Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Филогоний, епископ Антиохийский



День памяти: 20 Декабря / 2 Января

Святитель Филогоний, епископ Антиохийский, до поставления на епископскую кафедру был адвокатом, выступал в защиту нищих, вдов и сирот. Когда он овдовел, его избрали епископом Антиохии[33]. Обладая глубокими Богословскими познаниями, святитель Филогоний успешно защищал Православие против арианства и этим предупредил смуту в Церкви. Во время гонения на христиан при Максимиане (305 - 311) и Ликинии (307 - 324) святитель Филогоний явил себя исповедником православной веры. Также ему пришлось много потрудиться для разоблачения свирепствующей после прекращения гонений арианской ереси. Скончался мирно около 323 г. В 386 г. Иоанн Златоуст произнес похвальное слово святителю Филогонию.

СВЯТИТЕЛЬ ДАНИИЛ II, АРХИЕПИСКОП СЕРБСКИЙ

Память 20 декабря / 2 января, в Соборах Сербских святителей и в Афонских преподобных

 Мирское имя неизвестно, родился около 1274 года[34] в знатной семье, один выжил из братьев и сестер. Был "рожден и воспитан в сербской земле, с детства рос в Православии". Несмотря на неодобрение родителей, любил читать книги. В юном возрасте пришел ко двору короля Стефана Уроша Милутина, до самой смерти которого оставался его верным помощником.

После беседы с неким старцем в монастыре Сопочани[35], куда он приехал, сопровождая короля, решил стать монахом. Около 1300 года, отказавшись от светской карьеры, он принял постриг с именем Даниил от игумена монастыря во имя святителя Николая в местечке Кончул (Косово) на берегу реки Ибра. Подвижническая жизнь инока Даниила была примером для всей братии.

По приглашению архиеп. Евстафия II, посоветовавшись с королем, перешел в монастырь Печ, где был рукоположен во иерея.

Хиландарский игумен

В 1306/07 годах был избран игуменом монастыря Хиландар. Избрание происходило на Соборе, созванном в

Сербии, а не на соборе хиландарского братства на Святой Горе Афон.

Игуменствовать святому пришлось в 1307-1309 годах, когда Афон подвергался нападениям каталанских отрядов, когда изгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшись с арабами, расхищали и грабили афонские монастыри, "не щадя никакой святыни". Святой Даниил мужественно пребывал в Хилендарском монастыре, организовал успешную оборону обители, которая перенесла и штурмы, и осаду, и голод. Около 1308 или 1310 года, вероятно, временно находился в Сербии, хотя есть мнение, что он не покидал Афон до 1311 года. Последний раз упоминается как игумен афонского монастыря 26 мая / 8 июня 1310 года, а с августа 1312 года упоминается новый игумен Никодим. Избрание нового настоятеля можно объяснить опасением насельников, что Даниил, в очередной раз покидая Афон, не вернется в обитель.

Свт. Николай Чудотворец и архиеп. Даниил II. Роспись церкви Богородицы Одигитрии в Пече. Ок. 1337 г.

Когда на Святой Горе воцарился мир, святой сложил с себя игуменство и удалился на полное безмолвие в келлию святого Саввы Сербского (в Карее). Во время междоусобной войны Уроша Милутина с братом Стефаном Драгутином подвижник был вызван в Сербию и примирил братьев.

Епископ Баньский

По возвращении он был избран епископом Баньской епархии (Косово), но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне.

В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с русским Пантелеимоновским монастырем (большинство насельников которого в то время были сербами), имел там духовного отца.

В 1314 году присутствовал у смертного одра королевы Елены и участвовал в ее погребении.

Закончив в Баньском монастыре[36] постройку кафедрального храма во имя святого апостола и архидиакона Стефана, святой Даниил снова вернулся к иноческим подвигам на Святую Гору.

Вернувшись на Афон, жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Святую землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Король Милутин планировал возвести Даниила на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Даниила, был избран игумен Хиландара Никодим.

Епископ Хумский

В 1317 году Даниил был назначен на Хумскую епархию.

Регулярно посещал Афон. Напутствовал короля Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына короля Милутина, Стефана Дечанского, Даниил стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки из Константинополя и примириться с отцом. Взойдя на престол, король Стефан направил святителя Даниила с дипломатической миссией к болгарским и византийским правителям. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему. После смерти в 1324 году архиепископа Никодима Даниил вновь был приглашен в

 Сербию.

Архиепископ Сербский

Прор. Даниил и архиеп. Даниил II. Роспись церкви Богородицы Одигитрия в Пече. Ок. 1337 г.

14 / 27 сентября 1324 года король Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Даниила архиепископом Сербским. В 1331 г. во время конфликта короля Стефана с сыном Душаном принял сторону последнего и позже короновал его.

Гробница архиеп. Даниила II в церкви Богородицы Одигитрии в Пече

Архиепископ Даниил был примером благочестия, мудрым архипастырем. Совершенная нестяжательность, неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы и благолепии святых храмов отличали его святительское служение. В 1328 году в Пече он воздвиг церковь Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Даниил "все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина". Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в том числе композиции "Лоза Неманина". Со второй четверти XIV в. этот своего рода изобразительный аналог сочинений Даниила "Жития святых королей и архиепископов сербских" получил распространение в стенописях сербских храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Даниила.

Даниил был вторым ктитором монастыря Дечаны, ему сербские властители поручили контроль за строительством. В 1335 году в Дечанах святитель воздвиг храм в честь Вознесения Господня, один из лучших христианских памятников Сербии. Обновил притвор в монастыре Жича[37]. В Елашнице построил церковь св. Михаила и церковный двор, в Лизице обновил церковь св. Саввы.

Скончался 19 декабря 1337 (это было бы 1 января 1338 ) года. Похоронен в Пече, в северо-западном углу церкви Богородицы Одигитрии, в нише в мраморном саркофаге.

Время правления архиепископа Даниила было лучшим временем как внутреннего, так и внешнего процветания Сербской Церкви. Еще при жизни святитель Даниил удостоился дара чудотворений и исцелений.

Житие свт. Даниила, написанное одним из его учеников, не содержит свидетельств о его почитании и встречается в рукописной традиции лишь в составе написанного Даниилом сборника. Единственное указание на возможное почитание святителя относится к 1643 году, когда посланец Сербского патриарха Паисия (Яневаца), печский архимандрит Кентерион, во время поездки в Москву за «милостыней» поднес царю Михаилу Феодоровичу миро от мощей святителя Даниила[38]. До конца XX века неизвестны церкви с посвящением святителю Даниилу. Служба святителю Даниилу, принадлежащая митр. Сербскому Михаилу (Йовановичу), была опубликована в белградском издательстве Сербляка (1860) под 20 декабря / 2 января.

Два прижизненных изображения святителя Даниила сохранились в стенописях церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337): молодой Даниил и святитель Николай изображены над входом в храм в стороне от образа Богоматери «Живоносный Источник»; в ктиторской композиции представлен Даниил (старше по возрасту, чем в предыдущей композиции) с моделью печской церкви в руках, пророк Даниил подводит его к Богоматери, восседающей на престоле. В соборе Дечанского монастыря Даниил изображен как «второй ктитор» (между 1339 и 1348). Посмертные изображения архиепископа находятся в стенописях монастыря Ораховица и в притворе («припрате») церкви Спаса (XIX в.) в Кучевиште (ныне – Республика Македония)[39]. Начиная с ктиторской композиции, свт. Даниил изображается маститым старцем с черной окладистой заостренной бородой, в архиепископском облачении, с обширным гуменцом.

Сочинения

Свт. Даниил написал древнейшую часть сборника "Жития королей и архиепископов сербских" (позднее было дополнено другими авторами), которую составили Жития королей Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина (Стефана Уроша II), королевы Елены, архиепископов Арсения I, Иоанникия I и Евстафия I. Этот цикл, созданный между 1317 (Житие кор. св. Елены) и 1324 (Житие кор. св. Милутина) гг., является важнейшим источником по истории династии Неманичей и Сербской Церкви середины XIII - 1-й четверти XIV в. и, как считает М. Кашанин, продолжает традицию короля св. Стефана Первовенчанного[40].

В агиографическом творчестве свт. Даниила сочетаются черты сурового святогорского аскета и придворного книжника, он не дает негативных характеристик своим героям, часто прибегает к умолчаниям, особенно в вопросах, связанных с легитимностью смены верховного правителя или предстоятеля Церкви, как в случае с архиепископом Сербским Даниилом I. В Житиях (напр., королевы Елены и короля Милутина) нет традиционного последовательного изложения биографий святых, описывается значительное число отдельных эпизодов, являющихся, по мнению автора, наиболее характерными и ключевыми для образа человека. Центральной фигурой агиографического цикла является король Милутин, представленный в окружении родственников (отца, матери, брата) и архиепископов-современников, прежде всего как могущественный правитель, принадлежащий к святой династии, и талантливый полководец.

По сравнению с творчеством более ранних сербских агиографов Жития, написанные свт. Даниилом, отличаются усложнением внутренней структуры текста и наличием композиционного «плетения» (например, Житие королевы Елены) с использованием элементов других жанров: молитвы, «плача», внутреннего монолога и обращения к душе, покаянного исповедания и поучения[41]. Исследователи считают эти новации влиянием духовной атмосферы предысихастской эпохи или раннего исихазма, характерным для Афона[42]. Житие королевы Елены, католички по происхождению, покровительствовавшей православным обителям и храмам, представляет редкий для средневековой православной славянской литературы образец женского жития.

Сборник «Жития королей и архиепископов сербских» нельзя назвать собранием уставных чтений на соответствующие дни памяти сербских святых (в этом случае показательно отсутствие отдельных, вне сборника, списков Житий, написанных свт. Даниилом), он скорее является аналогом «Книги степенной царского родословия» - рус. письменного свода XVII в.[43].

Свт. Даниил также считается автором «автобиографической» части преамбулы жалованной грамоты («повели») короля Милутина монастырю Хиландар о пасечниках (1317), дошедшей в списке (возможно, интерполированном) начала XV в.[44]. Позднее этот текст был положен святителем в основу Жития св. Милутина, вошедшего в сборник.

Гимнографические сочинения святителя Даниила представлены службами его предшественникам - сербским святым архиепископам Арсению и Евстафию. Неясным до конца остается вопрос о связях этих служб с более ранними гимнографическими произведениями, посвященными тем же архиепископам, возможно послужившими для них источниками. Так, в старом собрании НБС в Белграде (погибшем в апр. 1941) хранилась болгарская Минея (№ 15), содержавшая службу архиеп. св. Евстафию с проложным Житием, явно не связанным с написанным свт. Даниилом. Рукопись датировали Дж. Даничич XIII в., Л. Стоянович XIV в.[45]. В дефектном списке службы св. Арсению Сербскому 1-й пол. XIV в.[46] имеется 2-й канон, неизвестный в более поздней традиции[47].

Службы, написанные свт. Даниилом, сохранились в списках, составленных немного позже его кончины. Службы

Сербским архиепископам, написанные святителем согласно канонам церковной традиции, в поэтическом смысле уступают творениям старшего его современника Феодосия Хиландарца. Текст службы свт. Арсению почти вдвое превышает текст, посвященный святителю Евстафию, и с художественной точки зрения представляет больший интерес.

Тропарь

Чудо явися извещения, / делами добродетелей Божиих возсиял еси, / монашествующих лики упасл еси, / архиерейская седалища утвердил еси, / еретическаго нападения не усумневся, / Церковию Христовою управляя, / преподобие отче, Данииле премудре, / умер, яко спя, / тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть, / и подает цельбы болящим от различных недугов, / и демоны прогоняет. / Сего ради молим тя: моли спастися душам нашим.

Публикации

  • Животи краљева и архиепископа српских / Изд. Ђ. Даничић. Загреб, 1866. Лондон, 1972р;
  • То же / Пер. Л. Мирковић, вступ. ст. Н. Радоjчић. Београд, 1935;
  • То же / Ред. Г. МкДаниjел. Београд, 1988;
  • Србљак: Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Књ. 2. С. 7-47 [служба архиеп. Арсению]; С. 50-75 [служба архиеп. Евстафию];
  • Die Konigsbiographien / Hrsg. S. Hafner. Graz, 1976.

Литература

  • Bacuћ М. М. Архиеп. Данило II - монах и уметник // ПКJИФ. 1926. Књ. 6. Св. 2. С. 231-264;
  • Радоjчић Н. О архиеп. Данилу и његовим настављачима. Београд, 1935;
  • Пурковић М. Ка хронологиjи живота архиеп. Данила II // ГлСПЦ. 1952. Год. 33. Бр. 10. С. 237-238;
  • Radojčić S. Archbishop Danilo II and the Serbian Architecture Dating from the Early 14th Cent. // Serbian Orthodox Church: Its Past and Present. Belgrade, 1966. Vol. 2. P. 11-19;
  • Трифуновић Ђ. Стара српска црквена поезиjа // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 11, 22, 25, 27, 29-30, 35-36, 49-51, 65;
  • он же. Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 292-296;
  • он же. Проза архиеп. Данила II. Београд, 1976;
  • он же. Стара српска књижевност: Основе. Београд, 19952;
  • Пempoвuћ Д. Живот кральа Милутина од архиеп. Данила II // Зб. филозофског факултета у Приштине. Приштина, 1972. Књ. 9. С. 469-489;
  • Калезић Д. Архиеп. Данило и његови настављачи // Богословље. Н. с. Београд, 1972. Бр. 16(31). С. 1-28;
  • Рaдojчuћ Н. Животописачки рад архиеп. Данила II // Стара књижевност. Београд, 1975. С. 383-401;
  • Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975. С. 210-233;
  • Мошин В. Житиjе краља Милутина према архиеп. Данилу II и Милутиновоj повељи-аутобиографиjи // Зб. историjе књижевности. Београд, 1976. Књ. 10. С. 109-136;
  • Hafner S. Danilo II. und sein Schüler: Die Königsbiographien. Graz, 1976;
  • Богдановић Д. Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980. С. 175-179, 181;
  • Живоjиновић М. Житиjе архиеп. Данила II као извор за ратовања Каталанске компаниjе // ЗРВИ. 1980. Књ. 19. С. 251-273;
  • MкДаниjел Г. Л. Данилов зборник као Данилов «Festschrift» // Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. Књ. 14/1. С. 177-182;
  • Милеуснић С. Свети срби. Крагуjевац, 1989. С. 94-99;
  • Архиеп. Данило II и његова доба: Међунар. науч. скуп поводом 650 година од смрти, децембар 1987. Београд, 1991;
  • Thomson F. J. Archbishop Daniel of Serbia: Hierarch, Hagiographer, Saint - with Some Comments of the «Vitae regum et archiepiscoporum Serbiae» and the Cults of Medieval Serbian Saints // AnBoll. 1993. Vol. 111. P. 103-104;
  • Радyновuћ В. Исихазам у књижевном делу Данила Печког // Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. Vol. 17/18. P. 183-190;
  • Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000;
  • Pantelić B. The Architecture of Dečani and the Role of Archbishop Danilo II. Wiesbaden, 2002;
  • Благоjевић М. Немањићи и Лазаревићи и српска средњовековна државност. Београд, 2004.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь