Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Двадцать пять элементов порождают сияние и энергию исконной мудрости.



 

Двадцать пять элементов, которые наполняют тело (пять совокуп­ностей по пять), естественно совершенны в теле и порождают сияние и созидательную способность исконной мудрости и т. д. Как говорится в тантре «Самопроявленное ригпа» [315]:

 

В теле человека присутствуют все пять главных элементов.

Пять видов ветров-энергий порождают сияние исконной мудрости.

Пять видов огня порождают созидательную способность исконной мудрости.

Пять видов земли порождают природу исконной мудрости.

Пять видов воды порождают объект исконной мудрости.

Пять видов пространства служат вместилищем исконной мудрости.

 

В этой тантре дается подробное объяснение этих моментов.

Пять видов земли присутствуют [в теле] следующим образом. Всепросветляющая земля сосуществует с ригпа; неизменная и непро­ницаемая земля сосуществует со светочами; драгоценная земля, всеоб­щий источник, сосуществует с измерениями; безграничная земля, про­являющая видимости, сосуществует с дхармадхату и исконной мудро­стью. Земля абсолютного свершения сосуществует с мудростью.

Пять видов воды присутствуют таким образом: неизменяемая вода присутствует во всех каналах; вода ясного, чистого покоя присутствует в каждой кости; вода, увеличивающая качества, присутствует в крови; вода непривязанности присутствует в лимфе, а вода совершенного отсутствия схватывания присутствует в глазах.

Пять видов огня присутствуют так: огонь, наполняющий все, внут­ренне и внешне, присутствует в легких; огонь, освещающий все, внут­ри и снаружи, присутствует в двух глазах и конечностях; огонь, кото­рый повсюду одинаков, присутствует между кожей и плотью; огонь, постигающий внешние и внутренние действия, присутствует в подо­швах обеих стоп; огонь, свершающий внешние и внутренние действия, присутствует в ладонях обеих рук.

Пять ветров-энергий присутствуют так: ветер-энергия, поддер­живающий жизнь, присутствует в канале жизни; ветер-энергия, при­дающий блеск и сияние, присутствует между бровями; ветер-энергия, сосуществующий с огнем, присутствует в животе; всепроникающий ветер-энергия присутствует во всем теле; а безжалостный ветер-энер­гия кармического действия кальпы присутствует между сердцем и сер­дечной оболочкой.

Пять пространств присутствуют так: всепроникающее простран­ство присутствует нераздельно с действующим ригпа; свободное от объектов, ясное и чистое пространство присутствует нераздельно с пятью светами; несмешанное чистое пространство присутствует нераз­дельно с чистым дхармадхату; пространство, символизирующее абсо­лютную [истину, сущность ума], присутствует нераздельно с исконной мудростью [выраженной] в виде знаков — пустых тигле; а освобож­дающее пространство чистых миров присутствует нераздельно с про­явлениями кай и исконных мудростей.

Хотя существуют исчерпывающие учения касательно местополо­жения и функции пяти ветров-энергий, где каждый из них подразде­ляется на пять, здесь они не затрагиваются.

 

II. 2.3.2.2.2.3. Неизменное присутствие основы бытия в состо­янии заблуждения

 

Природа будды наполняет всех живых существ. То, как она себя об­наруживает и проявляется, подразделяют на шесть категорий по пять аспектов в каждой.

 

Каким образом природа будды (основа) повсеместно присутствует в потоке сознания каждого живого существа, пребывающего в состоя­нии заблуждения? В тантре «Зеркало сущности Ваджрасатгвы» [316] говорится:

 

Природа будды присутствует во всех живых существах во всей вселен­ной, как масло наполняет зерна кунжута.

 

В тантре «Груда драгоценностей» [317] говорится:

 

Масло всегда от природы присутствует в семенах горчицы и кунжута. Точно так же природа будды и присущий ей ясный свет проявляются в каждом живом существе, обретающем телесный облик.

 

В коренной тантре «Звук, превосходящий всё» [318] говорится:

 

Исконная мудрость — ригпа присутствует в теле,

Как масло присутствует в кунжутном зерне.

Блеск и сияние тела

Наполнены влагой исконной мудрости.

 

В тантре «Самопроявленное ригпа» [319] говорится:

 

Подлинный ум будды присутствует

В потоке сознания каждого живого существа

Как каи и исконные мудрости.

 

Эти и другие подобные цитаты согласуются с сутрами и тантрами обычных [систем], которые учат окончательному смыслу.

Касаясь этой темы, Лонгчен Рабчжам, Самантабхадра во плоти, используя логические рассуждения и ссылки на священные тексты, опровергает мнения о том, что природа будды [не] обладает силами [будды], а также главными и второстепенными знаками и приметами [пробужденности], и, кроме того, [опровергает мнения] о том, что священные тексты, описывающие природу будды, требуют толкования.

Лонгченпа привел [три] причины, по которым необходимо высоко ценить [учение о природе будды]. 1) Если духовный наставник не покажет природу будды, ее невозможно узнать. Поскольку она обна­руживается благодаря опоре на подлинного учителя, [учение о приро­де будды] необходимо высоко ценить. 2) [Природа будды] — это вопрос, трудный для понимания даже для бодхисаттвы, восходящего по ступеням к просветлению, не говоря уже о людях, сосредоточенных на своем «я». Поскольку природа будды — непостижимая тайна, ве­домая лишь просветленным, [учение о природе будды] необходимо высоко ценить. 3) Поскольку ты ясно постигнешь природу будды, если ее покажет сведущий учитель, а также потому, что она естествен­но проявляется в бардо, [учение о природе будды] необходимо высоко ценить. Лонгченпа всесторонне объяснял эту глубокую и тайную тему [о природе будды]. Чтобы полностью ее понять, необходимо изучать его выдающиеся произведения.

На этом завершается общее объяснение вездесущести основы бытия.

Теперь будут подробно объяснены конкретные особенности [осно­вы бытия]. Способы проявления и облик основы подразделяются на шесть категорий по пять аспектов. В исконной мудрости природы буд­ды изначально присутствуют пять кай, пять ветров-энергий исконной мудрости — ригпа, пять светов, пять качеств семейств [будды], пять ветров-энергий исконной мудрости и пять качеств сущности, природы и энергии. Их изначальное присутствие отмечено нечистыми проявле­ниями: это пять клеш, пять скандх, пять элементов, пять чувств, пять объектов чувств и пять естественных качеств трех врат. В «Жемчуж­ном ожерелье» [320] говорится:

 

Присутствующие в природе [будды]

Пять тел, пять исконных мудростей,

Пять светов и пять их цветов,

Пять качеств, пять ветров-энергий исконной мудрости,

Пять сущностей, пять природ

И пять энергий наполняют всех [существ].

 

Если объяснить это подробнее, то исконные мудрости — ригпа, из­начально присутствующие как пять кай, ныне проявляются как пять скандх[321]. При этом природа ригпа и дхармадхату проявляется как самосовершенный образ Будды Вайрочаны (Всеозаряющего). Неиз­менная [природа ригпа] — это Будда Акшобхья (Неколебимый). Сокровищница драгоценных качеств [ригпа] — это Будда Ратнасам-бхава (Источник Драгоценностей). Безграничный свет [ригпа] — это Будда Амитабха (Безмерный Свет). [Ригпа] — изначальное просвет­ление — это Будда Амогхасиддхи (Исполненное Смысла Свершение).

Пять исконных мудростей тоже присутствуют изначально, а ныне проявляются как пять клеш [322] Каи, миры и другие явления, естественно проявляющиеся в состоянии ригпа, — это зерцалоподобная исконная мудрость. Равенство всего в ригпа — это исконная мудрость равенства. Отличные друг от друга проявления [кай и миров] — это исконная мудрость различения. Сами собой изначально присутствующие [каи и миры] — это исконная мудрость свершения. То, что в дхармате все они обладают единым вкусом, — это исконная мудрость дхармадхату.

Из пяти светов возникают пять элементов [323]. Незапятнанное риг­па [присутствует как] белый свет; совершенное во всех качествах риг­па [присутствует как] желтый свет; ригпа — единство [всех качеств присутствует как] красный свет; ригпа — свершение всего без усилий [пребывает как] зеленый свет; а неизменное ригпа [пребывает как] синий свет. Эти [света] в своем чистом аспекте суть пять супруг.

Пять семейств будд являют себя как пять чувств (которые указуют их присутствие).[324] Исконная мудрость непостижимым образом осу­ществляется в природе таковости и тем самым становится нераздельной с дхармадхату. Их нераздельность — это семейство Татхагата. Неиз­меняемое [ригпа] — это семейство Ваджра. Полнота его качеств — это семейство Ратна. Его незапятнанность кармическими действиями и клешами — это семейство Падма. Его завершенность в просветлен­ных деяниях или волшебной игре ригпа — это семейство Карма.

Пять ветров-энергий связаны с пятью объектами чувств. [Ригпа] связанное с теплотой исконной мудрости — это ветер-энергия, сосу­ществующий с огнем. [Ригпа] служащее опорой возникновения круговорота бытия [когда ее природа не понята] и нирваны [когда ее природа понята] — это ветер-энергия, поддерживающий жизнь. [Ригпа] различающее разные видимости — это ветер-энергия, отделяющий очищенную сущность от неочищенной. [Ригпа] наполняющее все, от круговорота бытия до нирваны, — это всепроникающий ве­тер-энергия. Когда ригпа становится реальным, [ригпа] заставляющее круговорот бытия становиться опорой освобождения в состоянии нир­ваны — это безжалостный ветер-энергия кармических действий. Эти ветры не относятся к тем, что связаны с движениями [ригпа], но на­зываются [ветрами-энергиями] применительно к тому или иному ас­пекту [ригпа] и потому являются ветрами исконной мудрости — ригпа.

Пять качеств, или пять прозрений, [изначально присутствуют] и проявляются как совокупности из пяти естественных качеств трех врат. [Ригпа] различающее опору возникновения сансары и опору возникновения нирваны называется «различающим прозрением». [Ригпа] единое в текущем осознании — это «постигающее прозре­ние». Ригпа, не отходящее от самого себя, — это «вездесущее про­зрение». Присутствие [ригпа], когда ригпа становится реальным, — это «главенствующее прозрение». Противоположное [последнему] [ригпа, которое] пресекает как круговорот бытия, так и нирвану, — это «освобождающее прозрение». Поскольку эти прозрения есть не что иное, как ригпа, их называют саморожденной исконной мудрос­тью, потому что они не представляют собой аналитического различе­ния, но принадлежат к исконной мудрости-ригпа.

Если бы эти шесть [совокупностей] не присутствовали в самом ригпа — основе бытия, — их бы не было в непосредственно наблю­даемых теле и уме. Если бы они не присутствовали в этих [теле и уме], то не присутствовали бы в качестве внешних объектов, предста­ющих перед умом. Если бы они не присутствовали в ригпа, то похо­дили бы на отражающееся в зеркале лицо сына бесплодной женщины: его лица не может быть видно, потому что у него нет лица, а лица у него нет, потому что он не существует. То, что предстает как явление, возникает вследствие его присутствия в теле и уме, который [в свою очередь] возникает оттого, что тоже присутствует в ригпа. Это все равно, что сказать: поскольку у Девадатты есть голова, у него есть и лицо, которое можно увидеть в зеркале. Касательно этого в «Царе Всетворящем» [325] говорится:

 

Проявление всего — это мое [326] бытие,

Возникновение всего — это моя реальность;

Во всей вселенной

Нет ни одного явления, которое не было бы мной.

 

Из тантры «Груда драгоценностей» [327]:

 

Все проявления возникают,

Как лицо в зеркале.

 

II. 2.3.2.2.2.4. Дополнительное объяснение места пребывания ис­конной мудрости и конца заблуждения из-за [воспринимаемых] объектов

 

Ригпа пребывает в середине сердца и покоится на трех дворцах. Высшие жизненные сущности пребывают в четырех вратах ясного света. Два глаза — это врата проявления внешней ясности. [Благо­даря опоре на] объекты и применению ключевых средств, заблуж­дение прекращается и ты без усилий попадаешь в исконное место свободы.

Ум будды (т. е. исконная мудрость — ригпа) присутствует нераздель­но с иллюзорным проявлением материального тела. Благодать этого присутствия — проявление исконной мудрости — возникает в такой последовательности: ее истинное местопребывание — середина благо­го узла (шриватса) в драгоценности сердца; ее излучения присут­ствуют в сияющем дворце раковины (бхенза), во дворце глаз, которые видят, и во дворце каналов, которые вызывают движение. В тантре «Звук, превосходящий всё» [328] говорится:

 

Во дворце драгоценности сердца

Пребывает составная драгоценность с восемью гранями, вратами;

Пять исконных мудростей и пять кай,

Пять ветров-энергий и пять каналов сознания —

Все кратно пяти.

 

И далее:

 

В голове, сердце и каналах

Присутствует таковость — несозданная чистота.

 

В тантре «Звук, превосходящий всё» и других священных текстах этот вопрос объясняется подробно.

Сущность ригпа пребывает как каи, подобно статуе в сосуде. При­рода ригпа пребывает как свет, подобно пламени в сосуде. Энергия ригпа пребывает как свет, подобно лучам солнца. Четыре входа, кото­рые становятся четырьмя каналами, отходят от ясного света сердца. Великий золотой хрустальный канал (каты) служит опорой для воз­никновения видения ясного света. Канал «белая шелковая нить» слу­жит опорой для восприятия внешних объектов. Тонко закрученный канал служит опорой для самовозникновения [ригпа]. Хрустальный трубчатый канал служит опорой для самопроявления [ригпа]. Пустой канал врожденной свободы, который впадает в небесные врата на ма­кушке, служит опорой для измерений цепочек [света] [329].

Эти пять внутренних каналов вместе взятые суть сияния пяти ис­конных мудростей. Поскольку они естественным образом служат опо­рами, то обнаруживают и усиливают четыре светоча. Тигле ясного све­та движутся по четырем каналам света, и благодаря этому развивается ясный свет: в высшем исходном тигле, которое движется по великому золотому хрустальному каналу, присутствует и находит опору в сердце воплощение трех аспектов (сущности, природы и энергии). В жизнен­ном тигле высшего пути, которое движется по каналу белой шелковой нити с правой стороны [тела], присутствуют четыре светоча, главным образом, водяной светоч. В высшем вершинном тигле, которое дви­жется по тонко закрученному каналу с левой стороны, присутствуют различные видения возрастающего переживания созерцания. В хрус­тальном трубчатом канале как основа для проявления внутренней яс­ности присутствует опора для видения достижения вершины [ригпа]. В пустом канале врожденной свободы присутствуют измерения нераз­рушимых цепочек света.

Вратами, через которые видения исконной мудрости распространя­ются наружу, служат два глаза. А именно: через правый глаз прояв­ляются как природа видений светоч далеко идущих [т. е. глаз] и светоч саморожденной исконной мудрости; это исконная мудрость-средство, которая постигает относительное [воззрение]. Через левый глаз про­являются как природа пустоты светоч пустоты-тигле и светоч чистого пространства [ригпа]; это исконная мудрость-прозрение, которая по­стигает абсолютное [воззрение]. В центре [тела] через головное отвер­стие на макушке проявляется как тигле [света, расположенные] яруса­ми, измерение цепочек [света] свободного от понятий ригпа.

Опираясь на то, что объяснялось выше, упражняешься в ключе­вых позах тела [330], разновидностях взгляда [331] и методах дыхания, де­лая своими мишенями внешние и внутренние объекты. [332] Благодаря практике йоги светоносного [медитативного погружения] в качестве пути, иллюзорные видимости исчерпываются [в основе бытия]. Без усилий прибываешь в тайную пещеру сокровищ, исконное место сво­боды, изначальную чистоту, и тем самым обретаешь освобождение — эта свобода возникает из естественного [состояния] дхарматы.

СТРУКТУРА ТЕКСТА

Введение

I. Заглавие коренного текста

1.1. Заглавие

1.2. Смысл заглавия

I. 2.1. Буквальный смысл заглавия

I. 2.2. Пять необходимых сведений

I. 2.3. Стиль комментария «Безбрежный океан знания»

1.3. Устранение сомнений относительно заглавия

II. Выражение почтения

II.1. Выражение почтения достославному учителю

II.1.1. Тема

II. 1.2. Смысл слов, выражающих почтение

II. 2. Выражение почтения Владыке Мудрецов

II. 3. Хвала и мольба об исполнении желаний, обращенная ко Льву Речи

II.4. Поклонение своему учителю и линии преемственности

III. Решимость автора завершить этот труд

III. 1. Главное изложение

III. 2. Дополнительное изложение четырех составляющих, необходи­мых для написания трактата


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь