Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гипноз, отношение, трансфер (продолжение).



Неоспоримо, что понятие трансфера значительно обогащалось по мере развития психоанализа. Вначале он рассматривался, в сущности, в связи с эдиповой фа­зой. Под влиянием, в частности, английской школы и американских психоаналитиков (Мелани Клайн, Гринейкр, Якобсон, Винникотт и др.) стали все при­стальнее изучаться более ранние фазы развития. Под­черкивалось значение отношения к матери, нарциссизм, то есть формы коммуникации, предполагающие извест­ную недифференцированность индивида и окружающей среды.

Внесут ли эти исследования новый вклад в понима­ние гипноза? Возможно, они смогут пролить свет на некоторые его аспекты, но, думается нам, вряд ли им удастся определить то, что составляет специфику гип­ноза.

Трансфер действительно включает некое третье лицо. Он предполагает известный опыт пережитого, завязывание клубка фантазматических и символичес­ких представлений. Возникает вопрос, не восходят ли отношения, складывающиеся в гипнозе, к отношениям гораздо более архаическим, строго «дуальным», «до-предметным» (pre-objectale). Мы имеем в виду исход­ное биологическое состояние, уходящее корнями в жи­вотный мир, состояние, в котором коммуникация осу­ществляется на чисто аффективном уровне, еще не свя­занном с образным содержанием. Такая зачаточная способность к установлению отношений соответствова­ла бы тому, что этологи называют «запечатлением». На этой стадии развития дифференциация между пси­хическим и соматическим у человека исчезает: содер­жание психических явлений становится физиологичес­кой реальностью.

Процесс совершается так, словно в определенный момент происходит щелчок, который приводит в дей­ствие у субъекта автоматическое поведение, регрессию к наиболее ранним фазам развития. Какие же элементы лежат в основе такой перестройки при гипнозе? Это, как мы видели, разрыв связей с окружающей средой, и в частности — в плане отношений — разрыв структур, обычно управляющих коммуникацией между людьми. В ходе погружения в гипноз гипнотизируемый оказыва­ется в положении, когда он не может отвечать и поэтому теряет в каком-то смысле свое место в символическом обмене. Поведение загипнотизированного можно, таким образом, определить как реакцию адаптации к необыч­ной ситуации.

Находясь под гипнозом, человек как бы отступает к более примитивным формам коммуникации, к «чисто аффективному» регистру, соответствующему функциям наиболее архаических структур нервной системы, палеокортекса. Речь, стало быть, идет о врожденной ис­ходной потенциальной способности к установлению от­ношений, составляющей некую как бы незаполненную матрицу, в которую в ходе дальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений. И действительно, у человека это исходное отноше­ние никогда не проявляется в чистом виде. По мере развития индивида появляются все более сложные предметные связи. Можно поэтому сказать, что отноше­ние существует в двух различных планах: в одном оно врожденное, в другом — приобретенное. Трансфер воз­никает на втором уровне, усиливая — или тормозя — врожденную гипнабельность. Иными словами, перенос не объясняет гипнабельность, а скорее объясняет ее отсутствие.

На особый характер гипнотического отношения указывал Фрейд в одной из последних своих работ, посвященных гипнозу: «Коллективная психология и анализ человеческого “я”» (1921). Он подчеркивал, что гипноз является загадочным феноменом, главная черта которого заключается в том, что Фрейд называет «чистотой либидинозных установок» («Reinheit der Libidoeinstellungen»), в существовании «состояния влюб­ленности без прямой сексуальной направленности» (там же, с. 148). Из дальнейшего текста явствует, что речь идет о врожденной способности, предшествующей какому бы то ни было отношению к объекту. Фрейд вы­сказывает гипотезу, согласно которой гипноз является восстановлением состояния, некогда реально пережи­того, включенного в филогенетическое наследие: оно воспроизводит первобытное отношение к «отцу», каким это отношение сложилось в период зарождения челове­ческой семьи. Такая гипотеза опирается на более чем спорные исторические и научные предпосылки, но она показывает, что Фрейд признавал специфичность отно­шений в гипнозе. В той же работе он говорит о связи между гипнозом у людей и у животных. Этот момент подчеркивают также Шильдер (1922, Schilder, Kauders, 1926) и Павлов (1921).

Внимательное чтение работы Фрейда показывает, что эти утверждения касаются не только гипноза, но и феномена внушения в целом. В упомянутой работе Фрейд пытается определить «коллективную душу», то есть природу психологической связи, которая скреп­ляет человеческое сообщество. Наиболее предпочти­тельную модель он видит в том; что он называет «тол­пой» и описывает как совокупность индивидов, объеди­ненных между собой посредством сходного для всех отношения, связывающего их с личностью «главы», иначе говоря с «отцом». Такое определение социальной жизни выглядит несколько суммарно и схематично, но для нас это несущественно. Нам важно отметить, что затронутый вопрос привел Фрейда к долгим раздумьям о природе идентификации, любви и гипноза. Он опреде­ляет гипноз как «толпу из двоих», в которой гипноти­зируемый связан с гипнотизером отношением иденти­фикации, сходным с отношением, связывающим членов толпы с личностью «главы». Вот почему, пишет Фрейд, «гипноз без труда раскрыл бы перед нами загадку либидинозной сущности толпы, если бы он сам не скрывал в себе черты, ускользающие пока от всякого рационального истолкования» (1921). Таким образом, загадка гипноза отчетливо уподоблена загад­ке, окружающей самый принцип любой внушаемости: той «первичной идентификации», которая является условием всякой жизни в сфере отношений и всякой психотерапии.

36.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь