат и рождён, так и мы должны в Нём, чрез Него и с Ним быть вновь рождены от воды и Духа (Ин. 1, 13; 3, 3,5).

Проповедник. Что хочешь ты сказать этими странными словами? Плоть и кровь Христа - не от Адама?

Мирянин. Я верую твёрдо: нет. Слово стало плотью, родился смертный человек - но без семени Адама. Поэтому и не мог Он увидеть тление (Пс. 15, 10) во гробе; а плоть от Авраама и от Давида идёт по обетованию (Быт. 3, 19[199]). К тому же Апостол свидетельствует, что мы от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30), как Ева от Адама, под чем я понимаю вечное всецелое[200] единение человека и Бога.

Проповедник. Теперь я хорошо вижу твоё заблуждение. Ты не веруешь, что Бог принял на Себя плоть Адама. Ты хочешь иметь некую плоть от Приснодевы чрез действие Святого Духа. Но с этим не согласится ни один богослов! Ничего такого ты никогда ни от меня не слышал с кафедры, ни в книгах наших учителей прочесть не мог!

Мирянин. Ни от Вашего Преподобия, ни от толкователей Писания я не узнал этого; но только в самой Библии ясно говорится о том, что плоть Христа - не от Адама, но произошла она действием Святого Духа из Девы Марии. Потому и мы должны иметь в себе Его плоть и кровь (адамова же плоть и кровь и так прежде того есть в нас), и ей мы причащаемся на Тайной Вечери в воспоминание, дабы все мы не только по духу были сущностно соединены с Богом, но также и по плоти и крови телесно.

Проповедник. Такое единение или связь не может произойти иначе, чем по вере в Иисуса Христа, которой нам вменяются все небесные блага по благодати, как Сам Бог говорит через пророка Осию: и обручу тебя Мне в правде, в вере обручу тебя Мне (Ос. 2,19-20)[201].

Мирянин. Теперь Вы, Ваше Преподобие, произносите странные слова. Этого не может быть.

Проповедник. Что ты имеешь в виду?

Мирянин. Вы говорите: чрез веру во Христа нам вменяются все небесные блага по благодати. Но так ни один человек не может придти к вечному блаженству. Ибо что такое эти небесные блага, если не мир, радость, праведность, святость, и, обще говоря, само небо или Сам Христос? Если всё это засчитывается верующему совне, а не пребывает сущностно внутри него, то он вовсе не может иметь никакого блаженства.

Проповедник. Мы должны держаться общеупотребительного мнения в нашем отечестве - что Христова праведность вменяется нам по благодати.

Мирянин. Я настаиваю: если бы это вменялось и засчитывалось нам совне, а не наличествовало в нас сущностно и телесно, то невозможна была бы никакая связь, никакое единение с Богом и отвергалось бы спасительное рождество Иисуса Христа от Девы, то есть вера и любовь в нас.

Проповедник. Да кто же это отвергает? Ведь все мы прекрасно знаем о рождестве Христовом и веруем в него!

Мирянин. Я прошу Ваше Преподобие выслушать меня со снисхождением. Я хочу только поделиться с Вами тем, что даровал мне Бог и что Он открыл мне в Священном Писании. Внешнее рождество Христово, вне нас, не спасает нас, и истинной веры никак не может быть без нового рождения от Бога и без любви. Кто без обновления духа, без обращения к Богу и исправления своей жизни только лишь верует вместе с миром сим, что Христос родился от Девы, тот поистине отвергает рождение Христа, веру и любовь. Ибо мы сами должны стать в Нём, с Ним и чрез Него новым творением (2 Кор. 5, 17), рождённым из Самого Бога, быть детьми Божиими сущностно, а не по вменению.

Проповедник. Ты говоришь о необычных, чуждых вещах и смешиваешьодно с другим. Вера - сама по себе, любовь - сама по себе, рождество Христово тоже само по себе. Всё это прилагается к нам и вменяется нам святыми Таинствами и верой. Этой вменённой праведностью мы и спасаемся, а вовсе не телесным вселением Бога в нас или сущностным единением со Христом.

Мирянин. Если мы богословствуем или рассуждаем о Священном Писании по нашему разумению и по естественной вере, которая не является спасительной, - то да, одно без другого может быть: рождество Христово отдельно, вера отдельно, любовь и праведность отдельно, и т. д. Но если мы руководствуемся Писанием в соответствии с истинной спасающей верой, то мы видим, что не только мы соединены со Христом, ной все вещи объединены и связаны друге другом, та к что одной без другой быть не может. Так и новое рождение свыше (Ин. 3, 3): оно есть Христос, Который вселился и царствует в нас (2 Кор. 6, 16), - и одновременно и вера, и любовь, и праведность, и мир, и блаженство. И что бы это было за новое рождение, если бы мы не жили во Христе, или в любви, или в вере?

Проповедник. Что за диковинное богословие ты выдумываешь? Я никогда не слышал ничего такого от моих учителей, и сам вовсе так не считаю. Если всё так перемешать, то Слово Божие невозможно будет ни разделить, ни систематизировать, ни преподать как должно.

Мирянин. Да не будет со мною того, чтобы я веровал иначе! Ведь мы должны быть рождены от вечного семени - и не в переносном смысле, но по существу; и должны иметь в себе Христа, духовно и телесно. Ибо кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9), и кто не имеет Его плоти и крови (Ин. 6,53-56) и не живётими,тот не сможет стать от плоти Его и от костей и крови Его (Еф. 5, 30). Поскольку же мы имеем духа от Бога Отца чрез вдуновение (Быт. 2, 7), а тело - от Бога Сына, то это новое рождение - отнюдь не тень и не призрак, но самая что ни на есть зримая, осязаемая вещь. Так пребываем мы в Боге, и Бог в нас. Бог - наша обитель и небеса, и мы - Его обитель и небеса. И совершается всё сие чрез телесное вселение Иисуса Христа в нас (Ин. 14, 23). Се, скиния Бога с человеками (Откр. 21, 3), град Божий, новый Иерусалим, нисходящий с неба (Откр. 21, 10) чрез Иисуса Христа.

Проповедник. Что за удивительные формулировки я слышу от тебя - небывалые, неслыханные речи! Ты вводишь какие-то совсем новые понятия! Скажи мне, слышал ли ты когда бы то ни было нечто подобное от меня или других проповедников с кафедры? Читал ли ты что-либо похожее в писаниях господина Филиппа[202] или в иныхтолкованиях древних и новых учителей?

Мирянин. Должен признаться, что ни от Вашего Преподобия, ни от кого другого я не слышал таких проповедей, также нив Аугсбургском Исповедании, нив Locis Philippi или Corpore doctrinae[203], ни в Формуле согласия etc. я не нашёл этого. Противоположное сему я там нашёл, хоть и мало я читаю таких книг. Но только в писаниях Пророков и Апостолов к великой своей радости преизобильно обрёл я то, о чём говорил Вам. И я очень удивлён - неужели Вашему Преподобию совсем неизвестно Священное Писание? Ведь именно эти вещи буквально прописаны в нём!

Проповедник. Я привык читать Отцов и сочинения наших высокоучёных богословов, которые сделали прекрасные и полные извлечения из Библии и составили систематические книги и основательные изъяснения Писания. Они передали нам превосходные определения и формулировки, коими мы и пользуемся, дабы не смутить с кафедры простой народ чем-либо чуждым, непривычным и странным.

Мирянин. Не взыщите, Ваше Преподобие: я скажу, что простому и доброму сердцу несравненно полезнее один год читать Библию, чем пятьдесят лет - всяческих Отцов. Поистине, если кто всё время своей жизни проведёт за чтением человеческих писаний, то далеко не найдёт он того, что даст ему Библия в один день или в одну неделю.

Проповедник. Возможно, это и так, но Библия слишком высока для людей и не может быть понята без толкования. Наши учителя Духом Святым, Который был в них, чистейшим образом изъяснили её во всемеё объёме, дабы мы знали, как надлежитнам проповедовать, чтобы не вдаваться встоль неудобопонятные и необычные суждения, кои я слышу ныне от тебя.

Мирянин. Ах, если бы все учителя в простоте сердца читали бы и проповедовали только святую Библию! Тогда преизобильно изливался бы на нас Святой Дух, и мир не так легко отпадал бы от правой веры! Изречения Писания исполнены та кой силы и сладости,что утешаюти вразумляютони меня более, чем все человеческие книги и хитросплетенные словеса толкователей всего мира.

Проповедник. И что бы это было, если б я отложил книги моих любимых учителей и предстоятелей и произносил с кафедры такие диковинные речи, подобные тем, что ныне выслушиваю я от тебя? Не провозгласили бы меня еретиком[204] и не изгнали бы из отечества моего?

Мирянин. Это всё не имеет никакого значения. Лучше и спасительнее быть ненавидимым и гонимым миромсим ради истины (Мф. 5,10-11), нежели прославляться от негой пребывать во лжи.

Проповедник. Ты хочешь сказать, что, коль скоро я не гоним от мира сего, я не пребываю в истине? Ты считаешь, что я проповедую ложь?

Мирянин. Я Ваш прихожанин; [и мне не подобало, и] Вы не смогли бы понести, если б я публично объявил, что Вы уклоняетесь от истины. Но во исповедание моей спасительной веры, в которой я стою, я всё же не могу не сказать, что истина - это Иисус Христос, живущий в нас верою, и никто не может говорить, писать и проповедовать об истине, если не имеет он в себе Иисуса Христа, Истину (Ин. 14, 6) и не пребывает всецело[205] соединённым с Богом. А Вы не хотите признавать сущностного телесного вселения в нас Иисуса Христа чрез веру.

Проповедник. Как же я могу это признать, если я никогда этого не слышал ни на одном богословском факультете, и в отечестве нашем так не принято мыслить? Мы все исповедуем, что человек оправдывается не вселением в него Бога, а только верою, когда вменяются нам смерть и заслуги Христовы.

Мирянин. Смерть и заслуги Христовы вменяются только тому, кто имеет смерть Христову в себе, кто воспринял в Крещении сию смерть и распял во Христе ветхую свою плоть. Если мы имеем в себе смерть Христову, которая есть жизнь наша (Рим. 6, 3; 2 Кор. 4,11), тогда вменение или засчитывание нам Христовых заслуг действительно. Если мы с Ним умираем, то и воскресаем в новую жизнь (Рим. 6, 8-9) - и это и есть вера, то есть жизнь Христова в нас, когда Христос царствует в нас, когда в нас есть Его Дух, Его плоть и кровь. Кто имеет всё это в себе и жительствует во Христе, тот может утешаться вменённой праведностью; в противном же случае он только обольщает сам себя и будет осуждён со своей выдуманной верой.

Проповедник. Ты впадаешь в ересь Озиандера, который также утверждал, что человек не может оправдаться и спастись иначе, чем чрез сущностное вселение Божие. Но всё сие наши возлюбленные учители и предстоятели купно со всеми богословскими факультетами сочли заблуждением, осудили и отвергли. И хотя кое с чем тут и можно было бы согласиться, но руководствоваться этим учением никак нельзя, ибо против него выступают все наши церковные авторитеты.

Мирянин. Кто та кой Озиандер,я не знаю, и книг его я не читал. Но в писаниях Пророков и Апостолов я нашёл достаточное подтверждение основанию своей веры. Кто же отвергает то, о чём я говорил, тот, кем бы он ни был, отвергает и Духа Божия, и совершает та кой грех, который не отпустится ему (Мк. 3, 29). Ибо Са м Сын Божий сказал сие - а Его слова суть Дух Святой (Ин. 6, 63).

Проповедник. Ну хорошо, я послушаю, что ты скажешь в защиту этого мечтательства о телесном вселении Бога в человека.

Мирянин. Святой Дух свидетельствует во мне, что это отнюдь не мечтательство, но как раз то, для чего человек сотворён, искуплен и освящён Святым Духом - чтобы быть ему храмом и жилищем Бога. Апостол говорит: Бог обитает во Христе телесно, и истинно Он во Христе, и примирил с Собою мир чрез Христа (Кол. 2, 9; 2 Кор. 5, 19). И Сын говорит: Отец во Мне, и Я во Отце (Ин. 10, 38). И это есть сущностное, всецелое вселение Бога в человека[206]. Как Бог Отец - во Христе, Сыне Своём, и Сын - во Отце, и Сии Двое есть одно (Ин. 10, 30), так и Бог Сын - в верующем человеке, и верующий человек - в Сыне, и сии оба едины. В тот день узнаете вы, что вы во мне, и Я в вас (Ин. 14, 20). И Апостол говорит: разве вы не знаете, что вы - храм Божий и жилище Его, и Дух Божий обретается в вас (1 Кор. 3,16)? Также: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём; Бог же Сам есть любовь (1 Ин. 4, 16). А узнаём мы, что Бог возлюбил нас, по духу, который Он дал нам (1 Ин. 3, 24). Кроме того, все крестившиеся облеклись во Христа (Гал. 3, 27) и жительствуют в Нём - а не вне Его или рядом с Ним. Плоть и кровь Христовы были бы бесполезны для нас, если б их не было в нас. Он не учредил бы Таинство вкушения Своей плоти и крови в воспоминание смерти Его (1 Кор. 11, 23-26), если б не надлежало Ему телесно обитать в нас, а нам

- в Нём. Если мы веруем и знаем, что Адам наличествует в настелесно -а мы никак не можем этого отрицать, ибо мы видим плоды сего; и ветхий Адам должен в нас прейти и умереть (Рим. 6, 6), - то как же тогда не быть в нас Христу, Которым и умерщвляется ветхий наш человек? Как виноградная ветвь не может исполняться соком и приносить плоды, если не будет она на лозе (Ин. 15, 4), так и мы не можем иметь жизнь и спасение без Христа, то есть вне Христа, как и Сам Он говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5) - иначе говоря: если не вселюсь Я в вас телесно, если не пребудете вы во Мне и я в Вас, то не сможете вы оправдаться и спастись. «Без Меня», написано в Евангелии, что значит: «вне Меня», «отдельно от Меня»-то есть, как бы говоря иными словами: «если вы будете отделены от Меня, останетесь вне Меня, как отсечённая ветвь, то не сможете принести никакого плода», каковой плод есть жизнь, свет, праведность и святость. Поскольку же Писание ясно говорит нам, что Небесный наш Отец - Виноградарь, Христос - Лоза, мы же, христиане, - ветви (Ин. 15, 1-5), то как я могу веровать иначе, и отрицать, что мы должны жить в Боге и Он в нас? Это и есть небесный, вечный брак, когда пребываем мы соединёнными и сочетанными с Богом. Поскольку мы рождены и происходим от Самого Бога, из лона Его, то и пребываем мы вТом, Кто родил нас. И это и есть вера - Христос, живущий в нас, и это и есть любовь

- Бог и Его Святой Дух в нас. Бог есть наше небо, и мы суть Его небо. Никто не восходит на небо, как только Тот, Кто сошёл с небес (Ин. 3, 13) и пребывает на небе - Христос и все христиане.

Проповедник. Если б ты читал сочинения Озиандера, ты бы обнаружил, что он целые страницы заполняет подобными рассуждениями, какие ты мне здесь столь пространно излагаешь. Но что это такое - нанизывать друг на друга столько изречений Писания без должного и основательного их разумения и толкования? В таких вещах Писание надлежит понимать правильно, по разуму и истолкованию наших учителей, а также отцов святой Церкви. Наши предстоятели со всеми богословскими факультетами определили, что учение Озиандера ложно, и осудили его писания. Это делаю и я, и держусь Аугсбургского Исповедания и прочих нынешних толкований Писания.

Мирянин. Я почитаю святую Библию выше, чем все человеческие книги, ибо её продиктовал и написал Святой Дух. Люди же, в которых Святой Дух не обитает сущностно, ничего не могут ни уразуметь, ни истолковать право; они суть лжецы со всеми своими книгами.

Проповедник. Ты считаешь, что учителя нашей Церкви, равно как и учёные мужи богословских факультетов наших университетов, не имеют Святого Духа?

Мирянин. Кто имеет Святого Духа, в том Он живёт и изливается любовью (Рим. 5, 5), что невозможно без Христа. Христос же со Святым Своим Духом обитает в человеке не вменённым совне, но внутри него, и учит его понимать и уразумевать всё, что Христос говорил во плоти (Ин. 14, 26) так, что человек никогда не отвержется сего.

Проповедник. Ты не хочешь принять - как утверждаем мы всегда во всех наших проповедях и писаниях - что Бог обитает в человеке по благодати и возжигает Святым Духом новое действование[207] в сердцах верующих. Такое соприсутствие Божие по благодати и возгревание сего нового действования не есть сущностное вселение Бога в человека, как считаешь ты и некоторые еретики. Да и вообще, ты - мирянин, простец, тебе не подобает толковать Писание, как тебе заблагорассудится, ноты должен опираться на то, что предлагаем тебе мы в наших книгах.

Мирянин. Праведный своею верою жив будет (Рим. 1,17), и каждый ответит за себя (Гал. 6, 5), и никто не пойдёт вместо другого в ад или на небо. Все мы должны быть запечатлены помазанием от Бога (1 Ин. 2, 20), которое в нас; тогда не сможем мы ошибиться в вопросах веры.

Проповедник. Если б ты был способен хоть к какому-то послушанию, то я помог бы тебе избавиться от этого ужасного заблуждения озиандризма. - Господин Филипп Меланхтон (вкупе со многими иными) оставил нам прекрасное изъяснение о вселении Божием, которое содержится в его труде «О церковных установлениях»[208]. Во-первых, Бог пребывает вообще со всяким творением, дабы сохранять его, пока и насколько это угодно Ему. Это первая ступень соприсутствия Божия, как и у пророка Иеремии говорится: не Бог ли Я, наполняющий небо и землю? (Иер. 23, 23-24), etc. Вторая ступень Божия соприсутствия и пребывания та, когда Бог обитает со ангелами и человеками, исполняя их светом и жизнью. И хотя Бог не отступает от них, но пребывает только при них, по общению, какодин сосед живёт рядом с другим, один добрый друг с другим. Третья ступень Божия пребывания или присутствия та, когда Бог соприсутствует новорождённому человеку, и не только хранит его жизнь, но и возжигает и воздвизает в нём новое действование чрез Своё вдохновение. Поэтому не жил Бог внутри Давида, Иеремии, Исаии, Даниила etc., но совне воздействовал и подвизал их сердца, обитая отдельно от них. И, наконец, четвёртая ступень Божия присутствия - когда Бог телесно живёт во Христе (Кол. 2, 9), и это есть единственный и исключительный пример сущностного вселения Божия, который не может быть постигнут никаким сотворённым существом. Из сего ясно и очевидно, что все изречения Писания, которые ты мне здесь приводил в таком количестве, должны пониматься не в смысле сущностного вселения Бога в человека, но в смысле Божия соприсутствия и сопребывания.

Мирянин. Все эти вещи я учил в дни юности моей, и если бы Бог не изволил осиять меня светом Своим, то погибла бы душа моя... О! смилуйся над нами, Боже, отверзи очи наши, дабы ясно узрели мы, что истинно, а что ложно!

Проповедник. Ты почитаешь это спасительное, здравое и чистое учение ложным? Но ведь на нём утверждается вся наша христианская вера, о чём свидетельствует Аугсбургское Исповедание и прочие многочисленные писания!

Мирянин. Я не учительствую в Церкви, как Ваше Преподобие, поэтому не хочу я судить о том, что право, а что неправо. Я говорю лишьотом, чтолично я хочу строить своё исповедание спасительной веры не на песке, то есть на человеческих книгах или человеческих учениях, но на твёрдом камне - Иисусе Христе.

Проповедник. Спасительная вера - Аугсбургское Исповедание, и основывается оно не на чём ином, как именно на камне - Иисусе Христе.

Мирянин. Где основа и краеугольный камень - Христос, там до малейшего блюдётся Его учение и жизнь, поскольку Христос и жизнь во Христе неразделимы. Но в нынешнее время люди предпочитают жить совершенно несообразно Библии и Самому Христу, нежели отвести свой взор от Аугсбургского Исповедания. Они скорее оставят Иисуса Христа, чем человеческие книги, поскольку за них держится и от них зависит столько князей, ландграфов, правителей, рыцарей, вельмож и простецов, городов и торговцев, etc.

Проповедник. Ты можешь считать, как ты хочешь, но ты совсем не найдёшь, чтобы это твоё учение о вселении Бога в человека было должным образом признано истинным - наоборот, всякий отвращается от подобных речей.

Мирянин. Тем лучше. Если б мы имели веру с горчичное зерно (Мф. 17, 20), мы больше боялись бы Бога, чем людей. Если Христос был бы в нас, мы не думали бы об угождении кому-либо (Гал. 1, 10).

Проповедник. Если б такое обоюдное вселение Бога в человека и человека в Бога было на самом деле, то все основы нашего вероучения, преподаваемые в школах и с кафедр, оказались бы ложными, и мы должны были бы идти тем же путём, что и Христос - и тогда Его страдания и заслуги, коими Он искупил наши грехи, вменились бы ни во что и были бы бесполезны для нас.

Мирянин. Совершенно невозможно, чтобы верующий человек не шёл тем же путём, что и Христос, или чтобы христианин своей жизнью во Христе умалял или уничижал Его смерть и заслуги. Напротив, верующий постоянно пребываете памятовании Егосмерти и заслуг(2Тим. 2, 8), ибосила святого Крещения совершается в нём. И именно для того Христос отъял от нас грех, чтобы мы умерли греху и не жили ему больше (Рим. 6, 11; 1 Петр. 2, 24). Разве можем мы сказать: «Христос для того претерпел за нас смерть, чтобы мы ходили во грехе и жительствовали по ветхому человеку»? Вот тогда бы мы поистине отверглись смерти Христовой и Таинств Крещения и Вечери.

Проповедник. Христос пришёл, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8). Он, Он, Он соделал сие для нас; мы не можем тут ничего. Мы должны только веровать, что Он сотворил сие, и утешаться по этой вере Его заслугами, принимая Таинства во спасение. Этому научен я от возлюбленных моих предстоятелей на богословских факультетах наших университетов, дающих миру учёных людей. Ты же - простец, нисколько не учился, как мы - и дерзаешь читать Священное Писание! Тебе это вовсе не дозволено; ты должен слушать нас, взирать на нас, учиться от нас - и отнюдь не привносить в Церковь никакого нового учения!

Мирянин. Неужели Ваше Преподобие не согласится со мною, что праведник своею верою жив будет (Авв. 2, 4; Рим. 1, 17), и что каждый человек за свою душу должен будет дать отчёт сам, а не кто-либо иной вместо него?

Проповедник. Я и проповедую ни о чём ином, как только о вере, и о том, что всякий человек спасается верою, вменяемою ему без всяких его заслуг[209].

Мирянин. Кто проповедует веру, тот проповедует Евангелие, или Христа Распятого (1 Кор. 1, 23). Кто проповедует Христа Распятого, тот проповедует умерщвление плоти[210] и животворящее действие Духа, то есть, чтобы мы умерли во Христе ветхому человеку и жили новому, чтобы совлеклись мы ветхого человека и облеклись в нового - и это и есть жизнь Христова в верующем человеке. Таким образом вера, Христос и Его жизнь сущности о едины и никоим образом неотделимы друг от друга, равно как Бог и Слово, свет и жизнь суть одно в человеке. Слово есть Христос, и есть дух и жизнь (Ин. 6, 63), и сия жизнь есть свет человекам, и светит во тьме (Ин. 1, 4-5). Как невозможно отделить друг от друга слово, дух, свет и жизнь, сущие в человеке, так же невозможно разделить веру, Христа и Его жизнь, то есть жительствование во Христе. Насколько кто имеет веру, настолько имеет он и Христа и Его жизнь - и это должно быть в верующем человеке, а не оставаться вне его или вменяться емусовне.

Проповедник. Да... я вижу, что ты всё же хочешь остаться при своём мечтательстве и оправдаться и спастись чрез сущностное вселение Божие - чего ты от меня никогда не слышал, и чему я тебя никогда не учил.

Мирянин. Скажите мне, Ваше Преподобие, но разве это не правда? Дела сатаны - такие, как прелюбодеяние, блуд, ненависть, зависть, гнев, возношение, упорство, несправедливость etc. - не суть ли все в человеке, а не вне его? Ибо что входит совне, то не оскверняет человека (Мф. 15, 11). Если же такие дела диавола суть в нас, то как же не быть в нас и смерти Христовой, чтобы ею разрушил Он в нас эти дела диавола? ибо мы крестились с Ним в сию смерть (Рим. 6, 3). Если бы Христа не было в нас, то не было бы нам от Него никакого проку. Христос никого не спасает совне - но чрез веру извнутри. Ад никого не погубляет совне - если бы поместить среди бесов в аду Ангела, [то не претерпел бы он от этого никакого вреда]. Небо не спасает никого совне, но только извнутри - если бы бес прокрался на небо среди Ангелов, [не стал бы он от этого спасённым], если можно так сказать. Христос, Камень (1 Петр. 2, 7), должен быть в нас, и мы в Нём. Ибо вера есть Христос в нас, Царство Христово в нас (Лк. 17, 21), и мы -если только мы жительствуем во Христе - в Царстве Его. И если не было бы в нас Его Царства, то не могли бы мы молиться: даприидет царствие Твое (Мф. 6,10)[211]. Если не было бы в нас неба, никогда не смогли бы мы взойти на небо. Бог - наше небо, как я уже говорил, и мы - Его небо. Христос сделался для нас от Бога праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1, 30-31). И тому я радуюсь, что искуплен, оправдан и освящён я чрез Христа, со Христом и во Христе, и отнюдь не вне Его. Сему я радуюсь, в сем живу, за сие готов умереть.

Проповедник. Ты - не мой духовный сын. Я тебя всему этому не учил. Иметь такого прихожанина, с таким воззрениями, как ты - значит подвергать опасности себя, своё служение, свою жизнь! Уходи с глаз моих долой со своим озиандризмом, со своим проклятым мечтательством! Я же остаюсь со здравым, чистым и спасительным учением наших предстоятелей и с их писаниями.

(обратно)

Глава вторая МИРЯНИН СПОРИТ С ПРОПОВЕДНИКОМ ОБ ИСТИННОМ ПОНИМАНИИ ВМЕНЁННОЙ ПРАВЕДНОСТИ[212] И О ТОМ, ЧТО ВСЕ ПРОПОВЕДИ БЕСПОЛЕЗНЫ БЕЗ БОЖЕСТВЕННОГО ПОМАЗАНИЯ, ТО ЕСТЬ БЕЗ ВНУТРЕННЕГО СЛОВА ИЛИ СЛЫШАНИЯ, ЧТО ПРОПОВЕДНИК ТАКЖЕ ОСУЖДАЕТ КАК ЕРЕСЬ

Мирянин. Хоть Вы, Ваше Преподобие, и отгнали меня от себя как негодного прихожанина, недостойного внимать Вашему учению, но Бог не отверг меня; и утешаюсь я тем, что пребываю в Нём и научаюсь Духом Его в себе самом больше, чем могут научить меня все книги и проповеди, пусть бы и читал я их непрестанно до скончания века.

Проповедник. Посуди сам, не заслужил ли ты, что я гневаюсь на тебя? Ты отрицаешь вменённую праведность, которая есть великая отрада для всякого благочестивого христианина. Ибо кто отвергает сию вменённую праведность, тот лишает нас всякого утешения всесильными заслугами Господа нашего Иисуса Христа. Мы не можем прожить без греха, мы не можем быть чистыми и непорочными и святыми, кактребует того твоё телесное вселение Бога в человека. Апостол Иоанн ясно указывает на это следующими словами: если говорим, что мы не согрешили, то представляем Бога лживым, и истины Его нет в нас (1 Ин. 1, 8; 10). И Давид восклицает: нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8, 46). Если же - чего никто не может отрицать - в нас есть грех, то как может состояться это твоё телесное вселение Христа, требующее совершенной святости от человека? Так в древние времена суемудрствовали катары[213], а нынетакучат некоторые анабаптисты.

Мирянин. Выслушайте, Ваше Преподобие, моё мнение о вменённой праведности. Я не утверждаю, что в человеке нет греха, ибо и все святые были не лишены грехов, и кто говорит, что не имеет греха, тот лжец, и Христос пришёл не ради праведных и святых, но ради бедных грешников (Мф. 9,13). Но что хочет сказать Иоанн этими словами - кто говорит, что не имеет греха, тот лжец, и истины нет в нём (1 Ин. 1, 8)? Это значит, что не живёт в человеке, так говорящем, [Иисус Христос], Истина (Ин. 14, 6). На следующей же странице Апостол пишет: кто делает грех, тот от диавола, и не от Бога рождён (1 Ин. 3, 8-9), то есть: кто делает грех и одновременно хочет вменить и засчитать себе праведность Христову, тот от диавола и есть сын диавола, рождённый от сатаны. Ибо смерть Христова не вменяется никому, кроме верующего. А верует во Иисуса Христа только тот, кто не позволяет своему греху владычествовать над собою, то есть тот, кто сопротивляется грехам и порокам и не даёт себе погружаться в них. Необходимо понимать существенную разницу - иметь в себе грех и совершать грех. Грехи имели все святые, и исповедовали это от всего сердца, каждодневно вознося молитву «Отче наш». Но они не делали, не совершали греха, то есть они не желали греха, не соглашались с ним и не позволяли себе пребывать в грехе и закосневать в нём, следуя а постолу Па влу, говоря щему: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6, 12). Иначе Дух Христов не жил бы в них, они оскудели бы внутренним свидетельством Иисуса, и не было быв них никакой веры.

Проповедник. То есть, несмотря на то, что в нас есть грех, человек может иметь в себе это сущностное вселение, о котором ты говоришь?

Мирянин. А как же иначе? Если бы я отвергал и отрицал это сущностное вселение, то не было бы во мне никакой спасающей веры, я не был бы рождён от Бога, не имел бы в себе благодати Божией чрез Иисуса Христа и не смог бы спастись. Ибо истинное спасение и заключается только в сущностном единении человека с Богом во Иисусе Христе и в том, чтобы Христос жил в наших сердцах, вселившись в них верою и любовью (Еф. 3,17).

Проповедник. Но как тогда в одном и том же человеке могут сосуществовать праведный и святой Христос и греховный человек? Как сохраняется в нём вменённая праведность? Возможно ли это?

Мирянин. Очень даже возможно. Ибо если человек осознаёт живущий в нём грех и кается в нём, тогда ничто не препятствует благодати Божией, то есть Христу, придти и соединиться с ним. Если же человек почитает себя праведным и безгрешным, там нет ни веры, ни Христа. И об этом говорит Апостол: где умножается грех[214], там преизобилует благодать (Рим. 5, 20). И что в таком кающемся человеке есть доброго, то - не его, но Иисуса Христа, живущего и царствующего в нём. Вот такому человеку засчитываются и вменяются Христовы заслуги, страдания и смерть. Тому же, кто позволяет царствовать греху в теле своём (Рим. 6, 12), то есть делающему грех, как говорит Иоанн (1Ин. 3, 4),заслуги и праведность Христовы никоим образом не вменяются -по той причине, что, во-первых, здесь нет никакого сокрушения, покаяния и осознания греха благодатью Божией, и во-вторых, что Христос никого не оправдывает и не спасает совне, но только извнутри. Если в нас царствует ветхий человек, Адам, то есть если мы совершаем грех, то внутренний наш новый человек мёртв. Напротив, если царствует в нас новый человек, Христос, то есть если мы чувствуем в себе грех, исповедуем его, но не совершаем его-тогда Адам в нас умирает. Итак, нет никакого проку во вменении совне.

Проповедник. Если б ты был церковным учителем или проповедником, то ты ввёл бы людей в соблазн и заблуждение такими необычными речами о внутреннем и внешнем человеке. У нас нет обыкновения так рассуждать, и ни в Аугсбургском Исповедании, которого все мы должны держаться, ни у древних и новых учителей Церкви не найти такого учения.

Мирянин. Это моё убеждение я не из проповедей почерпнул и не из человеческих книг вычитал; но божественное помазание, которое есть во мне и во всех людях (1 Ин. 2, 20; 27), привело меня к Священному Писанию, где я нашёл достаточно свидетельств сему. Апостол говорит: если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4,16); жизнь Христова должна открыться в теле нашем (2 Кор. 4, 10), etc. Но таковые свидетельства Вы можете сами найти в Писании, у меня не достанет времени прочитать Вам их все.

Проповедник. Ты отходишь слишком далеко от Слова Божия. Ты говоришь, что твоим убеждениям научило тебя божественное помазание. А вот если бы ты держался общепринятой церковной проповеди, то ты не отпал бы от нашего правого учения и не нападал бы так на чистые и душеспасительные писания наших учителей, всеми признанных. Как говорится, «держись за Закон Божий», то есть за Слово Божие -то слово, которое мы, законные учителя, проповедуем с кафедры живительным гласом. Тогда не сбился бы ты с верного пути, какой - благодаренье Богу! - имеем и блюдём мы во отечестве нашем.

Мирянин. Я и держусь - и усердно держусь, как я полагаю - за Божий Закон или Слово Божие, насаждённое в нас и написанное перстом Божиим на скрижалях нашего сердца (2 Кор. 3, 3) - живительный закон, подкрепляемый и внешним свидетельством, обретающимся в писаниях Пророков и Апостолов. Но без внутреннего всё внешнее мертво и бесполезно.

Проповедник. Ты говоришь, что тебя всему научило внутреннее помазание, а не какой-либо проповедник или толкователь Писания. Но тем самым ты вменяешь ни во что церковное служение слова - а ведь вера происходит от слышания, как сказал Апостол (Рим. 10, 17).

Мирянин. Апостол указывает на двоякого рода служение: служение Духа - и Его служитель, наученный Богом и посланный Им, проповедует дух, силу и жизнь и сам ходит во Христе и живёт и учит как Христос; и служение буквы, служитель которой научен и поставлен людьми и проповедует только мёртвую и пустую букву, без силы и действия, без духа и жизни. Кто с добрым сердцем внимает служителю Духа, посланному Богом и наученному от Него, тот не отходит от проповеди без плода. И здесь изречение Павла «вера от слышания» истинно: именно - от внутреннего слышания, которым живится и подтверждается слышание внешнее. Кто же слушает служителя буквы, тот ничего не выносит из его проповеди, и тогда вера не может произойти от слышания, ибо внешнее свидетельство не согласуется с тем, что внутри.

Проповедник. Павел говорит здесь о Ветхом Завете, в котором служители Моисея проповедуют мёртвую букву. Мы же, проповедники Христовы, возвещаем отнюдь не мёртвые письмена, но совершаем служение Духа, то есть Нового Завета.

Мирянин. Я желал бы от всего сердца, чтоб найти мне хоть одного из многих тысяч, кто был бы научен и послан Богом, совершал служение Духа и проповедовал с кафедры Христа Распятого!

Проповедник. Не преувеличивай, пожалуйста. Мы все проповедуем святое Евангелие. Поэтому ты и должен держаться слышанного церковного слова -тогда обретёшь ты надлежащее наставление и не будешь нуждаться в ожидании ещё какого-то наития Духа.

Мирянин. Все благочестивые люди выслушивают проповеди за послушание; некоторые - по привычке, некоторые - из страха перед наказанием от начальства, или чтобы на них не пало подозрение в том, что они разоряют принятый порядок. Но во всём этом поистине нет ни сока, ни жизни. Внешняя история оХристе проповедуется без всякой внутренней силы; и если бы Святой Дух не научал простые и добрые сердца, то ни один человек не спасся бы чрез ваши наставления и проповеди.

Проповедник. Святой Дух не будет приходить с неба и учить тебя, как это было до пришествия Христова, когда научал Он так Пророков. [Ныне] Бог учредил, что люди научаются друг от друга. Он изволил, чтобы слово Его было проповедано чрез человеков, а не непосредственно Духом. Кто уничижает и отвергает служение слова и ожидает наития Духа, тот энтузиаст и мечтатель и обольщён бесами. Нет у нас иного слова, чем то, которое заключено в писаниях Пророков и Апостолов, и по божественному установлению должно держаться писаного слова и ничего не ожидать от Духа. Все эти духи приводят к ереси, в чём мы всегда и убеждаемся.

Мирянин. Я вовсе не уничижаю и не отвергаю внешнего служения слова, и писаное слово, Священное Писание, драгоценно и любезно мне - но не без Духа. Святым Духом внешнее свидетельство Писания согласуется с моим сердцем - и это и есть Закон Божий, мой свет и жизнь и моё спасение; это и есть Слово Отчее, и оно - в наших сердцах и в устах внутреннего человека. Святому Духу нет нужды сходить с небес, Он всегда в небесах-то есть в нас (Лк. 17, 21), ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5). Он есть Слово и Закон Божий, Которым продиктованы и записаны все пророческие и апостольские книги.

Проповедник. Ты когда-нибудь в своей жизни слышал от меня с кафедры подобные вещи? Или, может быть, ты прочитал это в каком-либо церковном толковании Библии?

Мирянин. Должен признаться, что этому я не научился ни от людей, ни с кафедры, также не из какого-либо толкования Писания. Но Бог не оставляет Своих простецов, Он соделывает их стократ учёнее, чем всех их учителей.

Проповедник. Все богословские факультеты наших университетов отвергают и осуждают устно и письменно autodidactos, то есть тех, кто научает самих себя, не без основания утверждая, что они суть своенравные упрямцы. Также в нашем отечестве и во всей Империи строжайше запрещено проповедовать с кафедры внутреннее слово, ибо это ересь энтузиастов и швенкфельдианцев. Аты приходишь сюда, как одержимый, со своим внутренним словом, внутренним слышанием и научением от Бога!

Мирянин. Я вовсе никакой не «автодидактос». Не от самого себя научаюсь я этому, но от Того, Кто во мне, - от Бога слышуя и научаюсь сим божественным вещам. Кто отвергает внутреннее слово, тот низлагает и отрицает Третий Артикул нашей веры об освящении[215], или просвещении, и тем самым отвергает Самого Иисуса Христа, Который есть слово, свет и жизнь во всех человеках. Разве не вдохновением Святого Духа написана Библия? Разве не является буква оболочкою и покрывалом Слова? Я утверждаю: если бы не было внутреннего слова, то не было бы никакого Писания, никакого христианина, да и вообще никакое творение не могло бы существовать и жить.

Проповедник. Ты ведь, конечно, слышал, что всем нам повелено придерживаться установлений и писаний богословских факультетов нашихуниверситетов, которые с помощью мирских властей, как своих орудий и инструментов, осудили и воспретили это учение?

Мирянин. Бог поразил их слепотою. Поскольку они духа угашают (1 Сол. 5, 19) и отвергают сущий в них свет, попустил Бог за это прийти на них тьме, так что они не видят и не разумеют, что они осуждают. В их же собственных книгах написано: «всуе учит или проповедует совне с кафедры тот, кто не научен в сердце Святым Духом»[216]. Хотя бы кто слушал проповеди беспрерывно до Судного дня, не придёт он ко Христу, если не привлечёт его Дух Отца (Ин. 6, 44), то есть если извнутри не просветит его Святой Дух.

Проповедник. Ты едва ли не убеждаешь меня допустить наличие внутреннего слова наряду с внешним.

Мирянин. Ах! дал бы Бог, чтоб и Вы, и все остальные безоговорочно покорились божественному помазанию, внутреннему слову, и читали бы только святую Библию во свидетельство! Тогда пришли бы Вы к живому познанию Иисуса Христа, не допускающему никакой тьмы и никаких заблуждений!

Проповедник. Но постой, ведь мы и имеем с помощью Божией познание Христа и чистую истину!

Мирянин. Без того, чтобы человека привлёк ко Христу Отец, то есть без внутреннего слова, невозможно право познать Христа, проповедовать истину etc.; ибо кто не услышит и не научится от Отца, тот не придёт к Сыну (Ин. 6,44-45).

Проповедник. Имея Библию, я имею Божие Слово, и не знаю никакого иного слова, кроме писаний Пророков и Апостолов, полно, ясно и понятно истолкованных и изъясненн ых нашимиучителями.

Мирянин. Да, по букве и по внешнему свидетельству мы имеем Божие Слово. Но не всякому дано истинное его разумение, а только тому, кто научен от Бога, от помазания, которое в нас (1 Ин. 2, 20; 27). Слово Божие сокрывается в трёх сокровищницах: во-первых, в букве Писания - но никто не понимает Писания, если не научен он от Бога. Во-вторых, сокрыто Слово в человеческой плоти - но никто не разумеет сего, если не привлечёт его Отец; наконец, оно сокрыто в сердце - но никто не обрящет его, кроме верующего, просвещённого Духом Святым.

Проповедник. Слишком много полагаешься ты на Духа. Это неизбежно приводит к отвержению церковного служения слова, что и произошло с анабаптистами, швенкфельдианцами, энтузиастами, мечтателями и прочими «фанатиками духа». Они отрицают внешнее проповедуемое слово и призываютлюдей к внутреннемупросвещению, говоря,что нужноусесться в углу иожидать особенных вдохновений, видений и откровений.

Мирянин. Чем занимаются они или им подобные, я не знаю, так как, не читая их книг, я не могу с точностью утверждать, что с ними происходит. Ноя полагаю, что они отвергают внешнее служение слова столь же мало, сколько и я. Ибо внутреннее слово и слышание подтверждает и делает понятным внешнее свидетельство служителей Духа. В сердцах верующих одно соединяется с другим. Зачем же тогда отрицать произносимое в церкви слово?

Проповедник. Я определённо читал в их книгах, что они вменяют ни во что проповеданное слово, но занимаются только тем, чтобы вызвать в себе внутреннее слово и слышание-чего мы, купно со всеми богословскими факультетами наших университетов, не приемлем и не допускаем.

Мирянин. Они не занимаются вызыванием внутреннего слова или слышания, поскольку оно и так прежде того, без всякого их делания или сидения в углу, есть и пребывает вовек в каждом человеке. Но кто не услышит его и не научится ему от Отца, тот не придёт к Сыну. Мы все должны быть научены сему Богом (Ин. 6, 45), и никак иначе.

Проповедник. Да, я согласен с тем, что мы все должны быть научены от Бога, то есть не от учений, выдуманных людьми, но от учения, откровенного с небес и проповеданного служителями слова. Чрез таковую проповедь Дух Святой изволяет действовать и порождать в людях веру. Таким образом, все мы научаемся Богом - но не непосредственно, а чрез услышанное с церковной кафедры слово и чрез святые Таинства, и никакие без этих средств.

Мирянин. Если б я изложил Вашему Преподобию правое и истинное разумение этих предметов, то Вы также сочли бы, что я отвергаю внешнее слышанное слово и Таинства, хотя я - видит Бог! - нисколько не отвергаю их. - Скажите мне вот что: веруют ли маленькие дети во Иисуса Христа?

Проповедник. Вообще-то я сомневаюсь в этом - здесь вещь тонкая. Ведь кто не слушает Слова Божия, тот не может веровать, ибо вера от слышания. И кто не крещён, не может веровать, ибо Святой Дух даётся нам посредством сего Таинства, иначе остаёмся мы турками и язычниками.

Мирянин. Вот Вы учите других устно и письменно - а этого не знаете... А что Вы думаете тогда о некрещёных детях?

Проповедник. Мы придерживаемся здесь писаний наших учителей и предстоятелей, и предоставляем сих некрещёных суду Божию.

Мирянин. Ах, Ваше Преподобие! да отверзет Бог очи мне и Вам! Истинно, внешнее средство не порождает и не соделывает ничего внутреннего. Тень не производит сущность. Солнце или воздух не произращают грушу на дереве, но вызревает она изнутри ветви. Буква не приводит в действие дух. Всякая вещь исходит извнутри. Внутреннее слово становится внешним, Слово становится плотию (Ин. 1, 14), из духа истекает буква. Кто крещён в духе, тот принимает крещение водою. Кто вкушает Христа в душе верою, тот принимает вкушение воспоминания в Таинстве Вечери. И кто научается от божественного помазания, тот с радостью выслушивает служителей духа. Вера от слышания, именно - от внутреннего слышания, к которому присовокупляется и внешнее. Вера не вливается в человека при посредстве воды, природного вещества, и Святой Дух не входит в него при посредстве Таинства. Слово, которое есть свет и жизнь во всех человеках, не входит в нас посредством буквы.

Проповедник. Если б я говорил что-либо подобное с кафедры, то я был бы объявлен еретиком и обольстителем, отрешён от своего служения и должности и изгнан с женою и детьми из страны по причине несогласия моего учения со всеми остальными! Ноя никогда в жизни и не видел и не читал сего ни в одной книге Лютера и Филиппа, равно как и у прочих учителей святой Церкви.

Мирянин. Что касается Филиппа и других книг, то тут нет ничего удивительного. Ибо Филипп был совсем не богослов, но всего лишь учитель греческого языка, философ-аристотелик. А вот в книгах Лютера ищите лучше. Там найдёте Вы именно такие речи, какие слышите от меня, особенно в его ранних сочинениях. Впрочем, я не связываю себя ни с каким человеком, кем бы он ни был. Я прилепляюсь только к единому Господу Иисусу Христу; Он - моя книга, и свидетельство об этом даёт мне Священное Писание. И Вам бы хорошо ничего не писать, ничему не учить и не проповедовать и ничего не принимать кроме того, что имеет своё основание в писаниях Пророков и Апостолов. Великая ошибка Вашего Преподобия заключается в том, что Вы держитесь более за ваших учителей и за человеческие книги, нежели за Иисуса Христа или за Его животворящее слово.

Проповедник. Да Боже упаси! Я приемлю и возвещаю только учение Христа и Апостолов!

Мирянин. Хорошо! но тогда примите и те слова Христа, которые Он Сам изрекает, цитируя Пророков: вы все должны быть научены Богом (Ин. 6, 45). Также Апостол говорит: если вам надлежит знать нечто, то Бог откроет вам это (Фил. 3, 15). И Давид восклицает: паду ниц и услышу, что скажет во мне Господь Бог (Пс. 84, 9). Также: вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2, 27). Вы видите, что здесь всё сказано про внутреннее слово, внутреннее слышание в человеке.

Проповедник. Если не держаться проповеданного слова, а доискиваться внутреннего слова и слышания, то в святую Церковь может быть привнесён соблазн и нестроение - люди будут обольщаться с Тамером, Латомусом[217] и прочими, что-де, Церковь рассеяна повсюду, среди всех народов, племён и языков, а не является видимым определённым собранием.

Мирянин. Читая Ваше толкование на слова Писания «все вы должны быть научены Богом», я заметил, что Вы отстаиваете там четыре ложных воззрения.

Проповедник. Что же это за ложные воззрения?

Мирянин. Вы пишете, что «быть наученнымотБога» значит следующее: чрез проповеданное слово, откровенное Богом с небес, входит в человека вера и даётся ему Святой Дух, действующий в Слове и в Таинствах. Но это не так, как всем нам ясно показывает опыт. По тридцать и сорок лет слушаем мы проповеди, четырежды в год приобщаемся Таинству Алтаря - и ни в малейшей степени не обнаруживаем в себе ни жизни, ни просвещения, и мир постоянно становится всё хуже и хуже. Что же касается ложных воззрений, то Вы утверждаете в Вашем толковании, во-первых, что самое главное - это проповеданное слово, оно соделывает всё, в том числе даёт и Святого Духа в сердце. Во-вторых, что святая Церковь есть видимое собрание в определённой стране, в котором проповедают, крестят и преподают Таинство Алтаря. В-третьих, Вы не разрешаете себе упоминать внутреннее слово и слышание, чтобы не быть вам отлучённым от церкви[218]. В-четвёртых, Вы хотите вместе с Филиппом отложить Божие научение человека до перехода в мир иной, до «небесной академии[219]», как будто Пророки, говоря об этом, имели в виду жизнь будущего века, что совершенно не так.

Проповедник. Да, я разобрал эти положения в своём толковании - но они вовсе не являются ложными воззрениями, ибо подтверждены они письменно и устно нашими предстоятельствующими учителями, и всякий верует, что всё сие - правда и истина, в строгом соответствии со смыслом Аугсбургского Исповедания.

Мирянин. О Ваше Преподобие! должно бы Вам почитать Библию выше, нежели все человеческие книги! Христова вера и Библия существовали задолго до того, как появилось Аугсбургское Исповедание и прочие подобные сочинения. Испытайтежесебя в свете Божией воли и посмотрите, во Христа ли Вы веруете, или в человеков. - Если бы эти четыре положения были правильны и истины, то Святая Кафолическая Церковь должна была бы находиться в определённом месте, в определённой стране и быть неким видимым собранием. Но ведь каждая секта под солнцем хвалится именно этим, и претендует на то, чтобы быть истинной Церковью. Также признаками Святой Христовой Церкви были бы проповеданное слово и Таинства, что тоже неверно. Далее: если б не было в нас внутреннего слова, божественного помазания и научения от Духа - чрез что вдохновлены все писания Ветхого и Нового Завета - и мы познавали бы Христа только в будущей жизни, то не могли бы мы здесь испытывать духов, от Бога ли они (1 Ин. 4, 1) и не обретали бы опытом истину в сердце, но только лишь слепо веровали бы во внешние благоуветливые словеса.

Проповедник. Ты привёл мне на память Томаса Мюнцера, который тоже держался только внутреннего слова и не желал принимать никакого писания, потому что-де, он познавал всё внутренно в своём сердце. Но он осуждён и отвергнут всеми учёными богословами в наших университетах. Если бы я научал людей внутреннему слову и слышанию, свидетельству сердца или внутреннему познанию во глубине души, то несомненно меня причислили бы к последователям Мюнцера и «небесным пророкам».

Мирянин. Благо вам, говорит Христос, если мир ненавидит вас и изрекает на вас всякое зло (Ин. 15, 18; Мф. 5, 11). Истину этим не заглушить, хотя бы она была презираема и объявляема ересью всякими лжецами. Нет у истины других врагов, кроме лжецов. - Я утверждаю: кто отвергает внутреннее слово и свидетельство сердца, тот отвергает веру-мерило иустав всякой церковности; тот не может испытывать духов, от Бога ли они. И даже более - тот отвергает Иисуса Христа и всё богословие, которое преимущественно есть внутреннее состояние и опытное познание, нежели внешнее знание по букве[220].

Проповедник. Я, может быть, почти и согласился бы с тобою в этом пункте о живом опытном познании в сердце. Но, как говорится, я связан присягой - держаться тех писаний, которые приемлют наши князья, ландграфы, города etc. Я остаюсь с большинством, под защитой и покровом властей. Ибо если услышат, что кто-нибудь только заикнётся о внутреннем слове или слышании, о наитии Духа, о невидимой Церкви, сущей среди всехнародов, то тут же объявяттакого мечтателем, еретиком, обольстителем, швенкфельдианцем, анабаптистом, «небесным пророком» etc., и едва ли сохранится в безопасности его жизнь.

(обратно)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь