Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рождественское послание Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского



клирикам, монашествующим
и всем верным чадам
Русской Православной Церкви
в Новороссийской епархии

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова!

Воскресенье, Января 06 2019
http://eparh.info/index.php/2015-06-08-09-43-44/k2-category/item/7120-rozhdestvenskoe-poslanie-preosvyashchennejshego-feognosta-episkopa-novorossijskogo-i-gelendzhikskogo

 В эти святые и торжественные дни мы прославляем родившегося Спасителя мира и Его Пречистую Матерь – Пресвятую Богородицу и вновь молитвенно переживаем величайшее событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории.

На земле родился не новый пророк или мудрый учитель, но воплотился Сам Творец этого мира, как свидетельствует об этом преп. Иоанн Дамаскин: «Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спасл еси всего мя, человека» (Ирмос воскресного канона 2 гласа).

По своему глубокому смыслу в деле нашего спасения Рождество Христово выделяется среди других двунадесятых праздников и считается второй Пасхой. Святой Иоанн Златоуст именует его «матерью всех праздников», поскольку в нем «имеют начало и основание свое и Богоявление, и Священная Пасха, и Вознесение Господне, и Пятидесятница». К чему так сильно стремились праотцы, о чем предвозвещали пророки, что желали видеть праведники, — всё это совершилось в день Рождества Христова: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).

Милостью Божией в 2018 году Новороссийская епархия продолжила свое развитие. Кафедральный собор в честь св. ап. Андрея Первозванного в Геленджике украсился золотыми главами и крестами, а также получил голос после монтажа звонницы и установки колоколов. В городе Новороссийске завершилось строительство здания Духовно-Просветительского центра и продолжается строительство Морского кафедрального собора в честь святителя Николая Чудотворца. Строятся и освящаются вновь воздвигнутые храмы и воскресные школы. Создание же новых храмов не является самоцелью, но является главным условием, при котором Церковь может наилучшим образом исполнять заповедь Христову о служении ближним, о проявлении милосердия и жертвенности к нуждающимся и обездоленным.

При многих приходах епархии сегодня успешно совершаются такие формы служения ближним, как волонтерское движение, окормление заключенных, противодействие алкогольным и наркотическим зависимостям, разносторонняя помощь оказавшимся в трудной ситуации беременным женщинам и малообеспеченным семьям, общество сестер милосердия. Одной из новых разновидностей служения стала деятельность созданной в 2018 году в городе Новороссийске церковно-общественной организации «Гостиная милосердия» в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны.

События же Боговоплощения призывают нас к деятельному служению Богу и ближним, к преображению мира делами веры, правды и милосердия. Родившись в Вифлееме, Господь рождается и в наших сердцах, и пребывает с нами. Он с нами, когда мы творим добрые дела, когда помогаем ближним, когда прощаем и не помним зла. Постараемся разделить радость Рождества Христова со всеми нашими ближними и дальними, и не забудем тех, кто сейчас болен, или находится в нужде.

Поздравляя всех вас со светлым и радостным праздником Рождества Христова и Новолетием, желаю, чтобы радость этого праздника укрепляла и вдохновляла нас на совершение добрых дел, давала нам мужество и твердость посреди бушующих волн житейского моря хранить выдержку и спокойствие, противостоять соблазнам и искушениям. Будем усердно просить родившегося Богомладенца Христа даровать всем нам мир общественный, мир семейный, мир душевный, здравие и непрестанную помощь свыше для дел милосердия и любви.

Аминь.

Феогност, Епископ Новороссийский и Геленджикский.
Рождество Христово
2019 г.
г. Новороссийск








События дня.

Всенощное бдение.

На чине полиелея.

Вот, и наступает этот долгожданный праздник, ради которого мы постились все эти 40 дней, одни – более, а другие – менее эффективно. Как бы то ни было, но по традиции, я иду на ночную службу праздника, наиболее торжественную – ибо ранее было сказано, что служить должен правящий архиерей. Но также участие в такой службе делает тебя причастником опыта древней Церкви, которая и изобрела термин «всенощное бдение», обозначая им службу, продолжающуюся в течение ВСЕЙ НОЧИ. Ныне такие службы совершаются, преимущественно, в монастырях (без литургии, она длится 6 – 8 часов), а на приходах службы эти сокращаются до несчастных 2 – 3 часов, делая само название службы неактуальным. Но тут стоит заметить, что перед монастырскими священниками не стоит задача окормления прихожан, отпеваний, крещений, соборования и причащения больных на дому, а еще посещения разных учреждений, которые приходские священники опекают. Более того, Устав, вообще, не велит монастырским священникам заниматься этим, делая это лишь по усиленной просьбе (впрочем, на практике, сегодня у монастырей есть свои прихожане, которых монастырскому духовенству приходится окормлять в довесок к братии (или сестрам), собственно, монастыря). Поэтому, несмотря ни на что, я иду именно на ночную службу.

Итак, я иду на службу. При этому я узнаю, что служба ночью должна проходить на два хора, так что боковой хор, который пел на службе вечером и должен петь на литургии утром, будет участвовать и в ночной службе. Погода в эту ночь совсем не праздничная. Холодно, моросит мелкий, но частый дождь. Поэтому около собора полная тишина, лишь под навесом перед дверью, которая раньше вела в церковную лавку, позже перемещенную в помещение бывшей библиотеки, стоит неприметная фигура полицейского, да еще один, со скучающим видом

ходит с дубинкой у верхних ворот. То и дело появляются одетые в зимнюю форму казаки.

В самом храме все давно уже приготовлено к празднику. Когда я вхожу в храм, то в центре, как раз, ставится архиерейский амвон. Вскоре начинается исповедь для желающих причащаться на ночной службе. Исповедь проводят о.Антоний Новицкий и о.Димитрий Осипов, которые вскоре будут участвовать в службе.

Проходит еще какое-то время. Время от времени по храму туда и сюда проходят процессии из казаков. Начинается благовест, переходящий в трезвон, жиденький, для такого торжественного момента (без басового колокола). Проходит еще какое-то время. В храме зажигается весь свет. Открываются Царские врата. Начинающий службу о.Димитрий Осипов кадит алтарь, а затем произносит возглас и начинается служба, а он кадит весь храм, как и обычно, в начале бдения.

Служба самого праздника Рождества Христова стоит среди служб всех двунадесятых праздников особняком. Начинается оно не вечерней, как прочие, ибо Великая вечерня уже была, но великим повечерием – тем самым последованием, которым дневной богослужебный круг завершается в Великий пост. Если в праздник Святой Пасхи чтение совершенно исчезает из праздничной службы, то здесь, наоборот, идет, преимущественно, чтение. Собственно, повечерие – это последование, предназначенное для совершения перед отходом ко сну «по вечери», то есть, после ужина. Создавалось оно в монастырях, где после совершения вечерни монахи ужинали, а затем – после повечерия и чтения молитв на сон грядущий, расходились на ночь по кельям. Есть малое повечерие, в приходских храмах совершаемое лишь раз в году – в Великую пятницу – после Великой вечерни с чином выноса плащаницы Христовой. Правда, в нашем соборе повечерие это не совершается, а лишь читается канон из него. В монастырях же оно совершается постоянно так, как было написано выше. Великое же повечерие совершается, преимущественно, в Великий пост. В приходских храмах оно совершается лишь на первой его седмице, когда в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея, епископа Критского (память 4 / 17 июля) и им же начинается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в случае выпадения на дни со вторника по субботу поста. В монастырях же им завершается каждый день поста. И вот, мы встречаем это последование не в Великий пост, когда всякая торжественность уходит, а во второй по значимости в нашей Церкви праздник, да еще в праздник Крещения Господня, чей чин сходный в силу общего происхождения. Перед нами читаются три последования с долгой чередой псалмов и молитв, прошений к Богу о даровании мирной ночи, правда, перемежаемое торжественным пением тропаря и кондака[120] праздника после Трисвятого на первом и втором последовании, входящем в повечерие. Нам как бы напоминается вновь о том, что за рождением Христа последует не слава одна, но полная скорбей жизнь, начавшаяся с гонений от нечестивого царя и завершившаяся на Кресте. Но в то же время, с особой торжественностью на этой службе звучат слова из книги пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языки покаряйтеся, яко с нами Бог[121]», которое за чтецом вновь и вновь повторяет хор, а чтец возглашает стихи и славословия. Потом повечерие прерывается и духовенство выходит на литию. Поются стихиры и завершается эта часть службы, подобно вечерне – пением песни святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей свет во откровение языком и славу людей Твоих, Израиля». Чтец читает Трисвятое по «Отче наш», а хор поет тропарь праздника. Предстоятель поизносит молитву благословения хлебов и далее бдение идет обычным образом, как служба праздника, одного из величайших в нашей Церкви.

Чин повечерия на сей раз был чрезвычайно сильно сокращен. Так, в первом последовании присутствуют 4, 6, 12, 24, 30 и 90, из которых 4 говорит об отходе ко сну, 6 – вопль покаяния и одновременно, вопль человека страждущего от болезни (так что строка «помилуй мя Боже, яко немощен есмь, исцели мя Господи, яко смятошася кости моя» читается, как стих при чтении канона на Таинстве соборования) и огорченного этим, дабы по смерти не угодить в ад. 12 – вопль человека, изможденного нападениями врагов (бесов, разумеется) и считающего, что Бог «оставил» его…. Писать о них можно бесконечно…. На деле же, за 4 псалмом, говорящим об отходе ко сну, сразу последовал 90, последний из всей череды, входящей в первое последование. После этого началось пение «С нами Бог…» (см сноску), при этом возглашали оба диакона, читая стихи подряд, а хор одновременно пел «…. Яко с нами Бог». Правда, читаемые в первом последовании тропари с прошениями о даровании мирной и спокойной ночи опущены не были. Но все это компенсировало торжественное пение тропаря после Трисвятого. Пелся он неким протяжным, но вычурным распевом, при этом верхний хор старался вовсю. Во втором последовании читался только 50 псалом, предшествующий ему 101 псалом – также покаянный, был опущен. Опущена была и покаянная молитва Манассии (наполненная выражения смирения пред Богом и покаяния в грехах), читаемая после псалмов…. и после них, по Трисвятом, также торжественно пелся кондак праздника. В третьем последовании читался только 69 псалом – также содержащий вопль человека страждущего о врагов, но в отличие от 12 псалмопевец уже не сомневается в Боге и просит о защите. Следующий за ним 142 псалом (им должен начинаться молебен и им завершается шестопсалмие на утрени) был опущен, а сразу начинается славословие[122], после которого повечерие прерывается и начинается чин литии. В храме зажигается весь свет. Открываются Царские врата, и выходит правящий архиерей, облаченный в рясу, мантию, епитрахиль[123], поручи[124] и омофор[125]. С ним выходят о.Антоний Новицкий и о.Димитрий Осипов, сослужащие ему. Совершается чин литии, а затем – благословение хлебов. Исполняемые после литии стихиры были сокращены всего до двух – трех. После же Трисвятого (как в конце вечерни – Трисвятое по «Отче наши») тропарь праздника попеременно пели хор и духовенство.

На утрени, сразу после «Бог Господь….» и торжественного пения тропаря, снова было опущено чтение кафизмы, а сразу начался чин полиелея (при этом была не очень длинная, но все же, пауза, которую мог бы заполнить, хотя бы, один псалом). В предшествии иподиаконов с подсвечником, а также, дикирием, трикирием и рипидами (их держат над иконой праздника). коих было вынесено целых две пары, а также духовенства, в центр выходит правящий архиерей. Хор торжественно поет песнь, которая, собственно, и называется «полиелей», а в просторечии обычно именуется «Хвалите имя Господне». Она состоит из строк 134[126] и 135 псалмов[127]. Оба псалма – довольно длинные, а потому полностью они поются только в монастырях, да на приходах, где служат особенные ревнители Церковного Устава. На практике же чаще поются лишь первая и последняя строки обоих псалмов. А затем духовенство традиционно громогласно поет величание празднику: Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии. Ради этой минуты мы 40 дней постились, хранили воздержание, по мере сил, желая достойно встретить сей праздник! И архиерей, в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием и диаконов с подсвечниками, кадит весь храм.

Евангелие на бдении (от Матфея): 1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Помазание елеем на службе этой длилось почти до самого конца службы. При этом на каноне не только ирмосы, но и катавасии (в данном случае, ирмосы, повторяемые после прочтения всех тропарей каждый песни) пелись неукоснительно. Перед началом 9 песни диакон, стоя в центре, перед иконой праздника (в нашей практике – на амвоне), воспевает: «Величай, душе моя, Честнейшую славнейшую горних воинств, Деву пречистую Богородицу». После этого хор поет ирмос 9 песни: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем». После этого хор поет, повторяя пропетый диаконом стих, а также исполняя два других: «Величай, душе моя от Девы плотию Рождшагося», «Величай, душе моя, в вертепе рождашагося Царя» и еще ряд других. Впрочем, на практике пелись только стихи второго канона (который и имеет несколько разных возгласов на каждый из входящих в него тропарей), и читались лишь 4 соответствующих тропаря. Стихиры в конце утрени пелись лишь три (на самом деле их – шесть). В конце в центр, где уже завершается помазание, выходят диаконы с дикирием и трикирием. Взяв дикирий и трикирий, архиерей возглашает» «Слава Тебе, показавшему нам свет[128]»! Затем он на три стороны благословляет народ…. Затем, завершив помазание, он уходит в алтарь….

Отдельно стоит отметить, что начиная с Великого славословия, в службе принимал участие некий незнакомый священник, который также заканчивал 1 час.

Заканчивается бдение. Сам правящий архиерей с амвона произносит отпуст (напомню, отпустом называются краткие слова священника в конце службы, как бы ободряющие верующих, выражая уверенность в том, что Господь непременно помилует нас и спасет), а затем благословляет всех и под пение многолетия уходит в алтарь. Царские врата закрывается, и свет в храме гаснет. После этого вышедший о.Антоний Новицкий прочитал всем Рождественское патриаршее послание (см. выше). Лишь после этого был прочитан 1 час.

Литургия.

Во время Трисвятого

После окончания 1 часа начинается чтение и прочих часов. Однако, на практике, прочитывается лишь 3 час, в конце которого прочитывается конечная молитва… 6 часа. Проскомидия была завершена уже во время чтения 3 часа, однако, диакон кадил лишь солею. Зажигается свет, и в центр храма выходит духовенство. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) и все три диакона (о.Александр Лысенко, как и во время бдения, участвовал в службе именно, как диакон, а не старший иподиакон) берут благословение архиерея. Старший священник идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения…. Здесь замечу, что так как навечерие праздника пришлось на воскресный день, и в этот день служилась обычная литургия святителя Иоанна Златоуста, то в день праздника служится литургия по чину святителя Василия Великого (для простого верующего, стоящего в храме, она в этот день не отличается, лишь тайные молитвы, которые читает священник при служении, более долгие).

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни…. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Литургия праздника уже явно преисполнена праздничного ликования. На ней вместо обычных для нас изобразительных антифонов, поются антифоны особые. На сей раз, оба хора, как и положено, пели их попеременно, что весьма украшало службу.

Антифон 1 (Пс 110).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь