Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 8 / 21 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родился 19 марта / 1 апреля 1889 года в селе Покровское на Лунке Даниловского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Петра Розова и его супруги Евдокии и на следующий день был крещен.

В 1910 году окончил Яро­славскую духовную семинарию и был направлен псаломщиком в храм в селе Троицкое на Волчьих Горах. 5 / 18 декабря этого же года был рукоположен во священника к Казанской церкви в селе Архангельское на Касти Даниловского уезда (ныне с. Григорково Даниловского района Ярославской области), в которой он прослужил до времени своего первого ареста[303]. Для крестьян отец Михаил был и законо­учителем, и врачом, и ветеринаром, и специалистом в вопросах, касающихся сельского хозяйства.

В 1923 году привлекался к судебной ответственности "за оскорбление личности председателя волисполкома".

Служил в селе Покровском (Пасынково) Даниловского района.

23 февраля 1930 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности", семь месяцев содержался в Даниловском доме заключения.

18 октября 1930 года был снова арестован и обвинен в “агитации против колхозов, антисоветских проповедях, издевательствах над местными общественниками, а также в том, что во время проведения кампании по государственному налогообложению он объявил с амвона о необходимости сбора средств для уплаты налога на церковь”.

Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал.

31 января 1931 года по приговору тройки ОГПУ осужден на три года ссылки в Северный край[304]; был отправлен в Архангельскую область, где вместе с другими ссыльными работал на ле­созаготовках.

Освободившись в 1935 году, приехал в Ярославль тяжело больным человеком. Пытался найти себе какую-нибудь работу. На работу нигде не брали, но спустя некоторое время ему удалось устроиться дворником, а потом поступить на работу в психиатрическую больницу.

В сентябре 1940 года был уволен с работы в связи с получением I-й группы инвалидности.

Скончался 21 января 1941 года.

6 сентября 1989 года был реабилитирован по делу 1931 года.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Документы, литература

  • ГАЯО. Ф. 230, оп. 2, д. 5412, л. 8-9; оп. 11, д. 2623, л. 474 об-475.
  • Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.2. Ярославль, 1994. С.312.
  • Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне//Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.67-68.
  • Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.3. Ярославль, 1995. С.364.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. - Тверь. 2005. С. 96-97:
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=59
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...nBE
  • Жизнеописание на сайте Ярославской епархии:
    • http://www.yaroslavl-eparhia.ru/html/eni_ieoaee_aaiee_.html

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

3Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.

4Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, 5которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.

6Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.

7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Апостол рассуждает о Ветхом и Новом Завете. Нельзя сказать, что Завет, данный Моисею, был плох. Но грешный человек оказался неспособен исполнить Закон, состоящий из правил и повелений. Так уж устроено падшее человеческое естество, что человеку легче нарушить заповедь, чем исполнить ее. Потому и Закон Моисеев оказался для грешного человека неэффективен, став неподъемным бременем. Потому Господь и упразднил этот Закон, дав Новый Завет, основанный не на своде правил и повелений, а на даре Благодати.

Евангелие (от Марка): 1В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские[305].

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21 И сказал им: как же не разумеете?

Только что Господь совершил чудо насыщения 4000 человек семью хлебами. Но когда он переплыл озеро, то к нему приходят фарисеи, требующие некое знамение, дабы они поверили. Но Он уже столько чудес творил пред их глазами, так что, кажется, неверующих не должно быть вовсе. Но они все равно остались глухими к Его словам и как бы не видели и самых этих чудес. Он не отвечал их представлениям о Мессии, да и чудеса Его были лишены внешнего эффекта. Но чудеса, о которых мечтали они, яркие и эффектные, обычно совершают духи злобы, чья задача – обольщать народ. Но при всей эффектности эти чудеса совершенно бессмысленны. Бог же, совершая чудеса, делает лишь то, что нужно и полезно, не нуждаясь в демонстрации. Более того, чудеса эти совершаются редко, ведь не всегда сам факт совершения чуда может быть полезен человеку, который мог бы расценить его, как признак своего «благочестия». А фокусы, совершаемые бесами, напротив, тешат самолюбие человека, услаждают его взор своей эффектностью. Потому они улавливают многих легковерных, лишенных духовной осторожности и столь же сластолюбивых….. Что сказать? Мы все в той или иной мере сластолюбивы, но для того и положено человеку воздержание, чтобы бороться с этим. Тем более, пагубным является подобное ожидание эффектных фокусов, которые могут производить бесы, желая уловить легковерных…. Но, да не будем мы в их числе….

И также Господь здесь призывает беречься «закваски фарисейской». В Евангелии от Луки приводится более полная фраза: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Свойство фарисеев придавать себе благочестивые маски и заботиться о похвалах от людей, похвалах, тешащих их гордость, повышающих их самооценку, как «праведников», действительно пагубно. Человек, полагающий всю духовную жизнь во внешних делах и считающий, что он уже всего достиг, что он уже праведен, потерян для спасения, так как он считает себя уже совершенным, перестает видеть свой грех. Грех же этот, попав в тепличные условия, растет и укореняется в нем, но сам человек не видит его. Состояние это, тем более, страшно, что, будучи обличенным, он не кается в нем, а озлобляется, так как в его «праведности» усомнились, да еще обвиняют в каких-то грехах, которых у него, разумеется, нет. То, что Господь неоднократно предупреждает учеников об этом, говорит об опасности этого примера, так как соблазн уклониться в одно внешнее делание весьма велик и многие даже в Новом Завете впали в это…. Господь говорит об этом, но ученики беспокоятся о пище и не понимают того, что говорит им Учитель. Они, кажется, особенно не слушают Христа, думая о своем. Но Господь напоминает им о том, как Он на их глазах насытил более чем пять тысяч пятью хлебами, а семью – четыре тысячи. В Его власти находится все, а потому о земных ли благах им беспокоиться?! «Не ищите, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут люди мира сего. Вы же ищите прежде Царства Божия и правды его и тогда все прочее приложится вам» - Говорил Господь, призывая доверять Богу, подающему человеку все потребное для жизни, а не надеяться на одного себя. Потому Господь укоряет своих учеников, обеспокоенных тем, что они, отправляясь в путь, забыли взять с собой хлеба. Бог лучше нас знает, что нам полезно, то же, чего мы хотим и просим, часто бывает для нас вредно, спасение же – это то, что должно быть наиболее важным для человека. Поэтому последователь Христа призывается доверять Богу, как ребенок доверяет родителям, зная, что они всегда дадут ему все потребное для жизни….. Это не отменяет необходимости труды самого человека, но вынуждает человека расставлять в своей жизни приоритеты…

Вторник 22 января.

В этот день отмечается значительно меньше праздников, чем в иные из предыдущих дней. Однако же, в этот день отмечается полиелейный праздник в честь святителя и страстотерпца Филиппа, митрополита Московского. Также в этот день чтится святитель Петр, епископ Севастийский – брат святителя Василия Великого.

Пророк Самей

День памяти: 9 / 22 Января

Пророк Самей жил при царе Соломоне и сыне его Ровоаме, которому пророк от лица Божия запретил воевать против 10 колен Израилевых, отделившихся от потомков Давидовых (3 Цар. 12).

И указанный отрывок из 3 Книги Царств: 1И пошел Ровоам в Сихем[306], ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его.

2 И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился еще в Египте, куда убежал от царя Соломона,

и возвратился Иеровоам из Египта; 3и послали за ним и призвали его. Тогда Иеровоам и все собрание Израильтян пришли и говорили [царю] Ровоаму и сказали: 4отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе.

5 И сказал он им: пойдите и чрез три дня опять придите ко мне. И пошел народ.

6 Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу?

7 Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни.

8 Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним, 9и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который говорил мне и сказал: "облегчи иго, которое наложил на нас отец твой"?

10 И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: "отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас"; так скажи им: "мой мизинец толще чресл отца моего; 11итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами".

12 Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день.

13 И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они советовали ему; 14и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами.

15 И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову.

16 И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим.

17 Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам.

18 И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим.

19 И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня.

20 Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился [из Египта], то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина [и Вениаминова].

21 Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову.

22 И было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: 23скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: 24так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню.

25 И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил.

26 И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову; 27если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому.

28 И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.

29 И поставил одного в Вефиле[307], а другого в Дане.

30 И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, [и оставили храм Господень].

31 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов

Левииных.

32 И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому

празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил, 33и принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение.

Глава 13.

1И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение.

2И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе.

3И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрек Господь: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется.

4Когда царь услышал слово человека Божия, произнесенное к жертвеннику в Вефиле, то простер Иеровоам руку свою от жертвенника, говоря: возьмите его. И одеревенела рука его, которую он простер на него, и не мог он поворотить ее к себе.

5И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним.

6И сказал царь [Иеровоам] человеку Божию: умилостиви лице Господа Бога твоего и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лице Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала, как прежде.

7И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок.

8Но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобою и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте, 9ибо так заповедано мне словом Господним: "не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел".

10И пошел он другою дорогою и не пошел обратно тою дорогою, которою пришел в Вефиль.

11В Вефиле жил один пророк-старец. Сын его пришел и рассказал ему все, что сделал сегодня человек Божий в Вефиле; и слова, какие он говорил царю, пересказали сыновья отцу своему.

12И спросил их отец их: какою дорогою он пошел? И показали сыновья его, какою дорогою пошел человек Божий, приходивший из Иудеи.

13И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали ему осла, и он сел на него.

14И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я.

15И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба.

16Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе; не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сем месте, 17ибо словом Господним сказано мне: "не ешь хлеба и не пей там воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел".

18И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды". - Он солгал ему.

19И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды.

20Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его.

21И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, 22но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: "не ешь хлеба и не пей воды", тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.

23После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил.

24И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.

25И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец.

26Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему.

27И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они.

28Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла.

29И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его.

30И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой!

31После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; 32ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.

33И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он посвящал, и тот становился священником высот.

34Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь