Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Множественные перспективы Леонардо да Винчи



Леонардо да Винчи связывал понимание глубинных структур изучаемого предмета с возможностью взглянуть на него с нескольких точек зрения, по крайней мере с трех. Это, на наш взгляд, ключевая, фундаментальная часть стратегии Леонардо: сочетание множества точек зрения. Леонардо считал, что, если не посмотреть на проблему как минимум с трех сторон, основания для ее понимания будут недостаточными. Только синтез этих взглядов дает истинное и полное знание. Например, когда он разрабатывал свой первый велосипед, то смотрел на этот новый вид транспорта с точки зрения инвестора(ов), который будет спонсировать прототипы и производство, потребителя-велосипедиста и городов, в которых велосипед будет использоваться, и затем объединял все эти взгляды.

Как разница точек зрения позволяет глазу воспринимать глубину, так множественные перспективы углубляют ваше понимание. Специалисты по психологии образования провели ряд экспериментов, иллюстрирующих, как множественные перспективы помогают развивать ответственность и креативность. В одном исследовании двум группам начинающих пианистов предложили разучить простую гамму до мажор. Одним предлагалось учить гамму, используя множественные перспективы, мысли и чувства; другие должны были заучивать ее традиционными методами — путем многократного повторения. Когда сравнили результаты обеих групп, оказалось, что первая играет гораздо компетентнее и творчески.

В другом эксперименте исследователи задали изучать работы по одной тематике (например, о принятии закона Канзас—Небраска3) двум группам. Одной группе поручалось воспринимать информацию с разных точек зрения — как собственной, так и участников слушаний, пытаясь предположить, о чем они думали и что чувствовали в то время. Другой группе предлагалось просто заучить написанное. Точно так же при тестировании оказалось, что группа, работающая с множественными перспективами, превзошла по результатам другую, пользовавшуюся традиционными методами как по объему усвоенной информации, так и по содержательности написанных на ее основе эссе и количеству предложенных творческих идей.

Используйте множественные перспективы при работе над своей проблемой.

 

 

Сначала запишите проблему со своей точки зрения.

Затем перепишите ее с точки зрения по меньшей мере двух других людей, которые вовлечены в проблему или близки к ней.

Синтезируйте разные взгляды в одной всеобъемлющей формулировке.

Например, если вы собираетесь начать новый бизнес, запишите вашу задачу так, как ее видите вы, а затем так, как ее видят потенциальные клиенты, потенциальные сотрудники, потенциальные конкуренты и, наконец, так, как ее видит ваш потенциальный банкир. Синтезируйте все эти множественные перспективы в одной всеобъемлющей формулировке.

Эйнштейн высказал предположение, что даже различение материи и энергии в физике может зависеть от точки зрения. То, что в одной системе координат считается волной, в другой будет частицей, поле в одном эксперименте оказывается траекторией в другом. Умножение разных перспектив умножает и возможности. Вспомните, как Поль Сезанн открыл новое визуальное сознание в живописи благодаря множеству картин, изображавших гору Сен-Виктуар или яблоки на скатерти.

На иллюстрацию ниже вы можете смотреть пассивно — как на простой шаблон из четырех равноудаленных друг от друга точек — или активно, с разных перспектив, группируя их в более сложные структуры. Эти точки могут представлять четыре оконечности креста, четыре угла квадрата, или ромба, или бейсбольной базы, или стрелки компаса, или что-то еще. Использование множественных перспектив — это не пассивная регистрация данных, а активный и творческий процесс. Когда вы смотрите на проблему с разных точек зрения, а не с одной, привычной вам, возбуждается новое творческое сознание и расширяются возможности.

 

 

Простой способ создать множественные перспективы при работе в небольшой группе: выдайте каждому участнику по пять карточек и попросите записать пять различных формулировок проблемы (по одной на каждой карточке). Соберите карточки и перемешайте.

 

 

Случайным образом выдайте каждому участнику по три карточки, следя за тем, чтобы никто не получил собственные. Попросите расположить карточки в порядке значимости для себя. В это время разложите остальные карточки на столе.

Предложите участникам заменить не нравящиеся карточки теми, что на столе.

Попросите обменяться карточками друг с другом. Каждый должен отдать как минимум одну, а может поменять и все.

Разбейте группу на три команды. Попросите команды выбрать по три карточки, отбросив остальные. После этого предложите командам выработать одну формулировку проблемы на материале трех выбранных карточек.

Попросите каждую команду предъявить группе свою формулировку проблемы, после чего пусть соединят три имеющиеся формулировки в одну итоговую.

 

 

Принятие другой роли

Сёрен Кьеркегор, датский философ XIX века, называл это «методом ротации». В пример он приводил зерновые культуры: нельзя постоянно выращивать зерно на одном и том же поле; рано или поздно, чтобы обновить почву, ее нужно засеять травой на сено. Точно так же полезно примерить на себя иную роль, чтобы появился другой взгляд на вещи. Зигмунд Фрейд однажды сравнил свой метод выслушивания «свободных ассоциаций» пациентов с взглядом в окно движущегося поезда.

Попробуйте сыграть другую роль, чтобы открыть для себя иной угол зрения на проблему. Сначала зафиксируйте формулировку задачи с вашей точки зрения. Затем запишите ее в двух вариантах из следующих:

 

 

Как записал бы ее лидер вашей отрасли?

Как сделал бы это профессор колледжа?

Как сделал бы это вундеркинд?

Как сделал бы это предприниматель, готовый на серьезные риски?

Как сделал бы это евангелист?

Как сделал бы это политик?

Как сделал бы это физик?

Как сделал бы это психолог?

Как сделал бы это исследователь?

Как сделал бы это судья?

Как сделал бы это репортер, занимающийся журналистскими расследованиями?

Записывая формулировки, поразмышляйте, как к проблеме подошел бы каждый персонаж. Что бы стал делать? В чем различия? Сходства? Сделайте из трех формулировок одну. Можно ли соединить их в одно всеобъемлющее утверждение? Изменился ли ваш первоначальный взгляд на проблему?

 

 

Представьте, что проблема — это вы

Краеугольным камнем стратегии Фрейда было то, что он давал пациентам тему и предлагал изменить ее значение, поместив в иную ситуацию или контекст. После того как пациент это проделывал, Фрейд мог повлиять на способ его мышления.

На рисунке ниже, реструктурировав шаблон и поместив его содержимое в другой контекст, мы меняем значение этого шаблона. Последовательность букв А , В и С становится последовательностью чисел 12, 13 и 14.

 

 

Точно так же, если вы поместите содержание проблемы в другой контекст, измените свой взгляд на нее. Один из способов сделать это — мысленно идентифицировать себя с проблемой или какой-то ее частью. Это излюбленный метод Т. А. Рича, знаменитого изобретателя из General Electric. Он способен выработать необычный подход к стоящим перед ним задачам, когда представляет, что находится в центре проблемы или какого-то ее аспекта. Например, Рич пытается мыслить как электрон или как световой луч, рефракцию которого нужно измерить. Эйнштейн представлял себя верхом на световом луче, летящем в космосе, и это привело его к созданию теории относительности. Став частью проблемы, вы можете сгенерировать новые и оригинальные мысли.

Представьте, что вы собираетесь разработать новые часы. Подумайте, каково быть минутной стрелкой. Можете ли вы представить себя в роли отрезка времени? Каково быть часом? Минутой? Секундой? Что они сказали бы, если бы ваши роли поменялись? Что они вообще сказали бы, если бы мы могли понимать их язык?

Отождествите себя с объектом или процессом и взгляните на проблему с точки зрения этого объекта или процесса. Соедините себя с проблемой, задавая следующие вопросы:

 

 

Что бы я ощущал, если бы был...?

Что объект сказал бы мне, если бы был мною?

Что бы я ощущал, если бы был идеей, над которой сейчас работаю?

Какие рекомендации эта идея могла бы дать?

Менеджеры компании по коммунальному обслуживанию хотели серьезно сократить затраты на капитальное оборудование. Три месяца они представляли себя киловаттами, путешествующими по многочисленным тепловым и атомным электрическим системам компании. Воображая, как проходят каждый участок сети, они начали понимать сложность и разнообразие систем и наметили пути их улучшения. Эти воображаемые путешествия привели к переработке плана техобслуживания, который помог сократить затраты на обслуживание в десять раз, так как заменять пришлось не всю систему, а ключевые элементы.

 

 

Вопросы

Безусловно, ключевой характеристикой всех гениев можно считать неустанное детское любопытство и исследовательский подход. Записная книжка Леонардо да Винчи пестрит вопросами к себе: он, как Аристотель, хотел дойти до первопричины явлений. Эйнштейн всю жизнь задавался вопросами об объектах — почему они ведут себя так, а не иначе, и что будет, если они все же начнут вести себя по-другому. Тесла в воображении создавал целые новые миры, а затем спрашивал себя, как они могут проявиться. Гений — это прежде всего постановка смелых вопросов, а не поиск «верных» ответов на них.

Выделите проблему, которую хотите обдумать, и разложите ее как можно большим количеством способов, используя следующие вопросы.

 

 

Почему столь необходимо разрешение проблемы?

Что в этой задаче неизвестно? Сколько этого неизвестного можно определить?

Что до сих пор не удается понять?

Какая информация в наличии? Достаточно ли ее? Или недостаточно? Она избыточна? Или противоречива?

Можно ли вынести что-то полезное из имеющейся информации? Вся ли информация использована?

Можно ли представить проблему на диаграмме? На рисунке?

Каковы границы проблемы?

Можно ли разбить проблему на составные части? Записать их? Как соотносятся друг с другом составляющие проблемы?

Встречалась ли подобная проблема раньше? Возможно, в слегка иной форме? Существуют ли проблемы, связанные с этой?

Допустим, есть проблема, имеющая отношение к заявленной и уже решенная. Можно использовать это решение или его метод?

Какой наилучший, наихудший и наиболее правдоподобный сценарии развития ситуации можно предположить?

 

 

Думать как ребенок

Ноам Хомский из Массачусетского технологического института, человек, чья теория глубинных структур породила современную лингвистику, считает, что своим вдохновением обязан детской привычке задавать очевидные вопросы. Эйнштейн тоже вел себя как любопытный ребенок, постоянно задавая очевидные на первый взгляд вопросы о пространстве, времени и Боге. Он однажды заметил, что любой обычный человек разобрался бы со всей физикой, которая могла бы ему когда-либо понадобиться, если бы только научился понимать разум ребенка.

Отыщите внутри себя ребенка. Закройте глаза и представьте, что вы сейчас в самом любопытном возрасте: допустим, вам 12. Постарайтесь максимально подробно воссоздать воспоминания этого возраста. Снова переживайте Рождество, День независимости, дни рождения, каникулы, вспоминайте своих друзей, учителей и школьные деньки. Максимально углубляйтесь в детский опыт. Вспоминайте, как именно было в школе, а не то, что закрепилось в вашей памяти о том, как было в школе. Вспоминайте, как на самом деле веселились с лучшими друзьями, а не то, что закрепилось в вашей памяти о том, как проводили время с лучшими друзьями. А теперь посмотрите на вашу проблему глазами двенадцатилетнего: какие вопросы задал бы он?

 

 

Игровые вопросы

Задавайте игровые вопросы, чтобы войти самому или в составе группы мозгового штурма в детское, игровое состояние.

 

 

Постарайтесь думать о стоящей перед вами задаче как о живом организме. Как она выглядит? Нарисуйте. Например, проблема продажи большего количества недвижимости может выглядеть как странное, беспомощное создание.

Подумайте о прошлых и будущих вариациях своей проблемы. Какими они были и будут?

Представьте, что ваша проблема съедобна. Какова она на вкус?

Можете ли описать прошлое и вероятное будущее проблемы?

Посмотрите на проблему как на вершину айсберга и представьте ту ее часть, которая не видна. Можете ее описать?

Посмотрите на мир с точки зрения проблемы. Что она может думать о вас?

Поищите в проблеме красоту или эстетический интерес. Можно ли найти что-то подобное?

Представьте личную жизнь проблемы. Каковы ее политические убеждения? Религиозные? Что с романтическими отношениями? Где она родилась? Есть ли у нее братья и сестры? Если да, то насколько они дружны? Чего боится проблема?

Если бы вы были психотерапевтом этой проблемы, что она доверила бы вам?

 

 

Цветные вопросы

Отыщите в себе исследовательский дух, используя «цветные вопросы», которые основаны на работе Джерри Роудза, экспериментирующего с менеджерами компании Philips. В основе метода Роудза лежат типы вопросов: они ассоциируются с разными цветами следующим образом.

 

 

Зеленый. Подумайте о зеленом как плодородном и креативном. Зеленый — цвет воображения и изобретательности. Спросите: «Что если мы...?» или «Предположим, мы...?»

 

Желтый. Подумайте о желтом цвете как нейтральном и объективном. Желтый — это цвет описания фактов. Спросите: «Каков...?»

 

Синий. Подумайте о синем как о положительном и обнадеживающем. Синий — это цвет суждений и мнений о ценности и необходимости. Спросите: «Что мы можем сделать?» или «Что мы должны сделать?»

 

Красный. Подумайте о красном как о негативном. Красный — это цвет ограничений и сдерживающих факторов. Спросите: «Чего мы не можем сделать?» или «Что невозможно сделать?»

Многие из нас часто предпочитают один или два типа вопросов, при этом кое-кто выказывает предпочтение настолько явно, что вообще не может включить не нравящиеся вопросы. Порой мы так сосредоточиваем внимание на конкретном типе вопросов, что никак не можем продвинуться.

Цветные «размышления» дают возможность определить вопросы каж­дой из ключевых категорий. Возьмите четыре отдельных листа бумаги и напишите: «зеленый», «желтый», «синий» и «красный». Постарайтесь придумать и запи­сать на соответствующих листах как можно больше «зеленых», «желтых» и «синих» вопросов. Каждый раз, когда возникает негативный вопрос, записывайте его как «красный». После этого рассмотрите все красные вопросы и постарайтесь сформулировать возражения на них. Запишите вопросы в колонки на большом листе бумаги. Впрочем, можно фиксировать их и на карточки соответствующего цвета и прикалывать к стене или использовать разноцветные маркеры и откидную таблицу. Перечислив как можно больше вопросов каждого цвета, расставьте их в порядке важности: первыми должны идти наиболее неотложные.

Если вы работаете в группе, просто предложите участникам придумать как можно больше вопросов на конкретную тему. После этого сгруппируйте их по цветам и занесите в откидные таблицы. Предлагайте группе расширять каждую категорию, задавая наводящие вопросы, например: «Какие зеленые вопросы могут раскрепостить наше воображение? Не нужно ли больше синих вопросов? Исчерпали ли мы все возможности для желтых вопросов?» После того как группа закончит придумывать вопросы для каждой категории, попросите расположить их в порядке важности, чтобы решить, какие должны быть решены в первую очередь.

 

СТРАТЕГИЯ 2

ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Творческий взлет в эпоху Возрождения был тесно связан с фиксацией и передачей больших объемов знаний на параллельном языке — языке рисунков, диаграмм и графиков (вспомните хотя бы знаменитые диаграммы и эскизы Галилея). Галилей произвел революцию в науке, потому что его мысли стали осязаемы и наглядны благодаря диаграммам и рисункам, в то время как его современники использовали привычные словесные и математические средства выражения. Его рисунки небесных тел показывают глубокую визуальную логику, позволившую зайти гораздо дальше современников и изменить историю науки.

Леонардо да Винчи тоже прибегал к рисункам, диаграммам и графикам для систематизации информации, формулировки проблем и их решения. В записях Леонардо ключевыми можно считать именно рисунки и диаграммы, а не слова. Иными словами, рисунки — это не просто иллюстрации заметок; скорее заметки служат комментариями к рисункам. Язык был настолько второстепенным для Леонардо, что тот использовал его для наименования или описания открытий, а не для того, чтобы эти открытия совершать.

Язык диктует нашему разуму определенный способ мышления. Возьмем розу. Словами мы можем сказать, что роза — это красный, розовый или белый цветок, который дарят прекрасной женщине, милой хозяйке или кладут на могилу усопшего друга. Заметьте, насколько простое вербальное описание цветка сдерживает человеческое любопытство, направляя по проторенным тропам мышления. Язык словно рисует магический круг, из которого нет другого выхода, кроме перехода в другой круг (на другой язык). Представьте сложности таких ученых, как, например, Эрнест Резерфорд, в первые годы развития ядерной физики. В переводе с греческого слово «атом» означает «неделимый». Мнение о том, что атом не делится, было прочно зафиксировано в сознании, и только когда физики вырвались за пределы вербально-математического языкового порочного круга и перешли на визуальное мышление, им удалось графически доказать, что атом — делимая единица материи.

В своей работе «Об истине и лжи во вненравственном смысле» Ницше сделал блестящее замечание по поводу того, что словесное описание реальности невозможно из-за самой структуры языка. Неудивительно, что многие гении, в том числе физик Ричард Фейнман, предпочитали мыслить образами. Фейнман вывел квантовую электродинамику на авансцену физики, описав ее визуально, диаграммами, а не формулами, как другие ученые. Это привело к созданию шаблона знаменитых диаграмм Фейнмана, которые сейчас используют все специалисты по теории поля. Ученый рассмотрел всю собранную информацию, перевел ее в диаграммы и обнаружил давно созревшие идеи. Диаграммы Фейнмана позволили физикам увидеть мир так, как это ранее и представить было нельзя.

Когда Эйнштейн обдумывал проблему, то прибегал к образному и пространственному мышлению вместо математических и языковых доказательств. Более того, он считал, что слова и числа, написанные или произнесенные, не играют значительной роли в процессе мышления. Одно из наиболее убедительных описаний философии науки содержится в письме Эйнштейна к другу Морису Соловину. В нем автор объяснил сложность попыток использования слов для описания философии науки, потому что, по его мнению, он обдумывал идеи схематически. Письмо начиналось простым рисунком, который состоял из (1) прямой линии, отображающей Е — опыт (experience), доступный нам, и (2) А , аксиом, расположенных выше этой линии, но непосредственно с нею связанных.

 

 

(Это приблизительная копия. Оригинальный рисунок Эйнштейна находится в его архивах, хранящихся в иерусалимском Еврейском институте Израиля.)

Эйнштейн пояснял, что с психологической точки зрения А покоится на Е . Однако не существует логических переходов от Е к А — лишь интуитивная связь, которая в любой момент может утратить силу. Из аксиом можно сделать определенные выводы (S) , которые могут оказаться верными. По сути, Эйнштейн хотел сказать, что теория определяет наши наблюдения. Ученый считал, что научное мышление в основе своей спекулятивно и лишь после получения конечного продукта приводит к системе, характеризующейся «логической простотой». Хотя он не мог удовлетворительно описать свои мысли словами, все же дал возможность проследить за ходом мысли, составив диаграммы основных черт и характеристик своей философии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь