Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МУЧЕНИК ПОЛИЕВКТ КЕСАРИЙСКИЙ



Память 19 декабря / 1 января (вместе с мч. Тимофеем диаконом)

Пострадал в Кесарии Каппадокийской в 309 году. За успешное обращение ко Христу язычников после тяжких мучений он был сожжен.

МУЧЕНИК ТИМОФЕЙ, ДИАКОН МАВРИТАНСКИЙ

Память 21 мая / 3 июня (Греч., Афр.), 19 декабря / 1 января (Зап., Афр.)

Пострадал за проповедь Евангелия в середине II или начале IV века в Мавритании Кесарийской[20] вместе с диаконами Полием и Евтихием. После многих тяжких мучений они были сожжены на костре.

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Дни памяти: 28 Сентября / 11 Октября (Печер.(Б)), 19 Декабря / 1 Января

прп. Илия Муромец Печерский

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины[21].

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII - XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. Как пишет святитель Димитрий Ростовский: «Простодушный паломник в 1701 г. писал: «видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люде; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая его рука изображена крестным знамением»…».

Предание об Илье Муромце как о богатыре отчасти было подтверждено медико-антропологическим исследованием святых мощей, которое проводилось в 1988-1990 годах.

Исследование показало, что Илья Муромец был погребен в XI-XII вв., имел высокий для своего времени рост (177 см), исключительно развитую мышечную систему, в юности страдал заболеванием позвоночника, которое привело к перестройке организма. Экспертиза обнаружила несколько переломов ребер и правой ключицы, сквозную рану на левой руке, проникающее ранение груди (вероятно, копьем), которое, по всей видимости, послужило причиной смерти (в возрасте 40-55 лет).

Был канонизирован как местночтимый святой в 1684-1690 годах, когда при киево-печерском архимандрите Варлааме установилось празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня.

Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы.

Тропарь

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

События дня.

Вечерня и утреня.

Я уже писал некогда о том, что под именем мученика Вонифатия в календаре стоит значок «без праздничного

знака», так что этот день не предусматривает никакой торжественности. Однако у нас не некоторых пор появилась традиция совершать в этот день полиелей, что, разумеется, хорошо.

Уже по сложившейся традиции я был на ночном богослужении, специально приуроченном на этот день, в соответствии со словами апостола Павла (послание к Эфесянам): «..и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но прежде всего, исполняйтесь духом, назидая себя в псалмах и песнопениях и песнях духовных, воспевая и превознося в сердцах ваших Господа…», на новогоднюю ночь, когда мир веселится и беснуется.

Итак, наступил вечер, и я приготовился идти на службу. Вечер и ночь выдались холодные, временами срывался дождь. А во дворе собора все запорошено, словно бы, снегом, в то время как в прочих местах никакого снега нет. В храме царит полумрак, на фоне которого выделяются поставленные у амвона елки, на которых надеты праздничные гирлянды, сейчас горящие. В центре помещены иконы мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца. Вскоре начинается служба. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Совершалась обычная вседневная вечерня и добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь мученика Вонифатия. На чине полиелея величание мученику пел хор.

Евангелие на утрени (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Народу на службе было немного. Пока эти люди подходили под помазание, начали читать каноны. Читались каноны Божией Матери и мученику Вонифатию (по два тропаря). Стихиры на службе были до предела сокращены.

Литургия.

После утрени, как это и положено, как это и было всегда, сразу читаются часы (у нас чаще всего утреня ради удобства переносится на вечер накануне), во время которых служащий священник проводит исповедь. Отец Димитрий облачился в полное литургическое облачение еще по ходу утрени, тогда же совершив и проскомидию, так что уже в начале 1 часа завеса была открыта, а вскоре диакон совершил каждение.

После часов сразу началась литургия. Именно во время совершения литургии за окнами началась всеобщая канонада, сопровождающая новогоднее веселье.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

11Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

О воздержании языка и всего тела. Ныне целые книги пишутся в осуждение пустословия. Но не говорил ли Господь: «от избытка сердца глаголят уста»? О чем вы думаете, что заботит ваши мысли – о том вы и будете говорить. Если это – дела Божии, то о них вы и будете говорить, если это дела добрые, то о них вы и будете рассуждать. Если же вас заботит поступки соседской жены или еще чьи-нибудь, то об этом вы, опять же, будете говорить. Так и получается, что одним и тем же языком мы говорим доброе и злое, в зависимости от того, о чем мы думаем. А кто победил эту страсть к пустословию? Тот, кто победил и прочие страсти, в ком все мысли восходят к Богу и добрым делам, отвергая и гнев и зависть и всякую злую похоть, как мерзость, а это достигается не иначе, как в результате многолетней борьбы, а значит, победить ее нельзя, не победив и все прочие страсти, а до тех пор, желая сразу победить следствие, не устранив причину, мы придем лишь к тому, что станем разговаривать сами с собой. Не удивительно, если мы, осуждая этот грех и каждый раз исповедуясь в невоздержанности языка, тем не менее, согрешаем им, поскольку наши с вами мысли заняты пустым, а потому и говорим о пустом и ничего не стоящем, хоть каждое наше слово будет судить нас в последний день. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим!

Евангелие (от Марка): 1Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7 Посему оставит человек отца своего и мать 8и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

О браке и разводе. Закон Моисеев разрешил разводы ввиду грубых нравов евреев, которые в противном случае могли бы и убивать своих жен. Господь же восстанавливает первоначальную чистоту. «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», «кто разведется с женой своей и женится на другой, прелюбодействует и женящийся на разведенной – прелюбодействует». В других Евангелиях слова Христа приводятся и такие слова: «кто разведется с женой своей, кроме вины прелюбодеяния, тот даст ей повод прелюбодействовать». Таким образом, развод Господь воспрещает, исключения давая лишь для супружеской измены. Но в случае распада брака виновник этого распада подвергается запрещению – вступать в брак он больше не может (я имею в виду брак, благословляемый в таинстве венчания, а не гражданский, то есть регистрируемый государством). Исключения допускаются лишь по решению правящего архиерея, он же дает санкцию – считать брак распавшимся. Но все эти слова, как были крамолой для учеников Христа, которые начали говорить (эти слова приводятся в других Евангелиях): «Если такая обязанность человека к жене, то лучше не жениться», так эти слова являются крамолой для нынешних времен, когда более половины браков распадаются в первые же годы. Что говорить? По этому показателю наше Отечество впереди планеты всей. Еще недавно СМИ расхваливали развод, как универсальное средство от всех семейных проблем. Люди сходятся по влечению своих пристрастий, но затем нарисованный воображением образ заменяется на реальный, со всеми пороками того человека, которого он избрал... Эйфория уходит, а тогда.… И тогда выясняется, что в этом союзе не было ничего, кроме похоти. Пристрастие подчас легко сменяется ненавистью, так как люди изначально принимали за любовь ту самую похоть, которая и заставила их сходиться, не стремясь к достижению реальной любви, которая не завидует, не гордится, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется о неправде, а радуется истине и главное – никогда не перестает. Это означает, в первую очередь, готовность пожертвовать чем-то своим, ради помощи другому человеку, истощать себя, ради другого. Если же человек привык только к тому, что от близости другого человека его охватывает эйфория, привык только пользоваться другим человеком, то долго этот союз не продлится. «Прощай любовь, завяли помидоры» - восклицает «любовник», бросая вторую половинку, ища новую дозу «кайфа», которую уже завтра снова бросит…. Это было бедой в те времена, а тем более, это является бедой сейчас.… Увы, даже в православных изданиях эта тема почти не затрагивается. В основном, освещается тема власти в семье, да рекламируется брак, как некая индульгенция на определенный род половых отношений. Нет. Все это является лишь сопутствующими факторами. Идет ли речь об общежитии монашеском или общежитии семейном – человек должен научиться терпеть пороки другого человека, научиться снисхождению, время от времени, жертвуя чем-то своим ради ближнего. На этом построена жизнь общежительного монашества, отчего эта форма монашества сегодня и доминирует. На этом построен и брак. В обоих случаях, люди, преодолевая неизбежные проблемы, возникающие при взаимоотношениях совершенно разных людей, сошедшихся вместе, призваны научиться терпеть, а главное – любить ближнего. Там, где этого нет, в монастыре возникают нестроения, а брак распадается. Печально, что сегодня это считается как бы неважным, так что внимание даже православных изданий сосредоточено на второстепенных вещах. Итак, главная цель той или иной формы организации жизни человека – в браке или в монастыре – есть достижение любви к ближнему, а любовь и есть главное, что должен стяжать христианин, так как Бог есть любовь. Пребывающий в любви, как пишет апостол и Евангелист Иоанн Богослов, пребывает в Боге, и эта любовь, воцарившаяся в человеке, возносит его к небесам. Повторяю, что речь не идет о животных страстях и похотях, властвующих над человеком со времен грехопадения, но которые грешный человек и объявляет любовью, но идет речь о том, что побуждает христианина забывать себя, но заботиться о ближнем, даже о врагах. Она подобна любви детей к родителям или родителей к детям, а эта любовь принимает любимого таким, каков он есть, склонна заботиться о нем всегда, а не тогда лишь, когда ему это удобно (хоть и такие дети и такие родители частенько встречается, но к любви это уже не имеет никакого отношения).

И чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Апостол наставляет ученика, уподобляя здесь его воину, ибо проповедь в те времена действительно была подобна войне, так как для ее продолжения проповеднику требовалось немалое мужество. Ныне как проповеднику, так и просто христианину уже не требуется рисковать жизнью ради этого, но вот, терпеть насмешки часто приходится. Многим и насмешек хватает для отступления от веры, от заповедей Господних, но сам Господь сказал: «кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот недостоин Меня или кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот недостоин Меня…..». Мы должны любит людей. но Бога любить должны еще больше…. Да даст нам Господь хоть малую частичку этого мужества, чтобы оставаться верными Богу. не опасаясь поношений со стороны ближних наших….

На практике читался совсем другой отрывок.Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"

16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Потрясающие по свой высоте слова. Читая их, мы не узнаем в них себя, так как идет здесь речь о людях, достигших некоей степени совершенство. Они, стремясь жить не по плоти, как выражается апостол Павел, разумея под этим жизнь по греху, но по духу, то есть, по заповедям Господним, искореняли в себе греховные влечения, насаждая в себе доброе. Плодом этой жизни является Дух Божий, поселяющийся в человеке и преображающий его, как закваска преображает тесто. А если Дух Божий водит человека, то он становится далек от путей греховных и его-то, как всем сердцем, стремящегося к Богу, никакое зло века сего не может отлучить от Бога. Бог всегда близок к призывающему Его, но грех мешает Ему соединиться человеком, делая этого человека чуждым Богу. Не потому ли мы нарисованный образ христиан кажется нам чем-то чуждым? Но апостол писал о том, что является реальностью для него самого. Так, он сам непрестанно выражал желание разрешиться от уз плоти, войдя в Царство Божие. Несомненно и прочее, о чем написано здесь, знакомо ему самому. Нам же это чтение предлагается, как приметы некоей нормы, к которой подобает стремиться.

Евангелие (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Традиционный для праздников мучеников отрывок из последней беседы Христа со своими учениками. Здесь Господь уже прямо говорит о временах, когда они будут посланы на проповедь не только «погибшим овцам дома Израилева», в своей массе, отвергшим Христа, но на проповедь всем людям мира. И хоть вчерашние язычники куда охотней принимали проповедь христианскую, нежели иудеи, но и среди них находились люди, не терпящие этой проповеди о спасении, обличающего их в их злых делах. Поэтому Господь предупреждает их об этом заранее.

Новогодний молебен.

Литургия проходит, как обычно. После нее священник и диакон выходят на середину службы, начиная молебен. На сей раз он начался литургийным возгласом «Благословенно Царство…». Все последующее: обычное всенародное пение «Царю Небесный[22]…», чтения Трисвятого по «Отче наш…», 64 предначинательного псалма и даже пение «Бог Господь…» было опущено. Как на литургии, сразу после возгласа, началась Великая ектения, которая посвящалась благодарению за пройденный год и молитве о благополучном начале будущего. Несмотря на пропуск «Бог Господь….», хор все же пропел традиционные для этого молебна тропари. Пелся тропарь благодарения, взятый из молебна Недели торжества православия:

Тропарь, глас 4-й:

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди,/ о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших,/ сла́вяще Тя, хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие/ и ра́бски любо́вию вопие́м Ти:// Благоде́телю, Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Тропарь, глас 3-й:

Твоих благодеяний и даров туне,/ яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко,/ к Тебе усердно притекающе,/ благодарение по силе приносим/ и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием:// слава Тебе, Боже Прещедрый.

И уже затем был пропет тропарь новолетия:

Тропарь новолетия (индикта).

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета

благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы // и спаси ны

После этого был возглашен прокимен и читалось Апостольское послание (в книгах и на сайте патриархии эта часть показана по типу чина полиелея, то есть, по-другому). Итак, отрывок из послания апостола Павла к Тимофею: 1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

8Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

11Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

13Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Призыв молиться о ближних и в первую очередь, о начальствующих, вне зависимости от того, нравятся они нам или нет…

Традиционно, читалось Евангелие. Итак, Евангелие (от Луки): 14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.

20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то', что', мы слышали, было в Капернауме.

24И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30но Он, пройдя посреди них, удалился.

31И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

По окончании чтения последовала сугубая ектения, также посвященная благодарению и прошению о благополучии в новом году, а также была прочитана специальная молитва….

По окончании службы о.Димитрий поздравил всех с гражданским Новым годом, сказав, что как бы ни говорили, что это гражданский новый год, который к нам не относится, но мы тоже по-своему празднуем его. Также он пожелал всем усердия в следовании заповедям Господним. Также он пожелал, чтобы по нашим молитвам Господь после этой, первой в новом году литургии, даровал нам усердие в посещении храма Его, не формальном, но искреннем и усердном. Да дарует нам Господь это.

Пока верующие подходили, целуя Крест, хор пел молитву святителя Амвросия Медиоланского, обычно исполняемую на чине Торжества православия: : Тебе, Бога, хвалим,/ Тебе Господа исповедуем,/ Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;/ Тебе вси Ангели,/ Тебе Небеса и вся Силы,/ Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:/ Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф,/ полны суть Небеса и земля величества славы Твоея,/ Тебе преславный апостольский лик,/ Тебе пророческое хвалебное число,/ Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство,/ Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,/ Отца непостижимаго величества,/ покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына/ и Святаго Утешителя Духа./ Ты, Царю славы, Христе,/ Ты Отца Присносущный Сын еси:/ Ты, ко избавлению приемля человека,/ не возгнушался еси Девическаго чрева;/ Ты, одолев смерти жало,/ отверзл еси верующим Царство Небесное;/ Ты одесную Бога седиши во славе Отчей,/ Судия приити веришися./ Тебе убо просим:/ помози рабом Твоим,/ ихже честною Кровию искупил еси./ Сподоби со святыми Твоими в вечней славе Твоей царствовати./ Спаси люди Твоя, Господи,/ и благослови достояние Твое,/ исправи я и вознеси их во веки:/ во вся дни благословим Тебе/ и восхвалим имя Твое во век и в век века./ Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./ Помилуй нас, Господи, помилуй нас:/ буди милость Твоя, Господи, на нас,/ якоже уповахом на Тя;/ на Тя, Господи, уповахом,// да не постыдимся во веки. Аминь.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь