Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ерапевтические применения гипноза и споры советских специалистов.
Лечебные свойства «чистого» гипноза известны, впрочем, с античной эпохи. Их можно объяснять по-разному. Так, например, советские специалисты считают, что гипноз является частичным сном, корковым торможением, которое, как и полный сон, оказывает лечебное и действие. Этот вопрос широко дебатируется в настоящее время в СССР. Споры ведутся по следующему вопросу: является ли гипноз патогенетической (воздействующей на причины заболевания) или симптоматической (воздействующей только па симптомы) терапией. Оба взгляда имеют своих сторонников, которые ссылаются на И.П. Павлова. Мы не будем здесь детально излагать физиологические метафоры, к которым прибегают разные авторы, и ограничимся несколькими примерами. Рожнов и Бурно (1976) из Москвы придерживаются первой (патогенетической) точки зрения и полагают, что гипноз иредставля-61 собой искусственно вызванное «защитное торможение», позволяющее больному преодолевать трудные ситуации. Харьковский специалист Аптер (1976), приверженец симптоматической теории, считает, напротив, что активным агентом гипноза является внушение, которое представляет собой процесс коркового возбуждения. В действительности же нейрофизиологические основы гипноза совершенно неведомы нам, и Аптер сам признает, что Павлов высказывался очень сдержанно по поводу наших знаний о нейрофизиологии нервной системы. «Здесь,— писал Павлов,— гора неизвестного явно надолго останется безмерно больше кусочков отторгнутого, познанного» (Павлов, 1951). Новым фактором в этом споре является то, что исследователи начинают применять язык психологии. Так, Рожнов и Бурно (1976) параллельное физиологической терминологией определяют гипноз как благодетельную бессознательную психологическую по своей природе защиту, которая сама по себе является лечением. Аптер (1976) возражает: по его мнению, существует не лечение гипнозом, а психотерапия посредством внушения под гипнозом. Воздействие гипноза остается симптоматическим и ограниченным. Аптер (1979) указывает даже на опасность, связанную с частым погружением больного в глубокий гипноз. (Это предостережение является новостью; возможно, в нем отражается сопротивление, возникшее в связи с тем, что прежняя, создававшая успокоенность физиологическая трактовка гипноза стала вызывать сомнения.) Гипноз все больше отходит на положение «малой психотерапии» и не сопровождается никакой перестройкой личности. Для этого требуется «большая психотерапия». В этой связи Аптер ссылается на К. И. Платонова (1962), согласно которому большая психотерапия включает в себя «психоанализ, метод убеждения по Дюбуа и перевоспитание личности». Какое странное объединение! Упоминание о психоанализе, по всей вероятности, просто ошибка: мы не нашли этого слова в цитированной работе Платонова. Там есть выражение «глубокий анализ», что соответствует подробной беседе с выяснением анамнестических данных больного, и «гипноанализ», что соответствует катартическому методу, использование которого Платонов рекомендует в исключительных случаях. В целом Платонов стоит на антифрейдистской позиции.) Ленинградский специалист Сакун (1977) поддерживает точку зрения Рожнова и Бурно. Он считает, что гипноз сам по себе обладает лечебными свойствами. Он подчеркивает, что гипноз успешно используется при лечении астмы, гипертонии, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и др. (Однако Аптера (1979) этот довод не убеждает, поскольку психогенный характер этих заболеваний далеко еще не доказан.) И, наконец, Прангишвили, Шерозия и Бассин (1978, II), которые являются философами и психологами, а не психотерапевтами, утверждают со всей определенностью, что как проблема гипноза в целом, так и вопрос отношений между гипнозом и внушением в частности еще совершенно не изучены. Заметим, что в теории психоанализа проблема противопоставления этиологического лечения симптоматическому в гипнозе весьма сложна и пока еще не решена. В заключение скажем, что гипноз доказал свою терапевтическую эффективность во многих областях. Но методы его применения все еще неопределенны и плохо систематизированы. Иначе и быть не может до тех пор, пока для его изучения не будут проведены фундаментальные исследовательские работы. 33. Пноз и истерия. Все явления, вызываемые экспериментально под гипнозом, возникают самопроизвольно при истерии, и наоборот, все симптомы, появляющиеся спонтанно при истерии, могут быть воспроизведены под гипнозом. Естественно, встает вопрос о том, каковы отношения между этими двумя феноменами. В конце XIX в., в эпоху расцвета гипноза, многие исследователи утверждали, что между истерией и гипнозом существует тесная связь. Шарко видел в гипнозе искусственно вызванную истерию. Только истерики обладают гипнабельностью, полагал он. Это положение было отвергнуто после работ Бернгейма, показавшего, что многие люди, не страдающие истерией, обладают гипнабельностью. Современные исследования в известной степени подтвердили точку зрения Бернгейма. Было установлено, что «нормальные» люди лучше поддаются гипнозу, чем невротики. И все же этот вопрос нельзя считать решенным, ибо, как, ссылаясь на Юнга, подчеркивал Ференчи (1909), комплексы, которыми страдают невротики, существуют и у нормальных людей: иными словами, граница между нормой и патологией часто носит лишь количественный характер. Все мы в какой-то мере истерики — и в этом есть своя хорошая сторона. Пример посттравматических неврозов ясно иллюстрирует этот аспект проблемы. Часто спорят о том, что именно играет главную роль в возникновении таких неврозов: внешний фактор, стресс или же конституциональный фактор, благоприятная почва, невротическая предрасположенность (Crocq, 1974). Последняя выступает как определяющий фактор в тех случаях, когда мы имеем дело со слабым или средним по интенсивности стрессом. Но при сильных стрессах даже люди, не имеющие невротической предрасположенности, могут дать истерическую реакцию, которая представляет собой тогда нечто вроде защитного клапана. Кроме того, если нормальные люди более восприимчивы к гипнозу, чем невротики, то среди последних наиболее сильной гипнабельностыо обладают истерики (Gill, Brenman, 1959). Среди сомнамбул отмечается высокий процент истериков. И, наконец, с феноменологической точки зрения существуют общие черты между трансом и состоянием пориомании1, раздвоения личности или истерическим припадком. Установив взаимозависимость этих двух феноменов, попытаемся проанализировать, в чем они сходны и в чем различны. Рассмотрим, например, случай истерического паралича. Этот симптом возникает на почве конфликта, в котором участвуют цензура и вытеснение. Паралич является компромиссным выходом из положения. Этот симптом имеет смысл. Он может обозначать, например, защиту против подавленного желания убийства. Можно сказать, что конфликт находит свое выражение в чем-то вроде частичной амнезии, которая запрещает больному нормально пользоваться своими рефлексами и моторными навыками. Уже Жане (1887) указывал, что истерический паралич является, в сущности, подобием амнезии. Однако, для того чтобы симптом мог реализоваться, должна существовать психо- или нейрофизиологическая структура, механизм «амнезирования», с помощью которого действует вытеснение. Перед нами два процесса: процесс вытеснения и второй процесс, идущий по психофизиологическому пути. Что происходит при реализации паралича или гипнотической анальгезии? Симптом один и тот же. И психо- или нейрофизиологический путь один и тот же. На каким же уровне вступает в действие смысл, вытеснение? Можно предположить, что загипнотизированный в своем желании подчиниться слову гипнотизера использует и психологическом плане механизм вытеснения — или более примитивные защитные механизмы, такие, как отказ, отрицание,— и через физиологический механизм амнезирования устраняет, например, переживание боли. Другие авторы, и в частности Хилгард (1978), не видят необходимости вводить смысловой фактор для истолкования гипнотических явлений и предпочитают ограничиваться описательной стороной феномена, прибегая к понятию диссоциации. Это понятие, введенное Жане, находит подтверждение в современных экспериментальных работах, свидетельствующих об одновременном существовании нескольких систем контроля. Разумеется, пока все это только гипотезы. На наш взгляд, трудно совершенно устранить динамику желания в гипнозе. Хилгард строит свою аргументацию на том, что внушения гипнотизера обычно не способствуют возникновению конфликтов, а стало быть, бесполезно привлекать к объяснению амнезии понятие вытеснения. Это справедливо в первом приближении, однако при этом теряется из виду, что уже сам факт погружения в гипноз и выполнения внушений вовлекает человека в динамику межличностных отношений. Таким образом, между истерией и гипнозом существует принципиальное различие: феномен истерии относится к области невроза, в то время как гипноз — скорее игра, где один симптом может быть произвольно перевоплощен в другой. Так или иначе, и гипноз, и истерия протекают по одним и тем же психофизиологическим путям. И невозможно исследовать проблему истерии, не сталкиваясь с гипнозом. 34. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы