Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понедельник 7 января. Рождество Христово.
Рождество Христово, один из самых торжественных праздников православной Церкви, праздник воплощения Христа, самый торжественный из двунадесятых, и в то же время, как бы напоминающий о том, что вслед за воплощением Христос пройдет через земную жизнь, полную страданий, увенчанную смертью на Кресте…. Для песнопевцев Церкви основой литературного освещения Рождения на земле Спасителя мира служит упоминание в Евангелии о переписи населения Иудеи римским кесарем Августом. Подчиняясь распоряжению властей, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, как потомки Давида, должны были отправиться на перепись в Давидов отеческий город Вифлеем и там внести свои имена в государственные списки (Рождество Христово, вечерня, 5-я стихира на Господи воззвах). Еще до путешествия Иосиф Обручник при виде Пресвятой Девы непраздною душевно мучился, не зная тайны Ее зачатия. Он мыслил не оглашать этого факта, но тайно отпустить Преблагословенную Марию из своего дома. Песнопевцы вкладывают в уста Иосифа такой вопрос к Пречистой: «Мария! Что это за дело, которое я вижу в Тебе? Недоумеваю, удивляюсь и ужасаюсь. Скорее отойди от меня тайно. Ты принесла мне за честь срамоту, вместо веселия и похвалы — скорбь и укоризны. Больше не могу терпеть человеческих поношений. Я принял Тебя от Господних иереев непорочной, и что вижу?» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 3-й тропарь на 1-м часе) Как смущалась тогда Пресвятая Дева! Как болезненно переживала муки Своего Обручника! Но, предоставляя объяснение этой тайны Промыслу Божию, Она не дерзала преждевременно и без воли Божией открывать ее и молча переносила тяготу Своего положения. Откровение Иосифу от Ангела Божия во сне о бессеменном воплощении от Девы Спасителя мира временно успокоило старца. Во время же путешествия в Вифлеем на перепись Иосиф стал снова «уязвляться печалью» по поводу непраздности Богоматери. Тогда Пречистая прямо сказала ему: «Что ты смущаешься и дряхлуешь, видя Меня непраздною? Ты не ведаешь страшного таинства, которое во Мне. Отложи всякий страх, познавая преславное. Ныне в Моем чреве Бог. Он нисходит на землю и принимает плоть по милости, хотя спасти людей. Ты Его увидишь по рождении, как Он благоволил, и в радости Ему поклонишься, как Твоему Создателю» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 2-й тропарь на 9-м часе). Слова Пресвятой Девы Марии окончательно рассеяли тревоги праведного старца и утвердили верою в истине Боговоплощения. После того, если бы кто его спросил: «Иосиф! Скажи нам. Как ты приводишь в Вифлеем непраздною Деву, Которую принял от святых?», — то он твердо ответил бы: «Я исследовал пророков и, приняв от Ангела весть, уверился, что Мария несказанно родит Бога» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 3-й тропарь на 3-м часе). По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа (Неделя святых отец, великая вечерня, 8-я стихира на Господи воззвах). «Вертеп показался Ей прекрасной палатой» (Предпразднство Рождества Христова, великая вечерня, тропарь предпразднства). Здесь-то Она безболезненно родила Богомладенца Христа, спеленала и положила Его, за неимением колыбели, в скотские ясли. Рождение Спасителя открывает Его непостижимое самоуничижение, обнищание, смирение и долготерпение. В принципе, нет нужды описывать события праздника, поскольку Евангелие уже описало это лучше, чем сказал бы я... Попразднество, то есть, воспоминание Рождества Христова, продолжится до 13 января, но до самого навечерия Крещения Господня будут дни сплошного мясоеда, без поста в среду и пятницу – дни Святок, святые дни, дни сугубого торжества, но не пьянства и бесчинств, с которым народ привык их связывать, а тем более, не мерзкие языческие обряды, которые в эти дни упорно навязывает нам мир. Тропарь, глас 4: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы