Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что следует делать, во времена смут и когда нет халифа. (Два хадиса и шарх к ним).
Однажды Хузайфу (да будет доволен им Аллах) спросили: «Какая смута является наихудшей?» Он ответил: "Когда перед тобой добро и зло, и ты не знаешь что из них лучше совершить!” Ибн ‘Абдуль-Барр в "аль-Исти’аб” 1/335, Ибн аль-Асир в "Асад аль-гъаба” 1/468.
Хузайфа рассказывал: Обычно люди спрашивали посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о благом, а я спрашивал его о плохом, опасаясь, что оно постигнет меня. Я сказал: "О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам благо, но придет ли после этого блага зло?" Он сказал: «Да». Тогда я спросил: "А придет ли после этого зла благо?" Он сказал: «Да, но к нему будет примешано и зло». Я спросил: "В чем же это будет заключаться?" Он сказал: «Появятся люди, которые станут руководить другими не так, как это делаю я, а вы увидите их дела и не одобрите их». Я спросил: "А придет ли после этого блага зло?" Он сказал: «Да, призывающие людей к вратам Ада, и того, кто ответит на их призыв, они бросят в Огонь!» Я попросил: "О посланник Аллаха, опиши их нам". Он сказал: «Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке». Я спросил: "Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?" Он сказал: «Не расставайся с аль-джама’а мусульман и правителем». Я спросил: "А если не застану ни аль-джама’а, ни правителя?!" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда отстраняйся от всех этих групп, даже если придется тебе для этого вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придет к тебе смерть!»” аль-Бухари 3606, Муслим 1847.
В версии этого хадиса, что приводит имам ат-Табарани сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты увидишь халифа, то следуй за ним, даже если он будет бить тебя по спине! Если же не будет халифа, то беги!» См. "Фатхуль-Бари” 14/321.
А в версии хадиса, что приводит имам Ибн Маджах сказано: «И для тебя лучше умереть, чем последовать за кем-либо из них!» См. "Фатхуль-Бари” 14/322.
Имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе, в которой привел этот хадис, следующим образом: «Как обстоит дело, когда не будет аль-джама’а?»
Хафиз Ибн Хаджар сказал в отношении этих слов: "Т.е. что следует делать мусульманину в такое время, когда разногласия, и когда нет единства вокруг одного халифа”. См. "Фатхуль-Бари” 14/321.
Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: "В этой главе упоминается о том, что следует делать мусульманину во время разногласий и фитны, если не будет или если он не найдет аль-джама’а, которые собрались вокруг халифа? Если начнутся разногласия и не будет халифа, то что следует делать мусульманину пока не будет единства вокруг халифа? Хадис данной главы разъяснил это, что в таком случае ему следует остерегаться всех людей, даже если ему придется держаться за корень дерева, пока его не застигнет смерть! И поступить так для него лучше, чем войти в группу, у которой нет правителя, остерегаясь их, чтобы избежать порчи обстановки, противоречивых страстей по причине различных взглядов”. См «‘Умдатуль-къари» 24/288.
Имам аль-Байдауи сказал: "Смысл хадиса в том, что если на земле не будет халифа, то тебе следует уединяться и проявлять терпение в это тяжелое время!”
Имам ат-Табари сказал: "В этом хадисе указание на то, что когда у людей не будет правителя и люди разделяться на партии – не следовать ни за кем из них и отстраняться от всех, если есть такая возможность, чтобы не попасть во зло!” См. "Фатхуль-Бари” 14/323.
Имам Ибн Батталь сказал: "Если у мусульман не будет правителя, и они разделяться на группы, то уаджибом является отстраняться от всех их, следуя тому, что повелел пророк (мир ему и благословение Аллаха)!” См. "Шарх Сахих аль-Бухари” 10/36.
Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби в отношении слов: «отстраняйся от всех этих групп» сказал: "Это указывает на веление уединяться во время смут, и это веление носит обязательный характер, так как невозможно будет спасти свою религию кроме как таким способом! И это отстранение от групп будет поклонением из-за отказа входить в ряды тех, чье правление не полноценное по причине разрозненности”. См. "аль-Муфхим” 4/58.
Шейх аль-Альбани об этом хадисе сказал: "В этом хадисе указание на то, что если мусульманин застанет такое положение, упомянутое в хадисе, то он не должен входить в какую-либо партию и быть с каким-либо джама’атом или группой до тех пор, пока не будет аль-джама’а во главе с правителем, которому дали присягу!” См. "ад-Дауа иля-Ллах” 98.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: "Т.е. остерегайся тех, кто будет призывать на себя правление. И в этом хадисе указание на обязательность (уаджиб) отстраняться от всяких течении и политических групп”. См. "Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 3/260.
Обратите внимание на этот великий хадис и слова ученых к нему, о мусульмане!
И это не единственный хадис на подобные случаи: ‘АбдуЛлах ибн ‘Амр рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о фитне и сказал: «Когда вы увидите, что люди нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сплел пальцы. Тогда ‘АбдуЛлах встал, подошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: "Что же мне делать в такое время?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пребывай в своем доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь и оставь то, что порицаешь. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела!» Ахмад 2/212, Абу Дауд 4342, Ибн Маджах 3957, аль-Хаким 4/525. Достоверность этого хадиса подтвердили аль-Хаким, аль-Мунзири, аль-‘Иракъи, аз-Захаби, аль-Мунауи, Ахмад Шакир, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.
О мусульмане! Обратите внимание на эти веления посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время смут и в частности на веление оставить всеобщие дела!
Имам аль-Мунауи в комментарии к одной из версий этого хадиса сказал: «Слова: «Когда ты увидишь людей» т.е. когда ты застанешь их.
«договора которых придут в расстройство» т.е. будут запутаны и придут в беспорядок, ослабнет их религиозность и надежность (в выполнении своих обязанностей, перед Аллахом и перед людьми).
Договор – это клятва, безопасность, долг (ответственность), охрана и забота того, что нельзя нарушать.
«Утратят надежность», верность – противоположность предательству.
«после чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сплел пальцы», то есть люди смешаются, и придет в замешательство их религия, так, что невозможно будет отличить надежного от предателя, праведного от нечестивца.
«Пребывай в своем доме», т.е. отдались от всех людей и скройся от них, кроме тех случаев, когда в этом есть необходимость.
«придерживай свой язык», т.е. оберегай его и следи за ним, и пусть с него не сходит, ничего кроме того, что принесет тебе пользу. Или же (смысл этих слов): Удерживай свой язык от того, что тебя не касается.
Язык был выделен среди прочих органов, потому что все органы подчиняются ему, если он будет правильным, то и все остальные органы будут в порядке, если же он искривиться, то и все органы искривятся.
«совершай то, что знаешь» из положений религии. То есть, совершай то, относительно чего у тебя есть знание, что это истина, из того, что принесет тебе пользу в мирской и в последней жизни.
«оставь то, что порицаешь» из того, что совершают люди, противоречащее шариату, и посмотри своим сердцем на то, как Аллах управляет ими. Поистине, Он распределил между людьми благие нравственные качества, также как распределил между ними их пропитание (удел), и если бы Он пожелал, то сотворил бы их по одному образу и подобию. И посему будь бдителен к тому, как Всевышний управляет между ними, и если ты увидишь ослушание Аллаху, которое Он отвел от тебя стороной, то воздай хвалу Аллаху. Мягко, с терпением и спокойствием призывай к благому и удерживай от порицаемого, и если от тебя примут наставление, то воздай хвалу Аллаху, а если же ты не делаешь этого, то проси у Него прощения, за это упущение
«и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).
«заботься прежде всего о себе», занимайся тем, что касается тебя и держись своей религии, оставь людей и не следуй за ними.
«оставив всеобщие дела», т.е. оставь всех людей. И если наиболее вероятно, что твое порицание не изменит порицаемое из-за того, что оно охватило всех, или же по причине господства совершающего это порицаемое, или ты боишься за себя, то ты из тех, кто может оставить изменение порицаемого, и выражая порицание только сердцем! И в этом облегчение в обязательности изменения порицаемого во времена, когда увеличится число наихудших людей и уменьшится число благочестивых!” См. "Файдуль-Къадир” 626.
Вопрос: Имеется ли в виду наше время в словах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, когда один сподвижник спросил его: «Что мне делать, когда преумножатся фитна и разногласия?», на что он ответил: «Отстранись от людей и сиди дома». В «ас-Сахихе», книга «Смуты», глава «Положение, когда нет халифа» есть хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал отдалиться от людей, когда настанут бедствия. Он сказал: «Даже если вам придется вцепиться зубами в корень дерева». Надеемся, что вы проясните этот хадис и слова ученых об этом.
Ответ: Хвала Аллаху. В двух «Сахихах» (аль-Бухари и Муслима) и других книгах (текст хадиса принадлежит аль-Бухари) приводится хадис Абу Идриса аль-Хавляни о том, что он слышал, как Хузейфа бин аль-Йаман говорил: «Люди спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о хорошем, а я спрашивал его о плохом, боясь, что оно постигнет меня. Однажды я спросил: «О, посланник Аллаха! Мы находились в Невежестве (Джахилийа) и зле, а Аллах явил нам это добро (т.е. Ислам). Будет ли еще зло после этого добра?»… Он ответил: «Да, и в нем будет дым». Я спросил: «Что это за дым?». Он ответил: «Люди, ведомые другим руководством, нежели мое. Ты будешь признавать часть этого, и отвергать другую часть». Я спросил: «А будет ли после этого добра какое-либо зло?» Он ответил: «Да. Будут люди, призывающие у врат Ада, и тот, кто ответит на их призыв, будет брошен туда (т.е. в Ад)». Я спросил: «О, посланник Аллаха! Опиши их нам». Он сказал: «Они будут из нас, и говорящими на нашем языке». Я спросил: «Как мне поступить, если я застану это время?» Он сказал: «Придерживайся джамаата мусульман и их имама». Я спросил: «А если у них не будет джамаата и имама?» Он сказал: «Отстранись от всех групп, даже если придется вцепиться зубами в корень дерева, и тебя настигнет смерть в этом положении».
Здесь не имеется в виду конкретно наше время. Этот хадис касается каждого времени и места, начиная с эпохи сподвижников, да будет доволен ими Аллах, времени фитны и восстания против Усмана, да будет доволен им Аллах.
Что касается смысла отстранения от людей во время разделений, то аль-Хьафиз Ибн Хьаджар в «Фатхь аль-Бари» передал, что ат-Табари сказал: «Когда у людей не будет имама, и они разделятся на партии и секты, не присоединяйся ни к одной из них и отдались по возможности от всех, чтобы не попасть во зло. А если есть группа, придерживающаяся Истины, присоединись к ней, чтобы увеличить ее численность и помочь в благих делах, поскольку в этом случае эта группа является джамаатом мусульман для этого человека в этом месте.
И Аллах наделяет успехом. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухьаммада, его семью и сподвижников. Источник: «Фатава аль-Ладжна ад-Даима» (3/95).
Сообщается от Ибн Сирина, что Са’ду ибн Аби Уаккъасу было сказано: «Почему ты не сражаешься? Ведь ты из людей “шуры” (совета) и ты больше других должен принимать в этом деле участие». [Речь идет о смуте между мусульманами]. Он ответил: «Я не буду сражаться, пока вы не дадите мне меч с двумя глазами, с языком и с губами, который мог бы распознать неверного от верующего. Я вел джихад и я знаю, что такое джихад». (аль-Хаким 8370).
Шейх ‘Абдур-Раззакъ аль-Бадр пишет: «Он сказал это, да будет доволен им Аллах, будучи одним из десяти (при жизни) обрадованных Раем, боясь за себя, что он прольет запретную кровь. Какое же (скверное) преступление совершают те, кто сбрасывает ракеты на женщин и детей, по причине чего проливается кровь и гибнут люди! У Аллаха просим о помощи». См. al-badr.net/muqolat/2615
Передано от Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Перед наступлением Судного часа будут времена испытаний и смут, подобные мрачной ночи»
[То есть они будут ужасны, распространены повсюду и продолжительны (См. «Аун аль-Ма‘буд», 9/297)]. «Человек, который ещё утром являлся верующим, к вечеру станет неверным. А человек, который ещё вечером был неверным, к утру станет верующим».
[То есть люди часто будут переходить от одного положения в другое: от веры к неверию, от Сунны к нововведениям, от верности к предательству…].
«Тогда спящий будет лучше того, кто лежит, а лежачий будет лучше того, кто сидит. Сидячий же будет лучше того, кто стоит, который в свою очередь лучше идущего, а идущий — лучше бегущего».
[Согласно очевидному смыслу здесь имеются в виду те, кто участвовал в каких-либо делах, связанных с конфликтами, восстаниями… Одни из них хуже других. Самое порочную степень в такой ситуации занимает тот, кто бежит, являясь поводом для разжигания смуты. Дальше следует идущий, который реализует причины конфликтов, затем — стоящий, принимающий непосредственное участие в них, затем — сидящий, который наблюдает, но не сражается, затем — лежащий, который не наблюдает и не участвует, (но проявляет интерес), затем — спящий, который абсолютно отдаляется от смуты, однако одобряет её…». См. «Фатх аль-Бари», 20/86].
«И кто обратиться к этим смутам (примет участие в конфликтах…), того они вовлекут (в пучину своего зла и погубят). Все сражающиеся в той смуте — в Огне».
[Они (заслуживают быть) из числа (временных) обитателей Ада, поскольку не стремились этими вооружёнными действиями возвысить религию единобожия или удержать притеснителя, или поддержать мусульман, которые на истине. Нет, они хотели лишь проявить несправедливость и вражду, завладеть богатствами и властью. См. «аль-Миркат», «Аун аль-маабуд», 9/296].
«Некий человек спросил: „О посланник Аллаха, когда произойдёт это?“.
Он ответил: «Это произойдёт в неспокойные времена (искушений и смут)».
Тот спросил: «А когда наступят неспокойные времена?».
Он ответил: «Тогда, когда человек не будет соблюдать надёжность к своему товарищу (то есть он притеснит его или станет поводом для этого)».
(Присутствующие сподвижники) спросили: «Что ты велишь нам делать (если мы застанем их), о посланник Аллаха?».
Он ответил: «Если придёт время смуты или она случится, то пусть тот, у кого есть верблюды, находится с ними (в отдалённых от конфликтов местностях, питаясь молоком), а тот, у кого есть овцы (козы), пусть находится с ними, и тот, кто обладает землёй, пусть будет на ней».
Один человек спросил: «О посланник Аллаха, а что делать тому, у кого нет ни верблюдов, ни овец, ни земли?».
«Поломайте свой лук, разорвите свою тетиву и разбейте свой меч о камень, и неотлучно пребывайте в своих домах». В другой версии: «Будьте в своих домах словно покрывало (на верблюде)!» — ответил он.
[Другими словами, находитесь в своих домах и соблюдайте молчание для того, чтобы не ввергнуть себя в конфликт, из-за которого вы лишитесь своих религиозных благ. См. «Аун аль-Ма‘буд», 9/296].
Кто-то спросил: «О посланник Аллаха, как поступить, если какой-то человек проникнет в мою территорию и попытается меня убить?».
«Войди в свой дом», — ответил он.
Тот снова спросил: «А что если он ворвётся и в мой дом?».
Он ответил: «Войди в мечеть и будь подобен лучшему из двух сыновей Адама»
[То есть сдайся, чтобы стать убитым, как Хабил, а не убийцей, как Кабиль].
Потом Пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) прочитал: «Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров» (5:28).
— «Затем сделай так», Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сжал правой рукой локоть, «и скажи: „Мой Господь (которому я поклоняюсь) — Аллах!“, оставаясь в таком положении до тех пор, пока ты не умрёшь на нём. О Аллах, довёл ли я (до людей истину)? Довёл ли я? Довёл ли я?»».
Кто-то спросил: «О посланник Аллаха, что если меня принудят силой, и после примкнут к одному из двух рядов (воюющих) или к одной из (сражающихся) групп, а позже некий человек ударит меня мечом или же в меня попадёт (выпущенная им) стрела, и он убьёт меня? Какой исход ждёт (его) за такое отношение ко мне?».
Пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) ответил: «Он вернётся с его грехом (за то, что принудил тебя и участвовал в вооружённом конфликте) и с твоим грехом (понесёт бремя твоего сражения с другими) и окажется среди обитателей Огня (то есть будет заслуживать адского наказания)». Хадис достоверный передали аль-Бухари (№ 3406); Мулим (№ 2887); Абу Дауд (№ 4256,4257, 4258, 4259, 4262); ат-Тирмизи (№ 2194, 2204) и Ахмад (№ 4286, 20508). Также см. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 3254).
[Согласно этому хадису, снимается грех с того, кого силой заставили участвовать в вооружённом конфликте. Однако не дозволено убивать других по принуждению. Нет, мусульманин, которого принудили, единогласно совершает грех, убивая не по праву людей. Так, аль-Кадый и другие ученые передали единогласное мнение в этом. Сторонники нашего мазхаба (шафи‘иского) сказали: «Это касается и принуждения к прелюбодеянию. В таком случае не снимается грех, если женщину заставили, а она имела возможность вырваться. Но если её связали, и она не могла защитить себя от насильника, тогда на ней нет греха. И Аллаху лучше ведомо. См. „Шарх ан-Навави“, 9/264].
Ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, написал: «Предшественники разошлись во мнениях относительно характера указания таких текстов из Сунны. Некоторые из них поняли их в общем смысле. Это те, кто совсем отказался участвовать в сражении между мусульманами, например: Са‘д ибн Абу Ваккас, Ибн Умар, Мухаммад ибн Масляма, Абу Бакрата и другие. Они придерживались явных указаний упомянутых и других шариатских текстов.
К тому же среди них было разногласие. Одни из них сказали о необходимости находиться в своих домах, вторые считали, что обязательно вообще уехать с тех территорий, где происходят подобные конфликты. Третьи же сказали: «Если группа людей ополчилась против главы мусульман, не захотела выполнить возложенную на ней обязанность (сложить оружие, оставить все попытки организовать восстание…) и начала войну, то нужно сражаться с ней.
Кроме того, если между двумя группами верующих разгорелись бои, каждый имеющий возможность мусульманин обязан подавить агрессию ошибающейся стороны и оказать поддержку правой стороне». Таково мнение большинства знатоков религии.
Другие ученые упомянули следующую деталь: «Если между двумя группами мусульман происходят любые военные действия, когда у общины (с которой истина) нет главы, в таком случае сражение запрещено. А все хадисы на эту тему и другие подобные сообщения следует понимать именно в этом значении». Таково мнение аль-Аузаи». (См. «Фатх аль-Бари», 20/86).
Ан-Навави, написал (9/269): «Мнения ученых разошлись относительно участия в столкновениях, вызванных смутой. Одни из них сказали: „Нельзя применять оружие во время военных конфликтов среди мусульман. Даже если к человеку ворвутся в дом и захотят убить, ему не дозволенно ответить тем же, защищая себя. Ведь нападающий считает свой поступок допустимым (в Шариате)“. Таково учение сподвижника Абу Бакрата, да будет доволен им Аллах, и других.
Ибн Умар, Имран ибн аль-Хусайн, да будет доволен ими обоими Аллах, и другие сказали: «Мусульманин не участвует в таких конфликтах. Однако если покушаются на его жизнь, он защищает себя».
Эти два учения сходятся в том, что нельзя ввергать себя во все смуты, запретные в Исламе.
Большая часть сподвижников, последователей и большинство исламских ученых сказали: «Обязательно нужно помочь правой стороне во время конфликтов (восстаний…) и выступить вместе с ними против агрессоров и притеснителей, согласно словам Всевышнего Аллаха: „…сражайтесь против той, которая покушается…“. И это правильное мнение. Все хадисы на данную тему применяются к тем, для кого не выявилась истина и правота, либо к двум несправедливым группам, которые не могут обосновать с шариатской точки зрения свои поступки.
Ведь если бы было так, как сказали сторонники первого мнения, то на земле повсеместно выявилось бы нечестие и насилие, а агрессоры, убийцы и беззаконники чинили бы произвол. Аллаху лучше ведомо».
Ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если бы при каждой смуте (мятеже, восстании…) среди мусульман было обязательно избегать её, оставаться в своих домах и ломать мечи, то не смогли бы применить установленное наказание за преступления и отразить ложь, а нечестивцы получили бы возможность свободно совершать запретные деяния, например, грабить, проливать кровь, пленить жён верующих… Такое происходило бы в случае, если бы мусульманам нельзя было воевать с ними, и они должны были бы удерживать свои руки от них, говоря: «Это — смута, и нам запрещено сражаться во время них». Но такое отношение идёт вразрез с шариатским велением наказывать легкомысленных преступников и подавлять их зло». (См. «Фатх аль-Бари», 20/87)].
Да убережет нас Аллах от многобожия, лицемерия, сомнений, страстей, новшеств, ереси, трудностей, дурных нравственных качеств и злого исхода! Амин! [Конец примечания].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 3251; Нарушение авторского права страницы