Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преподобный Макарий Писемский
День памяти: 10 / 23 Января Подвизался в XIV веке и был сподвижником преподобного Павла Обнорского (+ 1429 г.). К сожалению, житие святого до нас не дошло, и о нем мы знаем очень немного. Преподобный Макарий – год его рождения и мирское имя неизвестны – принадлежал к костромскому боярскому роду и был уроженцем края, прилегающего к реке Письме. Еще в юности он пожелал принять монашество. Иноческие подвиги святой начал в обители преподобного Сергия Радонежского, но по любви к уединению удалился в густой лес близ речки Письмы. Он поставил келью в лесу на берегу Письмы – это место находится примерно в километре от основанного позднее монастыря (последующие столетия оно было известно и почиталось как «старая пустыня преподобного Макария Писемского»), где и стал жить в уединении. Через какое-то время на Письму пришел и поселился вместе с преподобным Макарием другой ученик Сергия Радонежского – преподобный Павел Обнорский, которого Макарий почитал как своего духовного наставника. В трудах и молитвах отцы-пустынники прожили вместе около 20 лет. Около 1389 года подвижники расстались: преподобный Павел ушел в вологодские пределы, на реку Обнору, где позднее основал свою обитель. Через несколько лет после этого преподобный Макарий вместе с поселившимися с ним учениками оставил «старую пустыню» и построил на берегу Письмы небольшую церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом встали кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь – одна из многих обителей русской заволжской Фиваиды, возникшей в конце XIV века. Вероятнее всего, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна. Скорее всего, он преставился в конце первой четверти XV века и был погребен в Преображенском храме монастыря. При гробе преподобного Макария совершилось много чудес. Так, в конце XVIII столетия сгорела церковь, под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного Макария. После пожара на том месте, где находился сруб, не было даже пепла: все это место было покрыто росой. Один любопытный зритель захотел вскрыть надгробие и посмотреть, что там находится. За свою дерзость он был наказан слепотой. Обитель просуществовала до XVIII века и была упразднена, а храмы стали приходскими. На месте обители возник церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господню (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм. После революции судьба отдельно стоящего погоста сложилась относительно счастливо. В отличие от большинства сельских храмов, закрытых в Буйском районе во время коллективизации в 30-е годы, храмы «Макарья на Письме» избежали закрытия (хотя, с его высокой колокольни в это время были сброшены пошедшие в переплавку колокола). В годы Великой Отечественной войны сюда со всего района шли женщины, старики и дети поставить свечку, помолиться у раки преподобного за своих близких, в первую очередь – за «воинов» и «убиенных воинов»... Со второй половины 30-х годов погост на Письме остался единственным на костромской земли местом упокоения мощей святого, куда, как века назад, могли придти на поклонение верующие. Однако в 1951 году власти, спохватившись, устранили это «упущение», закрыв Преображенский храм, где под спудом почивали мощи. Однако другие храмы продолжали функционировать все советские годы. В 1995 году было принято решение о преобразовании прихода в женский монастырь. Блаженная Феозва диакониса День памяти: 10 / 23 Января Блаженная Феозва диакониса[331] была родной сестрой святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского[332]. Она была девственницей и служила Святой Церкви диаконисой, ухаживала за
больными, раздавала пищу странникам, воспитывала сирот и готовила женщин ко святому Крещению. Когда брат ее, святой Григорий Нисский, был в изгнании три года, святая Феозва находилась при нем и разделяла все невзгоды скитальческой жизни. Скончалась святая Феозва в 385 году, святитель Григорий Богослов почтил память ее похвальным словом. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы