Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Потому что) возвеличится даже до конец земли.



И русский текст: 2И ты, Вифлеем – дом Ефрафов, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.

4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

Апостольское чтение. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.

9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Рассуждение о Христе. Иудеи до сих пор утверждают, что слова Книги Бытия «сотворим человека по образу Нашему и подобию» доказывают, что человек-де советовался с… Ангелами. Эти слова апостола выглядят, как полемика с такими толками. Этим апостол подчеркивает, что Господь наш Иисус Христос был не просто человек, не сотворенная сила, подобно Ангелам, но ипостась ЕДИНОГО БОЖЕСТВА, то есть, Он был изначально, а не появился когда-то в какой-то день, как утверждают иные лжеучителя. Дальше уже и сказать нечего, так как апостол уже все написал….

Евангелие (от Матфея): 1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

И снова нам повествуется о событии Рождества Христова. Точнее, даже не о самом Рождестве (оно упомянуто вскользь). А здесь сказано о том, что Иосиф, назначенный хранителем девственности Мариам, вдруг обнаружил, что она беременна, и как все, заподозрил грех. Если бы он поступил, согласно Закону Моисееву, и донес на нее, то ее могли побить камнями (это могло сойти за прелюбодеяние, ведь она формально была обручена Иосифу, а кара за прелюбодеяние – смерть). Однако он не хотел этого. Поэтому, он чуть не прогнал ее. Однако, Ангел остановил его, открыв тайну зачатия. Но предание утверждает, что возникли проблемы и с духовными вождями иудеев и первосвященниками, которые следили за ее жизнью. Можно только представить все скорби, выпавшие на ее долю, чтобы понять тяжесть служения, которое она избрала добровольно. И скорби ее будут сопровождать всю жизнь. Вскоре она вынуждена бежать будет с Иосифом в Египет из-за того, что слух о рождении Мессии дойдет до царя Ирода и тот, видя в нем конкурента, а не Спасителя мира, решит убить Его…. Я уж не говорю о тех днях, когда Он выйдет на общественное служение, завершившееся Крестной смертью. Все это Ей придется пережить…. И все это она избрала, когда дала Ангелу согласие. Вероятно, она осознавала, какие скорби ей принесет это согласие, однако она не подумала о том, чтобы противиться воле Божией. Не следовало ли и нам иметь хоть частичку такого мужества в следовании заповедям Господним? Сегодня нам это не несет смертельной опасности, однако насмешки возможны. Многие пугаются насмешек, потому это мужество для нас не будет лишним…

Чтения 3 часа. Паремия. Паремия – книга пророка Варуха (3 – 4 Главы): Сей Бог наш и не приложится ин к нему. Изобрете всяк путь художества и даде Иакову, сыну своему, и Израилю, возлюбленному от него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки: вся держащиися ея в живот внидут, оставивши же ю умрут. Обратися Иакове и имися ея. Пойди к сиянию прямо света ея. Не даждь иному славы Твоея: и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.

И русский текст: 24О, Израиль! как велик дом Божий, и как пространно место владычества его!

25Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим.

26Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне.

27Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; 28и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего.

29Кто взошел на небо, и взял ее, и снес с облаков?

30Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота?

31Нет никого, знающего путь ее, ни помышляющего о стезе ее.

32Но Знающий все знает ее; Он открыл ее Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и

наполнил ее четвероногими скотами, 33Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом; 34и звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились.

35Он призвал их, и они сказали: "вот мы", и воссияли радостью пред Творцом своим.

36 Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним.

37 Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю.

38 После того Он явился на земле и жил среди людей.

Глава 4.

1 Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут.

2 Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее.

3 Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя - чужому народу.

4 Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.

Апостольское чтение. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать

лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

И снова мы читаем уже знакомый нам текст, где апостол обличает иудействующих среди его паствы. Если бы Закон Моисеев с его обрядами мог бы оправдывать, то не было бы нужды и Христу приходить. Но повреждение человеческой природы достигло такой степени, что никакие правила не могли исправить человека, склонного нарушать их, а не соблюдать. Потому Господь и пришел и САМ спас человека. И здесь же апостол пишет о состоянии людей, познавших Христа, для которых должно быть упразднено всякое деление по национальному, социальному или иным признакам. Для христианина всякий человек – это образ и подобие Божие. Поэтому христианин призывается одинаково любить всех. Увы, это далеко от нас. На деле мы с вами склонны к одним иметь пристрастия, а к другим – холодность до неприязни. Но то, что для человека это нормально, не означает, что это является нормальным. Мы призываемся к другому. Сам Господь говорит «любите врагов ваших». То есть, и любить мы должны и врагов наших. Более того, некто из Отцов сказал, что враг у нас один – диавол. То же, что мы делаем себе врагами других людей, есть лишь следствие нашего повреждения грехом, а потому должно быть искореняемо. Если же мы с вами этого не делаем (увы, мне), то это лишь наши проблемы мы ответим за это на Суде Господнем….

Евангелие (от Луки): 1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3 И пошли все записываться, каждый в свой город.

4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице, да сбудется казанное пророком, говорящим: вол познал владельца своего и осел – ясли Господина своего.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

21По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

22А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним

законный обряд, 28он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30ибо видели очи мои спасение Твое, 31которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 32свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- 35и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.

36Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, 37вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

И событие, собственно, Рождества Христова. Иосиф и Мариам пришли в Вифлеем, как представители рода царя Давида, дабы записаться здесь. И здесь им не нашлось места, потому они остановились в пещере, где в непогоду прятали скот. Снова они терпят скорбь. И этим явлено, что Господь рождается не как земной властитель, но как Спаситель, которому надлежит пострадать ради спасения человечества. Здесь же я привел и строки, кажущиеся здесь лишними. Но дело в том, что если поклонение волхвов совершилось еще в Вифлееме, хоть и через несколько дней (это видно, хотя бы по тому, что Иосиф и Дева Мариам с младенцем были уже в доме, а не в пещере), то бегство их в Египет совершилось уже позднее. Они успели обрезать младенца на восьмой день, а на сороковой – в Иерусалимском храме совершить обряд очищения и посвящения первенца Богу. Они, может, даже успели вернуться в Назарет. Однако этого времени хватило, чтобы царь Ирод понял, что волхвы к нему не вернутся….

Чтения 6 часа. Паремия – книга пророка Исаии [Главы 7 и 8.]: Приложи Господь глаголати ко Ахазу, глаголя: проси себе знамения у Господа Бога твоего, во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искусити Господа. И рече Исаиа: услышите убо доме Давидов, еда (разве) мало вам труд подаяти человеком, и како Господу труд даете? Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил. Масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему, или изволити лукавое, изберет благое: зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавая, и изберет благое. И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человеческим, еже скоро пленение сотворити корыстем: настоят бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве прият, и роди сына. И рече мне Господь: нарцы имя ему, Скоро плени, и напрасно (внезапно) испроверзи. Зане прежде неже разумети отрочати прозвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския, прямо царю Ассирийскому. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

И русский текст: 1И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

2И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

3И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, 4и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

5Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: 6пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; 16ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее[91].

17Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского.

18И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской,- 19и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам.

20В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.

21И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, 22по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле.

23И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник.

24Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником.

25И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их.

Глава 8.

1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Скоро будут пленение будет богатствам.

2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина,- 3и приступил я к

пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Скоро пленит, внезапно низвергает, 4ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,- богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским [92] .

5И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!

9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!

10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!

Увы, русский перевод Ветхозаветных книг сделан не по Септуагинте, а по еврейскому тексту, сделанному уже после разделения христиан и иудеев, в значительной мере, поврежденному. Отсюда и много серьезных отличий славянского текста, читаемого на богослужении, и русского Синодального. Где-то эти отличия не принципиальны, но здесь эти искажения приводят к повреждению текста, содержащего пророчества о Новозаветном времени. Разумеется, указывается, что некоторые цитаты из Писания, которые приводят евангелисты, взяты не из Септуагинты, а из еврейского текста. Однако основой славянского текста была именно Септуагинта, содержащая неповрежденные в своей основе Писания, содержащие пророчества о Христе, которые не давали покоя иудеям, не принявшим Христа, а потому подвигли на «редактирование» этих Писаний, чтобы устранить проблему. Разумеется, со временем, в русский перевод XIX века вносятся правки, устраняющие наиболее вопиющие искажения, однако многие искажения еще сохраняются…

Апостольское чтение. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.

9Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Спасение Господь дает всем, но принять или не принять его, зависит от самого человека. Поэтому апостол и пишет эти слова, призывая быть внимательными. чтобы не отпасть, ведь время спасение продолжается, пока мы живем, а по смерти наступит уже время воздаяния….

Евангелие (от Матфея): 1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

13Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Поклонение волхвов, древних астрологов, как бы мы сказали. Об иудейских пророчествах о будущем рождении Спасителя мира слышали многие, а потому и эти колдуны, служители не Бога истинного, но лжи, искали этого времени. И Бог нашел ключ к их душам. По тексту хорошо заметно, что «звезда» эта шла по небу и останавливалась, когда они отдыхали и даже указала место, где пребывали Иосиф и Мариам с Младенцем (заметьте – сказано уже не о «пещере», как в случае с пастухами, а о «доме» - то есть, как считается, волхвы пришли уже спустя несколько дней, когда большинство участников переписи разъехались по домам). В Церкви считается, что это был Ангел. Таким образом, нелепостью представляются толкования иных мудрецов века сего, заявляющих о том, что это могла быть вспышка Сверхновой или комета…. Вместе с тем, Благодать Божия коснулась душ этих людей и они, познав Бога, отошли от своих заблуждений и демонических лжеучений. Западное предание считает, что они впоследствии приняли крещение, а католики даже чтят их, как святых, «трех королей»…. Сохранены даже пресловутые дары волхвов. Кстати, дары эти символические: золото – это, как бы дань царю, ладан – как приношение Богу (то есть, эти язычники оказались умнее и просвещеннее иудейских мудрецов, видевших во Христе лишь земного властителя). Смирна же – драгоценное масло, употребляемое иудеями при погребении – как дар человеку, должному умереть за грехи людей (и здесь они оказались мудрей иудеев, которые даже спорили со Христом, когда Он говорил о своих страданиях).

И чтения 9 часа. Паремия и снова книга пророка Исаии (9 Глава): Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме (плече) Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия.

И русский текст: 1Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

2Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

3Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

4Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама[93].

5Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

6Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века.

7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

И Апостольское чтение. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Апостол именует всех христиан братьями Христа, потому что Он, воплотившись, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, дабы искупление было совершенным.

Евангелие (то Матфея): 1Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Господь едва приходит в мир, а мир сей уже ополчается против Него. И это впервые свидетельствует о том, что Господь пришел не для славы, а для спасения мира, которое будет совершено через страдание…. К слову, здесь Евангелист, приводя пророчества из Ветхого Завета, использует одну из цитат не в трактовке Септуагинты, как большинство других, а в еврейском. В варианте Септуагинты фраза звучит «от Египта воззвал сынов Моих», а в еврейском – так, как написано…. Но это – один из немногих таких примеров. В основном, цитаты в Евангелии приводятся по Септуагинте, так что они в Евангелии и писаниях апостолов, и в Синодальном переводе самих книг, подчас сильно отличаются (хоть для апостолов языки Писания были родными, и они лучше могли знать, как их цитировать).

Так, пред нами в ветхозаветных пророчествах и Евангельском повествованиях прошло уже событие Рождества Христова, как о нем мы слышали слова апостола Павла. Господь пришел не для славы, но для страданий. Сначала само непорочное зачатие грозила Деве Мариам смертельной опасностью, ибо она, давшая обет безбрачия, будучи заподозрена в блуде, по Закону Моисееву могла быть побита камнями и даже Иосиф подозревал ее в страшном грехе, который Закон карал смертью. Но Ангел вразумил святого Иосифа. И вот, пришло время Христу родиться и вот, они должны были отправиться в Вифлеем – свой родной город, чтобы принять участие в переписи в соответствии с местом происхождения, будучи оба из рода Давидова. Но в Вифлееме для них не оказалось места и лишь через некоторое время место освободилось и они смогли поселиться в гостинице. Но народ еврейский не заметил того великого события, первыми его увидели и поклонились Христу не иудейские вожди и священство иудейское, не ученые богословы, а простые пастухи, не закосневшие в своих плотских мудрствованиях и открытые к Богу, в отличие от закосневших в обрядоверии иудейских вождей, ждущих не Спасителя от грехов, а вождя военного, политика, который бы принес им независимость от ненавистного Рима, а им – власть, некогда потерянную. Явления от Бога даются не кому попало, но тем, кто духовно готов к этому и кто способен их принять и вместить. Потому первыми были простые пастухи. Вторыми были волхвы – языческие мудрецы Востока, колдуны, слышавшие о Мессии, который должен прийти. Их Господь таинственно привел к себе и таинственной звездой, бывшей вовсе не звездой и даже не кометой или некоей Сверхновой, как ныне твердят всевозможные мудрецы века сего, стремящиеся оболгать и облить грязью все Благовестие христианское. Но как видим, звезда останавливалась, когда останавливались они и шла, пока шли они, ведя их. По толкованиям же появилась она в день Благовещения, то есть, в день, когда Архангел Гавриил принес Деве Мариам известие о том, что от нее родится Спаситель мира. А приведя к месту, где к тому времени разместились Мариам и Иосиф (заметьте – речь идет уже не о пещере, а о доме), она исчезла. Как известно, ни кометы, ни метеориты не летают так по небу, словно самолет, то останавливаясь, то летя туда и сюда, более того, движения кометы невооруженным глазом может быть не видно. Когда с Земли было видно комету Хейла-Боппа, то ее можно было наблюдать несколько месяцев, так что по виду она висела в небе несколько месяцев, практически не меняясь ни в положении на небе, ни по виду. О Сверхновой и речи нет – это просто взорвавшаяся звезда, которая, на вид наблюдателя, просто чрезвычайно ярко вспыхивает, так что прежде далекая и тусклая звезда вдруг начинает сиять ярче полной Луны, а через несколько месяцев гаснет. Итак, перед нами была не комета и не метеор, который, просто промелькнув, сгорает, исчезая, и тем более, не Сверхновая, а как говорят толкователи, вероятнее всего, явление Ангела, который под видом звезды, вел волхвов (как и ныне бесы под видом звезд водят туда и сюда так называемых уфологов, перемежая это с самыми нелепыми «откровениями», которые те потом сообщают, обольщая легковерных). А служители сил тьмы, колдуны, увидев Христа, оставили, как это считается, свое зло, обратившись к Богу… И снова не иудейские вожди, а те, с кем иудею скверно было и разговаривать, пришли и поклонились Христу. А от иудейского народа Господь, уже младенцем, претерпит первое гонение – царь Ирод, маниакально подозрительный, отдает приказ перебить всех младенцев, от трех лет и младше, дабы истребить возможного Мессию, в котором и он видел лишь возможного властителя, могущего представлять опасность для него. Так, уже с самого начала стало видно, что Господь пришел не для той миссии, которую ему приписывали, но для страданий за род человеческий. Это уже сейчас видно во всем этом повествовании, и уже в этом радостном повествовании о Пришествии в мир Христа Спасителя мы видим отголоски будущих событий Страстной седмицы…

Заканчивается чтение Евангелия, и священник вместе с диаконом уходит в алтарь, унося с собой Евангелие. Царские врата закрываются. Чтец дочитывает 9 час, а затем читает изобразительны. Как уже писалось в сноске, изобразительны как бы вкратце изображают литургию. Так как литургия в этот день не положена, то

завершаются изобразительны чтением 33 псалма (на практике был опущен).

По окончании службы о.Антоний поблагодарил всех за совместную молитву, а также разъяснил, почему служба эта совершается так, а не иначе (навечерие Рождества Христова приходится на воскресный день. а потому Царские часы переносятся на пятницу). Также он напомнил расписание служб


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь