Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отделение частей от целого
Видение — одна из самых важных операций среди возможных: с помощью зрения вы можете уловить бесконечное число форм и объектов, но взгляд фиксируется лишь на одном объекте за раз. Когда Леонардо да Винчи рассматривал проблему, он видел общее, но переходил от одной детали к другой в поисках происхождения или первопричины существования каждой детали. Он считал, что знание возникает благодаря отделению частей от целого и анализу взаимоотношений и ключевых факторов, влияющих на конкретную ситуацию.
Диаграмма Исикавы Профессор Каору Исикава из Токийского университета воплотил эту стратегию в своей диаграмме, которая также известна как «рыбья кость» из-за своеобразного внешнего вида. Диаграмма Исикавы — это способ визуальной организации и анализ всех факторов, которые могут повлиять на конкретную ситуацию, путем выяснения всех возможных причин, влекущих за собой определенный эффект. Эффект — это желательный или нежелательный результат, вызванный рядом причин. Обучая использованию этого инструмента, японцы часто приводят в качестве примера «совершенную тарелку риса». На типичной диаграмме мелкие причины обычно объединяются в четыре основные категории. Например, в производстве этими категориями будут «материалы», «люди», «методы» и «инструменты», а в образовании — «учителя», «методы», «окружение», «учащиеся» и «правила».
Чтобы составить диаграмму Исикавы для проблемы, нужно записать ее в «голове» рыбы, определить «ребра» — основные категории причин существования проблемы и сгруппировать более мелкие причины вокруг этих ребер. Затем по поводу каждой мелкой причины задать вопрос: «Почему это происходит?» Ответы записать как отростки от соответствующей «кости». Допустим, мы хотим стимулировать творчество в нашей организации. Вот инструкции по созданию диаграммы Исикавы для этой ситуации.
Определим наш эффект словами «Отличная креативность организации». Запишем это в правой части (голова рыбы). Проведем прямую линию, напоминающую рыбий хребет. Следующий шаг — мозговой штурм по определению основных причинных категорий. Каковы главные средства повышения творческого духа организации? Можно записать все найденные причины, обычно их от трех до шести. Сойдемся на четырех. Это будут «Люди», «Окружение», «Материалы» и «Правила». Основные причины выступят в качестве ребер рыбы. Более мелкие причины группируются вокруг крупных наподобие рыбьих костей. «Тренинг креативности» прикрепим к ребру «Люди», а «Стимулирование» — к ребру «Окружение». Для каждой мелкой причины снова ставим вопрос: «Как можно это осуществить?» Ответ запишем рядом с костями в виде отростка. Например, отростком кости «Тренинг» будет фраза «Нанять внешнего эксперта для консультаций по тренингу». В примере ниже у нового продукта компании плохие продажи. Создав диаграмму Исикавы для этого эффекта, компания обнаружила многочисленные причины проблемы: продукт некачественный, слишком поздно вышел на рынок, недостаточно персонала в отделе продаж и он плохо подготовлен, не было денег на рекламу, потому что глава отдела маркетинга не поверил в идею; не удалось найти нужные каналы сбыта, потому что недостаточно четко была определена целевая аудитория.
После выявления всех причин и группировки их в соответствующие категории проведем мозговой штурм для поиска решений и запишем решения с правой стороны от каждого ребра. Для начала мозгового штурма запишем проблему, заявленную в качестве головы рыбы, на большом листе картона, прикрепленном к стене. (Лист должен быть действительно большим, чтобы обеспечить свободное место для создания диаграммы.) После того как на рисунке появляются ребра (основные причины), группа ищет более мелкие причины и фиксирует их на диаграмме слева от ребер. При появлении каждой причины задаемся вопросом: «Почему так происходит?» Ответы записываем. После выявления всех причин генерируем возможные решения и идеи (обычно две или три для каждой причины) и пишем справа от ребер. Для каждого случая используем разные цвета. Полностью потенциал этого метода реализуется, если группа имеет возможность провести несколько совещаний с мозговым штурмом. Создание диаграмм Исикавы позволяет увидеть взаимоотношения между причинами и следствиями, а также учесть различные факторы ситуации и определить те зоны, где требуется больше данных или информации. Диаграмма возбуждает подсознательное. Исикава говорил, что вы рисуете рыбью кость и оставляете ее всю ночь вариться. Вернувшись, вы удивитесь, насколько новые мысли и идеи приготовило для вас подсознание.
Слова и цепочки слов Хотя кажется очевидным, что Аристотель оказал существенное влияние на человеческое мышление, современное общество и система образования больше обращают внимание на сами открытия, чем на те мыслительные процессы и стратегии, благодаря которым эти открытия были сделаны. В своей книге «Об истолковании» Аристотель описывал, как слова и цепочки слов оказались мощными инструментами мысли; они не только отображали, но и формировали его мышление. Аристотель считал, что слова и цепочки слов, которые мы используем при постановке проблемы, играют важную роль в нашем подходе к ней. Рассмотрим следующую задачу: кувшинки на озере каждые 24 часа удваивают свою численность. В первый день лета на озере росла только одна кувшинка. Спустя 60 дней озеро полностью покрыто кувшинками. На какой день озеро будет покрыто кувшинками наполовину? Слова «удваивают», «24», «одна», «на какой день» и «60» вводят большинство людей в искушение разделить 60 дней на два и предложить в качестве решения тридцатый день. Но ведь численность кувшинок растет в геометрической прогрессии, потому этот ответ неверен. Кувшинки покроют озеро наполовину в предпоследний день. То, какими словами сформулирована задача, подталкивает нас к неверному ответу. Мысли текучи. Когда формулируешь задачу вербально, это кристаллизует мышление. Слова облекают в форму смутные образы и ускользающую интуицию, придают точность. Но кристалл текучим быть не может, так что, если вы довольствуетесь первыми пришедшими в голову словами, это может навредить мыслительному процессу.
Перефразирование задачи Ричард Фейнман однажды просматривал свои школьные учебники. В начале одного из них были изображены механическая собака, живая собака и мотоцикл. Все это сопровождалось вопросом: «Что приводит их в движение?» Предлагавшийся ответ — «Энергия» — привел Фейнмана в ярость. Он обратил внимание, что это пустое определение. Ученый, который во время своей профессиональной деятельности исследовал глубочайшие абстракции энергии, отметил, что лучше было начать курс обучения с разбора устройства игрушечной механической собаки, показать хитроумие шестеренок и колесиков. Сказать первокласснику: «Их приводит в движение энергия» — ничуть не более полезно, чем сообщить: «Ими двигает Бог» или «Их приводит в движение “двигательность”». Он предлагал учить студентов переводить то, чему они учатся, на нормальный язык, без использования определений. Например, попробуйте рассказать о том, что вы знаете о движениях собаки, не используя слово «энергия». Другие стандартные объяснения тоже не устроили Фейнмана. Когда кто-то ему сказал, что из-за трения истирается кожа ботинок, он ответил: «Кожа ботинок истирается, потому что трется о тротуар, и маленькие выступы и зацепы на тротуаре захватывают кусочки кожи и отрывают их». Это знание. А просто сказать «дело в трении» — бессмыслица, пустое определение. Всегда старайтесь пересказать задачу собственными словами, не используя определений. Еще один известный случай произошел с тем же Фейнманом: физик работал с инженерами НАСА над серьезной проблемой, и они постоянно называли какой-то предмет «вихревым колебательным блаблабла , работающим под давлением». По прошествии довольно долгого времени, когда дискуссия была уже в самом разгаре, смущенный Фейнман все-таки спросил, не имеют ли они в виду обыкновенный свисток. К его удивлению, так и оказалось. Проблема, о которой они пытались ему сообщить, была связана с обычным свистком. Как только он это понял, мгновенно решил задачу. Эта фигура — квадрат, заданный четырьмя точками. Квадрат — это четырехугольник с четырьмя равными сторонами и четырьмя углами по 90 градусов. Переместите две точки, чтобы получился квадрат в два раза больше, чем заданный теми точками, что на рисунке. Минута пошла.
Решение: все дело в слове «квадрат». Определение квадрата препятствует мышлению и снижает вероятность того, что вы придете к правильному ответу. Большинство людей пытаются решить эту задачу, чтобы стороны более крупного квадрата были параллельны сторонам исходного. Но это невозможно. А вот если перефразировать условие и поразмыслить над самим рисунком, можно понять, что квадрат, например, на точке — это ромб. Построив одну диагональ и перенеся две другие точки, так чтобы они были дополнительными к получившейся стороне, вы получите квадрат в два раза больше исходного.
Поменять слова Психологи утверждают, что у каждого слова, произносимого человеком, есть отклик в сознании, что формирует значение этого концепта для конкретного человека. Таким образом, наш отклик на слово «квадрат» в приведенной выше задаче состоял в том, чтобы построить больший квадрат строго параллельно меньшему. Когда мы определили квадрат как ромб, задачу удалось легко решить. Как именно возникают отклики и существуют ли они для всех слов, пока непонятно. Часто их нельзя считать откликами в привычном смысле, но они все равно определяют индивидуальное значение. Поменяв слова в условии задачи, мы запускаем скрытый процесс в сознании, провоцируя новые мысли или идеи. Несколько лет назад Toyota попросила сотрудников придумать, как они могут стать более продуктивными. Предложений поступило мало. Тогда руководство задало другой вопрос: «Как сделать вашу работу проще?» И тут идеи посыпались как из рога изобилия. Даже незначительные изменения могут привести к непредсказуемым, стихийным результатам. Порой в предложении достаточно поменять одну букву, и это изменит смысл каждого слова в нем. Например, фраза The k ids are flying planes («Дети летают на самолетах») после замены k на l звучит уже так: The l ids are flying planes («Ресницы — летающие рубанки»). Простая замена слов или изменение их порядка в формулировке задачи стимулирует воображение, добавляет новые измерения смыслу. Сравните утверждения: «Из 600 человек были убиты 200» и «Из 600 человек 400 спаслись». Тщательно изучите условие своей задачи, определите ключевые слова и измените их пять-десять раз, чтобы посмотреть, что получится. Один из самых простых способов изменения — глагол. Допустим, вы хотите увеличить продажи. Посмотрите, как меняются перспективы, если менять в вопросе глаголы:
Каким образом я могу увеличить продажи? Каким образом я могу привлечь продажи? Каким образом я могу развить продажи? Каким образом я могу расширить продажи? Каким образом я могу удвоить продажи? Каким образом я могу удержать продажи? Приумножить продажи? Восстановить продажи? Повлиять на продажи? Вдохновить продажи? Поставить на поток продажи? Поощрить продажи? Вырастить продажи? Повторить продажи? Добавить продажи? Добиться продаж? Варьировать продажи? Высветить продажи? Мотивировать продажи? Подготовить продажи? Вынудить продажи? Организовать продажи? И так далее.
Поиграйте с глаголами и существительными Игра с глаголами и существительными позволяет подумать о тех перспективах, которые приходят в голову не сразу. Попробуйте в условии вашей задачи поменять существительные на глаголы, а глаголы на существительные. Например, вопрос стоит так: «Как мне продать больше бутылок?» Если заменить существительное глаголом, а глагол — существительным, то получится что-то вроде «Как мне бутилировать больше продаж?». Бутилирование продаж заставляет думать о способах закрытия сделки, а не о том, как продать больше бутылок. Вопрос «Как улучшить отношения с потребителем?» становится вопросом «Как употребить относительные улучшения?». Это порождает новую перспективу и заставляет думать об употреблении товаров и услуг покупателями, использовании всех важных аспектов деятельности клиентской поддержки и других подобных вещах. Еще один способ изменения взгляда на проблему — замена существительного его антонимом. Если вопрос сформулирован словами «Как можно увеличить продажи?», вставьте вместо продаж антоним — «расходы». Новая повестка дня будет связана с размышлениями о том, как тратить больше, чтобы больше зарабатывать: Не нужно ли выделить больше денег в бюджет отдела продаж? Не нужно ли продавать продукты более высокого качества? Стоит ли оплачивать больше рекламы? И так далее.
Перестановка слов Один из излюбленных методов Аристотеля для проверки посыла — то, что он называл «обратимостью». Он считал, что если посыл верен, то обратный посыл должен быть обратим. Например, если любое удовольствие — это благо, то часть блага должна состоять в удовольствиях. Простой перестановкой слов мы добились другого взгляда на вещи. Порой изменение порядка слов в задаче влечет за собой создание словесно-понятийной цепочки, приводящей к появлению новой перспективы. В следующем примере слова распределены по двум рядам — А и В, и участники эксперимента должны разрешить определенные ситуации. Когда первым шло слово «небоскреб», испытуемые начинали выдвигать архитектурные идеи, а когда «молитва» менялась местами с «небоскребом», становясь на первое место, мысли начинали идти скорее в религиозном направлении.
Ряд A
Ряд B
Небоскреб
Молитва
Молитва
Небоскреб
Храм
Храм
Собор
Собор
Измените порядок слов в условии вашей проблемы. Вот несколько примеров:
Как я могу добиться продвижения по службе? Как я могу продвинуть себя по службе? Как я могу рекламировать свои футболки? Как я могу использовать свои футболки для рекламы? Как я могу научиться использовать интернет? Как я могу использовать интернет, чтобы чему-то научиться? Одно небольшое изменение формулировки может оказать глубочайший эффект. Одно из самых потрясающих медицинских открытий всех времен было сделано, когда Эдвард Дженнер заменил вопрос «Почему люди заражаются оспой?» на «Почему те, кто работает с коровами, оспой не заражаются?». Благодаря догадке, что безвредная для человека коровья оспа защищает от смертельной черной оспы, появилась вакцинация, а черная оспа перестала быть бичом западного мира.
Метод одного слова Согласно Аристотелю, слова — это звуки, становящиеся символами мыслительного опыта благодаря процессу ассоциации. Самая яркая характеристика поэзии Шекспира и Мильтона состоит в том, что выбранные ими слова дают толчок к построению цепочки ассоциаций в голове читателя. Впечатление, которое производят их шедевры, достигается не столько тем, что они выражают, предлагают, какие идеи стараются передать, сколько другими идеями, имеющими отдаленную связь с выраженными в тексте напрямую. Попробуйте использовать следующие методы, чтобы построить в голове цепочку ассоциаций на заданную тему.
Опишите свою проблему в одном предложении. Затем сведите ее к одному слову. Можно ли использовать какие-то другие слова? Откройте словарь синонимов и выпишите их. Что вы имеете в виду под этим словом? Полностью опишите то значение, которое оно имеет для вас. Как словарь толкует это слово? Добавляет ли новые смыслы? Используя свое описание словарного определения, подумайте, нет ли другого слова, которое лучше передает суть проблемы или вызывает вашу заинтересованность. Если да, повторите всю процедуру для нового слова. Если нет, то привнесли ли проведенные исследования что-то новое в ваш взгляд на проблему?
Цепочка слов В ядерном реакторе цепная реакция запускается, когда частица отрывается от одного атомного ядра и сталкивается с другим атомным ядром, выбивая другую частицу, которая, в свою очередь, сталкивается со следующим ядром. Если масса материала достаточно велика, цепная реакция переходит во взрыв. Так происходит и со словами. Одно новое слово способно запустить реакцию при столкновении с другим, так что получается своего рода креативная цепная реакция.
Спросите себя, в чем прямо сейчас состоит ваша задача. Каким словом можно описать проблему или ситуацию, с которой вы столкнулись? Возьмите лист бумаги и запишите в его верхней части ключевое слово. Составьте список слов, которые приходят вам в голову в связи с ключевым. Не думайте, пусть слова текут спонтанным потоком. Одно слово будет порождать следующее и т. д. Уделите этому несколько минут. Перечитайте цепочку слов, зафиксируйте письменно свои реакции и комментарии. Ищите конкретную тему или вопрос, который снова и снова возникает в этой цепочке. Эти темы стоит исследовать, чтобы понять, насколько они значимы для проблемы. Изучить подробнее нужно и слова, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Допустим, моя задача — повысить дух сотрудников. Ключевое слово — «совершенствование». В цепочке слов будут, например, «нужно», «взаимозависимость», «союз», «один и многие», «вместе», «страх», «утрата своего я», «общение», «связь», «слабость», «трогательно», «храбрость», «вовлеченность», «доверие» и т. д. Словосочетание «утрата своего я» вызывает сильные эмоции, что побуждает меня рассматривать способы укрепления духа, не предполагающие подавления индивидуальности сотрудников.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы