Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАВЕЛ НИКОЛЬСКИЙ
Память 9 / 22 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился 8 / 21 сентября 1896 года в городе Зарайск Рязанской губернии в семье диакона о.Димитрия (Дмитрия Павловича) Никольского и его супруги Анастасии. Окончил Рязанскую духовную семинарию в то время, когда началась Первая Мировая война, и в 1916 году он был взят на фронт и служил в чине прапорщика. В 1918 году вернулся из армии к отцу, служившему диаконом в Богоявленском храме в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии. Он приехал к отцу в момент крестьянского восстания и, хотя Павел в нем участия не принимал, после подавления восстания он был арестован и полтора месяца просидел в тюрьме. После признания его невиновным он был призван в Красную армию, где, как грамотный человек, стал учителем и секретарем военкома. В 1922 году рукоположен в сан священника к Ильинскому храму села Лобково Михайловского уезда Рязанской губернии. В 1928 году переведен в храм вмч.Димитрия Солунского села Тросна Зарайского района Московской области. В июне 1930 года о.Павел по решению общего собрания местного земельного общества получил разрешение на выделение земли в аренду. Это привело безбожников в гнев и они обвинили священника в подкупе крестьян и оказании на них морального давления. 5 января 1930 был арестован в селе Тросна и 3 февраля был приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ к трем годам лагерей за "к/р агитацию с целью вызвать массовое недовольство по поводу обложения духовенства налогом". На допросах виновным себя не признал и опроверг все обвинения. Был отправлен в распоряжение Управления северных лагерей особого назначения. Освободился в 1932 году, проживал в городе Серебряные Пруды Московской области. В 1938 году переехал в Зарайск. В 1940 года ему, как бывшему ранее в заключении, было предложено покинуть Зарайск, и он переехал в Рязань. В храме он не служил, но молиться ходил в Скорбященскую церковь. 30 июня 1941 года был арестован по доносу в НКВД, 22 сентября был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых работ за "антисоветскую агитацию". Виновным себя не признал. 17 октября 1941 года был отправлен этапом в Вятлаг, куда прибыл 9 мая 1942 г. Тяжелые условия жизни и работы в лагере стали непосильны для больного, истощенного заключением священника. 22 января 1943 года скончался от голода, похоронен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага. Причислен к лику святых новомучеников 6 октября 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии. Литература
Использованные материалы
О дне сем. Вечерня и утреня. Память святителя и страстотерпца Филиппа, митрополита Московского, у нас всегда чтилась и полиелейная служба в его честь неукоснительно совершалась. Но в этом году его имя даже не было упомянуто в расписании служб на эту седмицу (вместо этого полиелей будет совершен в праздник малоизвестного у нас преподобного Феодосия Великого, считающегося родоначальником общежительного монашества (хоть на деле таковое было основано преподобным Пахомием Великим), а потому его празднику также положен полиелей). Не сочтите это за ропот, просто констатирую факт. Тем не менее, привожу все чтения праздника в его честь. Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам. 3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Традиционное чтение на утрени в праздники святителей. Традиционно приводятся слова Христа о своем отношении к людям и о том, каков должен быть истинные пастырь. Как сам Господь пришел через ДВЕРЬ, коей была Пречистая Дева Мариам, равно и через дверь Божественных Писаний, ибо пришел так. как о Нем писалось, так и всякий пастырь и проповедник не может прийти иначе, как через Христа и Церковь Его. Всяк, кто приходит иным путем, есть вор и разбойник, крадущий овец Христовых и ведущий их за собой, в погибель, а не к Богу. их не интересует спасение людей, они лишь упиваются властью над душами их, желая все время властвовать и обладать. Нам же надлежит быть бдительными, дабы не принять за пастыря такого вора, ибо таковых в наше время много… Литургия. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. 3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. 8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. 9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. 11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! 15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. 16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. 18 Почему и первый завет был утвержден не без крови. 19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. 21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. 22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. 23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. 24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. И снова апостол пишет о Крестной жертве Христа. Пытаясь объяснить ее суть соплеменникам, апостол сравнивает ее с ветхозаветными жертвами. Последние лишь символизировали очищение. Истинное же очищение принесла лишь Крестная смерть Христа. Разумеется, человек продолжает согрешать, однако Господь дал человека способ очищения греха, которое совершается через Церковь. Благодать Божия очищает грех, и она же дает силы для борьбы с греховными влечениями, без которой само по себе покаяние мало что значит. Без Бога, впрочем, победа в этой борьбе невозможна, но с Богом возможно все. Евангелие (от Марка): 1В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. 3Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. 4Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? 5И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. 6Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. 7Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. 8И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. 9Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. 10И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. 11Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. 12И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. 13И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. 14При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. 15А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. 16И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. 17Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? 18Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? 19Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. 20А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. 21И сказал им: как же не разумеете? 22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. Одно из тех истинных чудес, которые совершает Господь. Они лишены эффекта, в отличие от фокусов, производимых бесами[320], но производят полезное действие. Тем более, если задача бесов – поразить внешним эффектом, то Богу это не нужно, ибо Господь заботится о спасении человека, и не будет совершать чудо, если оно принесет человеку вред (а это возможно, ведь в каждом из нас сидит змей гордости – эта страсть сроднилась с нашим естеством, сделалась частью нас и для ее искоренения требуется много труда, нередко – вся жизнь). Чудо может погубить душу человека, а потому Бог редко совершает их, чаще облекая совершаемые благодеяния в формы, не привлекающие внимания человека, не противоречащие законам природы. Но человек, адекватно воспринимающий действительность, увидит благодеяние Божие, даже если оно совершилось через, казалось бы, совершенно рядовое, обычное для человека явление. Что касается исцелений, то стоит напомнить, что болезнь (какие бы телесные причины ни вызывали ее начало) является следствием греха, следствием того, что демоны обретают власть над человеком. И тогда Бог попускает им мучить человека – может быть, тогда человек вспомнит о Том, кто заботится о нем! Часто по нашему состоянию нам полезней болеть, нежели излечиваться, ведь часто болезнь ограничивает нас в наших возможностях, которые мы слишком часто используем для греха. Именно поэтому мы часто, прося исцеления от болезни, не получаем просимое, ведь мы, заботясь о здоровье тела, не заботимся о душе – не раскаиваясь в грехах, либо раскаиваясь, не прилагая никаких усилий, чтобы бороться с греховными влечениями, повторяя один и тот же грех вновь и вновь.… Но этот слепой, вероятно, явился совсем другим примером – исцеление его телесных очей было продолжением преображения его души, а возможно и следствием горячих молитв тех его близких, которые привели его ко Христу, прося Его помочь ему. И те и другие получили несомненную пользу, которой мы лишаемся, не желая очищать себя от сидящего в нас зла… И чтения праздника святителя Филиппа. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. 13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. 15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. 16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. 17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. Речь идет о почитании духовных наставников, проповедующих Слово Божие и наставляющих на пути спасения, то есть, о почитании священства. А если обычный человек отвечает преимущественно за свои грехи, родитель ответит на Суде за то, как он воспитывал своих детей, то священник ответит за то, каким путем он вел паству, какой пример он подавал ей, наконец, куда он вел ее – к Богу или к себе. Об этом служении сказано очень много. Например, святитель Иоанн Златоуст приводит знаменитые слова из книги пророка Исаии о пастухе, который должен заблудшую овцу вернуть, больную – излечить, а буйную и разжиревшую – истребить. Притом, если говорить об ответственности священника за души вверенной ему паствы, то на ум приходят и другие слова, сказанные Богом пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.» Притом, пророку, чтобы он сказал слово вразумления, нужно было некое особое откровение от Бога, тогда как нам все откровение уже ниспослано и написано в Евангелии и иных книгах Священного Писания. И при этом эта великая ответственность за паству не отменяет ответственности за собственные грехи, а даже усиливает, ибо в миру прегрешения священников обсуждают с удвоенным энтузиазмом, даже подчас и сами православные. Сказанное же ими выходит из церковной ограды и распространяется, по пути, как водится, приукрашиваясь и обрастая дополнительными подробностями. Итак, таково священническое служение. Итак, эти слова апостола – не только призыв к почитанию священного сана, но и повод задуматься, а каковы бы были мы сами на их месте…. Итак, поостережемся судить их… Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. 24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. 25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. 26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. И обычное для многих праздников чтение в виде краткого изложения Заповедей Блаженства. Среда 23 января. В первую очередь, этот день известен, как день полиелейного праздника в честь святителя Феофана, Затворника Вышенского, жизнеописание которого я привел в подборке статей за 19 января, а потому, не хочу повторяться, а приведу жития других святых, чтимых в этот день. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы