Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тропарь Иоанну Кронштадтскому, прав.,
Православныя веры поборниче. /Земли Российския печальниче, /пастырем правило и образе верным, /покаяния и жизни во Христе проповедниче. /Божественных таин благоговейный служителю /и дерзновенный о людех молитвенниче, /отче праведный Иоанне, /целителю и предивный чудотворче, /граду Кронштадту похвало /и церкви нашея украшение, /моли всеблагаго Бога /умирити мир и спасти души наша. События дня. Вечерня и утреня. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Разумеется, служба была совмещена со службой предпразднества Рождества Христова и частично – священномученика Игнатия Богоносца. Служил о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. При чине полиелея величание празднику пел хор. Евангелие на утрени (от Матфея): 1Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. 9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. 14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Слова против показного благочестия, которое заботится, преимущественно, о похвалах от людей. Привыкая к похвалам, человек сам не замечает, как начинает заботиться более о них, нежели о пользе душе. В конце концов, вся его деятельность превращается в выступление актера. Змей гордости сидит в каждом из нас, а потому эти слова актуальны для всех нас, так как без борьбы с этим искушением любое наше усилие, направленное на творение добра, может быть уничтожено, поскольку главным является не добро, а похвалы. Ведь и сами дела эти – лишь орудия, которыми преображается наша душа, привыкая к добру и приближаясь по своему состоянию к Богу. Если же их совершение проникнуто самолюбованием, то никакого преображения не происходит, а наоборот, привыкнув к похвалам, человек развращается сам начинает верить в то, какой он хороший, а это означает духовную слепоту….. Но, да не будет этого на нас! На практике читался совсем другой текст. Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Иго Христово благо и бремя легко…. для тех, кто покоряются Богу и следуют заповедям Его. Прочим же, дабы познать это, придется приложить многие труды для преображения души своей, не надеясь, притом, на одного себя, ввиду склонности человека ко греху и немощи его, так что, даже желая творить добро, человек… делает зло. Сам Господь говорил о спасении: «Человеку это невозможно, Богу же все возможно…» и в другом месте: «…без Меня не можете делать НИЧЕГО….». Лишь покоряющийся благодати Божией познает благость Божию, но покоряться Богу грешному человеку еще надо научиться, приложив для этого многие труды. И лишь в конце этой борьбы обретет тот покой, о котором говорит здесь Господь. Читались три канона: предпразднества, праведному Иоанну Кронштадтскому, а также священномученику Игнатию Богоносцу (по одному тропарю). По окончании службы о.Димитрий снова поздравил всех с наступившим новым 2019 годом…. Литургия. В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. 3Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! 6И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. 7Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. 9Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. 10Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. 11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. 13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. 14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. 17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. 18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Глава 4. 1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? 2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не про́сите. 3 Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. 4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"? 6 Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 7Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Апостол поучает паству довольно жесткими словами, призывая оставить злобу и зависть, основа которых – неумеренные вожделения благ века сего преходящих. Им часто посвящены и молитвы, а потому эти молитвы бывают бесполезны, так как человек просит себе заведомо вредное. Увы, 90% наших молитв посвящены нашим суетным земным нуждам, кои некто из Отцов уподобляет гною (просящий о земных нуждах уподоблен нищему, который, получив аудиенции у царя, просил бы у него не богатства и иных каких благ, а гноя). Бог часто отвечает на наши нужды, если искомое нами может принести нам хоть какую-то Пользу, но чаще не выполнянет, так как мы слишком часто просим заведомо вредное для себя. Увы, чем заняты мысли наши, о том мы и будем говорить, прито, не только с людьми, но даже и с Богом, а молитва есть разговор с Богом. Лишь тот, кто всецело доверился Богу, в Его руки вверив попечение о своем земном бытии, а сам всецело предался заботе о своем спасении, тот и все молитвы свои посвящает небесному. Как же все это далеко от нас с вами! Но именно поэтому нам и читается этот текст. Евангелие (от Марка): 1Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. 2Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7Посему оставит человек отца своего и мать 8и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 10В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. 13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. Очень известные слова. Многие трактуют это так, что маленький ребенок до определенного возраста, дескать, подобен Ангелу. Но природа человека изначально повреждена, и человек очень рано начинает творить зло в той или иной мере. Ребенок склонен иной раз бунтовать против родителей, как бы испытывая их терпение. Тот же факт, что к исповеди человек приступает лишь с 7 лет, связан не с тем, что до 7 лет он-де безгрешен, а с тем, что до этого возраста он не может отвечать за свои поступки. К исповеди же он приступает, как только у него появляется эта ответственность за свои действия. Таким образом, связаны эти слова вовсе не с этим. Так с чем же? А связаны они с тем, что бунтуя, ребенок, в то же время, склонен верить родителям, ожидая от них только добра. Ребенок не думает о том, что он будет есть, во что одеваться и прочее, так как знает, что всем этим его обеспечат родители. К такой вере Богу Господь призывает и всех, дабы человек все мысли обратил к своему спасению, твердо усвоив себе то, что все остальное даст ему Бог в той мере, в какой ему это нужно и полезно. Речь не о том, чтобы сидеть на кровати и ждать, пока Бог сам даст нам все готовое, но о том, чтобы трудясь (с усердием, насколько это возможно), заботу о результате мы оставили Богу. Это и есть вера Богу. Как ребенок не подумает, что родители сегодня его могут не накормить или выгонят из дома, так и христианин не должен сомневаться в благости Божией. Если же на нас находят какие-либо скорби, то это значит, что мы сами своими грехами предали себя во власть духам злобы, и Бог попускает им мучить нас, дабы мы поняли, во что угодили. И чтения праздника праведного Иоанна Кронштадтского. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. 2Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. 3А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира. 4Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. 5И еще здесь: "не войдут в покой Мой". 6Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших". 8Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. 9Посему для народа Божия еще остается субботство. 10Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. 11Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. 12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. 14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Глава 5. 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о Грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 7Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; 8хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, 9и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, 10быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. И снова апостол рассуждает о Христе и Его Крестной жертве. Эта тема проходит через все послание к евреям, так как никто, как его соплеменники, не противился слову о Христе, и не пытается поставить под сомнение это слово, как иудеи. Поэтому апостол в послании этом, преимущественно, о том и рассуждает… Евангелие (от Матфея): 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. 13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Ранее мы читали о том, как Господь предостерегает от того, чтобы делать что-либо напоказ. Но здесь Господь призывает к тому, чтобы быть светом для окружающих. И в очередной раз стоит повторить, что речь не идет о выставлении своего благочестия напоказ, ибо это – гибельный путь, на который встали те самые фарисеи, которых так много обличал Господь. Но начни соблюдать повеления Господни, и твоя жизнь станет светом для окружающих, как ни прячься от людей. Иллюстрацией этого служили многие святые, которые подчас бежали от славы человеческой, прячась от людей в глухие леса и пустыни. Но Божественная благодать, почивающая на них, становилась явной и как бы они ни прятались от людей, но Ее свет привлекал к ним людей. А ведь они, как мы видим, не старались привлекать к себе внимание. Так бывает всегда – если человек идет правильным путем, то он спасается сам, а его пример спасает многих вокруг него, также как дурной пример человека губит многих вокруг него.… По окончании службы о.Димитрий напомнил всем расписание служб, а также поблагодарил всех за совместную молитву, а причастников поздравил с приобщением Святых Тайн. Проповеди он не говорил. Четверг 3 января. На этот день приходится большое количество праздников. Главным из них является полиелейный праздник преставления святителя Петра, митрополита Московского. Об этом, как и о других праздниках дня речь пойдет ниже. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы