Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господьствуй посреде врагов Твоих. Тропарь:



С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих. Тропарь:

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем диакона с кадилом и протодиакона с Евангелием, а потом и все остального духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Диакон испрашивает благословения н вход и возглашает, к традиционному «Премудрость прОсти[129]», возглашает: «Из чрева прежде денницы[130] родих тя, клятся Господь и не раскается, ты иерей во век по чину Мелхиседекову». По уставу после этого должен петься тропарь праздника, заменяя обычное для входа песнопение, но при архиерейском служении этого не происходит. Так и теперь, духовенство поет обычное песнопение, с поправкой на праздник: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти. Аллилуиа.». При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», после этого духовенство снова поет. В этот раз хор и духовенства эту часть песнопения повторили два раза…. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство и снова хор. Тропарь и кондак в этот раз поется только праздничный, при этом кондак пели попеременно, хор и духовенство, что звучало весьма интересно. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и хором (поскольку в службе участвовал только верхний хор), а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (поскольку во Христа крестились, во Христа облеклись – это цитата из апостола Павла), исполняемая, поскольку, в этот день в древние времена совершалось массовое крещение оглашенных – ведь это песнопения – часть этого Таинства. В древности последование этого Таинства включалось прямо в литургию, отсюда и эта особенность литургии праздника, да и многих праздников. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь песнопение протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач). Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

Христиане – уже не рабы Божии, но дети. Более того, сам Господь сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете все, что я заповедовал вам». Если человек стремится к Богу, желает единения с Ним, и стремится исполнять повеления Божии, то и Бог помогает ему, очищая его. По мере же очищения его Дух Божий поселяется в нем, так что человек и вправду становится другом Божиим. Тогда от любви Божией человека уже ничто не отлучит. Как это далеко от нас! Однако, именно поэтому нам это и читается. Притом, раб не заинтересован в результатах своего труда. Он знает, что если господин увидит его нерадение, то накажет, а если не чувствует опасность наказания, то и работу свою делает абы как. Сын же и друг понимает, что получит от Господина, обещанное ему ранее. Если же он – сын или друг, то лишение обещанное награды он понимает, как позор, а потому трудится, не покладая рук. Именно к такому усердию в исполнении заповедей мы и призываемся. Господи, научи мя творити волю Твою!

Заканчивается чтение и диакон пронзительным голосом возглашает: «Аллилуиа[131]». На архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

13Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

И снова мы слышим повествование о поклонении волхвов. Ко Христу пришли не богословы от иудеев, ожидавших Мессию веками, а языческие мудрецы, астрологи, «звездам служащие», по слову тропаря праздника, люди, чьи умы были заняты лжеучением о зависимости жизни человека от положения звезд и богов, которые, по их мысли, были связаны с ними. Но увидев таинственную звезду (считается, что она возникла не небе в день Благовещения, когда Архангел возвестил Пречистой Деве о грядущем рождении от Нее Спасителя мира), они прониклись желанием увидеть Его. Движимые поначалу не вполне чистым желанием, они, по действию Благодати Божией, были преображены и не в нечистоте, но в духе и истине поклонились Христу, как считается, впоследствии крестившись. При этом они принесли символические дары: золото – как царю, ладан – как Богу, а смирну -  компонент распространенных у иудеев снадобий, применявшихся при обработке трупов перед погребением, как человеку, который должен будет принять смерть за спасение людей. Таким образом, они исповедовали Христа в подлинной чистоте, без всяких лжеучений, коими были забиты головы, казалось бы, правоверных иудеев. И впоследствии из-за этих лжеучений (мнении о Мессии, не как Спасителе мира от греха, а как о властителе, который принесет евреям власть над всем миром – они буквально понимали многочисленные слова пророков о том, что «сыновья угнетавших вас будут вашими слугами») те, к кому пришел Христос, отвергнут Его, а примут сыновья вчерашних язычников, которых иудеи считали нечистыми и почитали скверным даже разговаривать с ними.

Заканчивается чтение и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Поминовения усопших на сей раз не было, но сразу звучала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Архидиакон о.Сергий (Пугач). кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от выпадающего на этот день торжества или от архиерейского чина, и момент Евхаристического канона, а также и момент претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… Лишь в связи с тем, что литургия служится по чину святителя Василия Великого, хор поет традиционные песнопения более медленно и плавно. После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник Рождества Христова: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Небесных воинств Деву Пречистую Богородицу. Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобие молчание. Любовию же, Дево, песни ткати спротяженносложенныя неудобно есть. Но, и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.» Обычно задостойниками праздников являются ирмосы 9 песни канона праздника, но в этом случае все совсем по-другому – здесь поется ирмос второго канона праздника, который на утрени пелся в качестве катавасии – после чтения 9 песни. Обязательной для архиерейского богослужения выклички (в момент, когда духовенство молится о живых и усопших диакон выходит на амвон, призывая помолиться об этом и всех верующих, что, вероятно, было бы полезно, как сказано у апостола Павла: «молитесь друг за друга») не было. Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царские врата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенство. Хор в это время поет некоторые Рождественские песнопения. После этого вышедший на амвон о.Димитрий Осипов прочитал Рождественское послание епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста.

Причастников на этой службе было много, так что причащение шло на три чаши, причем, в центре народ причащал сам правящий архиерей. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами. Традиционно, хор дважды пропевает «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века». При этом духовенство выходит в центр. Они сами пропели все: тропарь, кондак и величание праздника. Хор пропевает «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» третий раз, и литургия завершается. После отпуста архиерей не говорил проповедей, а лишь поздравил всех с праздником, после чего, под пение многолетия ушел в алтарь для разоблачения. После этого вышедший о.Антоний Новицкий поздравил всех с праздником вторично, а потом напомнил расписание служб на этот день.

После целования Креста оба хора попеременно пели рождественские колядки.

Заканчивается праздничная служба, а праздник продолжается. Выхожу из храма. А на улице все также моросит дождь…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь