Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Визуальный мозговой штурм



Творческие гении используют широкий спектр графических средств для формирования своих мыслей и донесения их до окружающих. Кто-то исполь­зует диаграммы или карты, кто-то создает трехмерные физические модели. Например, Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон создавали трехмерные модели с одной и двумя цепочками, что привело в итоге к открытию двойной спирали ДНК, принесшему им в 1962 году Нобелевскую премию. Но до сих пор многие творческие люди, например Марта Грэм, используют простые, фрагментарные и схематичные рисунки и эскизы.

Марта Грэм, творческий гений современного танца, отбросила условности традиционного балета и создала собственный язык пластики с помощью простых рисунков и набросков. Ее записные книжки полны зарисовок идей и мыслей — это помогало ей оформить их, не прибегая к словам. Практически каждый новый танец демонстрировал больше смелости, чем его предшественники.

Композитор Джон Корильяно, среди работ которого, высоко ценимых критиками, есть опера «Призраки Версаля», готовится к большим свершениям примерно так же. Создавая музыкальный фрагмент, он не прибегает сначала ни к помощи музыки, ни к помощи слов. Вместо этого зарисовывает идеи и мысли, а порой просто чертит абстрактные формы.

На приведенной ниже иллюстрации я соединил букву Т, цифру 8 и букву Р. Большинство легко разглядят на этой картинке крокетный молоток, прогоняющий шары через воротца. Динамика рисунка незамедлительно подсказывает его конкретное толкование.

 

 

Если бы я предложил объединить Т, Р и восьмерку игрой в крокет, вам показалось бы сложным, если не вообще невозможным, сделать это без дополнительной зарисовки различных возможностей. Более того, если вы прочитаете детальное описание того, как соединить эти три элемента, чтобы получился рисунок игры в крокет, все равно не сможете этого понять без визуализации.

Мы знаем больше, чем можем выразить словами. Например, мы знаем, как выглядит лицо лучшего друга, и узнаем его из миллиона, хотя обычно не получается объяснить, как опознаются лица. Многие наши знания просто нельзя изложить словами. Более того, эксперименты показали: когда людей просили описать лицо лучшего друга письменно, прежде чем приступить к его различению, оказывалось, что письменное изложение серьезно мешало способности к собственно различению. В этом случае письменное описание ограничивает возможность опознать лицо. Однако если просили нарисовать или набросать портрет лучшего друга, они могли выразить его основные черты, и опознание проходило быстрее.

Визуальный мозговой штурм — это попытка использовать рисунки и наброски для концептуализации и фиксирования идей. Основной смысл — создать рисунок решения проблемы. Рисунки могут быть абстрактными, символическими или реалистичными, но должны содержать решение. Теперь посмотрите на него и исправьте — либо внесите изменения в существу­ющий рисунок, либо набросайте новый. Продолжайте процесс, пока вас все не устроит. Тогда найдите окончательное решение, остановившись на одном рисунке или объединив части остальных.

 

 

Группы

Участникам дается пять минут на то, чтобы нарисовать рисунок решения проблемы. Наброски могут быть абстрактными, символическими или реалистичными. Разговаривать не разрешается. Через пять минут каждый участник передает рисунок соседу справа. Тот анализирует набросок, добавляет что-то свое, вносит изменения или изображает другую картинку на том же листе. После этого лист переходит дальше направо. Этот процесс изменения на­бросков и дальнейшей их передачи занимает около получаса. Наконец, участники собирают и рассматривают все иллюстрации, после чего приходят к итоговому решению, выбирая лучший рисунок или сочетая элементы нескольких.

 

ЧАСТЬ II

ДУМАТЬ ТАК, КАК НЕ ДУМАЮТ ДРУГИЕ

Творческий гений действует в соответствии с теорией биологической эволюции Дарвина. Согласно ей, природа слепым методом проб и ошибок создает много возможностей, а затем процесс естественного отбора решает, какие виды сохранятся. В природе 95 процентов видов постигает неудача, и они вымирают за короткий промежуток. Гений аналогичен биологической эволюции в том, что требует непредсказуемого порождения огромного количества альтернатив и предположений. Из всего этого множества гений вычленяет наилучшие идеи для дальнейшего развития и донесения до окружающих. Первая стратегия части II — «Думать легко» — показывает, как гении в изобилии создают идеи.

Важный аспект этой теории в том, что, как и в эволюции, требуются какие-то средства придания идеям вариативности, а чтобы эти варианты стали действительно эффективными, они должны быть «слепыми». Таковыми можно считать варианты, получившиеся благодаря случаю или другим не связанным с ними факторам. В природе набор генов, полностью лишенный вариантов, не сможет адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, что в итоге окажется фатальным для выживания вида. Со временем генетически запрограммированная мудрость станет глупостью. Точно такой же процесс действует и внутри нас. У каждого человека есть возможность создавать идеи на основе существующих шаблонов мышления — того, чему его научили. Но без вариативности теории придут в застой и потеряют свои конкурентные преимущества. Как я уже говорил, если всегда думать так, как привыкли, вы всегда будете получать то, что привыкли получать, — старые добрые идеи одинакового содержания.

Произнесите несколько раз громко: мелок, мелок, мелок. А теперь ответьте: как называется желтая часть яйца? Ваш мозг организует входящую информацию в соответствии с привычными шаблонами мышления, выбирая испытанные способы обработки информации. Если вы сказали «белок», то вас обманул шаблон, созданный повторением слова «мелок». Правильный ответ, разумеется, «желток».

Наш разум создает шаблоны, позволяющие упростить сложный мир, чтобы с ним легче было управляться. Эти шаблоны основаны на жизненном опыте, образовании и успешно сработавших ранее решениях. Когда мы смотрим на пример 6 × 6, ответ 36 всплывает автоматически — мы даже не успеваем подумать. Рассматриваем новый продукт своей компании и понимаем, что предоставляем хороший дизайн по доступной цене. Мы смот­рим на бизнес-план и с ходу видим, что финансовые расчеты неверны. Мы занимаемся этим постоянно благодаря мыслительным шаблонам, основанным на предыдущем опыте. Помимо всего прочего, эти шаблоны помогают с большой точностью выполнять повторяющиеся задачи, например вести автомобиль или презентацию продажи. Но эти же шаблоны осложняют задачу порождения новых идей и творческих решений проблем, особенно при столкновении с необычными данными.

Творчество подразумевает отклонение от предыдущего опыта и методов. Пример: разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. У большинства возникают проблемы с решением задачи, что объясняется предыдущим опытом в разрезании тортов. Для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Одно из решений — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

 

 

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов и не обращаете внимания на житейскую мудрость, сразу выясняется, что решений множество.

В природе генетическая мутация — это вариация, которая получилась благодаря случайному событию, игнорируя житейскую мудрость родительских хромосом. Природа позволяет процессу естественного отбора решать, каким вариациям позволено выживать и процветать. Аналогичный процесс происходит и с гениями. Творческие гении придумывают широкий спектр оригинальных идей и решений, потому что игнорируют шаблонные методы мышления и ищут иные взгляды на проблему. Они сознательно изменяют свое мышление, опираясь на такие мыслительные шаблоны, которые включают в сферу размышлений случай и на первый взгляд не связанные факторы. Эти особые шаблоны мышления дают возможность им, владея той же информацией, что и все остальные, увидеть что-то свое.

Стратегии, описываемые в части II, позволяли творческим гениям выдвинуть множество оригинальных идей и творческих решений проблем благодаря использованию иных способов мышления. Вот эти стратегии:

 

 

создание новых сочетаний предметов — «Составлять новые сочетания»;

использование случайных стимулов — «Связывать несвязанное»;

противоположное мышление — «Смотреть на другую сторону»;

метафорическое и аналогическое мышление — «Смотреть в другие миры»;

активный поиск случайных возможностей — «Находить там, где не искал».

Стратегии эти не воспроизводят творческий опыт, лишь предполагают его. Для иллюстрации представим, что вы согласны с моим мнением — лучше всего мой квартал виден с крыши моего дома. Это не воспроизведение опыта, а предположение. Чтобы получить такой опыт, нельзя усилием воли взлететь на крышу. Нужен определенный инструмент — лестница, которая позволит взобраться на крышу и там осмотреться. Точно так же, если вы соглашаетесь с моим утверждением, что гении порождают идеи, составляя новые сочетания вещей, нельзя заставить себя внезапно начать мыслить подобным образом. Необходимы специальные методики, чтобы понять, как это делать. Вот почему каждая стратегия содержит определенные техники и практический инструментарий для применения этих стратегий, которые позволяют получить идеи, необходимые в бизнесе и личной жизни.

Эти стратегии высвобождают вашу творческую натуру, ломают укоренившиеся шаблоны и стимулируют появление новых, внедряя недоступную до сих пор информацию. Рисунок А иллюстрирует привычный шаблон мышления, при котором мысль линейно движется от проблемы к решению. Так нас учили думать. Сталкиваясь с проблемой, мы аналитически выбираем наиболее многообещающий подход, основываясь на прошлом опыте в жизни, на работе и в образовании, исключаем все остальные подходы и работаем в четко определенном направлении, приходя к правдоподобному решению.

 

 

Рисунок B показывает, как гений отказывается от шаблонного способа мышления, вводя случайные стимулы. Это вызывает появление новых мыслительных шаблонов, порождающих свежие идеи и концепции, каковые не появились бы, продолжай мы придерживаться традиционных способов мышления.

 

 

Заканчивается эта часть последней стратегией — «Пробуждать дух сотрудничества», которая создает условия для открытого и честного коллективного мышления на сеансах группового мозгового штурма.

 

СТРАТЕГИЯ 3

ДУМАТЬ ЛЕГКО

Отличительная характеристика гения — его невероятная продуктивность. Все гении продуктивны. Бах писал по кантате еженедельно, даже когда болел или уставал. Моцарт написал более шестисот музыкальных произведений. Эйнштейн известен своими исследованиями в области теории относитель­ности, но опубликовал и 248 других работ. Дарвин известен эволюционной теорией, но ему принадлежит и 119 других публикаций. Фрейд написал 330 работ, а Маслоу — 165. Рембрандт написал около 650 картин и 2000 рисунков, а работ Пикассо известно вообще более 20 000. Шекспир создал 154 сонета. Некоторые из них стали шедеврами, другие были не лучше стихов его современников, а кое-какие просто плохи. Более того, великие поэты написали больше плохих стихов, чем малоизвестные: просто дело в том, что они писали больше.

Распространенное заблуждение, что феноменальные творческие гении весь талант вкладывают в несколько отдельных шедевров, просто неверно. Томас Эдисон больше всего известен созданием электрической лампочки и фонографа, но ему принадлежало 1093 патента — это до сих пор рекорд. Творчество Эдисон рассматривал как обычную хорошую, честную, тяжелую работу. «Гений, — сказал он однажды, — это один процент вдохновения и 99 процентов пота». Для совершенствования электрической лампочки он провел 9000 экспериментов, а для изобретения аккумуляторной батареи — 50 000. Однажды, когда ассистент спросил его, почему он продолжает искать долговечный материал для нити накаливания лампочки после тысяч ошибок, Эдисон ответил, что просто не понимает вопроса. По его мнению, он ни разу не ошибся, а обнаружил тысячи вариантов, которые не работают.

 

Истинный север

Гении продуктивны, потому что умеют легко думать. Легкость мысли приводит к порождению множества идей. Чтобы думать легко, необходимо организовать мышление вокруг определенного количества принципов — тип мышления, который я называю «Истинным севером». Истинный север — это стандарт, по которому выверяются все курсы. Посредственный компас указывает на магнитный север, который со временем изменяется. Только гирокомпас указывает на «истинный север» — неизменяемую точку, которая не заведет корабли в тупик. Только если при мозговом штурме организовать мышление в соответствии с «истинным севером», на ум начнут приходить настоящие идеи в большом количестве. Эти принципы вечны, безвременны и прочны.

Принципы «истинного севера» для творческого мышления таковы.

 

 

Откладывайте суждения при генерации идей.

Придумывайте как можно больше идей.

Сразу же записывайте приходящие в голову идеи.

Разрабатывайте и улучшайте идеи.

 

 

Отложенные суждения

При поиске идей — как индивидуальном, так и групповом — необходимо воздержаться от суждения, оценки и критики идей при их появлении. Ничто так быстро и в полной мере не иссушает творческий дух, как критическое, оценочное мышление.

Это не так просто. Мы учились быть критичными и привыкли высказывать суждения, оценивать новые мысли и идеи инстинктивно и немедленно. Только люди могут пытаться выступать с новыми идеями, одновременно выдвигая убедительнейшие объяснения того, почему они не сработают. Это примерно как вести машину, давя одной ногой на газ, а другой — на тормоз. Соответственно, каждый раз, когда мы проводим мозговой штурм в поисках идей, умудряемся тратить бо льшую часть времени на то, чтобы изобретать причины, почему идея не сработает или не сможет осуществиться, а не на то, чтобы придумать как можно больше самих идей. Видимо, судить проще, чем придумывать что-то новое, поэтому мы часто сосредоточиваемся на критике идей ценой порождения этих идей. Сложности возникают, когда идеи судят слишком рано и отвергают с порога еще до того, как учтены все обстоятельства.

Внизу приведена диаграмма, описывающая человека, который оценивает идеи сразу же после их предложения. Этот человек обдумывает идею А и отвергает ее как несерьезную. Затем он рассматривает идеи В и С и отказывается от них с порога. В итоге он приходит к идее D — безопасной, консервативной, которая выгодно смотрится на основании его прошлого опыта и не таит никакого риска. После оценки идеи творческая мысль кристаллизуется и останавливается. Генерируется слишком мало новых идей, а мысли склоняются к слабым, безопасным, консервативным вариантам.

 

 

На следующей диаграмме представлен мыслительный процесс человека, который не оценивает идеи сразу же после их появления. Он способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Мышление без суждений динамично и гибко. Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

 

 

Фрэнсис Дарвин, сын Чарльза Дарвина, восхищался умением отца не судить сразу множество приходивших ему в голову несостоятельных идей, не отбрасывая их с порога в отличие от большинства коллег. Богатство его воображения сочеталось со способностью учитывать то, чего не принимали во внимание остальные. Коллеги Дарвина рассматривали новые идеи и теории на основании собственного шаблонного опыта. Если идеи этому опыту не соответствовали, они отвергались. Дарвин же, наоборот, был готов анализировать все идеи и теории, интересовался тем, куда они его заведут. Мышление его коллег было статично, мышление же Дарвина — динамично и гибко. Эта готовность принять во внимание то, что прочие называли «дурацкими экспериментами», привела его к разработке теории эволюции.

 

 

Конструктивное мышление

Секрет откладывания суждения при генерировании идей заключается в том, что нужно разделить мышление на две стадии: конструктивное и практическое. Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Выключите своего внутреннего критика, то есть часть сознания, постоянно объясняющую, почему нечто не сработает или неосуществимо. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и новаторских идей, и критика в это время неуместна.

Придумав побольше идей, измените стратегию. На авансцену должны выступить практическое мышление, оценка и суждение об идеях. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи. Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует.

 

 

Количество

Лаборатория Эдисона в Нью-Джерси хранит поразительную подборку сотен вариантов рожков фонографа разной формы, размера и материала. Есть круг­лые, квадратные, угловые, короткие, тонкие, плоские, а есть извивающиеся, достигающие двух метров в длину. Это собрание отвергнутых идей служит наглядной иллюстрацией мыслительной стратегии Эдисона, подразумева­ющей исследование всех мыслимых возможностей. У любой блестящей идеи изобретателя были удивительно нелепые предшественники — например, странное устройство на конской тяге, которое должно было зимой собирать снег и лед и прессовать в блоки, чтобы летом их можно было бы использовать как хладагенты.

 

 

Количество переходит в качество

Представьте себе ловца жемчуга на острове где-то в южных морях. Он отталкивает каноэ от берега, гребет в лагуну, ныряет глубоко в воду, достает оттуда раковину, выныривает, забирается в лодку, гребет к берегу и там открывает раковину. Внутри оказывается всего лишь моллюск, так что он опять отталкивается от берега и гребет в лагуну.

Это безумная трата времени. Разумеется, нормально было бы не грести с единственной раковиной к берегу, а нырять как можно чаще, пока все каноэ не наполнится ракушками, и уж потом возвращаться на берег. Жемчужины редки, и ныряльщику придется открыть множество раковин, прежде чем он обнаружит жемчуг. Только глупец решит специально возвращаться за каждой ракушкой. То же самое верно и для идей. Очень часто мы придумываем одну-две идеи и носимся с ними, как будто они и есть ответы на все вопросы. Но творческие идеи, как и жемчужины, встречаются нечасто. Поэтому разумно будет до стадии оценки выдать как можно больше гипотез. Хорошая идея может послужить препятствием для отличной, а отличная, в свою очередь, может не дать найти верную.

Увеличение производительности в плане идей требует сознательных усилий. Допустим, я прошу вас потратить три минуты на обдумывание альтернативных вариантов использования обычного кирпича. Конечно, кое-какие идеи обязательно придут в голову, но опыт подсказывает, что их будет немного: у среднего взрослого на этот счет рождается от трех до шести вариантов. Однако если я предложу как можно быстрее перечислить 40 вариантов использования кирпича, вы довольно быстро сможете справиться с заданием.

 

 

Квота

Квота и временные ограничения концентрируют вашу энергию таким образом, что легкость и изобилие идей гарантированы. Квотирование не только более эффективный способ концентрации, но и более продуктивный метод создания альтернатив. Чтобы соответствовать квоте, вы перечисляете как все обычные варианты использования кирпича (постройка стены, камина, поддержка мангала на барбекю и т. д.), так и вообще все, что приходит в голову (якоря, баррикады, балласт, устройство для закрепления газеты (чтобы не улетела), инструмент для разравнивания земли, материал для скульптуры, дверной доводчик и т. д.): воображение работает на то, чтобы соответствовать заданному количеству. Заставляя нас трудиться, определенная нами же квота позволяет придумать больше воображаемых альтернатив, чем мы смогли бы в обычных условиях.

Томас Эдисон обеспечивал продуктивность мышления, назначая квоты на идеи для себя и своих ассистентов. Так, он установил для себя квоту в одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно крупное каждые полгода. Такая квота идей — хороший способ повысить продуктивность мышления: например, 40 идей, если вы обдумываете проблему в одиночку, или 120 теорий, если мозговой штурм проводит целая группа. Заставляя себя придумать 40 идей, вы приструниваете внутреннего критика и записываете все, что придет в голову, в том числе очевидные и слабые варианты. Первую треть будут составлять все те же старые добрые идеи. Вторая треть окажется уже интереснее, а третья покажет все ваше вдохновение, способность к построению сложных конструкций и любопытство.

Качество первых идей обычно хуже, чем последующих. Вода из крана, чтобы стать кристально прозрачной, холодной и чистой, должна в течение некоторого времени стечь. Так и мысль должна разогнаться, прежде чем стать подлинно творческой. Изначальные идеи обычно неверны. Почему именно так происходит, не вполне понятно, но одна из гипотез состоит в том, что знакомые и безопасные решения находятся ближе всего к поверхности, а следовательно, приходят в голову первыми. Творческое мышление зависит от того, насколько удается продлить поток идей, чтобы отсеять привычные малоинтересные и прийти к необычным, требующим воображения.

Ниже приводится список из пяти слов. Запишите первую ассоциацию на каждое слово. Повторите это еще пять раз, и каждый раз ассоциация должна отличаться от той, которую вы записали для этого слова в прошлый раз.

 

Рыба

Война

Правительство

Океан

Автомобиль

 

 

Вы заметите, что последние ассоциации гораздо более оригинальны и уникальны, чем первые. Собственно, вначале на ум приходят общепринятые ассоциации на каждое слово. Поставив себе задачу давать необычные, нечасто встречающиеся ответы, вы увидите, что оригинальность ассоциаций повысилась, а роль воображения возросла.

Исследователи обнаружили интересную зависимость между порядком рождения людей и революционным творческим духом. Первенцы обычно становятся консерваторами, а поздние дети, как Дарвин, — оригинальными мыслителями. Первенцы чаще идут в русле укоренившихся традиций, чем их братья и сестры. Они стремятся подавлять младших. Поздние дети более открыты для мира, поскольку эта открытость помогает им найти незанятую нишу в своей семье. Эта же особенность ведет к развитию воображения и творческих способностей. Типичное для поздних детей поведение демонстрируют Чарльз Дарвин, Карл Маркс, Томас Джефферсон, Жанна д’Арк, Жан-Жак Руссо, Владимир Ленин, Вирджиния Вульф и Билл Гейтс.

Когда вы хотите создать что-то новое или предложить творческое решение какой-то проблемы, часто необходимо дистанцироваться от первых мыслей. Если я собираюсь удивить жену на День святого Валентина, я знаю, что должен отвергнуть первую идею, пришедшую в голову. Вероятно, отка­заться стоит и от второй, третьей и четвертой. Чтобы получилось что-то творческое, нужно пойти дальше своих обычных реакций и осознанно создать что-то новое.

 

 

Составление списка идей

Устанавливая квоту, вы заставляете себя составлять список идей. У Леонардо да Винчи была настоящая мания к формированию перечней и каталогов своих мыслей в небольших записных книжках, которые он повсюду носил с собой. Тысячи страниц составленных им списков представляют прекрасное сырье для настоящей энциклопедии творчества. Стоит начать сознательно культивировать в себе привычку записывать идеи во время мозгового штурма или организовывать их в форме перечня. Список поможет навсегда сохранить мысли и идеи, ускорить мышление, искать альтернативы, не снижая концентрации.

Составление перечня идей поможет их запомнить. Со всеми случалось такое: смотришь на телефонный номер, потом тебя отвлекают перед звонком — и в считаные секунды телефон забыт. Дело в том, что новая информация наслаивается на старую до того, как мозг успевает подготовить предыдущую информацию к отправке в долгосрочную память.

Прочитайте первый ряд цифр, закройте их и воспроизведите. По всей вероятности, вам удалось сделать это правильно. А теперь посмотрите на следующий ряд, закройте его и проверьте, много ли удается воспроизвести на этот раз. Возможно, сейчас вы столкнетесь с трудностями.

 

 

7 9 4 1 0

2 6 5 8 9 3 1 4 7 0 5 3 9

Психологи утверждают, что человеческий мозг способен удерживать от пяти до девяти информационных элементов за раз. Однако примерно через 12 секунд информация сохраняется уже плохо, а через 20 может и вовсе исчезнуть, если постоянно не повторять ее про себя или просто не записать. (Например, когда вы закончите читать эту главу, первый ряд цифр наверняка тоже забудете.) Записывание сигнализирует мозгу, что этот кусок информации важнее прочих, так что его следует отправить в долгосрочную память. Если не составлять список идей, вся ваша энергия уйдет на вспоминание прежних идей, а не на придумывание новых.

Нарисуйте свои наручные часы как можно ближе к оригиналу, но не глядя на них. Сравните рисунок с оригиналом. Если вы относитесь к большинству, ваше воспроизведение будет неточным. Скорее всего, обнаружится отсутствие множества деталей. Хотя мы смотрим на этот прибор по нескольку раз в день, его образ в сознании проступает довольно смутно.

Записывание идей или составление их списка ускоряет мышление и помо­гает сосредоточить внимание на предмете.

 

 

Скорость. Записывание идей ускоряет мышление. Многие из нас убеждены, что думают быстро. Представьте себе алфавит, заглавные буквы. Сколько букв содержат кривые линии? Теперь проследите за тем, как работает мозг. Сначала вы представляете себе А, потом Б и так далее. Вы как будто просматриваете слайд-шоу: сначала одно изображение, затем другое, по кадру за раз, пока не дойдете до конца алфавита. Вот с этой скоростью и работает наш мозг. Вы думаете не быстрее скорости самой жизни. Представьте себе теннисный матч, а теперь ускорьте происходящее в 100 раз. Трудно, не так ли? Мы мыслим последовательно, а не одновременно. Кстати, в английском алфавите кривые линии есть в 11 буквах.

Концентрация. Записывание идей помогает сконцентрироваться. Еще одно убеждение, сколь распространенное, столь и ошибочное, состоит в том, что мы способны делать несколько дел в одно и то же время. Например, я могу писать рабочий отчет, слушать трансляцию футбольного матча и уделять внимание своему ребенку. Если вы уверены в этом, попробуйте считать вперед семерками (например, 7, 14, 21...) и одновременно — назад тройками (–3, –6, –9...). Оказыва­ется, что единственный способ делать это — чередование. Мышление занято одной темой, а потом переходит на другую. Попробуйте думать о том, что вы делали вчера, и одновременно — о том, что вы собираетесь делать завтра. Заметьте: вы будете заниматься этим последовательно, а не одновременно.

Перечисление идей — один из простейших способов повысить свою эффективность в части их придумывания, потому что не предполагает изменения поведения. К тому же этот способ удивительно хорошо работает, помогая думать легче и гибче.

 

 

Обработка идей

Вопреки распространенному мнению Томас Эдисон не изобретал электрическую лампочку: его гениальность состояла в том, что он сумел улучшить электрическую лампочку как потребительский товар. Он взял идею и обработал ее. Не удовлетворившись простой лампочкой, он изобрел реализуемую на практике целую систему электрического освещения, использующую динамо-машины, кабельные разводки и средства канализации тока, который мог поступать во множество лампочек одновременно. Затем, когда Александр Грэм Белл объявил в 1876 году о своей работе над телефоном, Эдисон немедленно стал искать способы улучшить созданное Беллом. Благодаря этому через год родился фонограф — устройство, сделавшее Эдисона знаменитостью.

Петр Чайковский, блестящий российский композитор, записывал свои идеи в порыве вдохновения, но после этого несколько дней улучшал, развивал или концентрировал их. Поль Валери, французский поэт, считал, что упорный труд — важный компонент творчества: он был очевидным исключением из общепринятого мнения, что поэты пишут шедевры в основном благодаря музам. Он называл эту идею совершенно дикой. Сам Поль, как мы знаем, трудился очень усердно: например, осталось 250 машинописных черновиков его шедевра «Юная парка».

В 1845 году Эдгар Аллан По опубликовал стихотворение «Ворон». Через год напечатал критическое эссе «Философия творчества», где описывал процесс создания стихотворения. Можно было бы ожидать, что По, романтический поэт, расскажет о божественном вдохновении, которое породило стихотворение в одночасье, в экстатическом опьянении. Однако По подчеркивал, что ни одна строчка произведения не была нашептана свыше. Напротив, работа протекала методично, шаг за шагом, и двигалась к завершению медленно, поскольку он вносил постоянные правки в каждую строчку, изменял длину стихотворения и его тематику, даже отдельные слова.

Значительны самые малейшие изменения. Вы встречаете друга (подругу), которого давно не видели. Он выглядит не так, как раньше. Вы спрашиваете: «Что случилось? Ты похудел?» Но это не так. К вашему удивлению, оказывается, что друг отрастил усы (или подруга перекрасила волосы). Ну, разумеется. Как можно было упустить это из виду?

Упустили, потому что привыкли думать о своем приятеле как о едином целом, так что каждая черта его мысленного образа влияла на все остальные: измените одну часть — и изменится целое. То же самое происходит с идеями и концепциями. Мы рассматриваем идею как нечто единое — некий «гештальт», поэтому любое изменение, сколь угодно мелкое, влияет и на само целое, и на то, как мы его воспринимаем. Вспомните, как компания Manco изменила восприятие своей изоленты (duct tape), сменив название на Duck™ tape. Японский инженер Юма Сираиси разработал целую новую концепцию домашнего видео, посчитав, что видеокассеты должны быть достаточно большими, чтобы вместить полнометражный фильм. Эта простая модификация изменила все представление об аппаратуре, воспроизводящей видео, и привела к революции видеомагнитофонов.

Постоянно улучшайте свои и чужие идеи, обрабатывайте, добавляйте детали, меняйте глубину и размеры. Эда Уиттена часто называют самым блестящим физиком своего поколения. Он настоящий корифей теории струн — области столь же таинственной, как и то, что она изучает: теория струн стремится объяснить, что такое материя. Но Уиттен никогда не успокаивается на достигнутом: каждое утро он просыпается с намерением поработать над своими идеями. «Опустошив» свою черепную коробку и изъяв оттуда как можно больше идей, обработайте их, модифицируйте или попробуйте новые сочетания.

 

 

SCAMPER-метод

Обрабатывать идеи можно с помощью списка из девяти принципов творческого мышления, который был впервые формально предложен Алексом Осборном, а затем переделан Бобом Эберле в следующее мнемоническое сочетание:

 

 

S = Substitute? — Заменить?

C = Combine? — Комбинировать?

A = Adapt? — Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? — Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? — Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? — Устранить или уменьшить?

R = Reverse? = Rearrange? — Поменять на противоположное? = Переставить?

SCAMPER-метод основывается на том, что новое — это дополнение или видоизменение чего-то уже существующего. Вы берете предмет и делаете из него что-то другое. Например, добытая при бурении нефть становится нефтехимическим сырьем, которое становится синтетическим каучуком, который становится автомобильными шинами. Природный газ становится полиэтиленом, а тот — сосудом для молока. Добытая руда превращается в металл, тот становится проволокой, которая становится запчастями для автомобиля.

 

 

Определите предмет, о котором хотите поразмышлять, и составьте список вопросов, которые призваны стимулировать появление новых мыслей и идей. Возьмите какой угодно предмет — от обычной скрепки для бумаг до реорганизации своей корпорации. Ко всему можно приложить список вопросов SCAMPER. Вы обнаружите, что идеи начнут выскакивать почти непроизвольно, главное — задать нужные вопросы:

 

 

Могу ли я что-то заменить?

Могу ли я сочетать это с чем-то другим?

Могу ли я адаптировать что-либо для этого предмета?

Могу ли я увеличить предмет или что-то к нему добавить?

Могу ли я модифицировать или еще как-то изменить предмет?

Могу ли я предложить другое применение предмета?

Могу ли я устранить что-то из предмета?

Могу ли я переставить его?

Что будет, если поменять предмет на противоположный?

Заменить? Замена — неплохое средство разрабатывать идеи, альтернативные существующим. Подумайте, как заменить это на то , а то на это . Ученый Пауль Эрлих испробовал около пяти сотен красителей, прежде чем нашел способ окрашивать кровь подопытных крыс. Можно заменять предметы, процедуры, людей, идеи и даже чувства. Задавайте следующие вопросы:

 

 

Что можно заменить? Кого можно заменить?

Можно ли изменить правила?

Другие составляющие? Другие материалы? Другие процессы или процедуры?

Другой подход?

Что еще вместо этого? Какую-то другую часть вместо этой?

Комбинировать? Часто творческое мышление связано с сочетанием не связанных до того друг с другом идей для создания чего-то нового. Этот процесс называется синтезом, и многие эксперты считают его сутью творчества. Грегор Мендель соединил математику и биологию — и создал совершенно новую науку генетику.

 

 

Какие идеи можно комбинировать?

Можно ли скомбинировать цели?

А как насчет ассортимента товаров? Можно ли создать смесь, сплав, ансамбль?

Можно ли скомбинировать устройства? Материалы? Что еще можно сплавить с нашим предметом?

Как можно скомпоновать полученную комбинацию?

Что можно скомбинировать, чтобы приумножить число возможных вариантов применения?

Какие потребности можно скомбинировать?

Адаптировать? Один из парадоксов творчества состоит в том, что нужно ознакомиться с чужими мыслями, чтобы мыслить оригинально. Томас Эдисон говорил по этому поводу так: «Постоянное отслеживание и поиск новых интересных идей, которые уже кем-то успешно использовались, должны стать вашей привычкой. Ваша идея должна быть оригинальной лишь в той степени, в какой она адаптируется к решаемой задаче». Задавайте следующие вопросы:

 

 

На что еще это похоже? На какие мысли наводит?

Какие можно провести параллели с идеями прошлого?

Что можно скопировать? Кому стоит подражать?

Чью идею можно использовать?

Какой еще процесс можно адаптировать? И вообще, чем еще можно обогатить мою идею?

В каком новом контексте можно представить мою идею?

Какие можно привлечь идеи, находящиеся вне сферы моей деятельности?

Увеличить? Простой способ создать новую идею — взять предмет и что-нибудь к нему добавить. Японский инженер Юма Сираиси сделал возможными домашние видеомагнитофоны, поняв, как вытянуть видеопленки, чтобы на них помещался целый полнометражный фильм. Задавайте вопросы:

 

 

Что можно сделать больше или расширить?

Что можно чересчур увеличить?

Что можно добавить? Время? Силу? Высоту? Длину?

Как насчет большей частоты? А новых возможностей? Что можно удвоить?

Как увеличить стоимость?

Как можно довести это до максимума?

Модифицировать? Что можно изменить? Практически все — полностью или частично. Разветвленная транспортная система, благодаря которой работает Federal Express, была характерна для по меньшей мере трех компаний авиапочты еще в 1930 году. Фред Смит всего лишь видоизменил размеры, процессы и цели системы, так что старая идея превратилась в новую элегантную концепцию. Задавайте вопросы:

 

 

Как можно изменить это в лучшую сторону? Что можно модифицировать? Возможен ли новый поворот?

Можно ли изменить цвет, движение, звук, запах, форму, облик? Можно ли изменить название?

Какие изменения можно внести в планы? В процессы? В маркетинг? Другие изменения?

Какие иные формы может принять это изделие? Возможна ли другая упаковка? Можно ли сочетать упаковку с формой?

Предложить другое применение? Предмет обретает значение в контексте. Измените контекст — изменится и значение. Джордж Вашингтон Карвер, ботаник и химик, предложил более трехсот способов применения обычного земляного ореха. Задавайте следующие вопросы:

 

 

Как еще можно это использовать?

Имеются ли другие способы применения?

Найдутся ли новые способы применения, если исходную идею модифицировать?

Что еще можно из этого сделать?

Дальнейшее расширение? Потенциальные рынки сбыта?

Устранить? Порой новые идеи возникают, если лишить предмет чего-то привычного. Обработка идей, объектов и процедур может постепенно привести к тому, что предмет сузится до подлинно важных частей и функций или покажет, что какая-то его часть больше подходит для иного применения. Задавайте такие вопросы:

 

 

А если бы оно было меньше? Ниже?

Что можно опустить? Удалить? Расчленить? Разбить на части? Что не считается необходимым?

Можно ли это разделить? Разрезать? Сделать несколько частей?

А если это поставить на поток? Сделать миниатюрным? Сжать? Уплотнить?

Можно ли пренебречь правилами?

Переставить? Можно сказать, творчество состоит в том, чтобы, переставляя уже известное, узнавать что-то новое. Перестановка обычно предоставляет множественные альтернативы для идей, товаров и услуг. Например, тренер бейсбольной команды может совершить 362 880 перестановок в составе. Спрашивайте:

 

 

Какая другая перестановка могла бы быть лучше?

Замена компонентов?

Другой паттерн? Другое расположение? Другая последовательность? Изменение порядка?

Поменять местами причину и следствие?

Изменить темп? Изменить график?

Поменять на противоположное? Обратная перспектива нередко благотворно сказывается на мышлении. Взгляните с другой стороны, и вы увидите то, что иначе могли бы пропустить. Спросите себя: «Какова обратная сторона этого?» — и встаньте на эту обратную сторону, чтобы по-новому взглянуть на вещи. Исторические прорывы Колумба и Коперника шли вразрез с общепринятыми догмами своего времени и противостояли им. Задавайте вопросы:

 

 

Какие стороны будут противоположными?

Что негативно?

Можно ли поменять местами позитивные и негативные стороны?

Можно ли это вывернуть наизнанку? Перевернуть вверх ногами? Поменять местами верх и низ?

А что сзади?

А если изменить роли?

А если это сделать неожиданно?

Для гения все идеи находятся в состоянии постоянного потока. Не суще­ствует даже такого понятия, как конечная идея, ведь не может быть конечного стихотворения, которое сделало бы ненужными все остальные поэтические произведения, или конечной симфонии, которая обессмыслила бы все преды­дущие музыкальные сочинения.

Все идеи можно улучшить обработкой. Большинство полагают, что улучшать нужно только то, что неадекватно задачам или содержит ошибки. Гении же не нуждаются в подобных предлогах для улучшения чего-либо. Они постоянно стремятся к разработке и совершенствованию идей. Например, некий физик узнал об изобретении электронного микроскопа и немедленно придумал три способа, работающих аналогично. Впоследствии он сверился с патентом и обнаружил, что один из его способов лучше подходит для дела: таким образом, исходный патент устарел за одну ночь.

 

 

Разберите по частям

Несложный способ обработки своих идей — разбор их по частям и постепенное изменение куска за куском. Представьте себе, что вы ремонтируете многокомнатную квартиру. Каждая комната выполняет в квартире свою функцию, и мы думаем обычно о «квартире», а не о помещении, состоящем из нескольких комнат. Чтобы изменить суть квартиры, вы не взрываете ее с целью построить новую. Гораздо проще расценить ее не как квартиру, но как несколько отдельных комнат и заниматься одной за раз. Отремонтировав несколько, вы принципиально измените всю квартиру. И каждая идея — это квартира из нескольких комнат. Чтобы обработать идею, разберите проблему по частям и работайте над каждой последовательно.

На иллюстрации мишень разделена на две половинки, что создает иллюзию белого квадрата в центре. Разделение мишени на две части порождает нечто новое.

 

 

Точно так же разделение предмета на отдельные части — хороший способ отойти от фиксации на этом предмете и взглянуть на его компоненты по-новому. Леонардо да Винчи считал совершенно необходимым научиться отделять части от целого. Например, взгляд — одна из самых быстрых из возможных операций: взглядом можно охватить бесконечное количество форм, но и он фокусируется на одном объекте за раз. Чтобы прочитать текст, нужно разобрать слова одно за другим, потом предложения, состоящие из слов, а вовсе не общее количество слов на странице. Леонардо считал, что путь к пониманию вещей начинается с детали, а дальше достаточно переходить от одной детали к другой.

Подобный переход ведет к появлению новых или оригинальных идей, так как в процессе осознаются все возможности. Попробуйте перечислить атрибуты (то есть характеристики, части или измерения) вашего предмета и сосредоточить внимание на каждом из атрибутов по очереди. Подумайте, как можно изменить или улучшить каждый атрибут, задавая SCAMPER-вопросы. Например, если вы хотите разработать новый рабочий процесс или процедуру деятельности учреждения, можно сначала определить и перечислить все предпринимаемые шаги. Затем справиться с уже известным контрольным листом вопросов, что должно помочь появлению идей по улучшению или изменению каждого шага.

Допустим, вы хотите модифицировать обыкновенный тостер. Делаете следующее.

 

 

Перечисляете его атрибуты на отдельном листе бумаги. Вот некоторые из них:

cделан из пластика или металла;

использует внешний источник тока;

запускается при помощи опускания рычага;

тост выскакивает, когда готов;

содержит нагревательные катушки;

обжаривает хлеб вертикально.

По каждому атрибуту задавайте вопрос: «Как еще можно достигнуть этого?» или «Почему это должно быть именно так?» Придумайте как можно больше атрибутов для каждой альтернативы.

Проверьте с помощью SCAMPER-вопросов, можете ли вы изменить или улучшить каждый атрибут. В итоге у вас может получиться, например, прозрачный тостер из жаропрочного стекла, который позволяет видеть готовящийся хлеб. Стенки можно будет убирать для легкости очистки. К тому же тостер будет вращаться, чтобы хлеб прожаривался как вертикально, так и горизонтально.

Перечисление атрибутов помогает мысленно выйти за пределы стерео­типных представлений о вещах. Мы обычно описываем объект по его функциям: это вытекает из нашего опыта и наблюдений. Но функция объекта не присуща имманентно самому объекту, она порождена нашими ассоциациями. В одном эксперименте группу участников сначала научили использовать инструменты стандартным образом, например кусачки — для захвата и разрезания проводов, а скрепку — для соединения бумаг. Потом им определили задания, которые можно было решить, только используя эти предметы нестандартным образом. Группа решила 11 процентов задач. Другой группе выдали те же инструменты без инструкций и предложили те же задачи. Они справились в 97 процентах случаев.

Так как одна группа слишком фиксировалась на повседневных, общепринятых способах использования инструментов, ее участникам не удавалось применять их нетипичным, новаторским способом для решения проблем. Концентрация на атрибутах разрушает эту фиксацию на стереотипных функциях. Часто, анализируя атрибуты предметов, мы приходим не к тем заключениям, которые получили бы, оперируя стереотипами.

Выделив «заточенную сталь» в качестве отдельного атрибута, мы можем уйти от своих стереотипных представлений об отвертке и предложить ее новые применения. Среди вариантов могут быть щуп, указка, клин, рожок для обуви, открывалка, оружие, измерительная рейка, средство очистки копиров от зажеванной бумаги, рычаг, стерженек, инструмент для набора телефонного номера и т. д.

Сам процесс перечисления атрибутов концентрирует внимание и помогает преодолеть глубоко укоренившиеся шаблоны мышления. Допустим, вам дали свечу, пробковую доску и коробку кнопок. Можно ли прикрепить свечу так, чтобы она не капала на пол?

Обычно при получении этого задания и набора предметов большинство испытывают серьезные трудности. А вот когда свечу, доску и коробку дают отдельно от кнопок, проблема решается очень быстро. В первом случае коробка с кнопками вызывает строго определенные ассоциации: участники видят в ней только контейнер с предметами, а не возможную полочку для свечи. Когда же она отделена от содержимого, испытуемые быстро разбираются, что коробку можно пришпилить кнопкой к доске и поставить на нее свечу. (Функция любого предмета не есть его неотъемлемая сущность, она появляется в результате наших наблюдений и связанных с ними ассоциаций.)

 

 

Сосчитайте количество букв С в следующем предложении:

ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ФАЙЛЫ — ЭТО РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЧЕТАНИИ С МНОГОЛЕТНИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ С ДАННЫМИ.

Если вы насчитали меньше шести, то, вероятно, не учли две буквы С в качестве предлогов. Теперь вы, возможно, думаете: «Ну конечно, они все время были у меня прямо перед глазами!» Обычно мы не используем наши способности к наблюдению в полной мере. Мы смотрим на предмет, но не видим деталей. А детали обычно и содержат изюминку той идеи, которая способна привести к творческому прорыву. Джордж Вестингауз как-то решил изучить составные части обычного колодца, вырытого у него на заднем дворе. После этого он немного модифицировал эти составные части и пересобрал их, чтобы природный газ можно было передавать в дома и промышленные объекты, создав таким образом целую индустрию. Русский композитор Игорь Стравинский брал определенные элементы народной музыки и сочетал их по-новому: это привело к появлению интересного художественного стиля, впервые представленного в его революционном балете «Петрушка».

На рисунке ниже мы рассматриваем точку, к которой направлена стрелка, как часть диагональной линии, хотя на самом деле она ближе к вертикальной. Мы обычно игнорируем взаимоотношения точки с вертикалью и считаем ее лишь продолжением диагонали. Это иллюстрирует принцип общей судьбы: события, которые кажутся продолжением друг друга, чаще рассматриваются как целое, чем как отдельные случаи.

 

 

Гений французских художников Жоржа-Пьера Сёра и Поля Сезанна выразился в прозрении: даже сам цвет нельзя считать непрерывным. Это противоречило главенствовавшему тогда методу нанесения светотени от одного мазка к другому через промежуточные тона, как если бы природа была единым целым. Сёра и Сезанн считали, что переходов цветов в природе нет, поскольку каждый отдельный цветной мазок — независимая сущность, изображать которую следует так же независимо. Эти отдельные природные сущности они описывали как мелкие самостоятельные «точки», которые затем перегруппировывали различным образом: вместе они играли по-разному, порождая новые удивительные живописные впечатления, что произвело революцию во взгляде художников на мир.

Разложив природу на независимые частицы и сконцентрировавшись на одной из них за раз, Сёра и Сезанн сумели отбросить стереотипные представления, открыв новые отношения и обретя новый опыт. Точно так же перечисление атрибутов предмета и сосредоточенность на каждом последовательно помогает отбросить привычное понимание предмета как непрерывного целого и увидеть отношения, которые иначе были бы пропущены. Например, представьте, что наша задача — модифицировать револьверные двери, устанавливаемые в супермаркетах и офисных зданиях. Мы можем составить список атрибутов такой двери и рассматривать каждый последовательно:

 

 

имеет индивидуальные отсеки;

энергия движения приобретается в результате толчков руками;

прозрачна, так как сделана из стекла;

в одно и то же время дверь толкают или один, или несколько человек.

Атрибут «энергия движения приобретается в результате толчков руками» заставляет подумать о том, как применить всю ту энергию, которая ежедневно добровольно создается тысячами людей. Это приводит к идее модификации револьверной двери, в результате которой механические усилия людей, толкающих ее, будут вырабатывать электричество. Разделение револьверной двери на атрибуты разрушило привычные представления о ней и побудило думать об энергии и творческих способах применения этой энергии с использованием двери.

 

Записи

Еще одна привычка, которой стоит придерживаться, — ведение записей своих творческих идей в блокнотах, на отдельных карточках или в компьютере. Записи не только гарантируют, что ваши мысли и идеи переживут время на бумаге или в компьютерном файле, но и наталкивают на другие мысли и идеи. Простая фиксация идей помогала Леонардо да Винчи сосредоточиться на них и со временем улучшать, постоянно обрабатывая. Таким образом, Леонардо мог брать достаточно простые идеи и перерабатывать их в невероятно сложные изобретения, на многие годы опередившие время, например вертолет, велосипед или костюм для ныряния.

 

 

Записные книжки Эдисона

Леонардо да Винчи был идейным вдохновителем Томаса Эдисона, и записные книжки физика показывают всю силу их духовного родства. Следуя примеру да Винчи, Эдисон неустанно фиксировал каждый шаг на своем пути к открытию. После его смерти в 1931 году было обнаружено 3500 записных книжек. Ведение рабочих записей было важной составляющей его гения. Записные книжки помогали ему в следующем.

 

 

Появлялась возможность своего рода перекрестного опыления идей, методов и концептуальных моделей — переброска их от одной проблемы к другой. Например, когда в 1900 году стало ясно, что предприятие по добыче железной руды, в котором Эдисон принимал финансовое участие, терпит бедствие и находится на грани банкротства, он все выходные рылся в записных книжках и вынес оттуда план перенаправления усилий компании на производство портланд-цемента по той же модели, которую использовало и железнорудное предприятие.

Каждый раз, когда идея оказывалась успешной, Эдисон пересматри­вал записные книжки, чтобы обдумать идеи и изобретения, от которых отказался ранее, в свете новой информации. Если при работе над новой идеей возникал ступор, он опять же погружался в записные книжки, где могла содержаться какая-то мысль или теория, способная натолкнуть на новый подход. Например, Эдисон воспользовался своей безуспешной работой по разработке подводного телеграфа с переменным током при обдумывании телефонного передатчика, который адаптировался к изменяющимся звуковым волнам голоса звонящего. Этот метод сразу же стал стандартом для индустрии.

Эдисон нередко записывал свои наблюдения над миром природы, не прошедшие проверку временем патенты и исследования других изобретателей, и это порой приводило к идеям в совсем других областях. Он постоянно просматривал множество самых различных публикаций, искал идеи, которые вызывали его интерес, и фиксировал их в записных книжках. Физик сделал привычным поиск новых и любопытных идей, доказавших свою эффективность в решении других проблем в других областях знания. Для Эдисона идея должна была быть оригинальной только в приложении к той проблеме, над которой он работал в конкретный момент.

Физик следил по своим записям и за изобретениями прошлого, которые использовал в качестве трамплина для следующих изобретений и идей. Из диаграмм и записей по поводу телефона (передача звука) Эдисон вынес идею фонографа (запись звука), что, в свою очередь, привело к идее движущихся картинок (запись изображения). Кажется очевидным? С гениями всегда так.

Еще одним гением, собиравшим идеи для стимулирования своего творческого потенциала, был Уолт Уитмен. В его дневниках описаны свое­образные методы записи идей. Каждый раз, когда ему в голову приходила мысль, поражающая воображение, он записывал ее на клочке бумаги. Эти клочки он помещал в конверты, которые подписывал в соответствии с темой зафиксированной идеи. Чтобы для гипотез хватало места, конвертов было запасено много.

Если Уитмен приходил к выводу, что нужно освежить мысли или взгляд на проблему, он выбирал из конвертов тот, который относился к его текущей теме или области интересов. Он вынимал идеи из конвертов либо случайным образом, либо только имевшие отношение к тематике, а затем пытался «соткать» эти идеи вместе, наподобие гобелена. Такие гобелены идей часто становились основой нового стихотворения или эссе.

Вот некоторые правила ведения записей.

 

 

Собирайте все интересные идеи, с которыми встретились на сеансах мозгового штурма, о которых прочитали или которые придумали сами.

Записывайте их в тематическом порядке в записную книжку, компьютер, на каталожные карточки и сортируйте по теме (улучшение производительности организации, презентации продаж, новые рынки, интересные идеи продуктов и т. д.) в папке или каталожном ящике. Указывайте источник идеи: может понадобиться дополнительная информация по ее поводу. Снабжайте перекрестными ссылками те идеи, которые могут подходить нескольким категориям.

Разработав довольно обширную базу идей, обращайтесь к ней при работе над разрешением любой проблемы.

Каждый раз, столкнувшись с проблемой, выбирайте из своих закромов те идеи, которые кажутся подходящими к случаю. Разложите их перед собой и проанализируйте. Чтобы выбрать наиболее подходящие для конкретных нужд, воспользуйтесь следующими предложениями.

 

 

Выбирайте идеи, атрибуты которых близки атрибутам вашей проблемы.

Выбрав несколько идей из большой группы, подготовьтесь приспосабливать их к текущим задачам. Может оказаться, что можно применить всю идею или какой-то ее отдельный аспект. Порой нужно сначала модифицировать идеи, а затем уже применять их к текущей ситуации.

Сочетайте и применяйте подходящие атрибуты и методы двух и более идей.

Гении осознают существенные достоинства и атрибуты хорошей идеи и могут адаптировать их для своей темы, тем самым создавая новую идею. Многие оригинальные идеи на самом деле вторичны: они сознательно или бессознательно позаимствованы из миллионов внешних источников и с гордостью и удовлетворением используются. Генри Форд, основатель автомобильной корпорации, как-то сказал, что секрет его гениальности был прост: это способность создавать нечто новое из идей и изобретений других.

 

«Щелчок»

Когда вы записываете идеи и проблемы, тем самым запускаете феномен, который Джордж Мандлер, ведущий специалист в области сознания, называет «щелчком». При щелчке решение или идея после инкубационного периода появляется на первый взгляд ниоткуда.

Очень возможно, что сам процесс записи мыслей и идей по поводу конкретной проблемы перемещает информацию в долгосрочную память и подсознание. Хотя сознание играет важную роль в повседневной жизни, ограничивая наши действия, в подсознании можно безгранично активировать сложные информационные комплексы. Информация, содержащаяся в долгосрочной памяти, может обрабатываться в подсознании параллельно и потом находить дорогу к сознательному мышлению. Новаторская идея появляется не благодаря последовательности мыслей в реальном времени, а посредством «щелчка», или мыслительного взрыва.

Допустим, в вашей записной книжке содержится:

 

 

информация о проблеме, над которой вы работаете;

информация о других идеях, концепциях и проблемах, над которыми вы работаете.

Периодически обращаясь к записной книжке, вы активируете всю зафиксированную там информацию в сознании и подсознании. Так запускается система сетевого мышления, при которой идеи, образы и концепции совершенно не связанных между собой проблем соединяются, чтобы породить нечто творческое. Этот по природе своей нелинейный процесс мыслительной деятельности может протекать на подсознательном уровне, и необязательно в реальном времени.

Концепции сочетаются, подобно световым лучам, собираются в одной точке и «щелкают» у вас в подсознании. На рисунке А — это отражение связей клеток мозга среднего человека, работающего над проблемой, а В — отражение связей клеток мозга, постоянно стимулируемых записью и анализом информации.

 

 

Если вы привыкнете записывать идеи, информация отложится в подсознании и каким-то образом приведет в действие соответствующие шаб­лоны, что может натолкнуть на решение-«щелчок», даже если уже пройдет много времени после попыток решить проблему. В 1970-е годы Фрэнк Вильчек из Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, догадался, почему атомные ядра удерживаются вместе; это было одно из редких открытий из серии «отгадай мысли Бога». Этот прорыв случился, когда он рассматривал совершенно иную проблему, связанную с совершенно другой областью природы. «Щелчок» случился неожиданно: он понял, что неверный подход в одной области может оказаться правильным в другой.

Архимеда осенила внезапная догадка по поводу закона вытеснения, когда он днем принимал ванну. По легенде, он был так поражен открытием, что голым побежал по улице с криком «Эврика!» («Я нашел!»). Анри Пуанкаре, французский гений, рассказывал о невероятных идеях и догадках, внезапно приходивших к нему из ниоткуда, так что сразу становилось понятно: они верны. Появление таких идей может быть настолько внезапным, что сам момент, когда они приходят в голову, можно запомнить в мельчайших подробностях. Дарвин мог показать точное место на дороге, где нашел решение проблемы происхождения видов, пока ехал в экипаже и думал о чем-то отвлеченном. Такой же опыт переживали и другие гении. Идеи и решения, как внезапные вспышки молнии, появляются словно бы ниоткуда.

То, что этот феномен не так редок, было продемонстрировано в исследовании известных ученых, проведенном более полувека назад. Большинство ученых сообщили, что лучшие идеи и догадки появлялись у них не во время обдумывания соответствующей проблемы. Теории возникали на прогулках, на отдыхе, при работе над совершенно другими задачами. Это показывает, как акт творчества сочетается с «божественным вдохновением»: догадка, похоже, приходит непроизвольно.

Чем больше проблем, идей и мыслей вы зафиксируете, чем чаще будете к ним обращаться, тем более сложную структуру образует информационная сеть вашего мозга. Представьте мысли в виде атомов, висящих на крючках по бокам мозга. Когда вы думаете над проблемой, некоторые из них освобож­даются и запускаются в подсознание. Чем усиленнее вы размышляете, тем больше информации откладывается в долгосрочной памяти благодаря систематическому ведению записей и тем больше мыслей приходит в хаоти­ческое движение. Подсознание никогда не пребывает в покое. Когда вы перестаете думать о предмете, подсознание работу не прекращает. Мысли продолжают свободно блуждать во всех направлениях подсознания. Они сталкиваются, сочетаются и пересочетаются миллионами разных способов. Обычно большинство комбинаций бессмысленны или малоосмысленны, но порой создается такое соединение, которое ваше подсознание расценивает положительно и предлагает сознанию в качестве «щелчка».

 

 

Наше сознание порой блокирует порождение новых идей из-за излишней фиксации. Когда мы перестаем на некоторое время работать над проблемой, фиксация становится слабее и позволяет подсознанию свободно создавать новые возможности. Это произошло с нобелевским лауреатом Мелвином Калвином. Он спокойно сидел в машине и ждал жену, чтобы закончить дела, как вдруг его осенило решение загадочного несоответствия в исследовании фотосинтеза. Это произошло очень неожиданно — в доли секунды ученому стала ясна роль углерода.

Чтобы испытать «щелчок», попробуйте следующий эксперимент. Напи­шите вашему подсознанию письмо о проблеме, над которой работаете. Письмо должно быть как можно более подробным. Опишите проблему, предпринятые меры, непонятные места, потребности, препятствия, идеальное решение и т. д. Поручите подсознанию найти решение. Напишите: «Твоя задача — найти решение проблемы. Хотелось бы ознакомиться с ним через два дня». Запечатайте письмо и отложите. Забудьте о нем. Через два дня откройте. Если проблема все еще не решена, припишите в конце письма: «Сообщи сразу, как решишь». Рано или поздно, когда вы будете отдыхать или займетесь чем-то другим, идеи и решения внезапно всплывут из подсознания.

Мозг работает и тогда, когда вы спите. Причину того, что самые творческие люди работают по утрам, объяснил Бальзак, великий французский романист: он собирался воспользоваться тем, что его мозг работает, пока он спит. Когда Иоганна Себастьяна Баха, одного из гигантов в истории музыки, спросили, где он находит мелодии, тот ответил, что проблема не в том, чтобы их найти, а в том, чтобы утром, проснувшись, их не забыть. Томас Эдисон порой ложился спать прямо за столом в лаборатории, чтобы иметь возможность с самого утра начать работать, ничего не забыв.

Попробуйте перед сном выполнить следующее упражнение. В течение нескольких минут обдумывайте проблему, над решением которой сейчас бьетесь. Запишите на листе бумаги несколько ключевых слов и положите на прикроватной тумбочке. Забудьте о проблеме и ложитесь спать. Проснувшись, сразу посмотрите на листок. Возможно, вам придут в голову новые догадки, вы увидите проблему более отчетливо, а может быть, «щелчок» случится сразу.

 

Резюме

Мы считаем творческих гениев загадочными людьми, спонтанно генерирующими идеи ниоткуда. Это не так. Идеи достаются им тяжелым трудом и сознательным использованием определенных методов мышления.

Творческие гении думают легко и гибко. Легкость мышления заключается в способности порождать множество идей, а гибкость — в умении выходить за пределы обычной, общепринятой природы вещей. Гении мыслят легко, потому что они:

 

 

откладывают суждения в процессе поиска идей;

придумывают огромное количество идей;

составляют списки пришедших на ум идей и ведут записи;

постоянно обрабатывают и улучшают идеи;

позволяют подсознанию генерировать идеи во время инкубационного периода.

Гении отличаются гибкостью мышления, потому что способны ввести в него элементы случая, хаоса и посторонние факторы. Другие стратегии из части II показывают, как случай, хаос и посторонние факторы помогают придумывать оригинальные идеи и находить творческие решения.

 

СТРАТЕГИЯ 4

СОСТАВЛЯТЬ НОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ

В своей книге Scientific Genius («Научный гений») психолог Дин Кит Саймон­тон из Калифорнийского университета в Дэвисе предполагает, что гении потому и гении, что создают больше новых сочетаний, чем просто талантливые люди. Он выдвигает версию, что гений и удача — в известном смысле синонимы. Его теория подкрепляется этимологией: cogito («думать») — изначально значило «смешивать»; intelligo (корень слова «интеллект») — значит «выбирать из чего-то». Очевидно, что с самого начала люди понимали пользу случайных сочетаний идей и мыслей и пользу выбора из множества вариантов с целью сохранения наилучших.

Квадрат на иллюстрации кажется деформированным (его стороны выглядят искривленными). Но это не так. Стороны квадрата совершенно прямые, и в этом легко убедиться, достаточно приложить к ним линейку. Сочета­ние идеального квадрата с круглым фоном изменяет наше восприятие этой фигуры.

 

 

Творчество возникает на перцептивном этапе мышления. Именно в этот момент формируются наше восприятие и концепции — стало быть, именно в это время они могут меняться. Сочетание квадрата и круга изменяет наше восприятие квадрата. Точно так же новые, нетривиальные сочетания информации повышают перцептивные возможности придумать нечто оригинальное.

Возьмем уравнение Эйнштейна: E = mc 2. Не он придумал концепции энергии, массы или скорости света — он объединил их неожиданным и полезным образом. Создав новое сочетание, физик сумел, глядя на ту же информацию, что и все остальные, увидеть нечто новое. Эйнштейн упомянул о способе своего мышления как о «комбинаторной игре», отвечая на вопросы исследования, проведенного в 1945 году блестящим французским математиком Жаком Адамаром. Для изобретателя эта комбинаторная игра, судя по всему, была неотъемлемой частью его творческой мысли.

Гений, подобно ребенку-вундеркинду с кирпичиками Lego, постоянно сочетает разными способами идеи, образы и другие многочисленные мысли. Возьмите кислород и водород. Соедините их в нужных пропорциях — и вы получите нечто, совсем не похожее на эти газы. Исходя из свойств кислорода и водорода, нельзя предсказать, что лед будет плавать в воде, горячий душ поможет отлично расслабиться, а холодные напитки будут приятно освежающими. Простые концепции подобны этим простым газам: они имеют известные и очевидные свойства. При их соединении могут случиться совершенно волшебные изменения, но это не волшебство, а просто творческий аспект обычной работы мозга.

Так как гении охотно составляют новые сочетания, они легко отказываются от общепринятых представлений о возможном и невозможном. В 1448 году Иоганн Гутенберг соединил прессы для вина и чеканки монет, получив шрифт из подвижных литер, который сделал возможным книгопечатание. Его мето­дика изготовления подвижных литер оставалась практически неизменной на протяжении следующих пяти столетий. Законы наследственности, на которых базируется современная генетика, стали итогом работы Грегора Менделя, создавшего новую науку из сочетания математики и биологии. Изобретение Томасом Эдисоном практической системы освещения связано с сочетанием параллельного соединения цепи и нити накаливания лампочек с высоким сопротивлением. До него объединить эти две вещи считалось нереальным.

Представьте себе, что ваш разум — это креманка, наполненная мороженым с выровненной поверхностью. Допустим, что на эту поверхность из ложки льется, стекая, вода. После нескольких повторений поверхность мороженого будет изрыта дырками. Когда информация попадает в мозг, она затекает в эти дырки, как вода. Через некоторое время, чтобы создать дырку, будет достаточно совсем небольшого объема информации. Это процессы опознания и завершения шаблона, действующие у нас в голове. Даже если бо ль­шая часть информации находится вне дырки, мозг внесет автоматические изменения и дополнит информацию, выбрав и запустив соответствующий шаблон.

Когда мы пытаемся придумать новые идеи и решения, обычно на ум приходят одни и те же старые добрые мысли. Информация активирует «прежние отверстия», устанавливает знакомые связи, постоянно образует аналогичные идеи. Иными словами, если все время думать так, как мы привыкли, то и на выходе получим ровно то, к чему привыкли.

Творчество начинается, когда мы встряхиваем креманку, чтобы вода (информация) вышла из отверстий и потекла в новом направлении, реорганизовалась, запустила новые сочетания. Эти новые сочетания подразумевают иные способы привлечения внимания и иные способы интерпретации того, что мы видим. Именно это и ведет к смелым догадкам, оригинальным идеям и творческим решениям.

Ниже приводится несколько методов, призванных помочь добиться оригинальных и свежих гипотез с помощью случайных сочетаний не похо­жих друг на друга предметов, идей, концепций и мыслей. Первый метод создан на основе одной из излюбленных мыслительных стратегий Леонардо да Винчи. Он считал, что, составив список различий, вы можете создать новые возможности, сочетая их различным образом — то есть заполняя дыры и недостающие звенья, предугадывая функции, которые еще не встречались в природе. Сочетание ключевых элементов во имя создания чего-то нового характерно для его гения.

 

Метод да Винчи

Гротескные головы и знаменитые карикатуры Леонардо — примеры случайных вариаций человеческих лиц, созданных из различных сочетаний заданного набора функций. Он сначала перечислял черты лица (форма головы, глаз, носа и т. д.), а затем описывал их варианты. После этого Леонардо соединял все сочетания, получая оригинальные и гротескные карикатуры. Ниже приведена таблица, похожая на составляемые да Винчи:

 

 

Хотя количество вариантов в каждой категории относительно невелико, возможны тысячи комбинаций таких характеристик. Перечисленные особенности отражают только одну из множества возможных группировок функций, которые легко использовать для создания оригинальной гротескной головы.

 

 

Записные книжки мастера свидетельствуют, что он использовал эту стратегию в своем художественном и техническом творчестве. Он советовал быть начеку и выхватывать лучшее во множестве прекрасных лиц, а не создавать то, что прекрасно по вашему мнению. Любопытно отметить, что «Мона Лиза» — возможно, наиболее известный портрет в мире, — на самом деле результат сочетания самых прекрасных лиц, которые мастер наблюдал и систематизировал. Вероятно, поэтому ценители находят столько различных выражений в чертах женщины на этой картине. Особенно интересно это выглядит в свете того факта, что до сих пор неясно, кто же изображен на полотне.

Так и представляется Леонардо, создающий матрицу элементов (апостолы, типы их реакций, позы, выражения лица, разные ситуации) и экспериментирующий с вариантами и сочетаниями, пока не пришло время верной конфигурации для величайшего в его жизни шедевра — «Тайной вечери». И до него многие художники создавали собственные версии последней в земной жизни Христа трапезы с двенадцатью апостолами. Однако когда этот сюжет был обработан мастером, сцена наполнилась новым смыслом, который не покорился никому ни до, ни после знаменитой фрески.

Леонардо да Винчи анализировал структуру предмета и вычленял основные параметры («параметр» — характеристика, фактор, переменная или аспект). Он перечислял вариации каждого параметра и комбинировал их. Благодаря различным сочетаниям вариаций рождались новые идеи.

Представьте параметры в виде карточных мастей (черви, пики, трефы и бубны), а их вариации пусть представляют все номиналы одной масти. Экспериментируя с различными сочетаниями вариаций, вы получаете новые идеи.

Чтобы воспользоваться методикой да Винчи, предпримите следующие шаги.

 

 

Уточните проблему.

Вычлените параметры проблемы: это своего рода ее каркас. Вы сами выбираете количество и качество параметров, которые используете в таблице. При выборе неплохо задаться вопросом: «Будет ли проб­лема все еще актуальной без того параметра, который я собираюсь добавить в таблицу?»

Для каждого параметра укажите столько вариантов, сколько хотите. Сложность таблицы определяется количеством параметров и их вариантов. Чем больше вариантов и разнообразия вариантов каждого параметра, тем больше вероятности того, что в результате составления таблицы появится жизнеспособная идея. Например, таблица с десятью параметрами, каждый из которых имеет десять вариантов, дает десять миллиардов сочетаний параметров и вариаций.

Закончив перечислять вариации, случайно пробегитесь по ним взглядом, выберите одно или несколько значений из каждого столбца и составьте совершенно новые сочетания. На следующем этапе все получившиеся сочетания нужно проанализировать на отношение к решаемой проблеме. Если вы работаете с десятью и более параметрами, полезным может оказаться случайный анализ всей группы, после которого желательно постепенно ограничивать выборку до особенно плодотворных результатов.

Рассмотрим пример. Владелец автомойки решил найти идею для нового рынка или расширения уже существующих. Он проанализировал «автомоечную деятельность» и решил работать с четырьмя параметрами: «метод мойки», «товары, которые моются», «используемое оборудование» и «другие предлагаемые товары».

Перечислив параметры, он указал по пять вариаций для каждого. В верхней части таблицы поместил четыре параметра, под каждым из которых записал пять вариаций. Случайным образом отобрал одно или несколько значений для каждого параметра и попробовал их сочетания как идеи для нового бизнеса.

 

 

Новый бизнес: случайное сочетание параметров («самостоятельный», «собаки», «щетки», «кабинки», «спреи», «сушилки», «побочные продукты») подало идею нового бизнеса. Им стали станции самообслуживания по уходу за собаками. Они выглядели так: наклонные плоскости, ведущие к ванночкам высотой по пояс, где владельцы опрыскивают собак, чистят их щетками, которые предоставляет сервис, моют шампунем и сушат. Вдобавок к услугам ухода за собаками владелец предлагает также собственную линию зоо­товаров — шампуни и кондиционеры для животных. Теперь хозяева собак моют своих питомцев, пока их автомобили подвергаются полной мойке.

Пять альтернативных вариантов для каждого параметра — это 3125 различных сочетаний. Если всего 10 процентов из них окажутся полезными, то это уже 312 новых идей. Теоретически, если перечислить все необходимые параметры и вариации, вы получите все возможные сочетания для конкретной задачи. На практике параметры могут оказаться неполными, а жизненно важная вариация одного из них не будет описана. Если вы подозреваете, что так и произошло, стоит вернуться к указанным параметрам и пересмотреть их или вариации.

Мы склонны думать об элементах нашей темы как об одном непрерывном «целом» и часто не замечаем многих взаимоотношений между элементами, даже самых очевидных. Они становятся почти невидимыми из-за нашего способа восприятия, а между тем именно эти взаимоотношения нередко выступают в роли мостиков к новым идеям. Когда мы разделяем предмет на несколько частей и сочетаем их различным образом, то изменяем структуру восприятия предмета, что ведет к новым догадкам, идеям и размышлениям.

Гештальт-психолог Вольфганг Кёлер продемонстрировал реструктуризацию восприятия у животных. Он ставил перед обезьяной задачу, в которой бананы оказывались вне пределов ее досягаемости, а добраться до них можно было, только применив до сих пор неизвестные животному методы. Например, Кёлер давал обезьяне на несколько дней кубики для игры. Потом подвешивал бананы к потолку, так что обезьяна не могла их достать. Когда экспериментатор прятал кубики обезьяне за спину, она пробовала все уже известные ей методы получения фруктов и терпела неудачу. Когда же он ставил кубики в пределах ее видимости, обезьяна садилась подумать, и ей в голову приходила догадка, что можно встать на кубики и добраться до бананов. Таким образом, визуальный доступ к информации приводил к реструктуризации восприятия обезьяны. Она внезапно понимала, что кубики — это не только инструменты для игры, но и строительный материал: начинала видеть связь между кубиками и бананами.

Точно так же, когда вы сочетаете тем или иным образом имеющуюся информацию, вы изменяете структуру ее восприятия в своем сознании. Вдобавок к этому чем больше сочетаний вы можете создать, тем больше вероятность того, что одно из них послужит ассоциативным переходом к идеям, до которых вы не смогли бы дойти иначе. Так, варианты А , В и D могут ассоциироваться друг с другом, потому что каждый из них определенным образом связан с С . Например, три слова — «зеленый», «демократический» и «линия» — в сочетании служат ассоциацией к слову «партия»: «партия зеленых», «демократическая партия», «линия партии». В примере с автомойкой ассоциативный переход произошел от перечисленной информации к идее птичьей мойки. Птичья мойка — это миниатюрный зажим, удерживающий птицу в вертикальном положении, чтобы ее можно было осторожно вымыть и облить из шланга. Во многом его устройство подобно автомойке. Птичья мойка предназначена для чистки птиц, пострадавших от разливов нефти в море. Ожидается, что это приспособление спасет тысячи пернатых, которым достается еще и от неосторожного обращения во время очистки.

Одна пищевая компания искала новые идеи для продуктов и рынки для тунца. Ниже представлена схема с избранными параметрами и их вариациями: «использование тунца», «типы контейнеров», «сопутствующие продукты» и «заправка».

 

 

Эти переменные породили много новых идей. Одна из таких, вышедших на рынок, состояла в производстве небольших банок с тунцом на одну порцию, залитых водой и снабженных пакетиками с майонезным соусом, огурцами, цельнозерновыми крекерами и ложкой. Среди других идей упоминался тунец в рапсовом масле и другие закуски с ним, обладающие низкой жирностью и не требующие добавления майонеза.

Пищевая компания увидела ассоциативную связь между тунцом и майоне­зом, что дало повод разработать синтетический майонез, которым можно было бы залить тунца прямо в банке, вместо того чтобы помещать в отдельную упаковку. Компании удалось разбить проблему на составные части, что открыло возможности рассмотреть элементы со всех сторон одновременно и сложить по-новому.

Пример из мира искусства — «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, считающиеся образцом кубизма: картина и мир распадаются на составные части, что дает художнику возможность сочетать эти части новым и нетриви­альным образом. Фигуры на картине можно назвать первыми в западном искусстве, написанными со всех сторон одновременно. Позже, когда кубизм стал завоевывать мир, Пикассо показал, как сочетать части полотна с частями мира, создавая новую форму искусства — коллаж.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.369 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь