Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сочетание существующей информации
Убеждение в том, что гении сочетают элементы существующего знания ввиду их похожести или перекрывающихся зон, уже некоторое время считается основным. Очень решительно его отстаивал философ Уильям Джеймс: он объяснял, что именно по этой причине Ньютон обратил внимание на закон обратных квадратов, а Дарвин — на выживание в природе сильнейших. Их открытия требовали редкой проницательности в плане установления сходства между элементами существующей информации, а также способности по-новому их соединять. Наша голова полна мыслей по поводу большинства проблем; эффективно их организуя, мы способны систематически создавать их сочетания, ведущие к рождению множества вариантов решения. Ниже описана методика, помогающая понять, какими элементами существующего знания о проблеме вы обладаете и как их сочетать.
Соберите все доступные материалы, касающиеся проблемы. Обдумайте все факторы, относящиеся к проблеме, вне зависимости от их важности, и запишите каждый на отдельную карточку. Ищите связи между карточками. Сгруппируйте их в общие категории. Продолжайте собирать карточки и группировать их, пока они не будут разбиты на четыре–шесть основных групп. Верхней в каждой стопке поместите карточку с наименованием категории (титульную): эти окончательные группы станут основными измерениями, или параметрами проблемы. На чистом листе бумаги вверху запишите параметры. Под каждым перечислите компоненты с карточек. Разрежьте этот лист на вертикальные полоски, так чтобы каждая содержала один параметр и его компоненты. Положите полоски вертикальными рядами и перемещайте вверх-вниз. Так вы увидите новые отношения между компонентами, что, в свою очередь, может вызвать к жизни новые идеи или творческие решения. Еще один способ представления информации — приклеить титульные карточки к стене. Под каждым параметром наклейте соответствующие карточки. Пробегитесь случайным образом по параметрам и их компонентам, выбрав из каждого столбца один или несколько компонентов и оформив их в новые сочетания.
Сочетание несвязанного
Если линии слева соединить, получится фигура справа, и две исходные линии различить довольно трудно. Вместо этого видим непрерывную волнистую линию, проходящую через ряды столбиков. Сочетание линий создает новую фигуру с новыми свойствами. Эта иллюстрация подтверждает, казалось бы, очевидную идею, что комбинации рождают новые свойства, не очевидные для любого из элементов, сформировавших эти комбинации. Это же верно для концепций и идей. Грегори Мерфи из Университета Иллинойса предложил в ходе эксперимента оценить, насколько сопоставимы определенные свойства индивидуальных концепций и их сочетаний. В первом случае были представлены индивидуальные понятия «пустой», «склад» и сочетание «пустой склад». Теперь оцените сочетание «потеря денег». Вы, как и участники эксперимента Мерфи, вероятно, решите, что потеря денег типична для «пустых складов», но не для «складов» вообще или для «пустых» вещей. Когда мы комбинируем понятия, меняется смысл, и чем свежее сочетание понятий, тем более оригинальным выходит новое значение. Вот почему гений часто проявляется в склонности сочетать не связанные до этого идеи, товары и услуги, что влечет за собой создание более оригинальных сочетаний. Для этого разработано много различных способов, о них — ниже.
Случайные объекты Выберите 20 случайных объектов. Они могут быть откуда угодно: из дома, с работы, с улицы. Представьте, что вы в музее науки и технологии, гуляете по Смитсоновскому институту или магазину электроники и составляете список из 20 объектов, которые там увидели. Список должен быть разбит на две колонки по десять объектов (см. следующий пример). Возьмите объект слева и сочетайте его с объектом справа. Когда обнаружится интересная многообещающая пара, обработайте ее, чтобы получилось изобретение.
В нашем примере сочетания элементов наталкивают на следующие идеи.
Сочетание бублика и резака вызывает в уме картину прибора для нарезания бублика: пластмассовые стенки прибора удерживают бублик от переворачивания. Ванна и гамак объединяются в детскую ванну, дополненную простым гамаком с нишей вверху, чтобы головка ребенка была надежно удержана, а руки родителей оказались свободными. Солнечные очки и окна в сочетании подают идею тонированных стекол дома, похожих на темные очки. Окна могут изменять цвет под воздействием ультрафиолетового излучения, чтобы в доме было прохладно. Лосьон для загара и репеллент от насекомых дают новый продукт — лосьон, защищающий одновременно и от солнца, и от насекомых. Можно попробовать и обратную эвристику — придумывать идеи, предполагающие, что если объект выполняет одну функцию, то можно придумать новый артефакт путем сочетания этого объекта с тем, который выполняет противоположную функцию. Хороший пример — молоток-гвоздодер или карандаш с ластиком. Можно ли придумать новые объекты, пользуясь списком случайных объектов, сочетая нечто с его антонимом? Например, это может быть крышка, плотно закрывающая банку с содовой и приделанная к открывающему эту банку ключу. Что изображено на иллюстрации ниже?
Здесь можно увидеть утку или кролика. Если сосредоточиться на левой стороне, вы увидите утку, а если на правой, то кролика: утиный клюв становится кроличьими ушами. Новое изображение создается сложением двух различных картинок в одну. Точно так же, когда мы случайным образом соединяем не схожие между собой объекты, легко возникают совершенно новые предметы. Альберт Ротенберг в своей книге The Emerging Goddess («Явление богини») называет это «человеко-пространственным мышлением». Он приводит немало примеров из области изобразительного искусства: Леонардо да Винчи, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Генри Мур, Клас Ольденбург и многие другие — все они иллюстрируют этот вид мыслительной деятельности. Например, в шедевре Клее «Физиогномическая молния» 1927 года черты лица мужчины рассечены молнией: цельный образ создается сочетанием двух разнородных элементов. Ротенберг показал, что разнородные образы могут стимулировать творчество на самом высоком уровне. Ньютон, по его словам, задумался об идее всемирного тяготения, когда увидел падающее яблоко и Луну в небе. Одновременно замеченные образы натолкнули его на мысль о том, что притяжением яблока и Луны к Земле могут управлять одни и те же законы. Это, в свою очередь, привело ученого к разработке законов механики и возведению математического анализа и моделирования во главу угла в науке и технике. Сочетание двух непохожих предметов создает своего рода мысленный сплав, порой приводящий к интересной идее или догадке. Мы соединяли случайные объекты, чтобы создать новые продукты; художники в исследовании Ротенберга сочетали образы, чтобы создать выдающиеся шедевры, а Ньютон сопоставил два предмета — яблоко и Луну — из не связанных друг с другом областей знания и создал целую новую науку.
Сочетание субъектов из не связанных областей знания Ключ к неожиданным догадкам Зигмунда Фрейда — его интерес к тем отраслям знаний, которые, казалось бы, никак не связаны с психологией. Например, в работе психиатра он применял не только знания о жизни пациента и его психических механизмах, но и понимание культурного кода, литературы и мировой истории: это помогало делать выводы и заключения. Способность синтезировать элементы информации из различных областей давала возможность видеть больше своих современников. В поисках оригинальных идей попробуйте сочетать темы из не связанных друг с другом областей. Среди сочетаний наиболее перспективными окажутся те, что сформированы из самых удаленных друг от друга компонентов. Один предприниматель составил два списка: в одном были объекты домашнего хозяйства, а в другом — различные спортивные снаряды. Сочетание «корзины для белья» и «баскетбольного щита» вдохновило его на разработку бельевой корзины в виде баскетбольной вышки около метра высотой, с цилиндрическим кольцом на щите, прикрепленном к двери. Это даст возможность детям «играть» грязным бельем в баскетбол, бросая его в корзину. Наполняясь доверху, корзина опускается на пол. Еще один способ составлять случайные сочетания из объектов не связанных друг с другом областей — это взять два таких предмета, разложить на составные части, перечислить их атрибуты и произвольным образом скомбинировать. Например, мы хотим изобрести некий продукт. Сначала берем два интересующих нас объекта. Составляем список их атрибутов или характеристик и объединяем случайным образом, дожидаясь, пока в голову придут идеи. Например, это «спальня» и «автомобиль». Вот некоторые атрибуты.
Соединив «чувство защищенности» с «автоматически закрывающимися дверями», мы получаем идею универсального ключа рядом с кроватью, открывающего и закрывающего все окна, двери, компьютерные системы и все остальное в доме единым щелчком. Сочетание «штор» и «движения» подразумевает идею соединения штор со световыми датчиками, которые автоматически поднимают или опускают шторы в соответствии с интенсивностью внешнего света. Сочетание атрибутов различных предметов — быстрый способ придумать множество интересных идей. Допустим, вы собираетесь начать рекламную кампанию. Выберите две понравившиеся рекламные кампании из разных отраслей бизнеса (например, политическая и в поддержку спортивной команды). Перечислите атрибуты каждой программы в двух колонках и установите случайные связи, пока не возникнут идеи новой кампании. Или представьте, что вы собираетесь поднять дух сотрудников в организации. Определите два офиса из разных областей (например, вашей жены и стоматолога), которые отличаются высоким боевым духом, перечислите их атрибуты и затем установите случайные соответствия, способствующие появлению интересных идей по усилению приверженности сотрудников собственного офиса.
Сочетание проблем Лаборатория Томаса Эдисона представляла собой большой амбар со столами, расставленными по всей комнате: каждый был предназначен для одного проекта. Ученый работал сначала над одним проектом, затем над другим. Мастерская была спланирована так, чтобы каждый проект мог влиять на соседний, так что ходы, опробованные в первом, можно было попытаться применить и во втором. Этот метод работы позволял ему постоянно пересматривать взгляд на проекты. Блокнот поможет реализовать во времени то, что Эдисон реализовал в пространстве. Работайте параллельно над двумя и более не связанными друг с другом проблемами. Например, одна задача — поиск капитала и ресурсов для нового проекта, другая коснется системы оценивания сотрудников, а следующая будет связана с новой рекламной кампанией. Если вы впадаете в ступор при размышлении над одной проблемой, переходите к очередной. Когда вырабатываете какие-то идеи или нетривиальные ходы для одной проблемы, примените их или их аналоги в работе над другими.
Сочетание слов Французский поэт Поль Валери считал, что для создания чего-то особенного в стихосложении нужно применить две разные мыслительные стратегии: с помощью одной вы образуете сочетания, а с помощью другой решаете, какие из них важны. Ниже вы найдете несколько методов поиска слов и их различных сочетаний. Определите главный глагол и главное существительное в той проблеме, которую пытаетесь разрешить. Придумайте для них синонимы и запишите их в отдельные колонки. Пробуйте разные сочетания. Например, вы собираетесь пресечь конфликт между двумя подразделениями компании. Списки могут выглядеть так:
Подумайте над следующими сочетаниями: «рассеять разногласия» намекает на то, что можно минимизировать контакты между этими подразделениями; «уменьшить разногласия» наводит на идею понизить оценку производительности подразделений, пока конфликт не исчезнет; «отмести дисгармонию» предполагает игнорирование конфликта в надежде на то, что он выдохнется сам собой. Еще один способ придумывать идеи — разделить проблему и случайно сочетать слова разнообразными способами. Допустим, вы хотите, чтобы сотрудники ежедневно приводили в порядок свои рабочие места. Запишите слова или основные фразы на бумажных стикерах или карточках — по одному слову или фразе на карточку. Например, для нашей проблемы это будут «побудить», «сотрудники», «рабочие места», «работа», «убирать», «офис» и «ежедневно». Перемешайте карточки и разложите их надписями вниз. Вслепую выберите две, соедините слова и постарайтесь придумать идею. Продолжайте в том же духе, пока в голову не придут нужные идеи. «Побудить — рабочие места» заставляет думать о том, как можно улучшить рабочую атмосферу, сделав доступными мусоросборники. «Сотрудники — побудить» предполагает организацию дискуссионных групп по вопросам качества. «Ежедневно — офис» приводит к идее назначить в конце дня определенный период, в течение которого уходящий сотрудник будет убирать свое рабочее место. Третий метод использования слов — сначала составить список существительных (примерно от пяти до десяти), а затем еще один список — прилагательных и глаголов, подходящих по теме. При необходимости обратитесь к словарю. Список прилагательных и глаголов должен составляться по свободной ассоциации (записывайте любые слова, которые приходят в голову). Затем произвольно выберите существительное из первого списка и соедините его с прилагательным или глаголом из второго списка: эти сочетания могут натолкнуть вас на идеи. Пробуйте различные соединения. Именно благодаря этому методу я придумал название для своей книги «Игры для разума»: случайным образом соединил «играть» и «ум». После этого написал слова «игры» и «разум»: объединившись, они дали мне название «Игры для разума». Вот пример, как использовать этот метод для поиска новых товаров и услуг коммерческих авиалиний. Список А составлен из слов, передающих какой-то аспект или суть авиалиний, а список В содержит прилагательные и глаголы.
Сочетание слов «поднос для еды» и «есть» подсказывает идею органических, съедобных подносов. Они могут быть выполнены из белков и соевого крахмала, не предназначены для человеческого рациона, зато их можно собирать и добавлять в корм домашнего скота — реальный элемент национальной программы утилизации и переработки. Финансировать такое предприятие могут, например, производители соевых бобов.
Сочетание идей Джейкоб Броновски, автор книги «Восхождение человека», определял гения как человека, имеющего две великие идеи. Труд гения состоит в том, чтобы увязать эти идеи между собой. В 1979 году физик Алан Гут был поглощен проблемой «магнитных монополей» — гипотетических элементов, имеющих только северный полюс и не имеющих южного. Обдумывал он и совершенно другую идею — концепцию «ложного вакуума», при замерзании задействующего силы природы. Он объединил эти две несхожие темы своих раздумий и получил, ни больше ни меньше, новую теорию происхождения мира. Его «инфляционная теория» утверждает, что Вселенная зародилась в результате такого взрыва, по сравнению с которым Большой взрыв — всего лишь собачий визг. Эта гипотеза дает ответы на такие загадки космологии, которые до того выглядели необъяснимыми. Математик Грегори Хайтин однажды доказал, что ни одна программа не может создать число более сложное, чем она сама, как женщина весом 50 кг не может родить стокилограммового младенца. Идея растет, присоединяя другие гипотезы. Порой две идеи оказывают друг на друга катализирующее влияние, как два химических вещества, которые должны присутствовать в реакции для создания нового понятия, продукта или идеи. Объединение гипотез ведет к появлению большего количества идей и их улучшению, что помогает достигать пика творческой эффективности. Попробуйте такую стратегию сочетания. Запишите все свои идеи в два столбца — А и В , на бумаге или на отдельных карточках. Разложите их в две стопки или приклейте на стену в две колонки. Случайным образом свяжите идею из колонки А и идею из колонки В . Постарайтесь объединить их в интересный вариант. Сколько жизнеспособных сочетаний у вас получилось? На сеансе мозгового штурма попросите каждого участника молча написать или напечатать пять-шесть идей на карточках. Затем пусть распределят свои идеи по степени важности и выберут по одной. Ведущий собирает оставшиеся карточки и выкладывает их на стол текстом вверх. Попросите участников подойти к столу, рассмотреть оставшиеся идеи, выбрать по одной и вернуться на свои места. Это делается в полной тишине и занимает от пяти до десяти минут. Теперь пусть участники попробуют соединить исходную идею с той, которую они выбрали из груды оставшихся, и выработать новую.
Сочетание элементов крайних идей Леонардо да Винчи считал, что для понимания организации вещей нужно рассмотреть их в критических условиях. Он позволял себе размышлять без всяких ограничений. Например, что бы вы придумали, если бы имели в распоряжении все ресурсы этого мира (люди, деньги, время и т. д.)? Теперь подумайте, какую идею предложили бы, если бы не обладали никакими ресурсами. После этого постарайтесь создать реальное сочетание двух противоположных идей. Запишите и рассмотрите элементы и атрибуты каждой крайности и установите случайные связи между этими двумя списками. Допустим, вы хотите награждать сотрудников за идеи по повышению производительности. Одна из крайностей — давать за каждую идею по миллиону долларов. Другая — награждать всего одним пенни. Сочетание этих крайностей приводит к идее кампании «По жетону за идею». Купите автомат по продаже жевательной резинки, наполненный разноцветными жевательными шариками, и поставьте его в офисе. За каждую идею (или за каждые пять, десять идей) предложивший ее сотрудник получает жетон, который можно использовать в автомате. Назначьте денежный приз в соответствии с цветом выпадающего из автомата шарика (2 доллара — за зеленый, 5 — за желтый, 100 — за красный и т. д.).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы