Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II . 2. Объяснение взглядов буддийских систем
В этом разделе три части: 1) общее описание причин [создающих круговорот бытия], 2) подробное объяснение причин, создающих окружающий мир, и 3) описание общего процесса творения.
II. 2.1. Причины круговорота бытия
В этом разделе две части: 1) творение, побуждаемое действиями и 2) фактор, порождающий следствия действий.
II. 2.1.1. Творение, побуждаемое действиями
В сутрах говорится, что миры и существа созданы различными действиями под влиянием тонких и порождающих следствия [клеш].
Кто создал миры и существ? В священных текстах превосходных учений Татхагаты говорится, что они не были намеренно сотворены Ишварой или каким-то иным творцом. [В Абхидхармакоше Васубандху] сказано:
Различные миры появились вследствие кармических действий.
Итак, Будда учил, что все миры и живые существа были созданы коллективными и личными кармическими действиями под влиянием тонких и порождающих следствия клеш.
II. 2.1.2. Фактор, порождающий следствия действий
Фактор, обеспечивающий следствия действий, называют приобретенным или неизбежным, потоком сознания, сознанием-основой, просто личностью, ясным светом и т. д.
Хотя действие заканчивается, как только его совершат, оно неизбежно порождает свое следствие, пусть даже спустя сотню кальп. Какой же фактор делает неизбежным процесс, связывающий причину и следствие? Некоторые философы, исследовавшие этот вопрос, утверждают, что таким фактором выступает нечто приобретенное или уже имеющееся. Другие считают, что это неизбежное явление, отдельное [от причины и ее следствия]. Так или иначе, одни подразделения школы вайбхашиков утверждают, что этот опорный фактор существует реально, а другие [считают], что он существует лишь как обозначение. Виджнянавадины говорят, что сознание-основа действует [как опора], на которой остаются отпечатки кармических действий, после чего человек испытывает на себе их созревание. Те же, кто, не признавая сознания-основы, признаёт только шесть сознаний [254], заявляют, что [опорой служит] непрерывный поток сознания, [который и сам — лишь] обозначение. Некоторые мадхьямики утверждают, что опорный фактор существует только как обозначение, [являясь] обозначением «просто личности» или «просто "я"». Но сколь бы ни были многочисленны подобные философские воззрения на эту тему, все они лишь измышления, опирающиеся на неполное понимание: они не отражают истины. Однако здесь мы не отрицаем и не подтверждаем ни одно из этих положений. Воззрение Мантры можно выразить так:
Тонкая, неразрушимая суть человека, великое «я» или личность — ясный свет, сосуществующий с шестью нечистыми элементами, — именно это есть основа для накопления действий.
Есть два [вида] кармических действий: те, что влекут за собой общее восприятие, и те, что влекут за собой личное восприятие. Первые создают окружающий мир, а вторые — его обитателей, живых существ. Ануттарайога-тантра, объясняя основу, путь и плод, называет окружающий мир «внешним», обитающих в нем существ «внутренним», а основу проявления того и другого — исконную мудрость, своим качеством согласующуюся с тем и другим, — «обоюдным». Как внешнее [окружение], так и внутреннее [существа] — это то, что наполняется, а исконная мудрость — то, что наполняет. Все вместе это называется мировой системой. <Приписка> «и т. д.» [в коренном тексте] указывает, что индийские и тибетские ученые дают множество разных объяснений этого вопроса, как общих, так и подробных.
II. 2.2. Причины, создающие окружающий мир
В этом разделе две части: 1) воззрение вайбхашиков и 2) воззрение тантры Калачакры и других тантр.
II. 2.2.1. Воззрение вайбхашиков
Школы вайбхашиков и саутрантиков утверждают, что окружающий мир создается из ветра на вершине [бытия], который остался с эпохи уничтожения, или из пяти видов семян, принесенных из иных миров. Поток [явлений] не рассеивается: его связывает [следствие] согласующихся действий. Длительность формы и времени — это иллюзорные впечатления, рождающиеся в умах недалеких людей; говорят, что возвышенные зрят непостоянство частиц и мгновений.
Шраваки школ вайбхашика и саутрантика не только считают, что кармические действия влекут за собой формирование мира, но и утверждают, что причина первого момента ветра, создающего мир желания в [начале] кальпы становления, — это ветер мира форм, который находится на вершине [бытия]. Этот ветер не уничтожается в предшествующую кальпу разрушения и обладает способностью [начинать] созидание различных грубых следствий, вызванных [предшествующими] действиями. Кроме того, в сутре, изреченной Буддой, говорится:
Прилетают ветры, неся семена из других мировых систем.
Опираясь на этот источник, [говорят, что] в создании окружающего мир участвуют пять видов семян: семя корня, семя, которое раскрывается, семя семени, семя верхушки и семя стебля. Поясню, что грубый мир образуется, когда сходится вместе множество рассеянных, неделимых тонких частиц. Поток явлений, который производит впечатление длящегося [в течение какого-то периода времени], не рассеивается бурными ветрами и другими факторами: его связывают совместные кармические действия живых существ. То, что кажется длящимся, — например такие формы, как горы [состоящие из] множества тонких частиц и годы [состоящие из] множества мгновений, — это грубые иллюзорные впечатления, складывающиеся в умах недалеких людей. Однако возвышенные понимают непостоянство мгновений и тонких частиц. Как говорится в «Семидесяти частицах»[255] Цунпа Пал Лега:
Никто не почувствует волоска на ладони, но если он попадет в глаз, то причинит большое неудобство. Недалекие люди, словно ладонь, не воспринимают зависимые явления как [собрание] частиц, а возвышенные, словно глаз, понимают это и обретают свободу <от них>.
II. 2.2.2. Воззрение тантры Калачакры
Большинство сходится во мнении, что в сотворении [миров] ум выступает как деятель, а тонкие частицы и подвижные и неподвижные ветры — как объекты действия. [Движение ветров служит] средством творения.
Чтобы было легче понять воззрение тантры Калачакры, мы подробно объясним, что такое действие, деятель и объект действия. Если взять пример горшечника, который делает горшок, то [создание] горшка — это действие, горшечник — деятель, а глина — объект действия. Процесс изготовления, подразумевающий наличие колеса, ремня и т. д. — это средства создания. Поскольку действие [создания горшка] и деятель [горшечник] отличаются по своей сущности, тройственная [совокупность] действия, деятеля и объекта действия, установленная для причины и следствия материального объекта, существует на самом деле. [Возьмем другой пример:] когда сознание чувств воспринимает синюю видимость синей, восприятие синевы как синего — это действие. Сознание чувств, которому видится синее, — это деятель. Само синее — это объект действия. [Проявляющаяся] синева — это средство процесса [восприятия синего]. Что касается сознания, воспринимающего объект, то действие и деятель по сути тождественны. Следовательно, [в этом случае] тройственная [совокупность] действия, деятеля и объекта действия существует только как название. Из этих двух [примеров] первый будет использоваться как объяснение образования материального мира. Во-первых, какой деятель соответствует горшечнику? Во «Введении в мадхьямаку» [256] Чандра-кирти [257] говорит:
Сам ум создает живых существ и великое многообразие миров, где они живут. Говорят также, что все живое создают кармические действия; но, не будь ума, не было бы и действия.
Таким образом, в общем смысле, [деятель, создающий мир] — это умы всех существ в целом, а в частности, — умы тех существ, которые совершают согласующиеся действия (например, такие, которые заставляют их рождаться в одной и той же мировой системе). По существу же, [деятель] — это природа ясного света, присущая уму каждого существа. Каково средство создания, которое соответствует ремню [горшечника] и т. д.? Средство создания описывается следующим образом. Из ясного света ума, которому сопутствуют три [фактора]: семя, кровь и ветры-энергии, — появляются три внутренних света. После этого возникают восемьдесят вместерожденных представлений [258]. Эти представления приводят в действие кармические следы (оставленные прошлыми благими и неблагими действиями и запечатленные в уме), так что они приближаются к той стадии, на которой [в качестве их следствия] проявляется форма [мира]. На этой стадии ветры-энергии, которые имеют сходство с сознанием, но на деле — лишь проявления [кармических следов, созданных] действиями существ, покидают одну мировую систему и странствуют, чтобы создать другую мировую систему. Они перемещаются в пространство, оставшееся пустым после распада прежней мировой системы. Движение этих ветров-энергий является средством создания [мира]. Это похоже на перемещение жизненного ветра-энергии человека, который после смерти покидает труп и блуждает, пока не найдет чрево для своего перерождения; движение этого ветра-энергии считается средством создания тела человека. Какие же составляющие, подобно глине, подвергаются воздействию? [Их два.] [Во-первых] это тонкие частицы, остающиеся рассеянными в течение периода, когда мировая системы пуста [т. е. лишена материальных форм]. Эти частицы не воспринимаются ограниченным [сознанием] глаз [обычного человека], но зримы [для сознания] глаз йогина [259]. [Во-вторых] это опоры этих частиц — ветры-энергии, схожие с сознанием. Эти две составляющие можно сравнить с внутренними явлениями, претерпевающими воздействие во время развития плода в утробе: с семенем и кровью родителей и десятью ветрами-энергиями. Тончайшие частицы, остающиеся рассеянными [после разрушения мировой системы], называются пустыми, поскольку они — просто проявления психических кармических следов, а не объекты восприятия. Два вида действующих ветров-энергий — один подвижный, а другой неподвижный — называются «схожие с сознанием»: один ветер-энергия блуждает в стремлении создать новый мир, когда прежняя мировая система разрушена, а другой ветер-энергия остается неподвижным и никуда не движется. Схожими с сознанием их называют не потому, что они имеют природу сознания, а потому, что они проявляют свойство, общее с сознанием. Так о семени и крови говорят, что у них есть общие свойства с луной и солнцем. В чем же сходство этих ветров-энергий с сознанием? Само сознание не имеет цвета и формы, но благодаря способности проявляться выказывает различные виды света. Точно так же два действующих ветра-энергии обладают природой пространства. Тем не менее, они проявляют шесть светов, которые невозможно воспринять чувствами, но которые зримы для сознания глаз йогина. Следовательно, ветры-энергии обладают сходством с сознанием [т. е. со светами]. Эти ветры-энергии проявляют три основных света (зеленый, синий и черный) и дополнительные. Из этих светов происходят десять ветров-энергий, в том числе жизненные [ветры-энергии] и т. д. В зависимости от действия десять ветров-энергий подразделяются на три [разряда]: удерживающие ветры-энергии, перемешивающие ветры-энергии и формирующие ветры-энергии. Как же десять ветров-энергий подразделяются по действию? Что касается микрокосма [т. е. тела человека], то в главе [Калачакра-тантры] «Обоснование микрокосма» [260] говорится:
О Владыка Людей [261], испокон веков тело создается таким образом. Семена, находящиеся в лотосе [т. е. в лоне] удерживаются тем, что держит [т. е. ветрами-энергиями, связанными с элементом земля], а затем соединяются [силою ветров-энергий, связанных с элементом] вода. Затем созревание тела обеспечивают [ветры-энергии, связанные с элементом] огонь, вкусы и вкусы съеденного[262]. Его рост вызывают [ветры-энергии, связанные с элементом] ветер. [Ветры-энергии, связанные с элементом] пространство, дают место для роста.
Касательно макрокосма [т. е. вселенной] этот процесс объясняют так. [Ветры-энергии] всепроникающий и дар богов (связанные с элементом вода) собирают тонкие частицы [остающиеся в пространстве после разрушения предыдущей мировой системы]; [ветры-энергии] нага и царь богатства (связанные с элементом земля) уплотняют это скопление частиц. Таковы четыре удерживающих ветра. Перемешивающие ветры — восходящий и ящерица — (связанные с элементом огонь) путем перемешивания увеличивают скопление частиц. После перемешивания и увеличения скопления частиц [ветры-энергии] придающий форму, сопровождаемый жаром и черепаха (связанные с элементом ветер) придают им форму, одновременно развивая и помещая в различных местах в пространстве. [Ветры-энергии] жизненный и очищающий вниз помогают всем этим ветрам, поскольку их природа — способствовать [действию]. Что же касается микрокосма, то человеческий зародыш развивается из семени и крови родителей, проходя студенистую [263] и продолговатую [264] стадии, стадию рыбы [265] и более поздние периоды внутриутробного развития плода. Если взять макрокосм, то этот процесс соответствует движению самых чистых сущностей пяти элементов [т. е. частиц] в начале стадии формирования мира, когда еще не образовались конкретные размеры и очертания ветровых и других сферических оснований. Сначала, в период пространства, тонкие частицы, характеризуемые пустотой, остаются рассеянными. Затем подвижные и неподвижные жизненные ветры (о которых говорилось выше) сталкиваются с тонкими частицами и заставляют их двигаться и слипаться. Это период, когда активна наиболее чистая сущность ветра. Как от удара камней летят искры, так от движения и столкновения тонких частиц возникают молнии. Это период, когда активна наиболее чистая сущность огня. В результате возникает вода, которая появляется как тонкая изморось. Это период, когда активен самый чистый элемент вода. Благодаря тонкой измороси в пространстве появляется радуга. Это период, когда активна самая чистая сущность земли. Благодаря этим движениям порождаются великие воды. Когда [ветры] вспенивают воды, их сущность становится грубыми элементами. В микрокосме этот процесс соответствует этапу [внутриутробного развития плода], называемому стадией черепахи [266], на которой начинают появляться четыре конечности. [Когда возникают грубые элементы] ветры, придающие форму, образуют гору Меру, континенты и т. д. Это соответствует этапу [внутриутробного развития плода], который называется стадией свиньи [267]. Постепенно образуется вся структура мира в целом, начиная от сферической ветровой основы и заканчивая горой Меру. Таким образом, сила различных ветров-энергий создает все многообразие размеров, очертаний и строений, присутствующих в нашей мировой системе. Само же действие ветров-энергий есть следствие разных проявлений ума — отпечатков кармических следов [происходящих] от кармических действий. Эти [разные проявления] производятся проявлениями шести светов, сосуществующих с шестью элементами. Как из шести светов образуется грубая мировая система, [объясняется] в «Достославной тантре [Колеса Времени]» [268], начиная с со следующих слов:
В левом ответвлении — белое сияние.
Эти света можно описать как [две совокупности из] семи пар. Зеленый свет в зените и синий в надире, признак которых — ясный свет полной пустоты, [269] порождают два ветра-энергии: жизненный и очищающий вниз. Черное сияние на востоке, признак которого — приближение к полной <пустоте> [270], производит ветер-энергию макрокосма, сопровождаемый жаром, и другие шесть ветров-энергий. Красное сияние на юге, признак которого — распространение [271], порождает семь огней: пять гневных планет (Огонь Времени, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн), а также Молнию и Огонь с Ликом Коня. Белое сияние на севере, признак которого — появление внутреннего света[272], порождает семь вод: пять мирных планет (Раху, Луна, Меркурий, Венера и Кету), а также дождь и океан. Желтое сияние на западе, признак которого — грубость, производит семь земель: тонкую землю, грубую землю, тонкие минералы, грубые минералы, тонкие звезды, грубые звезды и радуги. Таковы две совокупности из семи пар: земли и ветра запада и востока, огни и воды юга и севера. В зените и надире — одна пара: пространство и исконная мудрость, элементы последней пары — это наполняющие факторы, а четырнадцать предшествующих представляют собой наполняемое поле. Как следует из этого объяснения, формы и цвета четырех сторон горы Меру, континентов и т. д. созданы шестью светами. И последнее: в образовании мировой системы ум — это [создающий] фактор, окружающий мир и его обитатели — [создаваемый] объект, а осуществляют творение кармические действия. С таким объяснением соглашаются большинство сутр и тантр.
II. 2.3. Описание общего процесса творения
В этом разделе две части: 1) воззрение обычных систем и 2) воззрение особых систем.
II. 2.3.1. Воззрение обычных систем
В этом разделе две части: 1) воззрение Абхидхармы Хинаяны [273] и 2) воззрение Абхидхармы Махаяны [274].
II. 2.3.1.1. Воззрение Абхидхармы Хинаяны
В этом разделе две части: 1) общее изложение и 2) подробное объяснение.
II. 2.3.1.1.1. Общее изложение
Зависимые явления порождаются шестью причинами и четырьмя условиями; эти [причины] создают пять следствий. Таким превосходным объяснениям следует Абхидхарма Хинаяны.
В Абхидхармакоше [275] Васубандху говорит:
Без причин и условий нет ни творения, ни сотворенного, ни творца.
Чтобы возникли зависимые явления, необходимо взаимодействие различных причин и условий. В текстах учения освещаются шесть главных причин и четыре условия, а также пять следствий, которые они порождают. Абхидхарма Хинаяны дает четкие объяснения, основанные на этих текстах.
II. 2.3.1.1.2. Подробное объяснение
В этом разделе четыре части: 1) шесть причин, 2) пять следствий, 3)общие разряды явлений-следствий и 4) четыре условия.
II. 2.3.1.1.2.1. Шесть причин
Порождающая причина [отдельного явления] есть то, что отличается от зависимого явления. Вместерожденные причины — это [зависимые явления], служащие друг другу и причинами и следствиями. Причины одинакового исхода — это предшествующие явления, впоследствии создающие сходные явления. Сопутствующие друг другу причины — это ум и умственные события, объединенные пятью общими аспектами. Вездесущие причины — это загрязненные явления. Развивающие причины — это неблагие качества и загрязненные благие качества.
Порождающая причина [конкретного] зависимого явления охватывает все, что не есть само это зависимое явление. Если порождающие причины подразделяют на главные и вторичные, то главные — это действенные производящие причины. Например, способность видеть и [зримая] форма — это [действенные] порождающие причины, которые порождают сознание зрения. Способность видеть — это [чувственная] основа [действенной] порождающей причины, а форма — объективная [действенная] порождающая причина. Пища действует как [действенная] порождающая причина тела, потому что обладает способностью его питать. Если взять семя, росток, стебель и т. д., то каждое предыдущее есть [действенная] порождающая причина последующего, потому что обладает способностью порождать последующее. Вторичные [т. е. недейственные] порождающие причины не могут порождать [следствий], но включаются в эту категорию, потому что не препятствуют [порождению явления]. Вместерожденные причины — это любые зависимые явления, которые возникают одновременно и выступают как причины и следствия друг друга. Четыре главных элемента [земля, вода, огонь и воздух] являются друг для друга вместерожденными причинами. Умственные события и [сам] ум — это взаимные [вместерожденные причины]. Точно так же взаимными причинами и следствиями выступают такие качества зависимых явлений, как возникновение и прочие, и явления, обладающие этими качествами. Таким образом, большинство зависимых явлений могут рассматриваться как вместерожденные причины, которые похожи на странников, путешествующих вместе и помогающих друг другу в пути. Причины одинакового исхода — это предшествующие явления, которые производят похожие последующие явления. Например, ячмень [это причина] такого же ячменя, а рис — причина риса. Точно так же пять благих скандх действуют как причины одинакового исхода — благих скандх, неблагие и омраченные нейтральные [явления] действуют как причины одинакового исхода — загрязненных [явлений], а неомраченные нейтральные [явления] порождают неомраченные нейтральные [явления]. Сопутствующие друг другу причины — это ум или умственные события, которые сопутствуют друг другу вследствие пяти общих составляющих: [чувственной] основы, объекта, аспекта, времени и субстанции. Шесть сознаний вместе с соответствующими им опорами [органов чувств] сопутствуют друг другу и тождественны в момент [соприкосновения] органов чувств <с объектами>. Таким образом, они действуют как сопутствующие друг другу причины и как вместерожденные причины. [Сопутствующие друг другу причины] словно странники, которые, пока находятся в пути, все делают одинаково: вместе едят, пьют, купаются, укладываются спать и т. д. Вездесущие причины — это обычные [факторы], покидаемые [на пути] видения[276], которые создают омраченные явления как свои следствия. В описании Абхидхармакошей тонких и порождающих следствия клеш термин «вездесущие» используется для обозначения одиннадцати тонких и порождающих следствия [клеш]. Развивающие причины — это то неблагое или загрязненное благое, которое способно произвести развившееся следствие. [Развивающие причины] похожи на полноценные семена, попавшие во влажную почву. Нейтральные факторы не становятся развивающими причинами: они подобны сгнившим семенам. Незагрязненное благое тоже не является [развивающими причинами], потому что, хотя и обладает потенциальной способностью, не вызывает развившихся [следствий], поскольку [на ступени арьев] нет страстного желания. Оно — словно полноценные семена, никогда не попадающие во влажную почву.
II. 2.3.1.1.2.2. Пять следствий
Развившиеся следствия возникают вслед за своими причинами и принадлежат к потоку сознания [человека], они ничем не омрачены и нейтральны. Следствия, согласующиеся с причинами, по виду схожи с [причинами] одинакового исхода и вездесущи. Следствия-сво-бода — это прекращение, достигнутое благодаря различающей мудрости. Порожденные следствия — это те, что получены в силу причин. Собственные следствия — [чрезвычайно] зависимые явления, возникающие от не препятствующих явлений.
Какова природа пяти следствий? Созревшие следствия порождаются развивающими причинами и возникают вслед за своими причинами. Они принадлежат к потоку сознания человека, ничем не омрачены и нейтральны. Примеры созревших следствий — это высшие уровни бытия, [происходящие] от благого, и низшие уровни бытия, [происходящие] от неблагого. Следствия, согласующиеся [со своими] причинами, порождаются или причиной одинакового исхода, или вездесущей причиной и принадлежат к разновидности согласующихся [с причиной]. Примерами следствий, согласующихся с причинами, являются короткая жизнь [из-за] совершения убийства и долгая жизнь [благодаря] отказу от [убийства]. Следствия-свобода — это прекращение [омрачений], достигаемое благодаря силе различающей мудрости. [Прекращение определяется как] исчерпание [омрачений] путем устранения факторов, от которых надлежит избавиться, с помощью различающей мудрости. Примерами следствий-свободы служат избавления [и] свершения четырех [разрядов] арьев [277]. Следствия, порожденные людьми, [также называемые] следствиями, порожденными действиями людей, — это любые следствия, порожденные и приобретенные в силу любой причины [созданной человеком], — например: урожай, полученный благодаря возделыванию. Собственные следствия — это исключительно зависимые явления, которые возникают от того, что не препятствует. Такие следствия возникают от зависимых явлений или от того, что просто не препятствует [их возникновению]. Они не [существуют] в прошлом, но возникают в настоящем и будущем. Примеры — собственные следствия благого и неблагого.
II. 2.3.1.1.2.3. Общие разряды следствий
Утверждают, что [все следствия] — это зависимые явления, так же как и достижение освобождения, и что два независимых явления свободны от причин и следствий.
Общее определение явлений-следствий дано в следующей цитате:
Что такое явления-следствия? [К ним относятся] все зависимые явления, а также те виды прекращения, которые обретают путем анализа.
Обычно следствием называют все зависимые явления, а также прекращение путем анализа или совершенный покой — свободу от клеш, обретаемую применением пути противоядий. Пространство и виды неаналитического прекращения (два независимых явления) считаются свободными от причин и следствий, потому что для них не существует никаких причинно-следственных связей. Поскольку они ничем не созданы, нет и создавших их причин или условий; поскольку они вне времени, у них нет способности производить следствие.
Развившиеся [следствия] возникают [от] последней [причины]; собственные — от первой; следствия, согласующиеся с причиной, — [от] третьей и пятой; порожденные [следствия] — от второй и четвертой.
Каковы причины пяти следствий? Развившиеся следствия возникают от развивающих причин (упомянутых последними в разделе о причинах), потому что развившиеся следствия — это следствия неблагого или загрязненного благого. Собственные следствия — это следствия порождающих причин (первой из шести разновидностей причин), ибо они являются следствиями, которыми обладает собственник. Собственные следствия — это просто неомраченные, собственные [явления]. Однако [порождающие] их причины не просто не омрачают, но еще и порождают следствия. Например, пять сознаний, в том числе сознание глаз и т. д., — это порождение порождающих причин десяти чувственных элементов. Точно так же окружающий мир — порождение порождающих причин действий. Следствия, согласующиеся с причинами, возникают от причин одинакового исхода (третьих) и вездесущих причин (пятых), потому что сходны с этими причинами. Следствия, порожденные человеком, возникают от вместерожденных причин (вторых) и сопутствующих друг другу причин (четвертых). Поступки, или действия, человека есть не что иное, как его собственная природа, а следствия — это он сам. Точно так же движущие силы причин — это сами причины, а следствия — это тоже [вместерожденные и сопутствующие друг другу причины]. Если тщательно это проанализировать, [можно понять, что] следствия, порожденные человеком, могут порождаться и причинами одинакового исхода, и вездесущими, и порождающими причинами.
II. 2.3.1.1.2.4. Четыре условия
За исключением порождающей причины, пять [остальных] причин — это причины-условия. Ум и умственные события, порождающие следствия, которые возникают немедля, — это непосредственные [условия]. Явления, которые могут быть объектами шести сознаний, — это объективные условия. Явления, не препятствующие возникновению, — это исходные условия.
Четыре условия объясняются в сутрах. Условиями-причинами называются все [вышеупомянутые] причины за исключением порождающей: вместерожденные, сопутствующие друг другу, одинакового исхода, вездесущие и развивающие. Все они действуют как порождающие условия, способствуя порождению соответствующих следствий. Порождающие причины не считаются условиями-причинами, поскольку независимые явления входят в категорию порождающих причин. Таким образом, отнесение порождающих причин к этой категории противоречило бы утверждению, что условиями-причинами являются [только] зависимые явления. Сопутствующие друг другу непосредственные условия — это ум и умственные события, которые немедленно вызывают собственные следствия. Когда [предшествующий ум или психические факторы] прекращаются, сразу возникают новые (по сути такие же, а не относящиеся к иному согласующемуся виду) и не прерываемые сходными [умом и умственными событиями] согласующегося вида. Объективные условия — это зависимые и независимые явления, которые могут быть объектами шести сознаний (таких как [сознание] глаз и других). Например, чувственный элемент формы — это объективное условие, которое соотносится с сознанием глаз. Исходное условие — это любое явление, которое не препятствует возникновению зависимого явления, отличающегося от самого себя. Исходное условие и порождающее условие, которое упомянуто выше, подразумевают наличие друг друга. К этой категории условий принадлежит больше явлений, чем к какой-либо другой.
О возникновении, действии [условий] и т.д. можно узнать из трактата [Васубандху].
Каковы условия, порождающие какие-либо конкретные явления? Сколько требуется таких условий? Когда и как действуют различные условия? Каким образом действуют условия [которые порождают] элементы и последующие проявления элементов? Распространяться на эти и другие темы можно было бы бесконечно. Для полного понимания [этих тем] следует обратиться к Абхидхармакоше Васубандху. Поскольку по самой меньшей мере необходимо понимание этого перечня причин и условий и их определений, они излагаются здесь.
П. 2.3.1.2. Воззрение Абхидхармы Махаяны
В этом разделе три части: объяснение 1) причин, 2) условий и 3) следствий.
П. 2.3.1.2.1. Причины
Порождающие причины, которые порождают [следствие]; содействующие, вместерожденные [причины]; [причины] одинакового исхода, или увеличивающие; сопутствующие друг другу причины, объединенные четырьмя общими факторами; омраченные вездесущие причины; развивающие причины тела — все они могут быть отнесены к порождающим причинам, которые в «Полном обзоре Абхидхармы» подразделяются на двадцать категорий.
Последователи Махаяны дают причинам, условиям и следствиям названия, похожие [на те, которыми пользуются последователи Хинаяны]. Однако определения этих причин, условий и следствий немного иные, а потому они объясняются отдельно. Причина называется порождающей, или существенной, если точно установлено, что она порождает конкретное следствие. Явления, которые вначале возникают от одной и той же [причины], а затем продолжают держаться вместе, служа при этом опорами друг другу, называются вместерожденными причинами, или содействующими причинами [278]. Их можно сравнить с родными братьями, которые родились от одной матери и живут вместе, помогая друг другу. Вместерожденные причины бывают трех видов: внешние, внутренние и те и другие. Первые — это четыре элемента и последующие их проявления. Каждая частица четырех элементов состоит из восьми материальных частиц [земли, воды, огня, воздуха, формы, запаха, вкуса и осязаемого]. Хотя прекращение первого момента — частицы земли и возникновение второго момента — частицы воды происходит одновременно, между первым и последним существует тонкая причинная связь: они возникают из одной и той же порождающей причины и принадлежат к одному и тому же собранию. Примером последующего проявления элемента служит вкус и форма тростникового сахара. Ко второму виду [внутренним вместерожденным причинам] относятся ум и умственные события. Ум и умственные события — это вместерожденные причины, потому что возникают от одной и той же причины, существуют вместе и служат друг другу и причиной и следствием. Третьи [вместерожденные причины, выступающие одновременно как внутренние и внешние] — это [явления], которые [только] обозначаются как причина и следствие, подобно [взаимоотношению] причины и следствия приписывания определения определяемому объекту. Причинами одинакового исхода, или увеличивающими причинами, называется благо, порождающее благо, не благо, порождающее не благо, или нейтральные [явления], порождающие нейтральные [явления]. Они называются увеличивающими причинами, потому что развивают, или увеличивают, [свои следствия]. К ним относятся и так называемые согласующиеся причины, поскольку их [следствия] обязательно имеют то же состояние и ту же природу. Например, чтобы привязанность [живого существа] мира желания стала согласующейся причиной, она должна породить клешу того же состояния — клешу мира желания. Она не должна породить клешу двух высших миров. Таким образом она будет обладать тем же состоянием. [Порожденные] клеши должны принадлежать не к разным видам, а к одному и тому же виду — как, например, привязанность, порожденная вследствие привязанности. Сопутствующие друг другу причины — это причины, похожие тем, что у них четыре общих фактора, или причины, согласующегося понимания. Как сам ум, так и сопутствующие умственные события, имеют одну и ту же порождающую причину, тот же объект, тот же самый поток сознания по отношению к объекту и единый или тождественный аспект (т. е. схему восприятия). Например, сознание глаз возникает от своей исходной причины — возбуждения кармических следов, присутствующих в [сознании]-основе. Согласно другому объяснению, оно возникает из первого мгновения такого же вида сознания. Точно так же умственные события, например ощущение, которые сопровождают это [сознание], возникают от [тех же самых] причин. Сознание глаз обращено на зримую форму; и на нее же направлены его объективное условие и [связанные с ним] умственные события, в том числе ощущение. Объект, воспринимаемый сознанием зрения, принадлежит к [чувственному] потоку сознания человека; объект, воспринимаемый умственными событиями, такими как ощущение, тоже принадлежит к этому потоку сознания. Сознание глаз обладает схемой восприятия, благодаря которой воспринимает аспект формы; умственные события, такие как ощущение, тоже обладают схемой восприятия, благодаря которой происходит восприятие формы. Следовательно, ум и умственные события сопутствуют друг другу в том, что обладают четырьмя общими факторами. Вездесущие причины — это клеши, которые порождают клеши. Слово [вездесущие] указывает на их действие во всех трех мирах. Поскольку вездесущие причины мешают живым существам достигать освобождения, их также называют препятствующими причинами. Вид, состояние и другие аспекты [следствий вездесущих причин] неопределенны. Например, гнев может быть причиной, порождающей желание или гордость. Кроме того, следствие клеш мира желания [может] служить основой для клеш двух высших миров. Развивающие причины — это причины, порождающие тело, т. е. его развитие [или следствие]. Иначе их называют присваивающими причинами, потому что их следствие заключается в принятии материальной формы. [Развивающие причины состоят или из] загрязненных благих, или из неблагих [действий], которые порождают нейтральные следствия. Например, тело существа ада — это следствие неблагих развивающих причин. Хотя неблагие действия влекут за собой переживания различных страданий ада, тело — основа [для переживания этих страданий] — несомненно является нейтральным [следствием]. Точно так же, загрязненные благие действия влекут за собой [рождение] богом, но следствие — тело бога — само по себе есть не благое, а лишь нейтральное явление. Все эти причины можно отнести к одной категории — порождающих причин. Поскольку порождающие причины —это причины, которые порождают следствия, то в этой системе не говорится о недейственных порождающих причинах. В Абхидхармасамуччае Асанги приведены двадцать разных категорий порождающих причин: причины возникновения, [например возникновения] прежде не существовавших следствий; питающие причины, [например питания] тела путем принятия пищи; поддерживающие причины, сходные с сосудом, который удерживает воду; причины продолжения, [например продолжения] прежде существовавших видов [явлений]; причины преображения, например, изменений, сопровождающих превращение ребенка во взрослого; разделяющие причины, [например расставания] с тем, чем прежде обладал; превращающие причины, [например] превращения золота в статуи людей и богов; причины доказательств, [например обоснования] зависимости явления на основании того, что оно претерпевает рождение, пребывание и прекращение; причины обретения, [например] обретения плода благодаря медитации на пути; движущие причины, [например] переносящие в другое место и время; завершающие причины, которые непосредственно порождают [вытекающие из них] явления; подрывающие причины; причины старения любого явления; причины пребывания того, что прежде существовало; причины удостоверения, [например, в том, что в каком-то месте] есть огонь, на основании [того, что там есть] дым; причины не удостоверения, [например, в том, что] есть огонь, на основании того, что там нет дыма; и другие причины.
II. 2.3.1.2.2. Условия
Условия-причины — это пять причин и сознание-основа. Объективное условие — это воспринимаемый объект. Исходное условие — это опора. Непосредственное условие объясняется третьим способом. Когда присутствуют четыре условия, сознание порождает сознание; когда присутствуют два или три, сознание порождает грубые объекты.
В этой системе пять причин, о которых говорилось выше: вместерожденные, одинакового исхода, сопутствующие друг другу, вездесущие и развивающие — относят к категориальным условиям-причинам. Не все причины, подпадающие под эти пять категорий, обязательно действуют как условия-причины. Тем не менее, поскольку во все пять категорий входят условия-причины, все пять считаются таковыми. Система Абхидхармы Махаяны объясняет также, что главное реальное условие-причина для всех внешних и внутренних явлений — это сознание-основа, или, точнее, развитый аспект сознания-основы. Пять других условий-причин — это, по сути, условия, взаимодействующие [с сознанием-основой]. Объективные условия — это воспринимаемые, или объективные, объекты. Пять свободных от понятий сознаний чувств ясно воспринимают соответствующие им объективные условия — аспекты формы и т. д. Поэтому они считаются объектами, воспринимаемыми этими сознаниями. Если речь идет о сознании, оперирующем понятиями, то объективная основа — это просто принцип проявления или восприятия [этого сознания, оперирующего понятиями]. Исходные условия служат опорами для всех явлений, словно сосуд, который удерживает воду, не давая ей разлиться. Общее исходное условие [для явлений] — это сознание-основа, а особые исходные условия — это пять способностей чувств, которые обеспечивают опоры для пяти сознаний чувств. Исходные условия для внешних видимостей — это конкретные опоры, местоположения и основы явлений. В Абхидхармасамуччае [279] перечисляются девять видов исходных условий:
Опора, движитель, вместерожденность, объект, рождение, местоположение, переживание следствий [действий], мирская чистота и запредельная чистота — все это [действует] как исходные условия [для внешних видимостей].
Как объективные, так и исходные условия относят к порождающим причинам. Непосредственно предшествующее условие объясняется тремя разными способами. Учителя Абхидхармакоши утверждают, что у непосредственного условия есть три особенности: оно подобно порождаемым им явлениям, оно имеет ту же причину и непосредственно предшествует [своему следствию]. [Другие] считают, что непосредственное условие дает любому явлению возможность возникнуть благодаря тому, что не препятствует ему и помогает его [созданию]. [Третьи] говорят, что непосредственное условие просто направляет сознание к объекту. Система Абхидхармы [Махаяны] принимает последнее из этих трех утверждений. Когда присутствуют все четыре условия [условие-причина, объективное условие, господствующее условие и непосредственное условие], сознание порождает [последующее] сознание: например, предшествующее сознание глаз порождает последующее. Когда присутствуют два или три из этих условий, сознание порождает грубые объекты, а грубые объекты порождают грубые объекты. Поясню. Чтобы сознание породило видимость грубых объектов, необходимы два условия: условие-причина (т. е. наличие в сознании-основе кармических следов) и вместерожденное условие. Пример — наличие санскар, заставляющих [существо] перерождаться. Чтобы грубые объекты порождали грубые объекты, необходимы два условия. Однако, согласно тем, кто утверждает, что непосредственное условие — это предшествующий сходный вид [явлений], должно также присутствовать и непосредственное условие. В таком случае [для того чтобы грубые объекты порождали грубые объекты] необходимы три условия.
II. 2.3.1.2.3. Следствия
Следствия-свобода — это прекращения без причин. Собственные следствия имеют отношение к внешним явлениям. Развившиеся следствия имеют отношение к потоку сознания существ. Порожденные следствия [возникают от] порождающих причин; следствия, согласующиеся с причиной, [возникают от причин] одинакового исхода.
Следствия-свобода — это прекращения, которые не были порождены причинами. Прекращения, достигнутые путем анализа — это собственно следствия-свобода, поскольку они — относительные явления. Истина прекращения — абсолютная природа [явлений] — это само освобождение, и представляет собой условное следствие<-свободу >. Дхармадхату считается условным следствием, потому что следствием называют свабхавикакаю, нераздельную с дхармадхату. На самом деле дхармадхату — не истинное следствие, потому что независимые явления не могут быть описаны логически, с точки зрения собственно причин и следствий. Собственные следствия имеют отношение к внешним объектам. Неаналитическая точка зрения признаёт существование внешних объектов: согласно этому воззрению, окружающий мир и внешние форма, звук, вкус, запах и осязаемое — это собственные следствия. С точки зрения хотя бы минимального анализа, существование внешних явлений не признаётся. Однако, с этой точки зрения, аспект сознания, проявляющийся как разные места, и аспект сознания, проявляющийся как разные объекты и т. д., считаются собственными следствиями. Развившиеся следствия имеют отношение к [чувственному] потоку сознания живых существ. Примерами служат пять присущих телу присвоенных скандх [если признавать существование внешних объектов] и аспект сознания, проявляющийся [как пять скандх, если не признавать существования внешних объектов]. Порожденные следствия объединяют все явления, возникающие от порождающих причин. Следствия, согласующиеся со своими причинами, объединяют все явления, возникающие от причин одинакового исхода. О главных [причинах, условиях и следствиях] говорилось выше, однако это не является исчерпывающим изложением данного вопроса. Вообще говоря, любая причина, которая порождает какое-то явление, должна подпадать под одну из двух категорий причин: загрязненная причина, (т. е. сознание-основа, которое содержит кармические следы, влекущие за собой круговорот бытия) и чистая причина (незагрязненный зачаток). Первая — загрязненная причина, сознание-основа со всеми видами кармических следов, являющихся зачатками круговорота бытия, — служит причиной всего загрязненного, что присутствует в трех мирах круговорота бытия. Чистая причина — это незагрязненный зачаток, запечатленный в сознании-основе. В Абхидхармасамуччае Асанги [280] эта причина названа «зачатком, который возникает от изучения», то есть природа [незагрязненного зачатка] — это не просто некая склонность, развившаяся благодаря обычной добродетели (такой, как щедрость и нравственность) и запечатленная [в сознании-основе]. Скорее, она по сути есть приобретенная склонность [которая приводит] человека к пониманию качеств тела, речи и ума Будды. В этой системе несравненные учения [Будды] служат согласующейся причиной дхармакаи — ума Будды. Следовательно, главный [незагрязненный зачаток] — это склонность, приобретенная благодаря освоению этих учений и вытекающего из этого понимания глубоких тайных аспектов тела, речи и ума Будды. Этот зачаток, запечатленный в сознании-основе, в конце концов становится причиной для обретения человеком освобождения. Поскольку этот зачаток приводит к освобождению, его называют незагрязненным. Не каждое живое существо обязательно обладает этим незагрязненным зачатком. Незагрязненный зачаток иначе объясняют или как причину, присутствующую от рождения, или как причину, возникающую благодаря обучению. Первая — это созревший аспект [сознания]-основы, а вторая — аспект причинной связи. Например, вследствие развития зачатка благодаря обучению в прежних [жизнях], в этой жизни человек рождается от природы наделенным великой мудростью — мудростью, присутствующей от рождения. Усердное обучение в этой жизни развивает [незагрязненный] зачаток; развивая этот зачаток, обретают великую мудрость — мудрость, проистекающую от обучения. Эти [объяснения загрязненной и незагрязненной причин] дополняют описание следствий.
II. 2.3.2. Особые системы
В этом разделе две [части]: 1) абсолютная точка зрения [на происхождение круговорота бытия] и 2) происхождение круговорота бытия согласно традиции Ясного Света — Великого Совершенства.
II. 2.3.2.1. Абсолютная точка зрения [на происхождение круговорота бытия]
В этом разделе три [части]: 1) каким образом двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения вводят в заблуждение живых существ, 2) соотношение двенадцати звеньев и восьми сознаний и 3) как круговорот бытия проявляется вследствие трех кармических следов.
II. 2.3.2.1.1. Каким образом двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения вводят в заблуждение живых существ
В этом разделе две части: 1) общее изложение и 2) подробное объяснение.
П. 2.3.2.1.1.1. Общее изложение
Хотя в абсолютном смысле круговорот бытия и действия не существуют, на относительном уровне вследствие причин и условий происходит взаимозависимое возникновение. Так непрерывно вращается колесо из двенадцати звеньев.
Выше был представлен общий обзор причин и условий, создающих зависимые явления, согласно воззрениям обычных колесниц. Здесь же излагается абсолютное воззрение [касательно создания круговорота бытия], принадлежащее особым [системам]. В «Разъяснении бодхичитты» Арьи [Нагарджуны] [281] говорится:
Утверждаю: как тростниковый сахар сладок, а свойство огня — жар, так сущность всех явлений — пустота.
В абсолютном смысле круговорот бытия, кармические действия и их следствия не существуют. [Их сущность] — пустота, отсутствие истинного бытия. Тем не менее, [у круговорота бытия и т.д.] есть относительный уровень проявления: различные причины и условия вечно поддерживают вращение колеса из двенадцати звеньев взаимозависимого возникновения, которое безостановочно катится по пути бытия. Как говорится в [«Разъяснении бодхичитты»] Арьи [282]:
Утверждаю: последовательность событий от неведения до старости и смерти — двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения — похожа на иллюзию или сновидение. Это колесо из двенадцати звеньев катится по пути бытия.
II. 2.3.2.1.1.2. Подробное объяснение
Привязанность к «я» — корень круговорота бытия. Клеши порождают действия и страдание. Это приводит к [замкнутому кругу страдания], который проявляется как [сновидение во время] сна.
В «Трактате по логике» Дхармакирти [283] говорится:
Если есть «я», то есть и «другой». <Представление о> себе и другом порождает привязанность и неприязнь. Все ошибки возникают от этого.
Корень круговорота бытия и того, как воспринимает его человек, — представление о «я». Это «я» — изобретение вместерожденной привычки держаться за понятия «я» и «мое». Такая привычка — это основа всех загрязненных воззрений и клеш, в том числе желания. Они порождают санскары, которые имеют следствием [перерождение] и влекут за собой все страдания бытия. Кроме того, санскары и клеши служат причинами нескончаемого повторения круговорота страдания. Круговорот страдания кажется очень реальным. Но, если присмотреться, можно увидеть, что он — лишь волшебное проявление пустоты. Он являет себя, хотя и лишен реальности, словно образы сновидения [или] волосы, [которые видит] больной катарактой и т. д. В [«Разъяснении бодхичитты»] Арьи [284] говорится:
Пустые явления порождают пустые явления. Деятель, действие и переживаемое следствие — суть относительная [реальность]. Вот, вкратце, чему учил Победоносный.
И далее[285]:
Клеши и кармические действия создают относительную реальность; к действиям подстрекает ум. Ум — это совокупность всех кармических следов; свобода от кармических следов — вот счастье. Счастливый ум самоуспокаивается; спокойный ум не омрачен. Неомраченный [ум] знает реальность; знать реальность — значит обрести освобождение.
В своем первом цикле учений Будда учил, что корень круговорота бытия — привычка к «я», а причина страдания и его источник — привязанность. В среднем цикле он учил, что корень круговорота бытия — это измышление опознаваемых признаков привязанности (т. е. привычка держаться за субъект и объект). В последнем цикле он учил, что корень круговорота бытия — это само сознание-основа. Отцовские тантры высшей Тайной Мантры [учат, что] основы становления бытия — это совокупности четырех видов пустоты и четырех элементов. В материнских тантрах утверждается, что круговорот бытия возникает из неразрушимой жизненной сущности, или мирского врожденного [блаженства].
II. 2.3.2.1.2. Соотношение двенадцать звеньев и восьми сознаний
Безначальная природа ума — пустая, ясная [и] не знает препятствий, однако ее не узнают. [Сознание-основа] волнуемая творениями ума, порождает двойственные видимости [и] сознания. Из-за принятия и отказа возникает чувство, а из-за привычки воспринимать все в виде объектов — различение. [Различение влечет за собой] санскары, то есть психические факторы; а привычка держаться создает форму. Из-за привязанности и привычки держаться вращается колесо бытия.
Это очень пространный вопрос, если рассматривать его подробно. Чтобы углубить его понимание, необходимо изучать ясные толкования, которые есть в таких [текстах], как комментарий к «Глубокому сокровенному смыслу», [называемый] «Освещение глубокого смысла» [Кармапы Рангчжунга Дордже], и комментарий к «Показу сущности», называемый «Освещение философии Рангчжунга Дордже». Следующий отрывок — просто объяснение приведенных выше слов коренного текста. В Абхидхарма-сутре [286] говорится:
Безначальное [дхарма]дхату — вот источник всех явлений. Сансара и нирвана существуют потому, что есть дхармадхату.
Сущность [ума], свободная от умопостроений, пуста. Его природа — не знающая препятствий ясность. Его выражение — беспрепятственное проявление. Эта исконно чистая сущность ума, пребывающая с безначальных времен, есть дхармадхату — запредельная реальность, не содержащая никаких объектов. Сущность ума невидима: его нерожденность воспринимается как «я», а его не знающий препятствий ясный свет — как «другие». Поэтому безграничная творческая способность [ума] проявляется как субъект и объект. Санскары, имеющие отношение к объектам и уму, будоражат сознание-основу, словно поднимают волны на воде. Объективная сторона — объект и субъективная сторона — сознание, хотя и не отличные друг от друга, проявляются как двойственность и воспринимаются как «другие» и «я». [Такое двойственное восприятие] порождает [скандху сознания], которая состоит из шести сознаний, воспринимающих объекты как нечто внешнее. Множащиеся проявления кармических следов порождают грубые иллюзорные видимости. Они предстают перед сознанием как нечто приятное, неприятное или нейтральное, и вследствие этого на них реагируют принятием, отказом или безразличием. Так развивается скандха ощущения. Скандху различения порождает проявляющаяся в разной степени привычка считать воспринимаемое объектами. Различение отдельных особенностей объектов вызывает к жизни касающиеся их психические образования, а это влечет за собой <возникновение> санскара[-скандхи], состоящей из различных умственных событий. Скандха психических образований упрочивает кармические следы, которые, в свою очередь, порождают привычку держаться за сущность формы, ее признаки и т. д. Из этой склонности рождается скандха формы. Здесь [пять скандх] даны в порядке, соответствующем развитию причинной зависимости. В Абхидхармакоше они перечислены начиная с наиболее загрязненной, или грубой, — скандхи формы, и заканчивая самой тонкой. В <Абхидхарма>коше [287] говорится:
Порядок [соответствует] степени грубости, или загрязненности.
Несмотря на отличия в порядке перечисления, эти два способа изложения не противоречат друг другу. [Когда образовались пять скандх] желание и влечение по отношению к объекту, а также жажда его заполучить служат звеньями, которые придают санскарам способность созидать бытие. Вследствие этого человек рождается, получая новую жизнь [а в заключение претерпевает старость и смерть]. Таким образом в сансаре непрестанно вращается колесо заблуждения.
Колесо [из двенадцати звеньев] приходит в движение из-за того, что человек не узнаёт собственной природы, как это бывает, когда не осознают, что видят сон или иллюзию, созданную магией.
II. 2.3.2.1.3. Как вследствие трех кармических следов проявляется круговорот бытия
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы