Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 14 / 27 января, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Екатеринбургских святых



В миру Кевролетин Иван Афанасьевич, родился 23 мая / 5 июня 1875 года в деревне Кулаково Тюменского округа Тобольской губернии в семье крестьянина. Образование получил дома.

В 1893 - 1894 годах служил матросом на барже в пароходстве в городе Тюмень.

В 1894 году поступил послушником в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь[405] в Ирбитском уезде Пермской губернии, подвизался в монастыре шесть лет. Послушание Ивана в обители заключалось в выделке кож.

Иеромонах Игнатий (Кевролетин). 1915 год

По смерти основателя обители отца Адриана, в 1902 году, перешел в Верхотурский Николаевский монастырь[406]. Нес послушание маляра и плотника.

20 декабря 1907 года был пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца.

В 1909 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году – во иеромонаха.

С 3 апреля 1914 года служил экономом архиерейской заимки в селе Большой Исток, в 1915 году - вновь в монастыре.

В феврале 1915 года был командирован для исполнения пастырских обязанностей в приходы и монастыри Екатеринбургской епархии.

С 1919 по 1922 год служил в селе Сербишна Екатеринбургского уезда Пермской губернии[407].

В 1922 году служил девять месяцев в Казанском храме в заводе Касли, заменяя священника.

С конца 1922 по 1923 год, в течение трех месяцев, заменял священника в поселке Верх-Исетский завод Екатеринбургского уезда Пермской губернии.

Затем до 1924 года служил в Сергиевской церкви на заимке Исток.

В 1924 году вернулся в Верхотурский монастырь и служил, до закрытия монастыря в 1925 году, в одном из монастырских храмов.

Впервые был арестован в 1925 году и заключен в тюрьму ОГПУ, где провел около месяца. Из тюрьмы его выпустили глубоким вечером, и он сразу пошел к знакомым монахиням и стал стучаться, но, чтобы не быть услышанным посторонними, в ответ на их вопрошания ничего не отвечал. Было поздно, они не знали, кто стучит, и не открывали ему. Тогда отец Игнатий сказал жалобным голосом: «Теща меня на улицу выгнала, и здесь не пускают». Его сразу узнали по голосу и по тому, что и раньше он тюрьму называл «тещей», и впустили.

С 1925 по 1927 год служил в храме в селе Дымково Благовещенского района Уральской области.

В 1927 году был переведен в храм в заводе Николо-Павдинск[408], где прослужил один месяц; затем - в город Ирбит, где прослужил три месяца; затем в поселок Карабашский завод, где прослужил три месяца.

В 1928 был переведен в храм в городе Долматово (Далматов), где прослужил два месяца[409], а затем в село Кислово, где прослужил полгода.

С конца 1928 по 1929 год служил в поселке Туринские рудники.

С 1929 по 1932 год служил в храме в селе Федоровка[410], в Верхотурье, в Туринске, в селе Сербишна.

Был арестован 28 марта 1932 года, проходил по групповому делу "Дело епископа Алексия (Кузнецова), архимандрита Ксенофонта (Медведева) и др. Уральская о., с.Верхотурье, 1932г." В период следствия содержался под стражей в Нижнетагильском Домзаке.

На вопрос следователя, состоял ли иеромонах Игнатий в контрреволюционной организации, ответил:

«Я действительно состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря в 1925 году продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева). К последнему я ездил летом 1930 года за получением совета, как к настоятелю. Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположен установкам и мероприятиям советской власти, иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; быть монахом – значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество было важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…» [5][411]

Завершая следствие, следователь в последний раз вызвал на допрос отца Игнатия и спросил, не хочет ли он раскаяться перед советской властью, на что отец Игнатий ответил: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаяться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду».

7 сентября 1932 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки в Западную Сибирь.

Вместе с группой священнослужителей и монахов был отправлен этапом в Нарымский край, где часть пути им пришлось пройти пешком. В ссылке отец Игнатий заболел цингой, от которой ему помогла вылечиться его духовная дочь, приехавшая ухаживать за ним и привезшая со своей пасеки мед.

Возвращаясь домой по окончании срока ссылки, отец Игнатий оказался в одном вагоне с уголовниками. Чтобы не привлекать к себе внимания, он стал принимать участие в разговорах, и даже вертел в руках папиросу, изображая, что собирается закурить, и таким образом благополучно доехал до Екатеринбурга. Но здесь силы оставили его, он едва добрался до квартиры духовной дочери и на ее пороге упал.

С 1935 по 1937 год служил священником в Христорождественской церкви села Сосновка Свердловской области.

С 1937 года не служил по болезни, в 1948 году вышел за штат.

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) (Икона)

С 1946 года проживал в городе Верхотурье. Поселился в маленьком ветхом домике на окраине города, место было глухое, и отца Игнатия стали беспокоить здесь хулиганы; но некий раб Божий по имени Михаил, который работал зубным врачом и был пострижен в монашество, дал денег на покупку нового дома, расположенного неподалеку от Верхотурского монастыря, так что отсюда хорошо был виден величественный Крестовоздвиженский собор. Сюда отец Игнатий и переехал вместе с помогавшими ему по хозяйству келейницами, схимонахиней Евдокией и монахиней Симеонией.

Наступил новый период в жизни подвижника, когда он стал скрываться от мира за внешней формой юродства. Одеваться стал в светскую одежду, иногда и в женскую, так что бывало, что его не узнавали и хорошо его знавшие. Некоторое время он пас на окраине города коз и был любимцем всех окрестных мальчишек, которые тесным кружком собирались вокруг него, с упоением слушая его рассказы.

У отца Игнатия оставалось много духовных детей, и он, навещая их, совершал в их домах таинства. Когда состояние здоровья не позволяло покидать дом, он принимал духовных детей у себя в келье. Здесь отец Игнатий вместе со своими келейницами вычитывал весь богослужебный круг.

Об этом периоде жизни подвижника сохранились воспоминания людей, его знавших. Один из священников рассказывал:

«У меня в памяти отец Игнатий остался человеком находчивым, неунывающим... Он слегка юродствовал, искал повода, чтобы его осудили, посмеялись над ним. Однажды пришел в Ивановскую церковь на Пасху, в середине службы заходит и говорит: “Проспал я службу, только что пришел”. Удивились, конечно, посмеялись. Дома у себя тоже чудил: в женский халат оденется, на голове скуфейка, как у звездочета, набок надета, по сторонам два пучка волос торчат, шея голая – это он вышел умываться.Келейницам его большое терпение требовалось, чтобы его причуды выносить. Они только начнут что-нибудь варить – он выйдет на кухню, кастрюли перевернет или огонь водой зальет, а потом быстро к себе в келейку, в одеяло завернется и лежит тихонько. Любил своих чад называть “страшилищами”. Службы совершал в крохотной своей келье. Про кровать свою говорил, что кто на нее ляжет, тот получит исцеление. И я, действительно, это на себе испытал».

В последние годы отец Игнатий тяжело болел и незадолго до смерти был пострижен в схиму с именем Иоанн.

Cкончался 27 января 1961 года, был похоронен возле Успенской кладбищенской церкви.

В 1989 году был реабилитирован по 1932 году репрессий.

Летом 1993 года были обретены его мощи и перенесены к алтарю Преображенской церкви Верхотурского Николаевского монастыря.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Литература

  • Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь. 2005. С. 129-137
    • http://www.fond.ru/userfiles/person/68/1289857970.pdf
  • Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001.С.140.
  • Правдина Г. Жизнеописание иеромонаха Игнатия (Кевролетина), в схиме Иоанна. Ново-Тихвинский женский монастырь. Екатеринбург, 2000.
  • Православные русские обители. СПб., б.г. С. 166.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь. 2005. С. 129-137
    • http://www.fond.ru/userfiles/person/68/1289857970.pdf
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/n...8E*

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Антоний Новицкий при пении обоих хоров собора. Он же возглавлял чин полиелея в сослужении о.Димитрия Осипова и о.Александра Корниенко. Отмечу, что участвующий в службе диакон о.Александр Лысенко был с двойным орарем[412], который считается атрибутом сана протодиакона и архидиакона, но на практике дается диакону в награду подчас задолго до возведения в тот или иной сан. Что касается самой службы, то воскресная служба совмещалась со службой Недели по Богоявлении. Элементов службы равноапостольной Нины было в составе службы сравнительно немного, а тем более, величание ей не пелось, хоть служба ей – полиелейная.

Евангелие на бдении (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Каноны читались Воскресный, Божией Матери, Недели по Богоявлении, а также равноапостольной Нине (по одному тропарю). Стихиры были н службе сокращены до предела.

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с наступающим воскресным днем, а также напомнил расписание служб.

Литургия.

В сам день я был, как всегда, на поздней литургии в Свято-Успенском соборе. Литургию совершали о.Антоний Новицкий и о.Димитрий Осипов (который, впрочем. большую часть службы принимал исповедь) при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Апостол призывает отвергнуть греховную жизнь, начав жизнь, подобающую христианам, суть которой – любовь к ближним. Здесь перечислены и проявления этой любви, которая во всяком человеке видит образ Божий и соответствующим образом относится к каждому человеку, что проявляется в поступках. Притом, это любовь богоподобная, не делящая людей на «своих» и «чужих», но ровная ко всем, друзьям и врагам, ближним и дальним, ради любого человека одинаково готовая истощать себя, отдаваться полностью, при этом отделяя человека от его греха, так как грех, в отличие от человека, подобает ненавидеть всем естеством своим. Все это далеко от той жизни, которую мы ведем на самом деле, но именно поэтому нам и читается этот текст.

Евангелие (от Луки): 1Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

9Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

15Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

16Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

17Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Известное чтение о беседе с богатым юношей, который в данном тексте фигурирует, как «человек некий», а в русском варианте «некто из начальствующих». Он приходит ко Христу и задает вопрос, как написано в славянском тексте «искушая его…» (в русском тексте это уточнение, увы, отсутствует), то есть, задавая вопрос, дабы послушать, как Господь будет на этот вопрос отвечать. На это Господь задает ответный вопрос, намекая им – называя Его благим, исповедует ли он Его Божество или нет. А затем он вкратце напоминает ему 10 заповедей Закона Синайского. Тот хвалится, что все это соблюл еще от юности своей. Это было свойством всей иудейской верхушке – они соблюдали внешние правила и обряды все всех мелочах, совершенно игнорируя их внешнее содержания. Но этого формального, внешнего соблюдения этих правил хватало им, чтобы считать себя праведными. В одном из Евангелий упоминается, что человек этот также задает вопрос – чего ему еще недостает, очевидно, несмотря на все его самодовольство, в глубине души понимая, что это еще не все. И здесь Господь задевает самое его больное место, призывая оставить все свое имение и следовать за Ним. И он уходит в печали. Дальнейшие слова Христа трактуются по-разному. Левацки настроенные проповедники толкуют эти слова, как осуждение богатства, как такового. Да и само выражение о верблюде, проходящем сквозь игольное ушко, трактуется по-разному. Одни утверждают, что «игольным ушком» названы небольшие ворота, которые на ночь оставались открытыми, но будучи небольшими, они позволяли войти в город только пешему путнику, а верблюд, чтобы пройти, должен был буквально ползти через эти ворота. Другие замечают, что «верблюдом» в старину именовался корабельный канат. Так или иначе, но смысл этих слов один. Богатство осуждается не само по себе, но потому что редко кто оказывается способен преодолеть искушения, связанные с ним, и по выражению святителя Николая (Велимировича), не купил на него себе ад вместо рая. О небесном и земном Господь говорит: «никто не может служить двум господам, ибо об одном будет заботиться, а о другом нерадеть или одного будет любить, а другого возненавидит. Не можете служить Богу и мамоне». Мало кто из людей оказывается способным думать и заботиться сразу о многих вещах, так что что-то человек неизбежно избирает главным. Если главным для него становится богатство, то все остальное отходит на второй план и при случае им можно пожертвовать ради главного. То есть, ради богатства человек не считает зазорным поступиться заповедями Господними, а значит, отношениями с Богом. Притом, для большинства важно не богатство само по себе, а возможность использовать его для удовлетворения своих желаний и вожделений, большая часть из которых – чисто плотские. И теперь это предложение Христа показало, чего стоит вся праведность этого человека. Важнейшими для него оказались не Бог, а богатство и возможность услаждать свою плоть так, как ему угодно. Отказаться от всего этого он оказался неспособен. Не все из нас обладают большим состоянием, но все, кто в той или иной степени зарабатывали на жизнь своим трудом, знают, как деньги и все, что мы приобретаем на него, привязывают к себе. Зачастую и для нас расставание с чем-то из земного имущества для нас становится тяжелым и невыносимым. Увы, человек слишком склонен привязываться к земле, а потому этот текст касается и нас. Это не потому что мы призываемся оставить все свое достояние и жить, не имея ничего, но потому что слишком часто нам приходится выбирать между служением Богу и работой на свой достаток, когда соображения благополучия входят в конфликт с заповедями Господними.

Итак, этот диалог с богатым человеком состоялся. Но слова Христа о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому – в Царство Небесное, изумили учеников. Для иудеев богатство – благословение Божие, явный признак праведности. О богатстве, которое даруется в награду за праведную жизнь, а также о том, что грешник обязательно обнищает, много написано в Книгах Притч и Премудростей Соломоновых, и иудеи все это воспринимали буквально. Потому апостолы изумились – если даже богатство не является признаком праведности, а скорее, помеха, то кто же может спастись. И Господь отвечает, что человеку это невозможно. Человек склонен ко греху и неспособен своими силами спастись. Потому сделать это он может лишь с помощью Божией. Кто-то может это воспринять, как знак того, что можно ничего не делать, дескать Бог нас и так спасет. Но Бог не спасает человека без его желания, ибо уважает свободу воли его, притом. если человеку и невозможно спасение, то с помощью Божией возможно все, и пример тому – бесчисленные сонмы святых – людей, уже прошедших этот путь и достигших обетованного Царства. К этому призываемся и мы.

И чтения праздника святой Нины и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 3Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Апостол обличает свою паству в Коринфе за царящие в ее среде распри, обнажая причину этих распрей – гордость. В первую очередь, апостол указывает на то, что сами их наставники из числа апостолов пребывают в уничижении, терпя нападки и гонения, как злодеи, а меж тем, многие из их паствы, еще ничего из себя не представляющие, изображают из себя неизвестно что. В конце апостол намекает на то, что по праву священноначалия может прибегнуть к дисциплинарным мерам. Все, что имеет человек, дано ему от Бога. Так чему же хвалиться?! об этом-то апостол здесь и пишет.

Евангелие (от Матфея): 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов[413], другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не

рассыпа́л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Когда речь идет о днях памяти святых жен, то обычно читается либо отрывок, повествующий о покаянии блудницы, либо притча о десяти девах, подразумевая пять мудрых, взявших с собой запас масла. Господь говорит здесь о Своем пришествии и о последнем Суде. Пока продолжается жизнь, человек может совершать покаяние, очищаться от грехов, а Бог принимает его покаяние. Здесь можно совершать добрые дела и воспитывать свою душу, свой ум, строя в них Царство Божие. Но когда закончится земная жизнь и человек предстанет пред Богом, то поздно будет каяться. Тогда человек будет судим за то, в чем застала его смерть. Страшная тайна в том, что масло (под которым обычно понимают добрые дела), которое запасает человек для светильника души, легко утрачивается от грехов, которые он совершает. Да и само добро человеческое отравлено злом, а потому нечисто. Лишь с помощью Божией человек может восполнить этот недостаток. Одни человеческие усилия не могут спасти человека, но с помощью Божией спасение возможно. Божественная Благодать приходит на помощь человеку, преображая душу его и делая ее способной совершать добро. А само добро смягчает душу человека, возгревает в ней огонь любви. Лучше сказать, что Божественная Благодать – это и есть то, что заставляет светильник души гореть так, чтобы этот огонь был принят Богом. И душа, принесшая Богу именно такой, чистый огонь, будет принята. Однако беспечность человека, который пребывает в духовной дремоте, как бы забывая о том, что время идет и конец приближается, а потому предается обычной земной жизни, не заботясь о спасении, она способна сделать спасение невозможным. А потому Господь призывает бодрствовать, ибо не только час пришествия Христова, но и час смерти никому не известен, а потому Господь предлагает быть готовыми к нему все время, дабы он не застиг нас неожиданно.

После заамвонной молитвы духовенство вышло в центр храма. Тропарь, кондак и величание праздника Крещения Господня полностью пропел хор. После каждения икона праздника Крещения Господня была унесена в алтарь.

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с воскресным днем и Неделей по Богоявлении, а также праздником святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Также он поздравил всех причастников (а их было много) с приобщением Святых Тайн, пожелав, чтобы они были их телам во здравие, а душам – во спасение. После этого он говорил проповедь на тему нынешнего рядового Евангелия. В этот день читается известный Евангельский текст, знакомый всем нам и читаемый в течение года четыре раза. Итак, некий книжник приходит ко Христу, искушая Его и спрашивая – что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь в ответ ему задает вопрос: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»… Если он исповедует Божество Христа, то почему он искушает Его, а если он считает Его лишь учителем, то почему он называет его благим? Ведь у иудеев этот эпитет относился к одному лишь Богу, считаясь чем-то вроде имени Бога. И затем, Он с кротостью отвечает ему, напоминая ветхозаветные заповеди, а точнее, те, что касаются отношения к ближним, опуская заповеди об отношении к Богу. И тот отвечает, говоря, что все это он сохранил от юности своей. И сегодня частенько бывает, что на исповедь приходит какая-нибудь бабушка, которая так и говорит, мол, она никого не ограбила, не убила, а значит, она без греха. На это ей приходится отвечать, что если вы безгрешны, то вам нужно не сюда. Церковь [земная], как было сказано, это не собрание святых, а общество кающихся грешников. Иудеи же, исполняя внешние правила, считали себя праведными, при этом оставляя без внимания свое духовное состояние. Мы сами стараемся исполнять эту внешнюю сторону заповедей, никого не убиваем, не грабим.… И мы в глазах наших являемся хорошим. Также о себе думал и этот человек. И тогда Господь говорит ему: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Он считал себя безгрешным, исполняя одни внешние правила, но Господь дает ему понять, что от него требуется несколько другое. И богач этот, услышав слова эти, опечалившись, ушел, ибо имел большое состояние, к которому был очень привязан. И это богатство стало препятствием на пути между этим человеком и Богом, поскольку он оказался неспособен пожертвовать им ради Бога. В немалой степени речь идет не только о богатстве материальном, но и о «богатстве» фарисейской гордости и самомнения, убеждения в собственной праведности. Мы и сами частенько считаем себя хорошими и порядочными. Иной раз, придя для освящения квартиры, можно увидеть людей, никогда не появляющихся в храме. А на вопрос «почему вы не ходите в храм?» они отвечает, дескать, у них «Бог в душе». Какая удобная вера – сидишь на диване, щелкаешь пальцем по пульту… и веришь. Но вера наша, стоит открыть секрет, это вера непорядочных людей. Непорядочным человеком был мытарь, сборщик податей, который стоял у самого входа, бия себя в грудь и говоря: «Боже, милостив буди мне грешнику!»… А порядочный человек стоял и хвалился, благодарил Бога за то, что он «не такой, как все». Непорядочной была та женщина-грешница, которую помиловал Господь, в то время, как порядочные люди роптали на Христа, дескать, если бы Он подлинно был пророком, то знал, какая женщина к Нему прикасается. Да и за Христом последовали непорядочные люди, которые не знали Закона, но были открыты к Богу, всем сердцем приняв и возлюбив Христа. Также непорядочный человек висел по правую сторону от Христа, говоря: «помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». А люди порядочные глумились над Христом. Разумеется, речь идет не о действительно порядочных, но о тех, кто считал себя таковыми, будучи на деле далекими от подлинной праведности. Все эти книжники и фарисеи внешне выглядели праведными, показывали всем своим видом, что они соблюдают Закон, но на деле были очень скупы на добро подлинное. Но Господь сказал: «…ибо если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное…». Те были праведны лишь внешне, демонстрируя себя, показывая, что они постятся, посыпая свои головы пеплом, молятся и та далее. Но Бог знает не только то, кем человек хочет казаться, но и то, что никто не видит, тайные их дела и мысли, и «видящий тайное, воздаст явно..». А потому мы должны соблюдать заповеди Господни не только внешне, но и внутренне, во всей полноте. Итак, человек этот, услышав ответ Христа, ушел. И Господь со скорбью говорит ему вслед: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное». Ученики удивились этим словам, спросив, кто же может спастись. И Господь говорит: «Человеку это невозможно, Богу же все возможно». Мы все считаем себя хорошими людьми, вроде бы, каясь в грехах, посещая храм и прочее. Но «хорошие люди» в спасении не нуждаются. Спасется же тот, кто нуждается в Боге, в Спасителе, стремясь жить в единении с Богом не на словах, не внешне лишь. но на деле, призывая Бога на помощь. К подлинному, а не только внешнему исполнению заповедей мы и призываемся….

После этого он поздравил всех именинниц с праздников святой равноапостольной Нины, пожелав им всех благ. Также он напомнил расписание служб на следующую седмицу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь